Статья «Интерактивные игровые технологии как эффективное средство познавательного развития детей дошкольного возраста с ЗПР»

4
0
Материал опубликован 15 May 2021

Современный детский сад – это не только современное оснащенное по последнему слову техники здание, это в первую очередь люди – Педагоги!

Сегодня педагог – это не просто человек, обладающий знаниями, это тот, кто идет в ногу со временем, хочет и готов меняться, изучать, повышать свое педагогическое мастерство. Современный педагог ищет различные развивающие методики, проживает их, добавляя частицу своей фантазии, перерабатывает с учетом особенностей детей и активно использует.

Авторитарный педагогический стиль давно остался в прошлом, преимущество отдается демократическим интерактивным технологиям.  

С чем ассоциируется понятие «интерактивный»? Сейчас мы часто слышим его в связи с компьютером, компьютерными играми – интерактивный стол, интерактивная доска. Но это только наша ассоциация.

На самом же деле, интерактивные технологии подразумевают многостороннюю коммуникацию, эффективные методы и способы тесного межличностного взаимодействия на основе диалога, сотрудничества, взаимопонимания. И совершенно не важно будет ли это взаимодействие с компьютером или с человеком.

Что же такое «интерактивные технологии»? Это такой комплекс педагогических методик, цель которых построить образовательный процесс в условиях   эффективного взаимодействия. При этом не будем забывать, что ведущей деятельностью ребенка-дошкольника является игра. Именно в игре происходит познание окружающего мира, его особенностей и закономерностей. Игра позволяет использовать яркие образы, примеры, предметы.

Интерактивные игровые технологии призваны сделать процесс познания не просто взаимосвязанным, но и более увлекательным, творческим, привносят в образовательный процесс мотивационный компонент, развивают речевую активность.

Являясь участником коррекционного процесса и длительное время работая с дошкольниками с задержкой психического развития, я выделила для себя наиболее подходящие технологии, способные сделать работу с особенными детьми интересной и увлекательной, позволяющие стать процессу познавательного развития ненавязчивым, но эффективным.

Интерактивные игры (компьютерные) – это не только средство познавательного развития в детском саду. Они могут применяться в ходе индивидуальной и групповой образовательной деятельности, а также, что немаловажно, использоваться родителями дома. Правильно подобранные игры способствуют закреплению изученного материала, упрочнению полученных знаний. Созданная подборка игр (тщательно отобранных из массы представленных в свободном доступе или разработанных) оказывает помощь родителям в организации занятий в домашних условиях.

Лэпбуки учат ребенка быть самостоятельным, создают условия для саморазвития. Это красочные, яркие папки, содержащие доступный материал по темам, привлекающие внимание детей.

Интерактивный альбом – это альбом с интерактивными страницами, состоящими из игрового поля и подвижных элементов. Каждая тематическая страница позволяет решать несколько задач: обогащение словаря по лексической теме, развитие речевой активности, связной речи при составлении предложений, а также развитие внимания и памяти. При этом сюжет страницы прост, легко воспринимается и запоминается ребенком. Для фиксации подвижных элементов могут быть использованы кнопки или липучки.

Интерактивная тетрадь создается педагогом для конкретной аудитории с учетом возможностей детей. Такая тетрадь требует от ребенка не просто пассивного рассматривания иллюстраций, а проявления активности. Задания подразумевают сочетание познавательного развития и продуктивной деятельности: рисование, вырезывание, приклеивание. А также могут содержать и частично подвижные элементы, например, гармошку, открывающиеся окошки или вращающийся диск.  Такие тетради экономичны, т.к. могут печататься в черно-белом варианте. Прекрасно подходят для домашних заданий.

Интерактивные занятия проходят всегда очень динамично, на одном дыхании. Прекрасно подходят для инсценировки сказок. В ходе таких занятий дети вовлекаются в деятельность без подготовки, принимают на себя роль, сами выбирают необходимые атрибуты, учатся работать в команде, совершенствуют межличностое общение. Цель таких занятий может быть любой, например, знакомство с домашними животными (перевоплощение, имитация походки, повадок, голоса).

Квест - замечательная творческая возможность интересно и оригинально организовать образовательную деятельность. Он приглашает детей отправиться в занимательное путешествие, позволяет окунуться в таинственный мир загадок и приключений, проявить смекалку и настойчивость, почувствовать себя настоящими первооткрывателями и исследователями, а педагогу помогает с лёгкостью реализовать цели и задачи развивающего обучения.

Из множества технологий каждый педагог выбирает для своей работы те, что, по его мнению, будут более эффективны, дадут наивысшие результаты. И только время покажет, насколько это решение станет верным. ​​​​​​​

Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации