Статья «Формирование количественных представлений у детей дошкольного возраста с ЗПР»
Формирование количественных представлений у детей дошкольного возраста с ЗПР.
Работа с детьми по формированию количественных представлений начинается с заданий на подбор и объединение предметов по определенному признаку. Действуя с разнообразными предметами, дети учатся выделять их свойства, группируют их по определенным признакам. При этом у них формируются понятия целого и части и их взаимоотношений: больше, меньше, одинаково, столько же.
Наблюдая за изменением исходного количества, дети приходят к выводу о том, что оно увеличивается, когда предметы добавляют, приносят, дают, кладут и уменьшается, когда их уносят, убирают, роняют, отдают. При этом дошкольники усваивают взаимосвязь действий: когда часть предметов перемещается из одной группы в другую, то в первой группе количество предметов уменьшается, но одновременно увеличивается количество предметов в другой группе.
Особое внимание уделяется сравнению групп предметов без их пересчитывания, способом взаимно-однозначного соотнесения. Для этого дети используют прием наложения либо располагают сравниваемые предметы один под другим, находят пары, лишние или недостающие предметы. Затем они должны научиться сравнивать группы предметов, расположенных «кучками». При сравнении групп предметов, изображенных на рисунке, используется прием образования пар с помощью соединительных линий. При сравнении групп предметов, задаются вопросы: «Чего больше?», «Чего меньше?»
От практических действий с предметами дети переходят к их счету, знакомятся с числами натурального ряда, их названиями, последовательностью. У них формируется понимание связей между числами: каждое следующее число больше предыдущего, а предыдущее – меньше последующего.
Каждое число натурального ряда изучается в следующем порядке: образование числа из предыдущего, обозначение цифрой, сравнение данного числа с предыдущим, состав из отдельных единиц и двух меньших чисел, счет в пределах данного числа.
Знакомство с числами происходит по следующему плану:
Актуализация знаний о предыдущем числе
Получение нового числа путем добавления единицы к известному числу.
Обучение счетной операции. Усвоение значение итогового числа.
Знакомство с цифрой
Соотнесение числа и цифры с количеством
Тренировка произношения речевой конструкции (один, два, три … всего…)
Сравнение числа со смежными числами. Определяется, на сколько предыдущее число меньше последующего и последующее больше предыдущего. Уравнивание численности множеств, путем увеличения или уменьшения на один
Закрепление изученного
По мере изучения чисел, детям предлагается разложить по порядку карточки с цифрами. Затем дается задание под каждой карточкой с цифрой положить соответствующую карточку с кружочками. Опираясь на такую наглядность, дети отвечают на вопросы и выполняют задания:
- Посчитай от 1 до 10
- Посчитай от 10 до 1
- Посчитай от двух до шести (задаются любые границы счета), от семи до четырех
- Какое самое маленькое число?
- Какое здесь самое маленькое число?
- Какие числа больше числа пять?
- Какие числа меньше числа пять?
- Назови соседей числа
- Какое число стоит между числами три и пять?
Выполнять задания необходимо с опорой на числовой ряд. Не обязательно, выполнять все задания на одном занятии, но важно их выполнять регулярно. Системный подход в изучении чисел позволяет добиться понимания их закономерного расположения в числовом ряду, зависимостей между ними.
Для лучшего осознания детьми значения порядкового счета, его постоянно сопоставляют с количественным счетом, чередуя вопросы: «Сколько?», «Какой по счету?»
В процессе упражнений в порядковом счете дети:
Определяют место предмета среди других («Сколько всего кубиков?», «Какой по счету синий кубик?», «Какого цвета пятый кубик?»)
Находят предмет по его порядковому номеру («Замени шестой синий кружок - красным»)
Располагают предметы в указанном порядке и одновременно определяют пространственные отношения между ними: впереди, после, за, между («Расставь игрушки так, чтобы первой была матрешка, второй – неваляшка и т.д. Поставь куклу между мишкой и зайцем»). Задают вопросы: «Какая по счету кукла? А мишка? Кто стоит перед неваляшкой? Которая по счету неваляшка?»
Закрашивают предметы или геометрические фигуры в указанном порядке («Синим карандашом раскрась второй и пятый кружки»)
Находят место в строю, перестраиваются по указанию педагога.
Используемая литература:
Баряева, Л.Б. Формирование элементарных математических
представлений у дошкольников (с проблемами в развитии): Учебнометодическое пособие. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена; Изд-во
«СОЮЗ», 2002.
Калинченко А. В. Обучение математике детей дошкольного возраста с нарушением речи: метод, пособие / А. В. Калинченко. — М.: Айрис-пресс, 2005.— 224 с.
Шевченко, С.Г. Подготовка к школе детей с задержкой психического
развития. – М., 2017.