12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Наталья Павлинич101

Родительское собрание по теме

«Профилактика вредных привычек у младших школьников»

Цель: объединить усилия семьи и школы в профилактике вредных привычек у младших школьников

План

Возрастные особенности и психологические факторы, способные спровоцировать риск раннего приобщения детей к одурманивающим веществам

Роль семьи в профилактике вредных привычек у детей

Обмен опытом, рекомендации родителям

Здоровье человека – бесценный дар природы. Оно обеспечивает нам возможность вести полноценную жизнь во всех её проявлениях. Разрушить здоровье легко, купить невозможно.

Классный руководитель предлагает родителям обсудить следующую ситуацию: «Семья собралась за праздничным столом. Бокалы и рюмки наполняются различными напитками, кто-то произносит тост, все приподнимаются, чтобы соприкоснуться посудой, и…в этот момент слышен голос ребёнка: «Мама (папа), и я тоже хочу, дайте мне попробовать!»» После обмена мнениями, учитель приводит следующие статистические данные: около 78% детей младшего школьного возраста попробовали первый раз алкоголь у себя дома, 45% сделали это с разрешения взрослых.

А ведь многие родители младших школьников уверены в том, что их дети ничего не знают об алкоголе, сигаретах, наркотиках. И большинство взрослых уверено в том, что ещё рано беседовать со своими детьми на такую «трудную» тему. Однако современные исследования свидетельствуют, что к 7-9 годам дети неплохо осведомлены. Ребёнок уже в дошкольном возрасте хорошо знаком с алкогольными семейными традициями. Положительное отношение к алкоголю формируется в семьях у огромного количества дошкольников и младших школьников. Ребята знают и могут перечислить довольно много марок табачных изделий, наименований алкогольных напитков. Они неплохо представляют и то, как действуют никотин и алкоголь на организм человека.

Эта информативность детей носит довольно противоречивый характер. С одной стороны, о вреде курения, алкоголя знают все. Объяснить же, чем именно они опасны, дети, конечно, ещё не могут. С другой стороны, дети чуть ли не ежедневно являются свидетелями сцен, демонстрирующих привлекательность одурманивающих веществ или, во всяком случае, их «безвредность»: до недавнего времени шла яркая реклама пива на телевидении, праздничное застолье дома, запоминающиеся герои кинофильмов с дымящейся сигаретой. В сознании ребёнка возникает так называемый когнитивный (информационный) диссонанс – одновременное присутствие противоречивых сведений об одурманивающих веществах, который является основой для возникновения любопытства к курению, алкоголю.

Многие родители считают, что, если ребёнок попробует алкогольный напиток, он удовлетворит своё любопытство и алкоголь перестанет быть для него чем-то таинственным. Другая точка зрения родителей состоит в том, что, по их мнению, ребёнок, осваивая традиции пития, может в дальнейшем предотвратить неумеренное употребление алкоголя. Они говорят: «Пусть лучше попробует алкоголь дома, под моим контролем, чем где-то на улице».

И те, и другие взгляды родителей чреваты далеко идущими последствиями, очень опасны для физического и психического здоровья ребёнка. Родители должны осознать, что ранний опыт употребления детьми алкогольных напитков – неоправданный риск.

И всё же стоит или не стоит приглашать ребёнка за праздничный стол во время семейных праздников? Конечно стоит, ведь семейный праздник – это прекрасная традиция! Но родители должны заранее объяснить ребёнку, что алкогольные напитки предназначены для взрослых, а ему они помешают вырасти здоровым и сильным. Но у ребёнка должен быть свой, любимый напиток. И лучше во время тоста «разделить компанию» с сыном или дочерью, попросив у ребёнка разрешения выпить с ним его напиток.

Благодаря этому приему у ребёнка не будет формироваться представление об алкогольных напитках как о символе взрослости, и не возникнет ощущения собственной «неполноценности», когда всем можно, а ему нельзя. Ведь взрослый предпочитает «его» напиток алкоголю. А значит, ничего особенного в алкогольных напитках нет.

Совместные праздники с участием детей ни в коем случае не должны превращаться в пьяные посиделки! Задушевные беседы на кухне в дымовой завесе от табачного дыма запрещены! Взрослый в состоянии опьянения, да еще близкий знакомый или родитель – совершенно недопустимое зрелище для ребёнка!

Родители должны знать о том, что есть определённые психологические факторы, повышающие риск знакомства младшего школьника с одурманивающими веществами.

В зоне риска находятся дети с неустойчивым типом характера, когда происходит чрезмерное заострение некоторых личностных черт. Такие дети не способны длительное время сосредоточиться на выполнении задания, у них повышенная утомляемость даже при несложной работе. У таких ребят наблюдаются резкие перепады настроения, жажда развлечений, новых впечатлений.

Также в зоне риска находятся дети с истероидным типом характера. Их отличительной чертой является постоянное стремление быть в центре внимания. Таким детям не важно, хороший или плохой поступок они совершают, главное – привлечь к себе внимание. Они больше, чем другие дети, подвержены внешнему воздействию и, чтобы показать свою взрослость, могут совершить необдуманный поступок.

Каким бы характером ни обладал ребёнок, важнейшее значение имеет нравственная атмосфера в доме, эмоциональная близость между членами семьи.

Есть два типа неверного семейного воспитания: гипоопека и гиперопека.

Очень опасно, когда дети испытывают явный недостаток внимания со стороны взрослых, это, так называемая, гипоопека. Причины её могут быть разные: пренебрежение родителями своих обязанностей, конфликты в семье, но чаще всего - это загруженность на работе. У таких родителей на общение с собственным ребёнком уходит всего 20-30 минут в день. Остальная часть вечера уходит на то, чтобы накормить ребенка, проверить уроки, проследить за чистотой одежды. А разговора «по душам» зачастую не получается.

Противоположный тип воспитания – гиперопека, когда родители контролируют буквально каждый шаг ребёнка, не давая ему ни малейшей возможности проявить свою самостоятельность. Такой ребенок, привыкнув к постоянной опеке, становится подвластным любому влиянию, в том числе и отрицательному.

В такой ситуации находятся многие семьи. И всё же из неё есть выход. Родители должны понимать что, успех воспитания зависит не только и не столько от количества времени, проведенного с ребенком, а, прежде всего, от качества общения. Положительный пример родителей, взаимоуважение, забота друг о друге, отсутствие вредных привычек в семье гораздо больше влияют на ребёнка, чем нотации и наставления.

Наиболее часто встречающейся схемой поведения младших школьников является реакция имитации, или подражания. Дети часто, играя, копируют черты и поведение человека, который является для них авторитетом. А поскольку взрослых ребёнок видит часто выпившими и с сигаретой, то и воспринимает курение и употребление спиртных напитков как атрибут взрослой жизни. Зачастую родители даже не пытаются прекратить курить в присутствии ребёнка. И он делает вывод: если родители курят, ничего страшного в этом нет. Помните об опасности пассивного курения! Если в семье кто-то из родителей курит, то страдают от этого все члены семьи. Установлено, что курильщику достаётся около 25% «дымного букета», а вот 15% попадает в лёгкие окружающих. Отсюда и печальная статистика: заболеваемость у детей курильщиков по сравнению с детьми из некурящих семей простудными заболеваниями в 3 раза выше, бронхиальной астмой в 4 раза, аллергией в 2 раза выше. Плохой сон, раздражительность, плаксивость – это реакции на табачный дым.

Рекомендации курящим родителям:

Не курить в присутствии ребёнка

Часто и регулярно проветривать помещения в квартире

Одежда ребёнка должна находиться в отдельном шкафу, желательно в детской комнате

Частая уборка квартиры пылесосом

Важное! Объясните ребёнку, что если кто-то из его домашних курит, то это плохая привычка и ему ни в коем случае нельзя брать пример с этого человека и подражать!

Что делать родителям, если они узнали, что ребёнок пробовал или уже курит?

Главное не паниковать и не совершать необдуманных поступков. Поговорите с ребёнком «по душам», выясните причину. При этом очень важна доверительная атмосфера диалога:

Повернитесь лицом к ребёнку. Глаза говорящих должны быть на одном уровне.

Соблюдайте минимальную дистанцию – сядьте рядом на стул или диван, приобнимите ребёнка.

Держите паузы в беседе. После каждой вашей реплики дайте ребёнку возможность подумать, понять свои переживания.

Важно, чтобы ребёнок понял, чем опасно курение для его здоровья. Дети должны понять, что родители очень расстроены, но за честным признанием не последует наказания.

Также важно научить ребёнка правильному поведению в присутствии курящих людей:

Не находиться рядом с курящим человеком, например выйти из комнаты

Попросить взрослых не курить в его присутствии

Родителям необходимо быть очень внимательными к своему ребёнку. Если у него возникают проблемы с учёбой или во взаимоотношениях со сверстниками, надо их незамедлительно решать. Нельзя допустить, чтобы у ребёнка сформировался комплекс неполноценности, который может привести к тому, что он будет искать любые возможности, чтобы компенсировать позицию отстающего. Чтобы продемонстрировать свою самостоятельность, взрослость ребёнок может попробовать и сигареты, и алкоголь.

Таким образом, родители должны уяснить: чтобы ребёнок нашёл другие, не опасные для него способы самоутверждения, необходимо создать условия, при которых он может почувствовать свою значимость, самостоятельность. Это может быть спорт, творчество, помощь взрослым, забота о старших или животных, опека младших и т. д. Не скупитесь на похвалы! Дайте ребёнку шанс почувствовать себя успешным!

Семья способна сформировать у ребёнка устойчивость к пагубным привычкам, но вместе с тем, необдуманная, безответственная позиция родителей вполне может спровоцировать возникновение пагубного пристрастия.

Семейная профилактика вредных привычек сводится прежде всего к формированию у детей культуры здоровья. Нужно научить ребёнка бережно относиться к своему здоровью, строить гармоничные отношения с окружающим миром.

Памятка для родителей по теме

«Что делать родителям, чтобы помочь ребёнку не попасть в беду»

Чаще завтракайте, обедайте, ужинайте всей семьёй

Организовывайте долгожданные семейные поездки

Вводите ребёнка в семейный совет, интересуйтесь его мнением в решении каких-то ситуаций

Старайтесь поощрять своих детей к выражению чувств (радость, грусть, злость, восторг и др.). Пусть ребёнок знает, что его выслушают и поймут

Больше доверяйте своим детям

Не заставляйте детей чувствовать, что их ошибки неисправимы

Никогда не угрожайте детям: «Если ты когда-нибудь попробуешь алкоголь, наркотики, закуришь сигарету, то я не буду тебя любить и откажусь от тебя»

Давайте возможность детям чаще принимать самостоятельные решения

Внимательно наблюдайте за поведением ребенка, слушайте то, что он говорит

Никогда не наказывайте детей в присутствии других и чаще хвалите их, чтобы укрепить хорошее поведение

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.