Программа развивающих занятий для младших школьников «Лучики солнца» (1–4 класс)
Программа развивающих занятий
«Лучики солнца»
( для младших школьников по методике М.Г. Дрезниной)
Авторы-составители:
Кондрушина Оксана Евгеньевна
педагог-психолог МБОУ средняя школа № 12
г.о.г. Выкса
Сергеева Светлана Ивановна
педагог-психолог МБОУ Мотмосская средняя школа
г.о.г. Выкса
Пояснительная записка
В современном обществе проблема агрессивного поведения обостряется все больше и больше. Практически каждый день все мы становимся, так или иначе, жертвами агрессивных проявлений или наблюдателями конфликтного общения. Мы знаем, что члены семьи сейчас все меньше и меньше общаются друг с другом, что дома многие родители предпочитают проводить время за компьютером или телевизором. У многих родителей хватает своих личных трудностей и проблем, а также личных вредных привычек и зависимостей. Эти и многие другие факторы способствуют увеличению числа детей с разными нарушениями поведения. Педагоги, которые работают с такими детьми, часто жалуются, что эти дети конфликтны, агрессивны, склонны к « взрывному» и импульсивному поведению. Их грубое поведение часто повторяет увиденное на телеэкране, им трудно взаимодействовать друг с другом.
Арт-педагогика позволяет специалистам проводить диагностику, коррекцию и реабилитацию человека, помогает в развитии эмоциональной сферы и речи ребенка. С помощью методов арт-терапии можно раскрыть внутренние резервные возможности даже взрослого человека, улучшить его эмоциональное состояние, повысит самооценку, помочь в общении с другими людьми.
Во время творческого процесса человек фактически сам себя лечит. Например, в момент рисования подсознательные проблемы выходят наружу в виде образов, композиции, цвета. На занятиях происходят удивительные вещи, дети раскрываются самым неожиданным образом. Важны не сами рисунки - главное происходит в области коммуникации, на уровне человеческих отношений.
Цикл развивающих занятий « Лучики солнца» проводился по методике М.Г. Дрезниной с детьми от 8 до 10 лет с нарушениями в поведении, общении, эмоциональной сферы.
Проведенные занятия показали, что могут успешно применяться и для детей без нарушений в поведении в качестве профилактического мероприятия.
Данные занятия можно использовать в работе с детьми с ОВЗ, направленные на преодоление трудностей и компенсацию недостатков в эмоциональной сфере. В структуру каждого занятия вошли общеизвестные упражнения, описанные в педагогической и психологической литературе и арт-терапевтические упражнения автора М.Г. Дрезниной.
Многообразие предложенных в занятиях психотехник поможет детям гибко овладеть различными образами социально приемлемого поведения и самостоятельно применять их в различных видах деятельности.
Цель занятий: формирование социально – адекватных форм поведения, развитие рефлексивной культуры личности.
Для реализации цели были поставлены следующие задачи:
Коррекция агрессивных форм поведения.
Снять эмоционально - психическое и телесное напряжение.
Развивать у детей в процессе коммуникативной деятельности высшие психические функции: внимание, память, мышление, воображение.
Обучать анализу своего внутреннего состояния и состояния других детей.
Ожидаемые результаты реализации занятий:
1. Улучшение психоэмоционального самочувствия ребенка.
2. Благоприятный психологический климат в коллективе.
3. Повышение уверенности в себе.
4. Активная познавательная деятельность.
5. Стабилизация эмоционального состояния, контроль собственного поведения адекватно ситуации.
Количество занятий: 7 занятий.
Количество участников: 8-12 человек.
Продолжительность занятия: 60 минут.
Тематическое планирование
№ |
Тема |
Цель |
Содержание |
Кол-во часов |
1 |
«Лучики солнца» |
Создание общей коллективной работы. |
Приветствие. Разминка (упражнение « Бабочка») Основная часть. Практическая работа детей- создание картины. Подвижное упражнение « Волшебные шарики» Рефлексия «Интервью художника» Заключительная часть (ритуал прощания «Бутон»). |
1 |
2 |
«Линия и эмоции» |
Формирование у детей умения выражать своё эмоциональное состояние. |
Приветствие. Разминка (упражнение « Бабочка») Основная часть (знакомство детей с эмоциями) Дидактическая игра « Эмоции » Упражнение «Покажи эмоцию». Рефлексия «Интервью художника» Заключительная часть (ритуал прощания «Бутон»). |
1 |
3 |
«Я рисую» |
Развить умение выражать своё эмоциональное состояние. |
Приветствие. Разминка (упражнение « Бабочка») Основная часть. Упражнение «Угадай эмоцию». Рисование животных при помощи линий и цвета (практическая работа детей) Рефлексия «Интервью художника» Заключительная часть (ритуал прощания «Бутон»). |
1 |
4 |
«Лучики солнца. Рисуем свою мечту»
|
Формирование у детей социально адекватных форм поведения. |
Приветствие. Разминка (упражнение « Бабочка») Основная часть Упражнение «Рисуем мечту». ( практическая работа детей) Рефлексия «Интервью художника» Заключительная часть (ритуал прощания «Бутон»)
|
1 |
5-6 |
«Город моей мечты»
|
Создание общей коллективной работы. |
Приветствие. Разминка (упражнение «Бабочка») Основная часть Создание коллективной работы. Рефлексия «Интервью художника» Заключительная часть (ритуал прощания «Бутон»). |
2 |
7 |
«Поговорим рисунками» |
Отработка навыков конструктивного общения через умение участников действовать совместно для достижения общей задачи. |
Приветствие. Разминка (упражнение «Бабочка») Основная часть. Упражнение «Тематический рисунок». Рефлексия «Интервью художника» Заключительная часть (ритуал прощания «Бутон»). |
Содержание занятий.
Занятие № 1 «Лучики солнца»
Цель: создание общей коллективной работы.
Задачи:
Создать благоприятную атмосферу в детской группе.
Развить коммуникативную сферу младших школьников.
Развить творческий потенциал каждого ребенка.
Развить эмоциональную сферу.
Материалы для работы: ватман, полоски из ватмана для каждого ребенка, круг из бумаги, гуашь, кисточки, счетные палочки для выкладывания красок, стаканчики для воды, тряпочки для работы, клей, кисточки для клея, бумажные палитры.
Ход занятия.
Приветствие. В кругу дети, держась за руки произносят:
Дружат на свете парты и книжки
Дружат поселки и города
Дружат девчонки, дружат мальчишки
Смех и улыбки дружат всегда.
Разминка (упражнение « Бабочка»)
Цель: использование телесных и мимических средств выразительности для демонстрации чувств, развитие воображения.
Утром бабочка проснулась, Улыбнулась, потянулась! Раз – росой она умылась, Два – изящно покружилась, Три – нагнулась и присела, На четыре – улетела.
Основная часть.
Психолог:- Дети, сегодня мы с вами создадим уникальную картину
Начнем с раскрашивания красками бумажных полосок (каждый ребенок получает 1-2 полоски).
Возьмите стаканчики и наберите в них чистой воды.
Рассмотрите, какие цвета красок перед вами. Правда, они красивые. Чтобы мы могли ими рисовать в них надо добавить воды ( психолог объясняет детям, как разводить краски, как их смешивать на бумажной палитре). А теперь раскрасьте свою полоску так, как вам захочется, любыми цветами, а можно одним цветом.
(практическая работа детей)
Психолог: Теперь наши полоски должны просохнуть, а затем мы продолжим с ними работать. А пока они сохнут выполним с вами упражнение « Волшебные шарики»
Подвижное упражнение « Волшебные шарики» ( Павлова Я.А.)
Цель упражнения: снятие эмоционального напряжения.
Дети сидят в кругу. Педагог просит их закрыть глаза и сделать из ладошек « лодочку». Затем он вкладывает каждому ребенку в ладошки стеклянный шарик – «болтик»- и дает инструкцию: «Возьмите шарик в ладошки, согрейте его, сложите ладошки вместе, покатайте, подышите на него. Согрейте его своим дыханием, отдайте ему часть своего тепла и ласки. Откройте глаза. Посмотрите на шарик и теперь по очереди расскажите о чувствах, которые возникли у вас во время выполнения упражнения.
(ответы детей)
Психолог: Приглашаю вас подойти к столу и занять место около листа на котором у нас изображен круг. Теперь мы с вами раскрасим круг все вместе. Каждый из вас раскрасит только одну маленькую часть круга.
(практическая работа детей)
Каждый ребенок занимает свое место около ватмана и начинает расписывать свои сегменты. Долее к раскрашенному кругу дети приклеивают заранее приготовленные полоски от центра к краям большого листа. Работа завершена.
(Коллективный просмотр выполненной работы)
Рефлексия « Интервью художника»
(Дети делятся своими эмоциями, чувствами и настроением от выполненной работы)
Даша П.: «Я иду гулять, мне светит солнце».
Илья Д.: « У меня на рисунке злобная жаба, одинокий человек. Я сегодня подрался. Да, это не хорошо, но он меня обозвал».
Настя Д.: « Я рисую море. Хочу, чтобы было лето. Я купаюсь в море».
Настя Р.: « У меня тоже лето. У меня сегодня хорошее настроение».
Данил Л.: « У меня космическое небо, грозное небо».
Кирилл М. : « Я рисую море. Пароход разукрашивать не хочу. Не знаю, что рисовать».
Илья Г.: « Мне хорошо. Я рад. Сегодня интересно».
Алина Ф.: « Я хочу нарисовать золотую рыбку и пустыню. Моё настроение разное: хорошее и грустное».
Заключительная часть (ритуал прощания «Бутон»).
Дети встают в круг и изображают распускание бутона.
Психолог: Хочется счастья вам пожелать
Самое главное – не унывать. (Все хором)
Всего вам доброго, мирного, ясного!
Всего вам светлого и прекрасного!
Занятие № 2 «Линия и эмоции»
Цель: формирование у детей умения выражать своё эмоциональное состояние.
Задачи:
Познакомить детей с эмоциями.
Научить узнавать эмоции других людей.
Снять эмоциональное напряжение.
Формировать осознание собственных эмоций и чувств других людей.
Материал для работы: бумага А4, цветные карандаши, фломастеры, простые карандаши, ластики, аудиозапись с релаксационной музыкой.
Ход занятия.
Приветствие. В кругу дети, держась за руки произносят:
Дружат на свете парты и книжки
Дружат поселки и города
Дружат девчонки, дружат мальчишки
Смех и улыбки дружат всегда.
Разминка (упражнение « Бабочка»)
Цель: использование телесных и мимических средств выразительности для демонстрации чувств, развитие воображения.
Утром бабочка проснулась, Улыбнулась, потянулась! Раз – росой она умылась, Два – изящно покружилась, Три – нагнулась и присела, На четыре – улетела.
Основная часть (знакомство детей с эмоциями)
Дидактическая игра « Эмоции »
Психолог: Любую эмоцию можно выразить с помощью слов, используя богатство русского языка. Сейчас я раздам вам карточки с названием эмоций. Вам нужно к вашему слову подобрать слова-синонимы, объединённые общим смыслом.
Например:
радость – счастье
грусть – печаль
удивление – восхищение
страх – тревога
горе – печаль
злоба – недовольство
ярость – гнев
радость – веселье
испуг – страх и т.п.
Упражнение «Покажи эмоцию». Участники занятия берут карточки и при помощи мимики, жестов, звуков показывают написанную у них на карточке эмоцию, а остальные угадывают.
Информация о линиях. Психолог рассказывает участникам о том, какие линии бывают (прямые, волнистые, зигзагообразные и т.д.) и предлагает нарисовать эмоции при помощи линий и цвета.
1. Удивление
2. Обида
3. Грусть
4. Удовольствие
5. Страх
6. Злость
7. Интерес
8. Радость
Рефлексия « Интервью художника»
(Дети делятся своими эмоциями, чувствами и настроением от выполненной работы)
Даша П.: « Мне понравилось рисовать радость. Она у меня оранжевая».
Илья Д.: «А у меня все линии прямые и одним цветом».
Настя Р.: « Я прямыми линиями нарисовала только удовольствие и интерес».
Илья Г.: «Я нарисовал радость прямой линией, потому что её много она длинная и прямая».
Заключительная часть (ритуал прощания «Бутон»).
Дети встают в круг и изображают распускание бутона.
Психолог: Хочется счастья вам пожелать
Самое главное – не унывать. (Все хором)
Всего вам доброго, мирного, ясного!
Всего вам светлого и прекрасного!
Занятие № 3 «Я рисую»
Цель: развить умение выражать своё эмоциональное состояние.
Задачи:
Научить определять эмоциональное состояние.
Отработать свое эмоциональное состояние через художественное творчество.
Формировать осознание собственных эмоций и чувств других людей.
Снять эмоциональное напряжение.
Материал для работы: бумага А4, краски, простые карандаши, аудиозапись с релаксационной музыкой.
Ход занятия
Приветствие. В кругу дети, держась за руки произносят:
Дружат на свете парты и книжки
Дружат поселки и города
Дружат девчонки, дружат мальчишки
Смех и улыбки дружат всегда.
Разминка (упражнение « Бабочка»)
Цель: использование телесных и мимических средств выразительности для демонстрации чувств, развитие воображения.
Утром бабочка проснулась, Улыбнулась, потянулась! Раз – росой она умылась, Два – изящно покружилась, Три – нагнулась и присела, На четыре – улетела.
Основная часть
Упражнение «Угадай эмоцию». Участники занятия берут карточки и при помощи мимики показывают написанную у них на карточке эмоцию, а остальные угадывают.
Рисование животных при помощи линий и цвета.
Сегодня мы с вами будем рисовать животных или любых существ при помощи линий, которые мы изучали на прошлом занятии. Давайте их вспомним. Каждый из вас должен использовать в своей работе две или три линии, которые нравятся больше других.
( практическая работа детей)
После завершения работы дети рассказывают о своих животных: какие они, откуда, есть ли у них друзья, чем занимаются и т.д.
Рефлексия « Интервью художника»
(Дети делятся своими эмоциями, чувствами и настроением от выполненной работы)
Настя Д.:- «Я нарисовала червяка, он у меня радостный, у него есть друзья такие же червячки, только все они разные по цвету».
Алина Ф.: « У меня кошка и собака. Собака нарисована радостной линией, а кошка злой. Собака хочет подружиться с кошкой и сделать её доброй».
Илья Г.: «Я нарисовал машину интересной линией, а раскрасил её линией удовольствия. У меня недавно было день рождения. А когда я вырасту, буду водить машину».
Даша П.: « Я нарисовала овечку. Сначала я её нарисовала грустную, но потом решила нарисовать её друзей - кошку и зайца. Когда у овечки появились друзья, она стала веселой, потому что она теперь не одна».
Даниил Л.: – «Я нарисовал дракона. Он у меня один, потому что его все боятся. Мне хочется, чтобы у него появились друзья и его перестали бояться, потому что на самом деле у него доброе сердце».
Илья .: «Я нарисовал кошку. Она у меня тоже одна, у неё острые зубы, она кусается».
Кирилл М.: «А у меня получился кот. Он добрый и сильный».
Настя Р.: «Я нарисовала лебедя и лису. Они красивые и умные».
Заключительная часть (ритуал прощания «Бутон»).
Дети встают в круг и изображают распускание бутона.
Психолог: Хочется счастья вам пожелать
Самое главное – не унывать. (Все хором)
Всего вам доброго, мирного, ясного!
Всего вам светлого и прекрасного!
Занятие № 4. «Лучики солнца. Рисуем свою мечту»
Цель: формирование у детей социально адекватных форм поведения.
Задачи:
Развить коммуникативную сферу младших школьников.
Создать благоприятную атмосферу в детской группе.
Развить творческий потенциал каждого ребенка.
Развить эмоциональную сферу.
Материалы для работы: ватман, полоски из ватмана для каждого ребенка, круг из бумаги, гуашь, кисточки, счетные палочки для выкладывания красок, стаканчики для воды, тряпочки для работы, клей, кисточки для клея, бумажные палитры.
Приветствие. В кругу дети, держась за руки произносят:
Дружат на свете парты и книжки
Дружат поселки и города
Дружат девчонки, дружат мальчишки
Смех и улыбки дружат всегда.
Разминка (упражнение « Бабочка»)
Цель: использование телесных и мимических средств выразительности для демонстрации чувств, развитие воображения.
Утром бабочка проснулась, Улыбнулась, потянулась! Раз – росой она умылась, Два – изящно покружилась, Три – нагнулась и присела, На четыре – улетела.
Основная часть
Упражнение «Рисуем мечту».
Сегодня каждый из вас получит полоски бумаги. Раскрасьте свою полоску так, как вам захочется, любыми цветами. Можете создать на этой полоске сюжет из своего настроения и мечты.
( Практическая работа детей)
(После завершения работы полоски просыхают, а дети приглашаются к другому столу)
Приглашаю вас подойти к столу и занять место около листа, на котором у нас изображен круг. Теперь снова мы с вами раскрасим круг все вместе. Каждый из вас раскрасит только одну часть.
( Практическая работа детей)
Молодцы, ребята, какие замечательные рисунки у вас получились. Возьмите свои полоски и разложите на этом большом листе.
Данную работу размещаем рядом с работой, выполненной на первом занятии и просим ребят сравнить их и сказать чем они отличаются.
Рефлексия « Интервью художника»
(Дети делятся своими эмоциями, чувствами и настроением от выполненной работы)
Настя Д.: «Я хочу быть бабочкой, чтобы научиться летать и увидеть мир. У меня отличное настроение».
Алина Ф.: « У меня сегодня отличное настроение. Мне хочется лета».
Илья Г.: «Я нарисовал корабль и необитаемый остров. Мне хочется уехать туда и от всех отдохнуть».
Даша П.: «Я нарисовала луг и много цветов. Цветы поднимают настроение. Я хочу подарить букет маме».
Даниил Л.: « Я тоже нарисовал корабль и остров. Я хочу уплыть на него, чтобы меня там никто не доставал, как в классе».
Илья Д.: « Я нарисовал солнце и море, а в море плавает дельфин».
Кирилл М.: «Я нарисовал торт, чтобы угостить всех своих друзей».
Настя Р.: « Я нарисовала лебедя. Мне очень нравятся эти птицы они красивые и важные».
Заключительная часть (ритуал прощания «Бутон»).
Дети встают в круг и изображают распускание бутона.
Психолог: Хочется счастья вам пожелать
Самое главное – не унывать. (Все хором)
Всего вам доброго, мирного, ясного!
Всего вам светлого и прекрасного!
Занятие № 5 -6 «Город моей мечты»
Цель: создание общей коллективной работы.
Задачи:
Развить коммуникативную сферу младших школьников.
Создать благоприятную атмосферу в детской группе.
Развить творческий потенциал каждого ребенка.
Развить эмоциональную сферу.
Материалы для работы: ватман, цветная бумага, картон, коробки, кисточки для клея, клей, цветные карандаши, маркеры.
Приветствие. В кругу дети, держась за руки произносят:
Дружат на свете парты и книжки
Дружат поселки и города
Дружат девчонки, дружат мальчишки
Смех и улыбки дружат всегда.
Разминка (упражнение « Бабочка»)
Цель: использование телесных и мимических средств выразительности для демонстрации чувств, развитие воображения.
Утром бабочка проснулась, Улыбнулась, потянулась! Раз – росой она умылась, Два – изящно покружилась, Три – нагнулась и присела, На четыре – улетела.
Основная часть
Создание коллективной работы.
Психолог: Посмотрите ребята на эти большие листы, сегодня на них мы будем создавать город нашей мечты. В городе может быть инфраструктура – кафе, магазины и т.д. В черте города может быть лес, река, озеро, парк. У каждого из нас есть дом, в котором мы живем. Подойдите к столу и возьмите необходимый материал для создания вашего дома. Можете приступать к работе.
( Практическая работа детей)
Прошу вас подойти к большим листам и разместить свои дома в нашем городе. Хорошо. А сейчас все вместе мы должны договориться и создать наш будущий город мечты.
( Практическая работа детей)
Молодцы! Какой замечательный город у вас получился.
Рефлексия « Интервью художника»
(Дети делятся своими эмоциями, чувствами и настроением от выполненной работы)
Настя Д.: «У меня яркий дом, чтобы его все видели и приходили в гости».
Алина Ф.: « А мне понравилось строить парк. А свой дом я разместила на берегу озера. Там тихо и красиво».
Илья Г.: «А я свой дом поместил рядом с кафе. Мне хочется работать в кафе и готовить вкусное мороженое».
Даша П.: «Мой дом красный. Это мой любимый цвет. Мне очень понравилось делать карусели для парка».
Даниил Л.: «А мой дом находится на реке. Мне понравилось делать дороги в городе».
Илья Д.: «Мой дом находится рядом с домом Данила, чтобы мы могли часто ходить друг к другу в гости».
Кирилл М.: «У меня дом – это машина. И я смогу жить где захочу ».
Настя Р.: «Мой дом весь в цветах. Он похож на дом феи. Мне очень понравилось создавать этот город».
Заключительная часть (ритуал прощания «Бутон»).
Дети встают в круг и изображают распускание бутона.
Психолог: Хочется счастья вам пожелать
Самое главное – не унывать. (Все хором)
Всего вам доброго, мирного, ясного!
Всего вам светлого и прекрасного!
Занятие № 7 «Поговорим рисунками»
Цель: отработка навыков конструктивного общения через умение участников действовать совместно для достижения общей задачи.
Задачи:
Развить коммуникативную сферу младших школьников.
Создать благоприятную атмосферу в детской группе.
Развить творческий потенциал каждого ребенка.
Получение обратной связи от участников.
Материалы для работы: бумага формата А3,А 4, цветные карандаши, маркеры.
Приветствие. В кругу дети, держась за руки произносят:
Дружат на свете парты и книжки
Дружат поселки и города
Дружат девчонки, дружат мальчишки
Смех и улыбки дружат всегда.
Разминка (упражнение « Бабочка»)
Цель: использование телесных и мимических средств выразительности для демонстрации чувств, развитие воображения.
Утром бабочка проснулась, Улыбнулась, потянулась! Раз – росой она умылась, Два – изящно покружилась, Три – нагнулась и присела, На четыре – улетела.
Основная часть
Упражнение «Тематический рисунок».
Участники разбиваются на группы по 3-4 человека. В каждой подгруппе на листе А3 выполняется коллективный рисунок, разговаривать нельзя.
Темы рисунков задает психолог, например времена года (зима, весна, лето, осень), буйство четырех стихий (земля - землетрясения, обвал; вода – шторм, наводнение; огонь – пожар, извержение вулкана; воздух –ураган, смерч).
Рисуют все одновременно.
В завершении работы каждый участник демонстрирует свои детали рисунка, делиться мыслями о том, насколько фактически получившиеся коллективное изображение соответствует его личным замыслам, высказывается общее впечатление о работе.
Заключительная часть (ритуал прощания «Бутон»).
Дети встают в круг и изображают распускание бутона.
Психолог: Хочется счастья вам пожелать
Самое главное – не унывать. (Все хором)
Всего вам доброго, мирного, ясного!
Всего вам светлого и прекрасного!
Литература
Азарова Т.В., Битянова М.Р. Развивающая работа психолога в школе// Мир психологии. 1996. № 1.
Азарова Т.В., Афанасьева Е.И, Битянова М.Р., Васильева Н.Л. Работа психолога в начальной школе. –М.: Совершенство, 1998.
Дрезнина М.Г. Каждый ребенок-художник.-М., 2002.
Дрезнина М.Г. Учимся рисовать .-М.: Ювента, 2002.
Михайлина М.Ю., Павлова М.А. Психологическая помощь в кризисных ситуациях.- Волгоград.: Учитель, 2009.
Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. М., 1995.
Фопель К. Как научить детей сотрудничать. Психологические игры и упражнения. Часть 1-4. –М. Генезис, 2006.
Чистякова М.И. Психогимнастика. –М.: Просвещение, 1990.