Диагностика музыкального развития воспитанников коррекционной группы

3
0
Материал опубликован 10 July 2023

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 46 городского округа Кинешма








Диагностика

музыкального развития воспитанников

коррекционной группы









Составила и провела:

музыкальный руководитель – Карпова К.А.











Май 2023 г.

Справка диагностического обследования детей коррекционной группы

Пояснительная записка

Музыкально-педагогическое наблюдение проводилось с воспитанниками групп детского сада в течение учебного года с целью проследить этапы развития музыкальных способностей у детей, подобрать оптимальные формы и методы работы с детьми, наилучшим образом сконструировать музыкально-педагогический процесс, привлечь к проблемам музыкального воспитания и образования воспитателей и родителей МДОУ д/с № 46. Методическим инструментарием являлась музыкально-педагогическая диагностика.

Оценка музыкального развития детей дошкольного возраста в рамках реализации образовательной программы является частью мониторинга. Проводимая в ДОУ мониторинговая система в соответствии с ФГОС позволила выявить перспективные линии развития каждого дошкольника, а также позволила заметить факторы риска в развитии детей.

Полученные мониторинговые данные создают информационную базу для индивидуализации образовательного процесса, исходя из индивидуальных образовательных потребностей каждого воспитанника ДОУ.

Для детей коррекционной группы были определены показатели и задания, которые позволяют судить о динамике развития музыкальных способностей. Результаты обследования отражены в данном документе.

Методика проведения. Диагностика была построена на программном материале. Мониторинг проводился в привычной для ребенка обстановке. Это групповые или индивидуальные задания для детей – короткие тестовые задания, дидактические игры, беседы, этюды, экспериментальные ситуации.

Цель мониторинга:

- обследование детей для выявления музыкальных способностей по основным направлениям музыкальной деятельности – слушание, пение, музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах;

- индивидуальный контроль развития музыкальных способностей дошкольников;

- выявление детей с низким уровнем развития музыкальных способностей и планирование с ними дальнейшей коррекционной работы;

- выявление детей со средним уровнем развития музыкальных способностей и планирование с ними работы способствующей их дальнейшему музыкальному развитию;

- выявление детей с высоким уровнем развития музыкальных способностей и планирование с ними работы, способствующей их индивидуальному музыкальному развитию.

- выявление музыкальным руководителем сильной и слабой стороны в своей собственной работе и проведение соответствующей ее коррекции.

Основной раздел

Диагностика уровня развития музыкальных способностей проводилась с 02 мая по 26 мая 2023 года.

Диагностика уровня развития музыкальных способностей проводилась по следующим направлениям:

Слушание

Пение

Музыкально-ритмические движения

Игра на детских музыкальных инструментах.

В соответствии с возрастными особенностями детей основные направления музыкального воспитания делятся на подгруппы. Далее указаны знания, умения и навыки по музыкальному воспитанию, дети продиагностированы по данным характеристикам.

Группа детей с умственной отсталостью легкой степени:

Слушание: узнавать знакомые произведения; определять характер произведения; замечать динамику; различать звуки по высоте, внимательное слушание.

Пение: умение петь и подпевать; начинать и заканчивать вместе; умение брать дыхание; интонирование.

Музыкально-ритмические движения: пружинка, хлопки, притопы, фонарики; кружение по одному; ставить ногу на носок и пятку; движение в соответствии характера музыки.

Игра на музыкальных инструментах.

Группа детей с задержкой психического развития:

Слушание: узнавать знакомые произведения; замечать динамику; различать звуки по высоте; определять характер произведения.

Пение: выразительное исполнение песни; пение без музыкального сопровождения; умение брать дыхание; интонирование.

Музыкально-ритмические движения: прямой галоп и пружинка; кружение по одному; поскоки, хороводный шаг; движение в соответствии характера музыки.

Игра на музыкальных инструментах.

В диагностическом исследовании приняли участие всего 9 воспитанников.

На начало учебного года уровень развития музыкальных способностей был в основном ниже среднего. Отмечался низкий уровень устойчивости и концентрации внимания, волевых усилий, неумение слушать и выполнять инструкции взрослых. У большинства детей был низкий уровень развития речи, поэтому пение и подпевание было в основном на уровне ниже среднего. Был ниже среднего уровень восприятия и слушания музыки, выполнения танцевальных и музыкально-ритмических движений.



Начало учебного года:

Высокий уровень – 0 %

Выше среднего – 0 %

Средний уровень – 40 %

Ниже среднего – 50 %

Низкий уровень – 10 %


t1688979465aa.gif


К концу года дети стали:

Более внимательными, стали с большим интересом слушать классическую музыку, стали определять характер произведения, определять и называть музыкальные инструменты, изменились особенности музыкального восприятия, появилось умение сосредотачиваться.

Увереннее и лучше подпевать музыкальные фразы в песнях, некоторые дети могут спеть песню целиком;

Лучше, с большим вниманием и заинтересованностью выполнять музыкально-ритмические, танцевальные, игровые движения (пружинка, кружение по одному, поскоки, галоп, движение в соответствии с характером музыки);

Лучше, ритмичнее и с интересом играть на музыкальных инструментах, таких, как: бубенцы, колокольчик, ложки, треугольник.


На конец учебного года:

Высокий уровень – 0 детей 0 %

Выше среднего – 3 детей 31 %

Средний уровень – 4 детей 38 %

Ниже среднего –3 детей 31 %

Низкий уровень – 0 детей 0 %

t1688979465ab.gif


Анализ результатов позволил выявить положительную динамику в музыкальном развитии детей. Они выражаются в том, что:

Дети стали внимательнее, увлечённее слушать музыку, научились правильно определять характер различных музыкальных произведений;

Изменились особенности музыкального восприятия: появилось умение сосредотачиваться, умение улавливать детали исполнения, находить яркие тембровые краски в произведениях, стали лучше различать на слух различные музыкальные инструменты и называть их;

Значительно вырос уровень исполнения музыкально-ритмических движений, танцевальных движений, передачи игровых движений;

Дети с удовольствием поют, научились выразительно петь, стали лучше интонировать мелодию при пении, правильно берут дыхание при пении;

Дети стали лучше и ритмичнее, с интересом играть на музыкальных инструментах: погремушки, бубенцы, колокольчики, ложки, треугольники.


Таким образом, преобладание положительной динамики уровня развития музыкальных способностей детей к концу учебного года свидетельствует об успешном освоении детьми требований рабочей программы по музыкальному воспитанию и развитию дошкольников в МБДОУ д/с № 46 и АООП ДОУ, а также ФГОС ДО.


Литература:

1) Анисимов В.П. Диагностика музыкальных способностей детей.

М. «Владос».

2) Ветлугина Н.А, Кенеман А.В. Теория и методика музыкального развития в детском саду. М. «Просвещение», 1983.

3) Ветлугина Н.А, Дзержинская И.Л. Музыкальные занятия в детском саду М. «Просвещение», 1984.

4) Радынова О.П., Катинене А.И. Музыкальное воспитание дошкольников М. «Просвещение» «Владос», 1994.

5) Тарасова К.В. Диагностика музыкальных способностей детей дошкольного возраста.

6) От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования / под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой. – 6-е изд., доп. – М.: Мозаика-синтез, 2020. – 368 с.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации