Статья «Диагностика развития самооценки дошкольника с задержкой психического развития»
ДИАГНОСТИКА РАЗВИТИЯ САМООЦЕНКИ ДОШКОЛЬНИКА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
В современном обществе проблема детей с ограниченными возможностями здоровья, а в частности детей с задержкой психического развития, остается одной из основных, так как число таких детей не уменьшается, а наоборот растет. Это связано не только с неблагоприятными условиями среды, но и с социальными факторами. Когда речь идет о детях с нарушениями в развитии особую важность приобретает проблема формирования правильной самооценки: понимание себя как личности, своих качеств, отношения к себе окружающих и причин такого отношения. Для таких детей самооценка определяет успешность их социальной интеграции. Неправильная самооценка может привести к большим личностным и коммуникационным проблемам.
Изучением самооценки детей с задержкой психического развития занимались такие научные деятели, как Л.С .Выготский, Д.В. Лубовский, М.С. Певзнер, а также А.И. Липкина,М.И. Лисина, Е.И. Савонько, В.М. Синельников и многие другие ученые и педагоги.
Проблеме самооценки детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития посвящено множество трудов, но возрастные категории раннего и дошкольного возраста изучены в гораздо меньшей степени, поэтому рассмотрим именно этот аспект проблемы.
Понятие «задержка психического развития» (ЗПР) употребляется по отношению к детям со слабо выраженной недостаточностью центральной нервной системы – органической или функциональной. У этих детей нет специфических нарушений слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, тяжелых нарушений речи, они не являются умственно отсталыми. В то же время у большинства из них наблюдается полиморфная клиническая симптоматика: незрелость сложных форм поведения, недостатки целенаправленной деятельности на фоне повышенной истощаемости, нарушенной работоспособности, энцефалопатических расстройств [1].
Самооценка – элемент самосознания, характеризующийся эмоционально насыщенными оценками самого себя как личности, собственных способностей, нравственных качеств и поступков; важный регулятор поведения. Самооценка определяет взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Тем самым самооценка влияет на эффективность деятельности человека и развитие его личности [2].
По теории Л.С. Выготского [3] о сложной структуре дефекта, наличие какого-либо нарушения, введет к целому ряду вторичных отклонений в развитии. Нарушение психического развития негативно сказывается на формировании самосознания и такого его компонента, как самооценка.
В своем исследование Н.А.Жулидова [4] приходит к выводу, что чем сильнее выражена задержка психического развития, тем в большей степени они завышают свои возможности, тем менее критичны они к себе.
В работах Г.В. Грибановой [5] говорится о неустойчивости, незрелости, некритичности самооценки дошкольников с задержкой психического развития, недостаточном уровне осознания своего «Я», что в свою очередь приводит к повышенной внушаемости, несамостоятельности, неустойчивости поведения таких детей.
Самооценка старших дошкольников с ЗПР может характеризоваться как неадекватно завышенная вследствие менее развитых компенсаторных и психозащитных возможностей по сравнению с нормально развивающимися сверстниками, к такому выводу пришел Р.Д. Тригер [6]. Также он утверждал,что ребенок с задержкой психического развития не сравнивает себя с другими детьми, не видит, чем он лучше сверстника, в чем равен ему, в чем отстает.
Следует отметить и такую особенность самооценки дошкольников с ЗПР, как ее значительную зависимость от мнения значимых лиц (воспитателя, сверстников, более старших детей). Очень часто дети с ЗПР не решаются дать оценку своей деятельности, не получив оценки со стороны взрослого, либо могут изменить собственное мнение под влиянием значимых для них окружающих.
Отставание ребёнка в психическом развитии может обуславливаться не только органическими нарушениями, но и условиями в которых живут дети, например, чрезмерная опека ребенка родителями или же наоборот безразличие с их стороны.
В условиях чрезмерной опеки со стороны взрослых, чаще всего, самооценка дошкольников с задержкой психического развития неадекватна и завышена. Такие дети переоценивают себя, свои качества и возможности, у них не развита самокритика. На основе этого можно сказать, что любая неудача снижает уже сложившуюся самооценку. Это связано с тем, что уровень притязания таких детей превышает уровень возможностей.
Если же ребенок находится в условиях безразличия со стороны родителей и предоставлен сам себе, то его самооценка занижена. У таких детей формируется замкнутость, они стараются избегать широкого круга общения, опасаясь насмешек со стороны сверстников. Наблюдается сниженный фон настроения, негативная оценка себя, собственных перспектив и других людей, скованность и пассивность. Зачастую у таких детей формируется комплекс неполноценности.
Формирование самооценки в учебной познавательной деятельности в специализированных дошкольных учреждениях не всегда осуществляется в полной мере. Особенно это затруднительно, если ребенок посещает дошкольное учреждение, где нет специалиста дефектолога, а так же воспитателей, которые были бы знакомы с особенностями таких детей.
Определение уровня сформированности самооценки у дошкольника с ЗПР является одним из направлений в деятельности учителя-дефектолога. Задача такого рода часто возникает в процессе воспитания и обучения детей.
Необходимость достижения поставленной цели обусловила соответствующую организацию педагогического эксперимента. Эксперимент включал в себя констатирующий этап. Целью нашего исследования является определение уровня сформированности самооценки у детей с ЗПР.
Эксперимент проводился на базе следующих учреждений: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Родничок» г. Тамбова. В эксперименте принимали участие 13 человек: 6 дошкольников; 1 дефектолога; 1 психолог; 5 родителей участвующих в эксперименте.
Для определения сформированности самооценки у дошкольников с ЗПРбыла использована методика «Лесенка».
Данная методика предназначена для выявления системы представлений ребенка о том, как он оценивает себя сам, как, по его мнению, его оценивают другие люди и как соотносятся эти представления между собой.
По результатам диагностики можно сделать вывод (рисунок 1):
70% испытуемых с неадекватно завышенной самооценкой;
20% испытуемых с нормальной самооценкой;
10% испытуемых с низкой самооценкой.
Рисунок 1. Уровень адекватности самооценки у старших дошкольников с ЗПР по методике «Лесенка»
Исследования показали, что у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста самооценка завышена и неадекватна, уровень притязаний не соответствует реальному представлению о своих возможностях, "Я- концепция" не развита, а ситуативная и личностная тревожность ниже, чем у детей с нормальным развитием. Сведения, полученные при изучении специальной литературы, и проведенное исследование подтвердило, что у детей с ЗПР отсутствует развитая самооценка, устойчивость и критичность, которые возникают у нормально развивающихся детей в данный возрастной период.
Таким образом, исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что самооценка у детей с задержкой психического развития своеобразна, что обусловлено, спецификой психического дефекта и негативным влиянием микросоциальных факторов.
Для коррекционной работы по нормализации самооценки можно использовать такие методика, как ролевая игра и театрализованные постановки.
Основная задача таких методик, заключается в помощи детям адекватно оценивать себя, свое поведение и принимать отношение других людей к себе.
Тематика этих методик может быть разнообразной, но для наиболее эффективной педагогической работы лучше использовать темы, которые приурочены к праздникам или подготовки детей к школе.
Если у ребенка с ЗПР заниженная самооценка рекомендуется использовать комплекс таких упражнений, как «Ваши ценные качества», «Самовосприятие», «Ваша осанка».
В качестве приема нормализации самооценки можно использовать арттерапию (терапию искусством). Основная цель арттерапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания. К ней можно отнести: изотеропию, музыкотеропию, кинезиотеропию, вокалотерапию, вокалотеропию.
Литература
Борякова Н.Ю. Ступенька развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей Учеб.-метод. пособие. М.: Гном-Пресс, 2002.
Давыдов В.В. Российская педагогическая энциклопедия. 2 том. М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 1999.
Выготский Л.С. Детская психология. Собрание сочинений: в 6т: Т.4. М.,1984.
Жулидова Н.А. Некоторые особенности прогностической самооценки и уровня притязаний младших школьников с задержкой психического развития //Дефектология, 1981.№ 4. с.17-24.
Грибанова Г.В. Психологическая характеристика личности подростка с задержкой психического развития // Дефектология.1986.№3.с.13-20.