12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Корнева Алена Борисовна27
Россия, Иркутская обл., поселок Соляная, Тайшетский район

МКОУ Соляновская СОШ









Семинар

«Педагогические приемы формирования метапредметных УУД»

Тема

«Диагностика сформированности познавательных УУД»
















Учитель нач. классов: Корнева А.Б.



















Тема семинара «Педагогические приемы формирования метапредметных УУД»

Подтема «Диагностика сформированности познавательных УУД»

В новых стандартах одно из ведущих мест занимает оценка результатов образования. Именно оценка результатов образования позволит сделать вывод об эффективности деятельности образовательных систем по внедрению ФГОС.

Это значит, что, освоив основную образовательную программу НОО, младший школьник должен овладеть УУД, которые, в свою очередь, обеспечат в дальнейшем формирование ключевых компетенций: социальной, политической, коммуникативной, общекультурной, информационной, а также способности учиться всю жизнь.

2 сл. Исходя из этого, учитель начальных классов должен

- овладеть технологиями формирования УУД,

- освоить новую систему оценки планируемых результатов,

-осуществлять мониторинг за результатами внедрения новых стандартов, основным объектом которого будет реализация школами предметных, метапредметных и личностных целей образования школьников.


Показателем наличия в школе системы оценки метапредметных результатов будет наличие в арсенале педагога инструментария оценки УУД.

Наиболее точным измерительным инструментом для отслеживания и оценки как предметных умений, так и процесса универсальных учебных действий, по мнению учёных, является мониторинг.

3 сл. Мониторинг – это инструмент, помогающий самому педагогу «настроить» учебный процесс на индивидуальные возможности каждого ученика, создать для него оптимальные условия для достижения качественного образовательного результата

Цель мониторинга - отслеживание процесса развития и формирования предметных и метапредметных УУД учащихся 1-4 классов для проектирования и своевременной корректировки учебного процесса.


Функции мониторинга

Диагностическаяопределение уровня развития того или иного умения

- отслеживание динамики развития ОК по показателям и в целом

Оценочная наличие критериев эффективности решения поставленных задач (что такое «хорошо»)

Контрольнаякритерии успешности работы учителя


Задачи мониторинга


1. Определение уровня сформированности метапредметных УУД каждого ученика на разных этапах обучения  начальной школе.

2. Отслеживание индивидуальной динамики продвижения учащихся к метапредметным образовательным результатам, определение проблемных зон в решении задач образования учащихся и разработка на этой основе стратегии помощи учащимся, испытывающим трудности в формировании тех или иных метапредметных УУД.

3. Определение успешности работы педагога по формированию метапредметных УУД учащихся, постановка на этой основе задач по совершенствованию образовательного процесса в классе и подбор педагогических и управленческих средств их достижения.

Для определения оценки достижения планируемых результатов учащихся каждый учитель, начиная с 1 класса, заполняет « Таблицы образовательных результатов».

4 сл. Виды таблиц образовательных результатов

- таблицы ПРЕДМЕТНЫХ результатов (по всем предметам)

- таблицы МЕТАПРЕДМЕТНЫХ результатов (Регулятивные УУД, Познавательные УУД.

Коммуникативные УУД.

- Таблицы ЛИЧНОСТНЫХ неперсонифицированных результатов (1-2 кл., 3-4 кл.).



5сл. Составление таблиц образовательных результатов

Таблицы составляются из перечня действий (умений), которыми должен и может овладеть ученик. Перечень умений определены общеобразовательными программами.

Поскольку таблицы результатов не являются официальными документами, они могут по выбору учителя существовать либо в электронном, либо в бумажном виде, размещаться в «Рабочем журнале учителя»  – бумажном или в электронном варианте. «Рабочий журнал учителя» является не отчётным документом, а является блокнотом для рабочих записей.

Он необходим для фиксации и хранения информации о динамике развития ученика, которая не может быть отображена в официальном классном журнале.

6сл. Заполнение таблиц образовательных результатов

- предметных контрольных работ ( один раз в четверть – обязательно)

 – метапредметных и личностных диагностических работ (один раз в год? – обязательно)

В 1 классе учитель выставляет «+ » и «-», а начиная со 2 класса вводятся отметки.

Оценивание и фиксирование в таблицах предметных результатов ведет не только учитель, но и ученик. Это требование ФГОС.

7 сл. - Предметные результаты текущих работ (в «Тетрадь результатов» )

Учёт достижений по теме учени _____ 2 класса __________________________________


По математике /Дата









1.Счёт до 20 (состав чисел)









2.Устн. вычисления чисел в пред.100









3.Письменные вычисления до 100









4.Порядок выполнения в выражениях в несколько действий









5.Составление краткой записи, чертежа, рисунка к задаче









6.Решение задач. Отличие простых задач от составных (в 1 действие или несколько)









7.Знание названий компонентов (слагаемое, сумма, уменьшаемое, разность, на сколько, во сколько, …)









8.Решение уравнений









9.Единицы измерения: длина, время, масса









10.Р (периметр)









11.Ориентирование по часам









Подпись родителей











-Результаты успеваемости тематических и итоговых работах (в «Тетрадь результатов» )

8 сл. 1 четверть

предмет

русский язык

лит. чтение

математика

окр. мир

англ. язык


дата

20.9





Чет.






Чет.











Чет.






Чет.

вид работы

Т

К

Р




П























результат

4

5




























К-контрольная, П –проверочная, Т- тест, Р – речь

9 сл. Результаты успеваемости в портфололио (1 раз в четверть, 1раз в полугодио)

Лист достижений учени ___ ____________________________ по математике


Знания, умения, навыки

1 класс

1 полугодие

2 полугодие

само

оценка

Учи

тель

само

оценка

Учи

тель

1

Счет порядковый

до 10





до 20





2

Обратный

счет

от 10





от 20





3

Сравнение предметов по размеру и форме






4

Пространственные представления, взаимное расположение предметов (слева,…,вверху,…перед,…)





5

Строить и проводить измерение отрезка и длины ломаной (по звеньям)





6

Временные представления (час, неделя, месяц, год, вчера, …)






7

Сравнение групп предметов






8

Сложение и вычитание чисел в пред.10

(состав чисел)





9

Увеличение, уменьшение числа на несколько единиц






10

Действия с 0 и 1 (сложение и вычитание)






11

Простые задачи на сложение и вычитание в 1 действие (составлять задачу по рисунку, по схеме, по решению, отличать текстовую задачу от рассказа)





12

Решение выражений в 2 действия без скобок






13

Название геометрических фигур






14

Нумерация чисел от 0 до 20






15

Сравнение чисел в пределах 20






16

Сложение и вычитание чисел в пред.20

(15+1,15-1,15-5,15-10, 10+5)





17

Умею работать с учебником и знаю условные обозначения (Математика)





18

2 класс. Задачи на сложение и вычитание в 2 действия






19

Единицы

измерения


Длина (см, дм, …)





Время (час, …)





Масса (кг, л, …)





20

Сложение и вычитание чисел в пред.20 (состав чисел)





21

Нумерация чисел от 1 до 100






22

Устное сложение и вычитание чисел в пред.100






23

Письменное сложение и вычитание чисел в пред.100






24

Сравнение чисел, значений выражений в пред. 100






25

Порядок выполнения действий в выражениях

в 2 действия





26

Разностное сравнение чисел (на сколько и во сколько раз <,>)





27

Простые задачи, раскрывающие конкретный смысл умножения и деления





28

Нахождение длины ломаной, состоящей из 3-4 звеньев





29

Периметр многоугольника






Зеленый цвет - усвоил, не испытываю трудностей

Синий цвет – иногда испытываю трудности

Красный цвет – постоянно испытываю трудности



10 сл. Средства контроля метапредметных и личностных результатов.


Главное средство контроля – специальные диагностические работы:

задания по отдельным универсальным учебным действиям. (не менее 2 раз за год? )

комплексные задания, требующие одновременного применения различных УУД (1 раз в год)

Отслеживание результатов формирования УУД должно проходить не только через мониторинги, но через наблюдениями за учащимися на уроке. При подготовке занятия учитель должен предусматривать на каких этапах урока, через какие приёмы и задания он будет формировать конкретные УУД. Анализировать удачные и неудачные моменты урока по формированию УУД и корректировать дальнейшую работу.



11 сл. Лист наблюдений за формированием универсальных учебных действий на уроках в 1 классе





Наблюдаемые параметры

Степень выраженности параметра на уроке

1 полугодие

2 полугодие


Познавательные УУД

1

Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела.

Умеет ориентироваться в учебнике.

2

2

Ориентируется в учебнике после повторного напоминания учителя.

1

1

Не умеет ориентироваться в учебнике.

0

0

2

Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике.

Отвечает на вопросы учителя, может найти нужную информацию из учебника.

2

2

Отвечает на вопрос учителя, но не может найти подтверждение в учебнике.

1

1

Не отвечает на вопросы учителя.

0

0

3

Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.

Умеет сравнивать предметы (находит существенные признаки)

2

2

Сравнивая предметы при помощи наводящих вопросов учителя.

1

1

Не может сравнить предметы.

0

0

4

Группировать предметы, объекты на основе существенных признаков.

Группирует предметы, объекты на основе существенных признаков.

2

2

Группирует предметы, объекты на основе несущественных признаков.

1

1

Не может сгруппировать предметы.

0

0

5

Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; определять тему.

Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; определять тему.

2

2

При подробном пересказе требуется помощь учителя, главным в теме определяет несущественное.

1

1

Не может определить тему, не может пересказать прочитанное.

0

0

Итого:



Уровень:



ИТОГО: 9-10 баллов высокий уровень, 5-8 баллов средний уровень, 0-4 балла низкий уровень.



12 сл. Диагностическая карта сформированности универсальных учебных действий

у учащихся 1 класса первое полугодие





ФИ учащегося


Регулятивные УУД


Познавательные УУД


Коммуникативные УУД


Итоги формирования УУД

1


1

3

2

низкий

6

2


6

8

7

средний

21

3


1

3

4

низкий

8

4


5

3

5

низкий

13

5


4

6

5

средний

15

итого



Высокий уровень

4

18 %

8

36 %

5

23 %


2

9 %

Средний уровень

10

45 %

5

23 %

12

55 %


12

55 %

Низкий уровень

8

37 %

9

41 %

5

23 %


8

36 %


Примерные таблицы по проверке сформированности метапредметных результатов для 3-4 кл.

13 сл. Итоговая таблица сформированности предметных умений и универсальных учебных действий по литературному чтению за 2 четверть во 2 классе

задания

Предметные и УУД

Объект контроля

Ф.И.

Ф.И.

% выполнения

А1

предметные

Определение принадлежности произведения к жанру




познавательные

Осознанно читать произведение при самостоятельном чтении. Осуществлять поиск необходимой информации в различных частях текста.




регулятивные

Осознавать и принимать УЗ и выполнять УД. Работать с материалом предварительного чтения.

Осуществлять контроль.




А2

предметные

Понимание прочитанного. Работа по содержанию текста




познавательные

Осуществлять поиск необходимой информации в различных частях текста.




регулятивные

Осознавать и принимать УЗ и выполнять УД. Работать с материалом предварительного чтения.

Осуществлять контроль.




регулятивные





В1

предметные

Определение последовательности событий




познавательные

Поиск информации в тексте для выполнения задания




регулятивные





С1

предметные

Построение высказываний в свободной форме




познавательные

Строить письменное высказывание, опираясь на жизненный опыт, устанавливать причинно-следственные связи




регулятивные

Формулировать собственное мнение





Общее количество баллов





Уровень сформированности предметных умений и УУД






Высокий уровень выполнения работы -17-22 б.

Средний уровень выполнения работы -12-16 б

Низкий уровень выполнения работы -11 и <.

14 сл. Программа наблюдения при посещении учебного занятия

Универсальные учебные действия для 5 – х классов на основе ФГОС

Универсальные учебные действия

Дата/класс





познавательные

Находить (в учебник и др. источниках, в т.ч. используя ИКТ) достоверную информацию, необходимую для решения учебных и жизненных задач





Владеть смысловым чтением – самостоятельно вычитывать фактуальную, подтекстовую, концептуальную информацию





Самостоятельно выбирать и использовать разные виды чтения (в т.ч. просмотровое, ознакомительное, изучающее)





Анализировать (в т.ч. выделять главное, разделять на части) и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия;

строить логически обоснованные рассуждение – на простом и сложном уровне





Классифицировать (группировать, устанавливать иерархию) по заданным или самостоятельно выбранным основаниям





Сравнивать объекты по заданным или самостоятельно определенным критериям (в т.ч. используя ИКТ)





Устанавливать причинно-следственные связи – на простом и сложном уровне




Устанавливать аналогии (создавать модели объектов) для понимания закономерностей, использовать их в решении задач





Представлять информация в разных формах (рисунок, текст, таблица, план, схема, тезисы), в т.ч. используя ИКТ





15 сл. Алгоритм обработки материалов по формированию и развитию УУД

Оценить каждый показатель по системе баллов:

0 – на уроке не востребовано, показатель отсутствовал;

1 – критический уровень (на уроке учитель использует задания, которые предполагают владение данным навыком; о нем самом на уроке не упоминается);

2 – достаточный уровень (навык называется; обговаривается алгоритм деятельности; проверяется результат деятельности);

3 – оптимальный уровень (навык называется; обговаривается алгоритм деятельности; присутствует оценка результата деятельности; указаны общие ошибки, даны рекомендации по их устранению).

Вычислить в процентах КПД уровня формирования УУД (К* ) по каждому посещенному уроку:

К* = Сумма баллов УУД х 100%,

3n

где 3n – суммарное число контролируемых на уроке умений; n - число контролируемых умений.

Вычислить средний КПД уровня формирования УУД на уроках данного учителя:

К.=К*1 +К*2+К*3 + и т.д.

N (число уроков)

Критерии оценивания:

Если КПД 80% и выше – оптимальный уровень;

Если КПД – 60% -79% - допустимый уровень;

Если КПД – 40% - 59% - низкий уровень;

Если КПД – 39% -30% - критический уровень.

Контрольными точками деятельности учителя по формированию УУД являются административные контрольные работы по предметам, которые проводятся 2 раза в год и являются промежуточной аттестацией учащихся. После проведения контрольной работы учителя предоставляют анализ работы, на его основании даются рекомендации по дальнейшему совершенствованию деятельности учителя по формированию УУД.

Анализ контрольной работы

Уровень обученности

1 уровень репродуктивно - алгоритмический 36%-50%

2 уровень конструктивный 51%-64%

3 уровень творческий выше 64%

Формула расчета уровня обученности.

У = * 100%, где N кол-во уч-ся, выполнявших работу.

16 сл.

Требования федерального государственного стандарта (ФГОС ООО) по освоения содержания по предмету

Количество обучающихся достигших требований

в (%)

Знают:






Умеют:






Владеют:










Сформированность УУД

Уровни сформированности УУД

Сформировано (%)

Частично сформировано (%)

Несформировано (%)

Познавательные действия:












Коммуникативные действия:












Регулятивные действия:














Сначала учитель заполняет таблицы проверочных работ, затем интегрированных, а после этого переносит результаты в Сводную таблицу.

Результаты диагностики анализируются как по вертикали,так и по горизонтали и делаются определенные выводы.

Таким образом, мониторинг сформированности метапредметных УУД позволит увидеть личный прогресс каждого ученика и даст возможность в дальнейшем сравнивать достигнутые результаты с последующими. А также поможет скорректировать собственную деятельность и содержание образовательного процесса; поможет определить, насколько эффективно используется потенциал учебников, заложенные в них средства получения личностных и метапредметных результатов (УУД); позволит увидеть возможности реализации индивидуального подхода к развитию каждого учащегося (по каким конкретным умениям он успешен, а по каким ему необходима поддержка педагогов и родителей).



17 сл. Примерные виды мониторинга в нашей школе

Объекты мониторинга

Сроки

Ответствен-

ные

Вид отчёта

1

Результаты диагностики уровня сформированности познавательных умений и навыков у будущих первоклассников

август

Учитель

Таблица

2

Уровень адаптации первоклассника

Первое полугодие

Учитель,

школьный психолог

Таблица

3

Мониторинг уровня сформированности читательских навыков

1 раз в четверть

Учитель

Диаграмма

4

Мониторинг контрольных работ по русскому языку, математике

1 раз в четверть

Учитель

Анализ, диаграмма

5

Мониторинг сформированности УУД

?

Учитель,

школьный психолог

Таблицы, анализ

6

Мониторинг уровня воспитанности

1-2 полугодие

Учитель,

школьный психолог

Таблицы, анализ



Список УМК для мониторинга УУД

1.Рабочая тетрадь для 1 класса «Школьный старт» и методические рекомендации для учителя. Авторы комплекта: Т.В. Беглова, М.Р. Битянова, Т.В. Меркулова, А.Г. Теплицкая, под редакцией к.психол.н. М.Р. Битяновой (Центр психологического сопровождения образования «ТОЧКА ПСИ», г. Москва), к.п.н. С.Г. Яковлевой.

2.Для выявления уровня развития метапредметных УУД использовали комплект – рабочая тетрадь «Учимся учиться и действовать» и методические рекомендации для учителя. Авторы комплекта: Т.В. Беглова, М.Р. Битянова, Т.В. Меркулова, А.Г. Теплицкая, под редакцией М.Р. Битяновой (Центр психологического сопровождения образования «ТОЧКА ПСИ», г. Москва), С.Г. Яковлевой. Тетрадь включает 16 диагностических модулей

3.Специальные интегрированные проверочные работы в четырех вариантах по проверке некоторых личностных и метапредметных результатов (УУД) для 1-4 классов, «Школа 2100» Издательство «Баласс»





































































Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.