Выступление «Методы диагностики уровня сформированности навыков чтения»
Симоненко Татьяна Александровна учитель начальных классов МБОУ СОШ №46
Методы диагностики уровня сформированности навыков чтения
«Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях.» (Ушинский К. Д.)
Преемственность с позиции школы - это опора на те знания, умения и навыки, которые имеются у ребёнка на момент начала обучения; это подразумевает организацию работы с учётом дошкольного понятийного и операционного уровня развития ребёнка.
Школа как преемник подхватывает достижения ребенка-дошкольника и развивает накопленный им потенциал. Мониторинг уровня формирования универсальных учебных действий дает возможность определить их актуальное состояние у каждого обучающегося и нацелить работу на построение индивидуальной траектории обучения и воспитания ученика.
В любой отрасли профессиональной деятельности особая роль принадлежит диагностике состояния и качества производимой продукции и производственного процесса. Не составляют исключения и профессионально-педагогическая деятельность учителя, педагогического коллектива школы. Однако, как писал еще К.Д. Ушинский, педагогическая диагностика пока еще не стала органической составной частью профессиональной деятельности воспитателя и учителя, воспринимается она педагогами не на том уровне серьезного отношения, на котором находится психодиагностика у психологов, медицинская диагностика у медиков и техническая диагностика у инженеров.
Диагностика - особый вид познания, находящийся между научным знанием сущности и опознаванием единичного явления. Результат такого познания - диагноз (гр. dagnoss - распознавание, определение). Данное понятие широко представлено и в современной педагогической науке.
Цель диагностики
получение объективной информации о состоянии и динамике уровня сформированности универсальных учебных действий у младших школьников в условиях реализации федеральных государственных стандартов нового поколения
Задачи диагностики
Выяснение состояния развитости соответствующего свойства
Определение динамики его развития и преобразование в течении установленного времени
Установление изменений, которые произошли под влиянием организованных учебно-воспитательных воздействий
Определение перспектив развития свойства
Выработка рекомендаций (для ученика или группы учеников)
Определение одарённости ребёнка, его индивидуальных особенностей с целью их развития
6слайд Функции диагностики:
Контрольно-корректировочная
-получение данных -корректирование процесса
Прогностическая
-прогнозирование изменений в развитии
Воспитывающая
-оказание воспитательного воздействия
Средства диагностики:
Методики строгоформализованные тесты, опросники, методики проективной техники, психофизические методики
Методики малоформализованные
наблюдения, беседы, интервью, анализ продуктов деятельности
Этапы диагностики:
1 этап - подготовительный
Цель объект сроки инструментарий
2 этап – практический
сбор информации
3 этап – аналитический
обработка анализ рекомендации пути корректировки
Новизна подхода к методам диагностики уровня сформированности навыков чтения в свете преемственности дошкольного и начального общего образования
-изменились целевые установки контроля
(задания ориентированы на проверку сформированности универсальных и специфических способов действий)
-появилась необходимость в использовании критериального подхода при разработке заданий,
-основными критериями оценивания при этом выступают планируемые результаты освоения Основной Образовательной программы О
-предметом диагностики выступают как достигаемые образовательные результаты, так и процесс их достижения
-изменилась роль учителя при проведении работ
(активный участник, рефлексивная позиция при анализе и коррекции, наблюдатель при проведении)
Переход от традиционной модели оценивания к формирующему оцениванию.
Работа по ФГОС предполагает переход от традиционной модели оценивания к формирующему оцениванию.
Что надо изменить, для того чтобы успешно перейти к новой системе оценивания?
от переход к |
||
Традиционных работ |
|
Творческим, исследовательским работам, тестам |
Неявных критериев оценивания |
|
Четким и прозрачным критериям оценивания |
Оценивания учителем |
|
Оцениванию при участии учащихся |
Конкуренции |
|
Сотрудничеству, сотворчеству |
Оценки результата |
|
Оцениванию процесса |
Оценивания знаний |
|
Оцениванию понимания, интерпретации, анализа и синтеза |
Значимости и важности оценки |
|
Значимости учения |
Итогового, суммарного оценивания |
|
Развивающему |
Механизмы применения диагностики формирования уровня чтения
№ |
Вид деятельности |
Сроки |
|||
1 |
Представление учителем набора слов, предложений, текстов с заданиями |
В начале недели учащимся для самостоятельной работы выдается набор слов, предложений, текстов и задания к этому тексту. Перед учащимися ставится задача –выполнить задания. |
|||
2 |
Самостоятельная работа учащихся |
4 дня |
|||
3 |
Сдача текстов на проверку учителю |
В конце учебной недели |
|||
4 |
Проверка работ учителем, критериальное оценивание работ всех учащихся |
На проверку и оценивание работ по предложенным критериям у учителя один день |
|||
5 |
Заполнение диагностических таблиц по работам каждого ученика |
Еще 1 день учителю необходим для того, чтобы заполнить индивидуальные диагностические таблицы по работам каждого ученика |
|||
6 |
Перевод баллов в систему уровневой оценки. |
||||
Тестовый балл Уровни овладения навыками чтения |
|||||
22-20 |
Высокий |
||||
19-13 |
Средний |
||||
14-ниже |
Низкий |
Одновременно с заполнением диагностических таблиц. Благодаря системе уровневой оценки у учителя появляется возможность отследить у учащихся класса динамику развития уровня сформированности навыков чтения как важной составляющей метапредметных результатов обучения |
|||
7 |
Анализ, обсуждение выполненных работ с учащимися |
Проводится на занятие (1 раз в неделю) в рамках внеурочной деятельности |
|||
8 |
Контрольные срезы |
1 раз в четверть |
|||
9 |
Представление материалов диагностики на родительских собраниях |
1 раз в четверть |
Критерии оценивания сформированности навыка чтения
Индивидуальный прогресс
Совершенствование способов чтения
Послоговое, плавное послоговое, целыми словами, плавное слитное;
Выразительность чтения
Интонирование, тембр , громкость, эмоциональная окраска;
Навыки работы с текстом
Ориентация в круге чтения
Интерес к чтению художественной и нехудожественной литературы
Критерии оценивания сформированности навыка смыслового чтения
Группы метапредметных результатов |
Критерии |
Показатель критерия |
Балл |
|
1 |
Поиск информации и понимание прочитанного |
Умение определять тему и главную мысль текста |
Определил и записал тему и главную мысль текста |
2 |
Определил и написал только тему текста, не смог найти в тексте предложение, передающее главную мысль |
1 |
|||
Не записал тему и главную мысль текста |
0 |
|||
Умение составлять план текста |
Составил простой план, в котором отразил все смысловые части, последовательность частей не нарушена |
2 |
||
Составил простой план, пропущена одна смысловая часть текста; или в плане отражены все смысловые части текста, но нарушена последовательность частей |
1 |
|||
Не составил план |
0 |
|||
Умение восстанавливать последовательность событий |
Последовательность событий не нарушена |
2 |
||
Допустил ошибку в последовательности двух событий |
1 |
|||
Последовательность событий нарушена |
0 |
|||
Умение отвечать на вопросы по содержанию текста |
Ответ оформлен как законченное речевое высказывание, подтвержденное информацией из текста |
2 |
||
Сформулированный ответ правильный, но односложный, не подтвержденный информацией из текста |
1 |
|||
Ответ не соответствует содержанию текста |
0 |
|||
Умение определять тип, стиль текста |
Правильно определил тип и/или стиль текста, записал характерные признаки |
2 |
||
Указал тип и/или стиль текста, но не записал характерные признаки |
1 |
|||
Допустил ошибки в определении типа и/или стиля текста |
0 |
|||
Задания по тексту выполнены частично (не менее половины заданий), допустил 1-2 орфографических ошибки |
1 |
|||
Выполнено менее половины заданий по тексту, допущено много орфографических ошибок |
0 |
|||
2 |
Преобразование и интерпретация информации |
Умение объяснять новые (незнакомые) слова (сочетания слов), опираясь на контекст |
Объяснил значение нового слова (сочетания слов), опираясь на содержание текста |
2 |
Объяснил значение нового слова (сочетания слов), используя не информацию из текста, а имеющиеся знания |
1 |
|||
Не смог объяснить значение нового слова (сочетания слов) |
0 |
|||
3 |
Оценка информации |
Умение устно выказывать свое отношение к тексту или описываемым событиям на основе собственных знаний |
Высказал личное отношение к тексту, объясняя свое мнение |
2 |
Высказал свое отношение на уровне нравится – не нравится, не смог оценить полезность информации для себя |
1 |
|||
Без интереса относя к полученной информации, не высказал никаких суждений |
0 |
Формирование УУД у школьника происходит за счёт целенаправленного овладения определённого умения осуществляя микродействие.(т.е.УУД складывается из микродействий). Задача диагностики заключается в подборе заданий и вопросов, которые позволяли бы сделать вывод о сформированности того или иного микродействия.(Так как вопросы и задания основаны на предметном материале, существует опасность ошибиться в результатах диагностики, избежать этого можно побуждав ученика прокомментировать свои действия( он вынужден осмысливать свои действия и объясняет ихоснования- рефлексируют)
Диагностика УУД по установлению причинно-следственных связей
(микродействия)
14 слайд 1.Выдели в вопросе следствие
2.Выдели в следствии объект анализа (объект –это то на что направлено действие. Отвечает на вопрос «что?»
3.Опиши поступки
4.Найди дополнение к следствию
5.Переформулируй вопрос
6.Сделай вывод
Диагностика УУД сравнение (микродействия)
«Опознание» и квалификация ситуации как ситуации сравнения
Сравни два текста. Какой из них написал ученый, а какой поэт? Объясни
Выявление объектов сравнения
Выдели те объекты которые ты будешь сравнивать
(грибы авторов стили текстов)
Выявление основания для сравнения
Выдели по какому признаку ты будешь сравнивать ( по фамилии автора по размеру текста по наличию в тексте рифмы, научных данных )
Квалификация собственных действий
Сравнить наличие рифмы и научных утверждений
Диагностика УУД по составлению классификации (микродействия)
Выделение признаков объектов по образцу и без образца
Даны названия художественных произведений; Задание раздели объекты по группам в зависимости от признака
Стихи рассказы
Выделение в разных объектах общего свойства
Даны фрагменты стихов; Определи недостающие признаки объектов и заполни таблицу:
Выделение в разных объектах общего свойства
Объединение объектов в соответствии с установленными основаниями
Дополнение существующей группы объектов однородными объектами
Выделение разных оснований для классификации одних и тех же объектов
Диагностика УУД по составлению классификации (микродействия)
Выделение ключевых слов в предложении (абзаце)
*Определение взаимосвязей между ключевыми словами и словами, раскрывающими смысловое значение ключевых слов в контексте изучаемого текста
Корректировка смысла, прочитанного в зависимости от последующих смыслов
Определение основного смысла предложения (абзаца)
Типы заданий, которые позволяют развивать и проверять навыки чтения
Задания «множественного выбора»:
Задания «на восстановление деформированного текста»:
Задания с ответами на вопросы
Задания «на соотнесение»
Задания «на дополнение информации»:
Задания «на перенос информации»:
Введение новых образовательных стандартов внесло изменения в содержание деятельности воспитателя и педагога, определило приоритетные направления, в числе которых оценка эффективности образовательной деятельности педагогических работников и анализ достижений, а так же подтверждение уровней развития и образования ребёнка.