12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Симоненко Татьяна Александровна19 Материал размещён в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов» |
Выступление «Методы диагностики уровня сформированности навыков чтения»
Симоненко Татьяна Александровна учитель начальных классов МБОУ СОШ №46
Методы диагностики уровня сформированности навыков чтения
«Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях.» (Ушинский К. Д.)
Преемственность с позиции школы - это опора на те знания, умения и навыки, которые имеются у ребёнка на момент начала обучения; это подразумевает организацию работы с учётом дошкольного понятийного и операционного уровня развития ребёнка.
Школа как преемник подхватывает достижения ребенка-дошкольника и развивает накопленный им потенциал. Мониторинг уровня формирования универсальных учебных действий дает возможность определить их актуальное состояние у каждого обучающегося и нацелить работу на построение индивидуальной траектории обучения и воспитания ученика.
В любой отрасли профессиональной деятельности особая роль принадлежит диагностике состояния и качества производимой продукции и производственного процесса. Не составляют исключения и профессионально-педагогическая деятельность учителя, педагогического коллектива школы. Однако, как писал еще К.Д. Ушинский, педагогическая диагностика пока еще не стала органической составной частью профессиональной деятельности воспитателя и учителя, воспринимается она педагогами не на том уровне серьезного отношения, на котором находится психодиагностика у психологов, медицинская диагностика у медиков и техническая диагностика у инженеров.
Диагностика - особый вид познания, находящийся между научным знанием сущности и опознаванием единичного явления. Результат такого познания - диагноз (гр. dagnoss - распознавание, определение). Данное понятие широко представлено и в современной педагогической науке.
Цель диагностики
получение объективной информации о состоянии и динамике уровня сформированности универсальных учебных действий у младших школьников в условиях реализации федеральных государственных стандартов нового поколения
Задачи диагностики
Выяснение состояния развитости соответствующего свойства
Определение динамики его развития и преобразование в течении установленного времени
Установление изменений, которые произошли под влиянием организованных учебно-воспитательных воздействий
Определение перспектив развития свойства
Выработка рекомендаций (для ученика или группы учеников)
Определение одарённости ребёнка, его индивидуальных особенностей с целью их развития
6слайд Функции диагностики:
Контрольно-корректировочная
-получение данных -корректирование процесса
Прогностическая
-прогнозирование изменений в развитии
Воспитывающая
-оказание воспитательного воздействия
Средства диагностики:
Методики строгоформализованные тесты, опросники, методики проективной техники, психофизические методики
Методики малоформализованные
наблюдения, беседы, интервью, анализ продуктов деятельности
Этапы диагностики:
1 этап - подготовительный
Цель объект сроки инструментарий
2 этап – практический
сбор информации
3 этап – аналитический
обработка анализ рекомендации пути корректировки
Новизна подхода к методам диагностики уровня сформированности навыков чтения в свете преемственности дошкольного и начального общего образования
-изменились целевые установки контроля
(задания ориентированы на проверку сформированности универсальных и специфических способов действий)
-появилась необходимость в использовании критериального подхода при разработке заданий,
-основными критериями оценивания при этом выступают планируемые результаты освоения Основной Образовательной программы О
-предметом диагностики выступают как достигаемые образовательные результаты, так и процесс их достижения
-изменилась роль учителя при проведении работ
(активный участник, рефлексивная позиция при анализе и коррекции, наблюдатель при проведении)
Переход от традиционной модели оценивания к формирующему оцениванию.
Работа по ФГОС предполагает переход от традиционной модели оценивания к формирующему оцениванию.
Что надо изменить, для того чтобы успешно перейти к новой системе оценивания?
от переход к | ||
Традиционных работ |
| Творческим, исследовательским работам, тестам |
Неявных критериев оценивания |
| Четким и прозрачным критериям оценивания |
Оценивания учителем |
| Оцениванию при участии учащихся |
Конкуренции |
| Сотрудничеству, сотворчеству |
Оценки результата |
| Оцениванию процесса |
Оценивания знаний |
| Оцениванию понимания, интерпретации, анализа и синтеза |
Значимости и важности оценки |
| Значимости учения |
Итогового, суммарного оценивания |
| Развивающему |
Механизмы применения диагностики формирования уровня чтения
№ | Вид деятельности | Сроки | |||
1 | Представление учителем набора слов, предложений, текстов с заданиями | В начале недели учащимся для самостоятельной работы выдается набор слов, предложений, текстов и задания к этому тексту. Перед учащимися ставится задача –выполнить задания. | |||
2 | Самостоятельная работа учащихся | 4 дня | |||
3 | Сдача текстов на проверку учителю | В конце учебной недели | |||
4 | Проверка работ учителем, критериальное оценивание работ всех учащихся | На проверку и оценивание работ по предложенным критериям у учителя один день | |||
5 | Заполнение диагностических таблиц по работам каждого ученика | Еще 1 день учителю необходим для того, чтобы заполнить индивидуальные диагностические таблицы по работам каждого ученика | |||
6 | Перевод баллов в систему уровневой оценки. | ||||
Тестовый балл Уровни овладения навыками чтения | |||||
22-20 | Высокий | ||||
19-13 | Средний | ||||
14-ниже | Низкий | Одновременно с заполнением диагностических таблиц. Благодаря системе уровневой оценки у учителя появляется возможность отследить у учащихся класса динамику развития уровня сформированности навыков чтения как важной составляющей метапредметных результатов обучения | |||
7 | Анализ, обсуждение выполненных работ с учащимися | Проводится на занятие (1 раз в неделю) в рамках внеурочной деятельности | |||
8 | Контрольные срезы | 1 раз в четверть | |||
9 | Представление материалов диагностики на родительских собраниях | 1 раз в четверть |
Критерии оценивания сформированности навыка чтения
Индивидуальный прогресс
Совершенствование способов чтения
Послоговое, плавное послоговое, целыми словами, плавное слитное;
Выразительность чтения
Интонирование, тембр , громкость, эмоциональная окраска;
Навыки работы с текстом
Ориентация в круге чтения
Интерес к чтению художественной и нехудожественной литературы
Критерии оценивания сформированности навыка смыслового чтения
Группы метапредметных результатов | Критерии | Показатель критерия | Балл | |
1 | Поиск информации и понимание прочитанного | Умение определять тему и главную мысль текста | Определил и записал тему и главную мысль текста | 2 |
Определил и написал только тему текста, не смог найти в тексте предложение, передающее главную мысль | 1 | |||
Не записал тему и главную мысль текста | 0 | |||
Умение составлять план текста | Составил простой план, в котором отразил все смысловые части, последовательность частей не нарушена | 2 | ||
Составил простой план, пропущена одна смысловая часть текста; или в плане отражены все смысловые части текста, но нарушена последовательность частей | 1 | |||
Не составил план | 0 | |||
Умение восстанавливать последовательность событий | Последовательность событий не нарушена | 2 | ||
Допустил ошибку в последовательности двух событий | 1 | |||
Последовательность событий нарушена | 0 | |||
Умение отвечать на вопросы по содержанию текста | Ответ оформлен как законченное речевое высказывание, подтвержденное информацией из текста | 2 | ||
Сформулированный ответ правильный, но односложный, не подтвержденный информацией из текста | 1 | |||
Ответ не соответствует содержанию текста | 0 | |||
Умение определять тип, стиль текста | Правильно определил тип и/или стиль текста, записал характерные признаки | 2 | ||
Указал тип и/или стиль текста, но не записал характерные признаки | 1 | |||
Допустил ошибки в определении типа и/или стиля текста | 0 | |||
Задания по тексту выполнены частично (не менее половины заданий), допустил 1-2 орфографических ошибки | 1 | |||
Выполнено менее половины заданий по тексту, допущено много орфографических ошибок | 0 | |||
2 | Преобразование и интерпретация информации | Умение объяснять новые (незнакомые) слова (сочетания слов), опираясь на контекст | Объяснил значение нового слова (сочетания слов), опираясь на содержание текста | 2 |
Объяснил значение нового слова (сочетания слов), используя не информацию из текста, а имеющиеся знания | 1 | |||
Не смог объяснить значение нового слова (сочетания слов) | 0 | |||
3 | Оценка информации | Умение устно выказывать свое отношение к тексту или описываемым событиям на основе собственных знаний | Высказал личное отношение к тексту, объясняя свое мнение | 2 |
Высказал свое отношение на уровне нравится – не нравится, не смог оценить полезность информации для себя | 1 | |||
Без интереса относя к полученной информации, не высказал никаких суждений | 0 |
Формирование УУД у школьника происходит за счёт целенаправленного овладения определённого умения осуществляя микродействие.(т.е.УУД складывается из микродействий). Задача диагностики заключается в подборе заданий и вопросов, которые позволяли бы сделать вывод о сформированности того или иного микродействия.(Так как вопросы и задания основаны на предметном материале, существует опасность ошибиться в результатах диагностики, избежать этого можно побуждав ученика прокомментировать свои действия( он вынужден осмысливать свои действия и объясняет ихоснования- рефлексируют)
Диагностика УУД по установлению причинно-следственных связей
(микродействия)
14 слайд 1.Выдели в вопросе следствие
2.Выдели в следствии объект анализа (объект –это то на что направлено действие. Отвечает на вопрос «что?»
3.Опиши поступки
4.Найди дополнение к следствию
5.Переформулируй вопрос
6.Сделай вывод
Диагностика УУД сравнение (микродействия)
«Опознание» и квалификация ситуации как ситуации сравнения
Сравни два текста. Какой из них написал ученый, а какой поэт? Объясни
Выявление объектов сравнения
Выдели те объекты которые ты будешь сравнивать
(грибы авторов стили текстов)
Выявление основания для сравнения
Выдели по какому признаку ты будешь сравнивать ( по фамилии автора по размеру текста по наличию в тексте рифмы, научных данных )
Квалификация собственных действий
Сравнить наличие рифмы и научных утверждений
Диагностика УУД по составлению классификации (микродействия)
Выделение признаков объектов по образцу и без образца
Даны названия художественных произведений; Задание раздели объекты по группам в зависимости от признака
Стихи рассказы
Выделение в разных объектах общего свойства
Даны фрагменты стихов; Определи недостающие признаки объектов и заполни таблицу:
Выделение в разных объектах общего свойства
Объединение объектов в соответствии с установленными основаниями
Дополнение существующей группы объектов однородными объектами
Выделение разных оснований для классификации одних и тех же объектов
Диагностика УУД по составлению классификации (микродействия)
Выделение ключевых слов в предложении (абзаце)
*Определение взаимосвязей между ключевыми словами и словами, раскрывающими смысловое значение ключевых слов в контексте изучаемого текста
Корректировка смысла, прочитанного в зависимости от последующих смыслов
Определение основного смысла предложения (абзаца)
Типы заданий, которые позволяют развивать и проверять навыки чтения
Задания «множественного выбора»:
Задания «на восстановление деформированного текста»:
Задания с ответами на вопросы
Задания «на соотнесение»
Задания «на дополнение информации»:
Задания «на перенос информации»:
Введение новых образовательных стандартов внесло изменения в содержание деятельности воспитателя и педагога, определило приоритетные направления, в числе которых оценка эффективности образовательной деятельности педагогических работников и анализ достижений, а так же подтверждение уровней развития и образования ребёнка.