12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Симоненко Татьяна Александровна19
4

Выступление «Методы диагностики уровня сформированности навыков чтения»

Симоненко Татьяна Александровна учитель начальных классов МБОУ СОШ №46

Методы диагностики уровня сформированности навыков чтения

«Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях.» (Ушинский К. Д.)

Преемственность с позиции школы - это опора на те знания, умения и навыки, которые имеются у ребёнка на момент начала обучения; это подразумевает организацию работы с учётом дошкольного понятийного  и операционного уровня развития ребёнка.

Школа как преемник подхватывает достижения ребенка-дошкольника и развивает накопленный им потенциал. Мониторинг уровня формирования универсальных учебных действий дает возможность определить их актуальное состояние у каждого обучающегося и нацелить работу на построение индивидуальной траектории обучения и воспитания ученика.

В любой отрасли профессиональной деятельности особая роль принадлежит диагностике состояния и качества производимой продукции и производственного процесса. Не составляют исключения и профессионально-педагогическая деятельность учителя, педагогического коллектива школы. Однако, как писал еще К.Д. Ушинский, педагогическая диагностика пока еще не стала органической составной частью профессиональной деятельности воспитателя и учителя, воспринимается она педагогами не на том уровне серьезного отношения, на котором находится психодиагностика у психологов, медицинская диагностика у медиков и техническая диагностика у инженеров.

Диагностика - особый вид познания, находящийся между научным знанием сущности и опознаванием единичного явления. Результат такого познания - диагноз (гр. dagnoss - распознавание, определение).  Данное понятие широко представлено и в современной педагогической науке.

Цель диагностики

 получение объективной информации о состоянии и динамике уровня сформированности универсальных учебных действий у младших школьников в условиях реализации федеральных государственных стандартов нового поколения

Задачи диагностики

Выяснение состояния развитости соответствующего свойства

Определение динамики его развития и преобразование в течении установленного времени

Установление изменений, которые произошли под влиянием организованных учебно-воспитательных воздействий

Определение перспектив развития свойства

Выработка рекомендаций (для ученика или группы учеников)

Определение одарённости ребёнка, его индивидуальных особенностей с целью их развития

6слайд Функции диагностики:

Контрольно-корректировочная

-получение данных -корректирование процесса

Прогностическая

-прогнозирование изменений в развитии

Воспитывающая

-оказание воспитательного воздействия

Средства диагностики:

Методики строгоформализованные тесты, опросники, методики проективной техники, психофизические методики

Методики малоформализованные

наблюдения, беседы, интервью, анализ продуктов деятельности

Этапы диагностики:

1 этап - подготовительный

Цель объект сроки инструментарий

2 этап – практический

сбор информации

3 этап – аналитический

обработка анализ рекомендации пути корректировки

Новизна подхода к методам диагностики уровня сформированности навыков чтения в свете преемственности дошкольного и начального общего образования

-изменились целевые установки контроля

(задания ориентированы на проверку сформированности универсальных и специфических способов действий)

-появилась необходимость в использовании критериального подхода при разработке заданий,

-основными критериями оценивания при этом выступают планируемые результаты освоения Основной Образовательной программы О

-предметом диагностики выступают как достигаемые образовательные результаты, так и процесс их достижения

-изменилась роль учителя при проведении работ

(активный участник, рефлексивная позиция при анализе и коррекции, наблюдатель при проведении)

Переход от традиционной модели оценивания к формирующему оцениванию.
Работа по ФГОС предполагает переход от традиционной модели оценивания к формирующему оцениванию.
Что надо изменить, для того чтобы успешно перейти к новой системе оценивания?

от переход к

Традиционных работ

 

Творческим, исследовательским работам, тестам

Неявных критериев оценивания

 

Четким и прозрачным критериям оценивания

Оценивания учителем

 

Оцениванию при участии учащихся

Конкуренции

 

Сотрудничеству, сотворчеству

Оценки результата

 

Оцениванию процесса

Оценивания знаний

 

Оцениванию понимания, интерпретации, анализа и синтеза

Значимости и важности оценки

 

Значимости учения

Итогового, суммарного оценивания

 

Развивающему

Механизмы применения диагностики формирования уровня чтения

Вид деятельности

Сроки

1

Представление учителем набора слов, предложений, текстов с заданиями

В начале недели учащимся для самостоятельной работы выдается набор слов, предложений, текстов и задания к этому тексту.

Перед учащимися ставится задача –выполнить задания.

2

Самостоятельная работа учащихся

4 дня

3

Сдача текстов на проверку учителю

В конце учебной недели

4

Проверка работ учителем, критериальное оценивание работ всех учащихся

На проверку и оценивание работ по предложенным критериям у учителя один день

5

Заполнение диагностических таблиц по работам каждого ученика

Еще 1 день учителю необходим для того, чтобы заполнить индивидуальные диагностические таблицы по работам каждого ученика

6

Перевод баллов в систему уровневой оценки.

 

Тестовый балл

Уровни овладения навыками чтения

22-20

Высокий

 

19-13

Средний

 

14-ниже

Низкий

Одновременно с заполнением диагностических таблиц.

Благодаря системе уровневой оценки у учителя появляется возможность отследить у учащихся класса динамику развития уровня сформированности навыков чтения как важной составляющей метапредметных результатов обучения

7

Анализ, обсуждение выполненных работ с учащимися

Проводится на занятие (1 раз в неделю) в рамках внеурочной деятельности

8

Контрольные срезы

1 раз в четверть

9

Представление материалов диагностики на родительских собраниях

1 раз в четверть


 

Критерии оценивания сформированности навыка чтения

Индивидуальный прогресс

Совершенствование способов чтения

Послоговое, плавное послоговое, целыми словами, плавное слитное;

Выразительность чтения

Интонирование, тембр , громкость, эмоциональная окраска;

Навыки работы с текстом

Ориентация в круге чтения

Интерес к чтению художественной и нехудожественной литературы

Критерии оценивания сформированности навыка смыслового чтения

 

Группы метапредметных результатов

Критерии

Показатель критерия

Балл

1

Поиск информации и понимание прочитанного

Умение определять тему и главную мысль текста

Определил и записал тему и главную мысль текста

2

Определил и написал только тему текста, не смог найти в тексте предложение, передающее главную мысль

1

Не записал тему и главную мысль текста

0

Умение составлять план текста

Составил простой план, в котором отразил все смысловые части, последовательность частей не нарушена

2

Составил простой план, пропущена одна смысловая часть текста; или в плане отражены все смысловые части текста, но нарушена последовательность частей

1

Не составил план

0

Умение восстанавливать последовательность событий

Последовательность событий не нарушена

2

Допустил ошибку в последовательности двух событий

1

Последовательность событий нарушена

0

Умение отвечать на вопросы по содержанию текста

Ответ оформлен как законченное речевое высказывание, подтвержденное информацией из текста

2

Сформулированный ответ правильный, но односложный, не подтвержденный информацией из текста

1

Ответ не соответствует содержанию текста

0

Умение определять тип, стиль текста

Правильно определил тип и/или стиль текста, записал характерные признаки

2

Указал тип и/или стиль текста, но не записал характерные признаки

1

Допустил ошибки в определении типа и/или стиля текста

0

Задания по тексту выполнены частично (не менее половины заданий), допустил 1-2 орфографических ошибки

1

Выполнено менее половины заданий по тексту, допущено много орфографических ошибок

0

2

Преобразование и интерпретация информации

Умение объяснять новые (незнакомые) слова (сочетания слов), опираясь на контекст

Объяснил значение нового слова (сочетания слов), опираясь на содержание текста

2

Объяснил значение нового слова (сочетания слов), используя не информацию из текста, а имеющиеся знания

1

Не смог объяснить значение нового слова (сочетания слов)

0

3

Оценка информации

Умение устно выказывать свое отношение к тексту или описываемым событиям на основе собственных знаний

Высказал личное отношение к тексту, объясняя свое мнение

2

Высказал свое отношение на уровне нравится – не нравится, не смог оценить полезность информации для себя

1

Без интереса относя к полученной информации, не высказал никаких суждений

0


 

Формирование УУД у школьника происходит за счёт целенаправленного овладения определённого умения осуществляя микродействие.(т.е.УУД складывается из микродействий). Задача диагностики заключается в подборе заданий и вопросов, которые позволяли бы сделать вывод о сформированности того или иного микродействия.(Так как вопросы и задания основаны на предметном материале, существует опасность ошибиться в результатах диагностики, избежать этого можно побуждав ученика прокомментировать свои действия( он вынужден осмысливать свои действия и объясняет ихоснования- рефлексируют)

Диагностика УУД по установлению причинно-следственных связей
(микродействия)

14 слайд 1.Выдели в вопросе следствие

2.Выдели в следствии объект анализа (объект –это то на что направлено действие. Отвечает на вопрос «что?»

3.Опиши поступки

4.Найди дополнение к следствию

5.Переформулируй вопрос

6.Сделай вывод

Диагностика УУД сравнение (микродействия)

«Опознание» и квалификация ситуации как ситуации сравнения

Сравни два текста. Какой из них написал ученый, а какой поэт? Объясни

Выявление объектов сравнения

Выдели те объекты которые ты будешь сравнивать

(грибы авторов стили текстов)

Выявление основания для сравнения

Выдели по какому признаку ты будешь сравнивать ( по фамилии автора по размеру текста по наличию в тексте рифмы, научных данных )

Квалификация собственных действий

Сравнить наличие рифмы и научных утверждений

Диагностика УУД по составлению классификации (микродействия)

Выделение признаков объектов по образцу и без образца

Даны названия художественных произведений; Задание раздели объекты по группам в зависимости от признака

Стихи рассказы

Выделение в разных объектах общего свойства

Даны фрагменты стихов; Определи недостающие признаки объектов и заполни таблицу:

Выделение в разных объектах общего свойства

Объединение объектов в соответствии с установленными основаниями

Дополнение существующей группы объектов однородными объектами

Выделение разных оснований для классификации одних и тех же объектов

Диагностика УУД по составлению классификации (микродействия)

Выделение ключевых слов в предложении (абзаце)

*Определение взаимосвязей между ключевыми словами и словами, раскрывающими смысловое значение ключевых слов в контексте изучаемого текста

Корректировка смысла, прочитанного в зависимости от последующих смыслов

Определение основного смысла предложения (абзаца)

Типы заданий, которые позволяют развивать и проверять навыки чтения

Задания «множественного выбора»:

Задания «на восстановление деформирован­ного текста»:

Задания с ответами на вопросы

Задания «на соотнесение»

Задания «на дополнение информации»:

Задания «на перенос информации»:

 Введение новых образовательных стандартов внесло изменения в содержание деятельности воспитателя и педагога, определило приоритетные направления, в числе которых оценка эффективности образовательной деятельности педагогических работников и анализ достижений, а так же подтверждение уровней развития и образования ребёнка.

 

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.