Методика диагностики семьи

2
0
Материал опубликован 12 October 2020 в группе

22


«МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ СЕМЬИ»

План

Введение.............................................................................................................3

1. Особенности методики диагностики семьи………………………………4

2. Диагностический уровень деятельности социального педагога………...9

Заключение…………………………………………………………………...14

Список используемой литературы………………………………………….15

Приложения………………………………………………………………….16

Введение

Семья - малая социальная группа, основанная на браке и кровном родстве или индивидуальных потребностях людей в союзе друг с другом. Ее отличают единое экономическое обоснование, общность быта, взаимно зависимый образ жизни ее старших и младших членов, определенная структура ролей и норм взаимодействия, эмоционально-нравственные связи, отношения помощи, поддержки и защиты.

Семья - базисная основа первичной социализации личности. Именно с семьи начинается процесс усвоения ребенком общественных норм и культурных ценностей. Социологическими исследованиями выявлено, что влияние семьи на ребенка сильнее, чем влияние школы, улицы, средств массовой информации. Следовательно, от социального климата в современной семье, духовного и физического становления в ней детей в наибольшей степени зависит успешность процессов развития и социализации ребенка.

Действуя в интересах ребенка, социальный педагог призван оказывать необходимую помощь и поддержку семье. В его задачи входит установление контактов с семьей; выявление проблем и трудностей в семье; стимулирование семьи и отдельных ее членов к участию в совместной деятельности; оказание посреднических услуг в установлении связей со специалистами - психологами, социальными работниками, врачами, юристами, а также с представителями органов власти, общественностью. Социальный педагог обеспечивает общественное признание и общественную поддержку семьям, которые хорошо воспитывают своих детей; использует индивидуальные методики работы с семьями, нуждающимися в особой помощи (семьями из «группы риска», многодетными и неполными и др.); содействует развитию семенно-соседских форм кооперации и взаимопомощи.

Цель контрольной работы: раскрыть особенности методики диагностики семьи.


1. Особенности методики диагностики семьи

Диагностика семьи - постоянно присутствующий элемент в деятельности социального педагога. Учитывая сложность проблем, которые переживает современная семья, постоянную изменчивость ее структуры и характеристик, в настоящее время необходимо перейти от единичных диагностических процедур к осуществлению социально-педагогического мониторинга семьи.

Социально-педагогический мониторинг семьи - это научно обоснованная система периодического сбора, обобщения и анализа социально-педагогической информации о процессах, протекающих в семье, и принятие на этой основе стратегических и тактических решений.

Основные принципы мониторинга: достоверность, полнота, системность информации; оперативность получения сведений и их систематическая актуализация; сопоставимость получаемых данных, которая обеспечивается единством избранных позиций при сборе и анализе информации; сочетание обобщающих и дифференцированных оценок и выводов.

Сущность социально-педагогического мониторинга семьи состоит комплексном использовании всех источников данных о процессах и событиях семейной жизни, как носящих естественный характер (информация, предлагаемая членами семьи по собственной инициативе; непосредственное и опосредованное наблюдение, сочинения и графические работы детей о семье и т.д.), так и полученных в ходе специально организованного исследования (опрос, анкетирование, метод экспертных оценок, биографический метод, психологические методики на выявление показателей внутрисемейных отношений и т.д.).

Важную роль в осуществлении социально-педагогического мониторинга играет умение социального педагога систематизировать сбор информации и полученные результаты. Способов систематизации может быть несколько. Рассмотрим один из них.

Поскольку семья - это сложная система, социальный педагог принимает во внимание подсистемы внутри семьи, отношения между индивидами и подсистемами.

Брачная подсистема (муж – жена). Социальному педагогу важно видеть особенности взаимоотношений между мужем и женой семье, способность супругов оценивать и поддерживать друг друга.

С одной стороны, данная подсистема во многом определяет микроклимат семьи; с другой - это фактор, который в дальнейшем играть существенную роль в выстраивании ребенком собственных полоролевых взаимоотношений.
Данная подсистема - одна из наиболее сложных для изучения, она во многом скрыта от глаз посторонних. Непременным условием результативной диагностики является установление дружеских и/или партнерских отношений социального педагога с супругами (опора на точку зрения одного из них может послужить источником предвзятой, искаженной информации). Действенным средством выступает наблюдение. Возможно обращение за консультацией к практическому (школьному) психологу.

Родительская подсистема (мать — отец). Социальный педагог концентрирует внимание на взаимодействии брачной пары в качестве родителей ребенка (детей), принятые в семье нормы взаимоотношений: мать – дети, отец – дети, стиль родительского отношения.

Воспитательный потенциал семьи во многом определяется содержанием и характером функционирования родительской подсистемы. Ошибки, которые допускают родители, их искаженные ценностные установки, противоречия в системах требований и многие другие факторы в итоге определяют десоциализирующее влияние семьи на ребенка.

Подсистема «братья – сестры». Социальный педагог концентрирует внимание на отношениях детей, особенностях исполнения социальной роли каждым ребенком, установившимся в семье разделении обязанностей между братьями - сестрами.

Отношения между детьми в семье - незаменимый опыт общения и взаимодействия длительного характера, когда обязательны распределение обязанностей, терпимость, умение разрешать и предупреждать конфликты, делить проявляемую по отношению к ним заботу и внимание взрослых и многое другое. Для большинства детей данные отношения на длительный период приобретают характер наиболее значимых. Однако здесь скрыт значительный потенциал десоциализирующего влияния (отношения подчинения, «семейная дедовщина», моральное и психологическое насилие, конкурентное противостояние и многое другое).

Для изучения системы отношений и взаимодействий «братья-сестры» также могут быть использованы психологические и педагогические методики межличностного общения.

Подсистема «родители - дети». Социальный педагог стремится определить специфические черты взаимодействия между родителями и детьми, границы власти, свободы и ответственности, ставшие нормой этих отношений.

Взаимодействие и отношения ребенка с родителями - один из наиболее частых предметов социально-педагогической заботы и внимания. Именно здесь скрыт источник большинства конфликтов, нарушающих нормальное течение как семейной жизни в целом, так и жизнедеятельности ребенка как самостоятельного существа. Вместе с тем эти отношения допускают возможность косвенного влияния на ребенка со стороны социального педагога (например, в ситуациях коррекции поведения, социальной реабилитации и др.).

Необходимо сочетать методы прямого действия (преимущественно психологические методики) и косвенного (например, метод экспертных оценок, игровые методики моделирования отношений, решения жизненно смысловых задач и ситуаций в рамках специальных занятий, биографический метод и др.).

Важно учитывать роль родственников, которые могут и не жить с семьей под одной крышей (бабушка, дед, тетя и т.д.), и лиц, которые не являются родственниками по крови, но оказывают влияние на семью и отдельных ее членов.

В ходе изучения отдельной семьи социальный педагог может составить своеобразную «карту семьи», куда желательно включить:

- список всех членов семьи с указанием их имен, дат рождения (смерти);

- краткие характеристики членов семьи;

- наиболее важные для каждого члена семьи события;

- анализ того, чем держится семья (сплоченность и разделенность ее членов, внутрисемейные правила и нормы, эмоциональный климат);

- описание и анализ внешней среды (жилищные условия, соседство, местная демографическая, экономическая, экологическая, коммуникативная ситуация);

- сведения о социальном статусе семьи и ее членов, об их национальной и религиозной принадлежности, образовательном и социокультурном уровне;

- анализ проблем и потребностей семьи (реалистичны ли ожидания перемен, каковы возможности и ограничения в удовлетворении потребностей и решении проблем);

- оценку и заключение, почему семья нуждается в социальной
помощи, в какой именно.

В практике работы социальных педагогов сложился опыт социально-педагогической паспортизации семей. «Паспорт» выступает одной из форм «карты семьи», позволяющей систематизировать базовую информацию о семье в лаконичной (стандартизированной) форме (см. приложение). В отличие от «карты» он не предполагает регулярного обновления (за исключением каких-либо кардинальных изменений в структуре и характеристиках семьи), вся оперативная информация накапливается в приложениях к паспорту.

Основное назначение диагностики и мониторинга (как системной формы) - составление заключения о состоянии конкретной семьи и тенденциях, свойственных семьям, обслуживаемым социальным педагогом. Используемые диагностические методики традиционны: наблюдение, анкетирование, опросы, тестирование и т.п.

На основе полученной информации осуществляется дифференциация семей, позволяющая разработать стратегию и тактику социально-педагогической работы в отношении конкретной семьи и с семьями в целом, обеспечить адресность и результативность социально педагогической поддержки и помощи [4, с. 39 – 44].


  1. 2. Диагностический уровень деятельности социального педагога

На диагностическом уровне возможны два варианта деятельности социального педагога:

- при добровольном обращении клиентов - оценка ситуации и в случае необходимости организация консультации психолога;

- при недобровольном обращении - сбор достоверной информации о семье, организация встречи с ней, обеспечение обратной связи.

Обязательными этапами диагностики являются:

- сбор информации;

- анализ информации;

- постановка социального диагноза.

Диагностика - длительный этап, требующий неоднократных встреч с семьей, а также с другими людьми. Диагностика служит отправной точкой дальнейшего взаимодействия с семьей.

Проведение диагностики предполагает соблюдение определенных принципов. Выделим наиболее важные из них.

Методологические принципы:

- объективность в сборе фактов и их интерпретации. Необъективность может привести к якорному (дотошное исследование, но в каждом новом факте социальный педагог видит подтверждение сложившегося стереотипа) или замковому (из-за стереотипов наклеивается ярлык, делаются ранние необъективные выводы о семье, и социальный педагог останавливает диагностическое исследование) эффекту;

- множественность источников информации;

- достоверность информации;

- клиентоцентризм (смотреть на проблему исходя из интересов клиента).

Этические принципы:

- конфиденциальность;

- степень открытости - право клиента;

- невмешательство в частную жизнь.

На данном этапе обязательно используются следующие диагностические методы:

- наблюдение (позволяет определить пол, возраст, национальность, материальное положение, черты характера, уровень интеллектуального развития и состояние психики клиента);

- беседа (равноправный диалог или интервью, устный опрос по заранее обдуманному плану);

- анкета (письменный опрос);

- тесты (стандартизированный набор заданий, позволяющий определить уровень знаний человека, состояние его личностных, психологических характеристик).

Широко используются в диагностике:

а) шкальные методики. Для определения результата совместной работы семье предлагается шкала, на которой он должен отметить состояние своей проблемы до и после визита к социальному педагогу. Этот показатель можно сравнивать только с показателями этой же семьи в другой момент времени. Методика позволяет переводить качественные характеристики в количественные и может широко использоваться социальными педагогами, так как это один из немногих простых в применении и устраивающих семью способов определения эффективности работы;

б) карточные методики - набор карт с определенным смысловым содержанием (любовь, ненависть, развод, тоска). Семье дается задание расположить карточки по времени — настоящее, прошлое и будущее. Карточные методики позволяют составить общее представление об эмоциональном состоянии семьи, ее жизненной ситуации, облегчает работу с людьми, имеющими затруднения в общении (мигранты, замкнутые), оказывает успокаивающее действие;

в) проективные методики - разновидность тестов, нацеленных на определение неосознаваемых клиентом состояний (бессознательное влечение, скрытая агрессия, переживание);

г)  ассоциативные проективные методики, построенные на словесных ассоциациях, системе незаконченных предложений;

д)  экспрессивные методики (основаны на рисовании: рисунок семьи, рисунок себя в виде растения, животного). Они позволяют сравнивать результаты работы с клиентом;

е)   анализ документации. Контент-анализ (выборочный, содержательный). Изучение документов - важная часть работы социального педагога, который является составителем многих документов, необходимых для дальнейшей работы с семьей, в помощь другим специалистам, правоохранительным органам, для отчетности, для защиты своих интересов;

ж)  метод социальных биографий - сбор информации об истории жизни человека и его семьи. Исследуются личные беседы, опросы родственников, переписка, семейные альбомы, прием генограммы семьи. Этот метод используется в работе с теми клиентами, проблемы которых берут начало в семье, традициях.

При постановке диагноза, обработке информации удобно использовать таблицы. Это помогает систематизировать материал, сделать вывод. 

 

Точка зрения клиента

Точка зрения семьи

Точка зрения другого специалиста

Собственное мнение

Личность клиента

 

 

 

 

Проблема

 

 

 

 

Потребность

 

 

 

 

Слабые стороны и др.

 

 

 

 


В ситуациях, когда различные недостатки в семье тщательно скрываются, может помочь опрос соседей, школьных учителей, разговор с самим ребенком.
Определить, есть ли проблема физических наказаний в семье (если родители скрывают ее наличие), можно по состоянию ребенка.

Оценка физического, эмоционального и психического развития детей происходит по следующим критериям [1, с. 61 – 64]:

- отсутствие привязанности или сильное искажение связей такого рода;

- серьезное отклонение в восприятии семьи как надежной базы, на основе которой дети могут приобретать новый опыт;

- отсутствие или сильное искажение родительских моделей, которые ребенок имитирует и на которых формируется идентификация;

- наличие дисфункциональных стилей борьбы со стрессом (агрессивность);

- полное или частичное отсутствие взаимопонимания между родителями;

- отсутствие необходимого или соответствующего возрасту жизненного опыта (теплота, игра, беседа);

- отсутствие или избыток дисциплинарных методов.

Например, с целью изучения положения субъекта в системе межличностных отношений и характера коммуникаций в семье – прямой или опосредованной, можно использовать семейную социограмму.

Испытуемым дают бланк с нарисованным кругом диаметром 110 мм.

Инструкция: «На листе перед вами изображен круг. Нарисуйте в нем самого себя и членов своей семьи в форме кружков и подпишите их именами». Члены семьи выполняют это задание, не советуясь друг с другом.

Интерпретация результатов.

Критерии, по которым производится оценка результатов психодиагностики:

- число членов семьи, попавших в площадь круга;

- величина кружков;

- расположение кружков относительно друг друга;

- дистанция между ними.

Оценивая результат по первому критерию, исследователь сопоставляет число членов семьи, изображенных испытуемым, с реально существующим. Возможно, что родственник, с которым субъект находится в конфликтных отношениях, не попадет в большой круг, он будет «забыт». В то же время кто-то из посторонних лиц, животных, любимых предметов может быть изображен в качестве члена семьи.

Далее мы обращаем внимание на величину кружков. Больший, по сравнению с другими, кружок «Я» говорит о достаточной самооценке, меньший – о заниженной. Величина кружков других членов семьи говорит об их значимости в глазах испытуемого.

Следует обратить внимание на расположение кружков в площади тестового поля и по отношению друг к другу (третий критерий). Расположение испытуемым своего кружка в центре круга может говорить об эгоцентрической направленности личности, а размещение себя внизу, в стороне от других членов семьи – на переживание эмоциональной отверженности.

Наиболее значимые члены семьи изображаются испытуемым в виде больших по размеру кружочков в центре или в верхней части тестового поля.

Наконец, определенную информацию можно получить, проанализировав расстояния между кружками (четвертый критерий). Удаленность одного кружка от других может говорить о конфликтных отношениях в семье, эмоциональном отвержении испытуемого. Своеобразное «слипание», когда кружки наслаиваются один на другой, соприкасаются или находятся друг в друге, свидетельствует о недифференцированном «Я» у членов семьи, наличии симбиотических связей [2].

Диагностировать детско-родительские отношения можно с помощью тест-опросника А.Я. Варги и В.В. Столина (Приложение 1). Опросник позволяет выявить разнообразные чувства по отношению к ребенку: поведенческие стереотипы, практикуемые в общении с ним, особенности восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков [3].

Опросник «Конструктивно-деструктивная семья» (Э. Эйдемиллер, В. Юстицкис) позволяет определить направления развития каждой семьи. В шкалу опросника входят суждения, типичные для деструктивного подтипа семьи, и контрастные им, характерные для конструктивного. Использование такой шкалы позволяет установить близость изучаемой семьи к одному из этих типов (Приложение 2) [5].

Заключение


Существующие проблемы в функционировании семьи уязвимых категорий на современном этапе развития обуславливают необходимость оказания семье помощи со стороны общества, государства. Это возможно посредством реализации технологий работы социального педагога с семьями.

Диагностический этап деятельности социального педагога с семьей должен включать следующие компоненты:

- наличие у специалиста собственных представлений о содержании поддержки семьи как клиента и о представлениях клиента о содержании этой поддержки, а также о форме ее оказания;

- широкое изучение семьи-системы и каждого ее члена как индивида;

- дифференциация семей на типы соответственно деформированности семейных структур;

- разработка программы (соответственно выделенным в ходе дифференциации типам семей) социальных воздействий на семью коррекционно-воспитательной направленности;

- вхождение семьей-системой в контакт с целью реализации программы социальных действий;

- отслеживание результатов коррекционно-воспитательной деятельности с семьей и внесение необходимых изменений.


  1. Список используемой литературы


1. Барнз Д.Г. Социальная работа с семьями в Англии. М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1993. 244 с.

2. Крылов А.А. Практикум по экспериментальной и прикладной психологии. СПб.: Питер, 1999. 564 с.

3. Сысенко В.А. Психодиагностика супружеских взаимоотношений. Научно-методическое пособие в помощь работникам социальных служб. М.: Слово, 1998. 288 с.

4. Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога. Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет, 2002. 145 с.

5. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. СПб.: Питер, 1999. 386 с.


Приложение 1

  1. Тест-опросник родительского отношения


Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, пове­денческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и лич­ности ребенка, его поступков.

Опросник включает пять шкал.

«Принятие-отвержение»отражает интегральное эмоциональное отношение к ребенку. Содержание од­ного полюса шкалы: родителю нравится ребенок таким, каков он есть. Родитель уважает индивидуальность ре­бенка, симпатизирует ему. Родитель стремится прово­дить много времени вместе с ребенком, одобряет его интересы и планы. На другом полюсе шкалы: родитель воспринимает своего ребенка плохим, неприспособлен­ным, неудачливым. Ему кажется, что ребенок не добь­ется успеха в жизни из-за низких способностей, неболь­шого ума, дурных наклонностей. По большей части ро­дитель испытывает к ребенку злость, досаду, раздраже­ние, обиду. Он не доверяет ребенку и не уважает его.

«Кооперация»социально желательный образ ро­дительского отношения. Содержательно эта шкала рас­крывается так: родитель заинтересован в делах и пла­нах ребенка, старается во всем помочь ребенку, сочув­ствует ему. Родитель высоко оценивает интеллектуаль­ные и творческие способности ребенка, испытывает чувство гордости за него. Он поощряет инициативу и самостоятельность ребенка, старается быть с ним на равных. Родитель доверяет ребенку, старается встать на его точку зрения в спорных вопросах.

«Симбиоз» – отражает межличностную дистанцию в общении с ребенком. При высоких баллах по этой шкале можно считать, что родитель стремится к симбиотическим отношениям с ребенком, т. е. родитель ощущает себя с ребенком единым целым, стремится удовлетворить все потребности ребенка, оградить его от трудностей и неприятностей жизни. Родитель по­стоянно ощущает тревогу за ребенка, ребенок ему ка­жется маленьким и беззащитным. Тревога родителя по­вышается, когда ребенок начинает автономизироваться волей обстоятельств, так как по своей воле родитель не предоставляет ребенку самостоятельности никогда.

«Авторитарная гиперсоциализация» отражает форму и направление контроля за поведением ребенка. При высоком балле по этой шкале в родительском от­ношении данного родителя отчетливо просматривается авторитаризм. Родитель требует от ребенка безоговороч­ного послушания и дисциплины. Он старается навязать ребенку во всем свою волю, не в состоянии встать на его точку зрения. За проявления своеволия ребенка сурово наказывают. Родитель пристально следит за социальны­ми достижениями ребенка, его индивидуальными осо­бенностями, привычками, мыслями, чувствами.

«Маленький неудачник» – отражает особенности восприятия и понимания ребенка родителем. При вы­соких значениях по этой шкале в родительском отно­шении данного родителя имеются стремления инфантилизировать ребенка, приписать ему личную и соци­альную несостоятельность. Родитель видит ребенка младше по сравнению с реальным возрастом. Интере­сы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся роди­телю детскими, несерьезными. Ребенок представляет­ся не приспособленным, не успешным, открытым для дурных влияний. Родитель не доверяет своему ребен­ку, досадует на его неуспешность и неумелость. В свя­зи с этим родитель старается оградить ребенка от труд­ностей жизни и строго контролировать его действия.

Текст опросника

Я всегда сочувствую своему ребенку.

Я считаю своим долгом знать все, что думает мой ребенок.

Я уважаю своего ребенка.

Мне кажется, что поведение моего ребенка значи­тельно отклоняется от нормы.

Нужно подольше держать ребенка в стороне от реальных жизненных проблем, если они его травмируют.

Я испытываю к ребенку чувство расположения.

Хорошие родители ограждают ребенка от трудностей жизни.

Мой ребенок часто неприятен мне.

Я всегда стараюсь помочь своему ребенку.

Бывают случаи, когда издевательское отношение к ребенку приносит ему большую пользу.

Я испытываю досаду по отношению к своему ребенку.

Мой ребенок ничего не добьется в жизни.

Мне кажется, что дети потешаются над моим ребенком.

Мой ребенок часто совершает такие поступки, ко­торые, кроме презрения, ничего не стоят.

Для своего возраста мой ребенок немножко незрелый.

Мой ребенок ведет себя плохо специально – чтобы досадить мне.

Мой ребенок впитывает в себя все дурное как «губка».

Моего ребенка трудно научить хорошим манерам при всем старании.

Ребенка следует держать в жестких рамках, тогда из него вырастет порядочный человек.

Я люблю, когда друзья моего ребенка приходят к нам в дом.

Я принимаю участие в своем ребенке.

К моему ребенку «липнет» все дурное.

Мой ребенок не добьется успеха в жизни.

Когда в компании знакомых говорят о детях, мне немного стыдно, что мой ребенок не такой умный и способный, как мне бы хотелось.

Я жалею своего ребенка.

Когда я сравниваю своего ребенка со сверстниками, они кажутся мне взрослее и по поведению, и по суждениям.

Я с удовольствием провожу с ребенком все свое свободное время.

Я часто жалею о том, что мой ребенок растет и взрослеет, и с нежностью вспоминаю его маленьким.

Я часто ловлю себя на враждебном отношении к ребенку.

Я мечтаю о том, чтобы мой ребенок достиг всего того, что мне не удалось в жизни.

Родители должны приспосабливаться к ребенку, а не только требовать этого от него.

Я стараюсь выполнить все просьбы моего ребенка.

При принятии семейных решений следует учиты­вать мнение ребенка.

Я очень интересуюсь жизнью своего ребенка.

В конфликте с ребенком я часто могу признать, что он по-своему прав.

Дети рано узнают, что родители могут ошибаться.

Я всегда считаюсь с ребенком.

Я испытываю к ребенку дружеские чувства.

Основная причина капризов моего ребенка – эго­изм, упрямство и лень.

Невозможно нормально отдохнуть, если проводить отпуск с ребенком.

Самое главное – чтобы у ребенка было спокойное и беззаботное детство.

Иногда мне кажется, что мой ребенок не способен ни на что хорошее.

Я разделяю увлечения своего ребенка.

Мой ребенок может вывести из себя кого угодно.

Я понимаю огорчения своего ребенка.

Мой ребенок часто раздражает меня.

Воспитание ребенка – сплошная нервотрепка.

Строгая дисциплина в детстве развивает сильный характер.

Я не доверяю своему ребенку.

За строгое воспитание дети благодарят потом.

Иногда мне кажется, что я ненавижу своего ребенка.

В моем ребенке больше недостатков, чем досто­инств.

Я разделяю интересы своего ребенка.

Мой ребенок не в состоянии что-либо сделать самостоятельно, а если и сделает, то обязательно не так.

Мой ребенок вырастет не приспособленным к жизни.

Мой ребенок нравится мне таким, какой он есть.

Я тщательно слежу за состоянием здоровья моего ребенка.

Нередко я восхищаюсь своим ребенком.

Ребенок не должен иметь секретов от родителей.

Я невысокого мнения о способностях моего ребенка и не скрываю это от него.

Очень желательно, чтобы ребенок дружил с теми детьми, которые нравятся его родителям.

Ключи к опроснику

1-я шкала. «Принятие-отвержение»:

«да» – 4, 8, 10, 12, 14, 15, 16, 18, 23, 24, 26 29, 39, 40, 42, 44, 46, 47, 49, 51, 52, 55, 60;

«нет» – 3, 20, 27, 37, 38, 43, 45, 53, 56.

Баллы за положительные и отрицательные отве­ты суммируют.

По остальным шкалам учитывают только положи­тельные ответы.

2-я шкала. «Кооперация»: 6, 9, 21, 25, 31, 33, 34, 35, 36.

3-я шкала. «Симбиоз»: 1, 5, 7, 28, 32, 41, 58.

4-я шкала. «Авторитарная гиперсоциализация»: 2, 19, 30, 48, 50, 57, 59.

5-я шкала. «Маленький неудачник»: 9, 11, 13, 17, 22, 28, 54, 61.

Порядок подсчета тестовых баллов

При подсчете тестовых баллов по всем шкалам учитывают ответы, совпадающие с ключом.

Высокий тестовый балл по соответствующим шка­лам интерпретируется как:

отвержение,

социальная желательность,

симбиоз,

гиперсоциализация,

инфантилизация.

Есть основания считать, что идеальным для пер­вой шкалы является ранг, соответствующий 7 бал­лам, для второй – 9, третьей – 3, четвертой – 2, пятой – 0.

Тестовые нормы приводятся в виде таблиц процентальных рангов тестовых баллов по соответствую­щим шкалам.






















Приложение 2

Опросник «Конструктивно-деструктивная семья» (КДС)


Уважаемый товарищ! Предлагаемый опросник содержит утверждения о члене Вашей семьи, который доставляет Вам больше всего забот.

Утверждения пронумерованы. Такие же номера есть в «Бланке опросника КДС».

Читайте по очереди утверждения опросника. Если Вы, в общем, согласны с ними, то на бланке обведите кружком номер утверждения. Если Вы, в общем, не согласны – зачеркните этот же номер. Если очень трудно выбрать, то поставьте на номере вопросительный знак. Старайтесь, чтобы таких ответов было не больше трех.

В опроснике нет «неправильных» или «правильных» утверждений. Отвечайте, как есть на самом деле, как вы думаете. Этим Вы поможете врачу. Помните, Вы отвечаете о члене Вашей семьи, который доставляет Вам больше всего хлопот:

1.  Уверен, что помочь ему (ей) могут только самые строгие меры.

2.  Когда смотрю на него (нее), думаю, что судьба ко мне несправедлива.

3.  Я никогда не знаю, что у него (нее) на уме.

4.  Порой думаю: «Было бы лучше, если бы он (она) куда-нибудь исчез».

5.  Что бы мы с ним ни делали, он (она) становится все хуже.

6.  Окружающие считают меня виновным (виноватой) в том, что происходит с ним (ней).

7.  Нередко он (она) исчезает, и я не знаю, что с ним (ней).

8.   Никто из окружающих не хочет помочь мне.

9.  Он (она) не считается со мной.

10.   Бывает, что мне неприятно иметь с ним (ней) дело.

11.  Я никогда не знаю, что он (она) еще выкинет.

12.  Он (она) относится ко мне враждебно.

13.  К нему (ней) невозможно найти подход.

14.  Из-за него (нее) у меня испорчены отношения со многими людьми.

15.  Он (она) все скрывает от меня.

16.  Если бы его (ее) не было, моя жизнь была бы счастливой и интересной.

17.  Даже если он (она) твердо решит стать лучше, я знаю: все равно он (она) останется таким (ой), как был (а).

18.  Мне стыдно, когда говорят о нем (ней).

19.  Он (она) постоянно обманывает меня.

20.  Его (ее) исправление (выздоровление) очень мало зависит от меня.

Бланк опросника КДС                    Д       К   

1    5    9   13 17   Влияние               5         2

2    6   10 14 18   Фрустрация         4         2

3    7   11   15 19   Информация       5         1

4    8   12 16 20   Отчуждение         3         0

Реэ. = > 12   < 5

Фамилия,   имя,   отчество.

Примечания. Данные по валидизации методики: ро по шкале «Влияние» = 0,72; по шкале «Фрустрация» = 0,62; по шкале «Информация» = 0,70; по шкале «Отчуждение» = 0,61; по выраженности деструктивного типа = 0,60; р по всем > 0,01; ти по шкале «Влияние» = 0,80; по шкале «Фрустрация» = 0,60; по шкале «Информация» = 0,74; по шкале «Отчуждение» = 0,68; по выраженности деструктивного типа = 0,76; р по всем >0,01; п = 102 чел.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.