12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Самофалова Оксана Алексеевна975
Образование: КГПУ, дефектологический факультет, 2001 г. Работаю в ОКОУ "Курская школа для детей с ограниченными возможностями здоровья" 18лет, имею первую квалификационную категорию.
Россия, Курская обл., Курск
4

Использование диагностик для изучения личности учащихся

Самофалова О. А.,

учитель трудового обучения,

ОКОУ «Курская школа»

Помимо изучения детского коллектива, классный руководитель должен уделить внимание изучению личности каждого ученика. Классному руководителю необходимо изучать интересы учащихся, особенности характера, душевного состояния и т. д.

Диагностика №1. «Памятные даты моей жизни»

Учащимся предлагается написать самые памятные даты своей жизни, начиная с того времени, с которого они себя осмысленно помнят. Ребята должны выполнять работу по следующему образцу:

Год

Событие

   


Данная диагностика помогает классному руководителю увидеть нравственную суть значимых для ученика поступков, приоткрыть занавес в атмосферу семьи и внутреннего мира ученика.

Диагностика №2. «Мой портрет в интерьере»

Учащимся предлагается нарисовать свой портретна фоне определенного интерьера. Для выполнения работы учащиеся получают лист бумаги, на котором в центре ученик должен расположить свой автопортрет, а на пустых листах он располагает то, что для него значимо и без чего его автопортрет не значим. Это и станет интерьером его портрета.

 
 

Портрет

ученика

 

Диагностика №3. «Мое состояние»

Ребятам предлагается вглядеться в 16 символов. Эти символы объединены в четыре группы: движение, спокойствие, уверенность, неуверенность. Из каждой группы символов нужно выбрать по одному, который лучше всего передает состояние движения, спокойствия, уверенности и неуверенности. Каждая группа символов изображается на доске и имеет буквенное обозначение. На своих листочках ребята записывают буквы выбранного символа.

Движение Спокойствие

а б а б

в г в г

Уверенность Неуверенность

а б а б

в г в г

 

Затем можно перейти к подсчету результатов:

Движение

Спокойствие

Уверенность

Неуверенность

А – 4

А – 10

А – 10

А – 10

Б – 8

Б – 8

Б – 8

Б – 8

В – 2

В – 2

В – 6

В – 2

Г - 10

Г - 4

Г - 2

Г - 6

 

Интерпретация результатов выглядит так:

от 0 до 13 очков: твое поведение зависит от окружающих. Ты легко падаешь духом, с трудом занимаешься тем, что тебе не нравится. На тебя оказывает влияние окружающая обстановка. Ты не всегда оказываешься хозяином своих решений, зависишь от настроения своего и чужого, бываешь слишком эмоционален.

от 14 до 20 очков: ты плывешь по течению, но пытаешься найти себя. Ты умеешь критически мыслить, и окружающие не могут повлиять на тебя, не имея аргументов. Если принятое тобой решение тебе вредит, то можешь от него отказаться.

от 21 до 27 очков: Ты считаешь себя непогрешимым, но пытаешься найти золотую середину между своими взглядами, убеждениями и жизненными ситуациями. Хорошо развитая интуиция помогает выбирать первый путь и принимать верное решение.

от 28 до 34 очков: Тебе трудно отказываться от своих принципов и от своих решений. Ты умеешь быть упорным, но с трудом признаешь превосходство других над собой. Ты являешься достаточно избирательным человеком.

от 35 до 40 очков: Ты всегда строго следуешь поставленной цели. Ты можешь совершать безрассудные поступки из-за собственного упрямства. У тебя всегда на все собственное мнение, тебя трудно переубедить.


Диагностика № 4. «Моих 10 – Я»

Учащимся предлагается написать на листочке бумаги 10 раз букву «Я» и дать определение этим «Я», рассказывая о себе и своих качествах по образцу:

1 – я - 4 – я - 7 –я - 10 –я-

2 – я - 5 – я - 8 – я –

3 – я - 6 – я - 9 –я –

Затем учащиеся должны проранжировать все свои десять «Я» в зависимости от степени их значимости для ученика.

 

Диагностика № 5. «Недописанный тезис».

Учащимся предлагается закончить каждый тезис. При желании каждый тезис можно развить, привести в подтверждении тезиса различные доказательства.

Я считаю, что я…

Главное в моей жизни – это…

Мне хорошо, когда…

Мне плохо, когда…

Мне нравится, когда взрослые…

Мне не нравится, когда взрослые…

В свободное время я …

Самая большая радость моей жизни …

Самая большая ошибка …

Иногда мне хочется…

 

Диагностика №6. Блиц-опрос.

В течение одной минуты учащимся предлагается ответы на заранее приготовленные классным руководителем вопросы. Такого же типа вопросы учащиеся могу задать классному руководителю:

1. Любимое имя

2. Любимая пора года

3. Любимый цвет

4. Любимая книга

5. Любимое дерево

6. Любимый цветок

7. Любимая группа

8. Любимая песня

9. Любимая одежда

10. Любимый праздник и т. д.
 

Диагностика №7. «Самореклама».

Учащимся предлагается дать о себе рекламу в газете для участия в конкурсе. В рекламе должны быть описаны внешние данные и внутренние качества, которые позволят победить в объявленном конкурсе. Главные требования к саморекламе – искренность, объективность, самокритичность.

 

Диагностика №8. «Готовность к саморазвитию».

Учащимся предлагается определить наличие или отсутствие у себя приведенных ниже качеств знаком + или знаком - :

Иногда мне хочется побольше узнать о себе.

Я считаю, что мне не нужно что-либо в себе менять.

Я всегда уверен в своих силах.

Я убежден, что все, задуманное мной, осуществится.

У меня нет желания знать свои плюсы и минусы.

Планируя что-либо, я больше надеюсь на удачу, чем на свои возможности.

Мне хочется учиться лучше и результативнее.

Когда мне что-то нужно, я могу себя заставить это делать.

Мои неудачи связаны с тем, что я многого не умею.

мне интересно мнение других о моих качествах и возможностях.

Мне трудно себя воспитывать.

В любом деле меня не страшат ошибки и неудачи.

Мои качества и умения соответствуют требованиям к учению.

Обстоятельства всегда сильнее меня.

Посчитайте количество совпадений ответов с ключом.

Ключ: 1. +, 2. -, 3. +, 4. +, 5 -, 6 -, 7. +, 8. +, 9. +, 10. +, 11. -, 12. +, 13. -, 14. -.

Результат: Хочу знать о себе – баллы 1, 2, 5, 7, 9, 10, 13.

Могу совершенствоваться 3, 4, 6, 8, 11, 12, 14.

 

Диагностика №9. «Сочинение».

Учащимся класса предлагается написать сочинение или эссе по следующим темам:

«Ода моему классу», «Мой класс через 5 лет», «Чтобы могло со мной произойти, если бы я попал в другой класс», «Удивительные истории моего класса», «Болезни роста нашего класса».

Помимо тем сочинений, связанных с классным коллективом, можно предложить учащимся темы сочинений, связанные с собственной личностью. К примеру:

«Родственные души или вариации на тему:»Мои друзья в моем классе», «Письмо самому себе», «Мои «хочу» и «надо».

Если ученики доверяют классному руководителю, то они будут откровенны, а это позволит вдумчивому педагогу увидеть трудные моменты в жизни учащихся и помочь в решении наболевших проблем.

Одна и та же тема сочинений учащихся может стать традиционной, и ребята могут выполнять такое задание в начале каждого учебного года, это сможет стать традицией класса, увлечь ребят. Итоги этих личностных изысканий можно подвести на выпускном вечере и подарить каждому на память «архивные материалы» за несколько лет, которые смогут стать началом собственного личного архива. Традиционные темы сочинений могут быть такие:

«Мои осенние размышления»

«Привет самому себе из сентября 2002 года»

«Мои взлеты и падения».

 

Диагностика № 10. «Полемика с самим собой».

Учащимся предлагается сформулировать свое отношение к двум предлагаемым классным руководителем альтернативным тезисам. Данные тезисы могут быть представлены для осмысления учащимися в связи с проблемами или конфликтными ситуациями, которые имеют линию в классном коллективе. Например:

Дисциплина – это свобода

Дисциплина – это неволя

Учит жизни не книга, а опыт

Надо жить легко, как птица, не вычисляя завтрашний день.

Друг познается в беде.

Анализ ответов учащихся поможет классному руководителю определить их отношение к пониманию того или иного вывода.

 

Диагностика № 11. «Незаконченный тезис».

Учащимся класса предлагается развить тезисы и привести доказательства своих мыслей.

Жизнь – это…

Друг – это …

Быть человеком – значит…

Самая большая беда – это… и т. д.

 

Диагностика №12. «Ассоциативный ряд».

Учащимся предлагается построить ассоциативный ряд, связанный с одним словом, понятием, явлением. Ребята должны написать не менее 10 – 15 слов, которые могут быть связанны непосредственно с данным понятием.

Например: любовь – радость – родители – единение – тепло – удовольствие – праздник – подарок – чувство – глупость – мужество – взаимность – эйфория – кольца – дети – свет – романтика – переживание – наслаждение.

 

Диагностика № 13. «Социометрия».

Целью социометрического исследования является изучение взаимоотношений учащихся в коллективе и определение приоритетов отдельных учащихся в классе. Каждый ученик получает список всего класса и выполняет следующие задания:

Задание 1. У тебя есть деньги, сумма которых позволяет тебе купить подарки только трем одноклассникам. Отметь, кому ты хотел бы сделать подарок.

Задание 2. Прошло десять лет после школы. У тебя появилась возможность определить лишь трех человек из класса, с кем ты хотел встретиться. Запиши их фамилии.

Задание 3. Ты победил на выборах и у тебя есть возможность сформировать свою команду из бывших одноклассников. Их должно быть не более трех. Кого ты предпочтешь?

Предложенные выше методики изучения личности и коллектива дадут результат, если классный руководитель будет внимателен при их анализе, будет справедлив и не предвзят в оценке высказываний учащихся, будет использовать полученные результаты неформально. Используя данные методики, можно сделать процесс воспитания увлекательным, значимым не только для учащихся, но и для их родителей и для педагогического коллектива школы в целом.

Опубликовано в группе «Использование новых образовательных технологий в области коррекционнного образования»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.