12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Екатерина Мелехина 32

Дидактическая игра как форма обучения детей раннего возраста.



«Нам необходимо добиваться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребёнка, служила формированию его способностей»

А.В. Запорожец

Вся жизнь детей- игра. И дидактическая игра – одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Дидактические игры можно использовать как во время занятий, так и свободное от занятий время. Огромный вклад в разработку советской теории игры внесла Н. К. Крупская: «Игра для них – учеба, игра для них – труд, игра – для них – серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего мира. Играя, он изучает цвета, форму, свойства материала, пространственные отношения, числовые отношения, изучает растения, животных».

Дидактические игры широко распространены в системе дошкольного образования. Ценность дидактических игр заключается в том, что они создаются в развивающих целях. Дидактическая игра дает возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной для дошкольников.

Игра – это наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки из окружающего мира полученных впечатлений. В игре развивается мышление, воображение ребенка, его эмоциональность, активность, развивается потребность в общении.
Игра имеет большое образовательное значение, она тесно связана с обучением на занятиях и с наблюдениями в повседневной жизни.

В раннем возрасте внимание малыша непроизвольное, поэтому обучение лучше проводить в игровой форме, так, чтобы вызвать у детей интерес к поставленной задаче, обязательно создавая при этом положительный эмоциональный фон. При организации непосредственно образовательной деятельности с детьми раннего возраста важен тщательный учет индивидуальных особенностей детей. Устойчивость внимания у детей ещё не достаточно высокая, поэтому способность сосредотачиваться тренируются при использовании дидактических игр.

В возрасте 2-3 лет ребёнок познаёт мир через наблюдение и воспроизведение определённых действий с реальными предметами. Ребёнку хочется всё потрогать руками, узнать назначение того или иного предмета. Таким образом, дидактические игры становятся важным средством сенсорного обучения, способствуют развитию интеллектуально-эмоциональной сферы, пробуждают интерес к обучению. Также в процессе действий с предметом важно возникающее в ходе игры общение ребёнка со взрослым, в результате чего развиваются мышление, эмоции, речь.

    «Без игры нет и не может быть полноценного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности». В.А.Сухомлинский.

Исследования свидетельствуют о том, что дидактическая игра способствует развитию познавательной активности, у детей в ходе игр появляются первые навыки сравнения, обобщения. Познакомившись с новыми понятиями, ребёнок может совершенствовать в дидактической игре свои представления о них. Активизируя воображение малыша, воспитатель способен придать игровой деятельности творческий характер.

Дидактическая игра, используемая на занятии, делает процесс усвоения учебного материала увлекательным и интересным.

В своей работе использую различные дидактические игры и упражнения, в ходе которых дети знакомятся с цветом, формой, величиной, положение в пространстве; Широко применяю игры на развитие мелкой моторики пальцев рук и координированных движений левой и правой руки; развитие мышления, памяти, воображения, познавательной активности. 

В играх с детьми раннего возраста использую разнообразный наглядный материал: погремушки, игрушки-вкладыши, природные материалы, неваляшки. 

Дидактические игры создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей. Но для играющих детей воспитательно-образовательное значение дидактической игры не выступает открыто, а реализуется через игровую задачу, игровые действия и правила.
Дидактические игры способствуют, главным образом развитию умственных способностей детей, поскольку содержат умственное задание, в решении которого и есть смысл игры. Они также способствуют развитию органов чувств, внимания, логического мышления. Обязательным условием дидактической игры являются правила.

Правила помогают всем участникам игры находиться и действовать в одинаковых условиях (дети получают определённое количество материала, определяют последовательность действий игроков, очерчивают круг деятельности каждого участника).

Дидактическая игра – это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания, один из методов активного обучения.

Вместе с тем, ценность дидактических игр не ограничивается только тем, что они используются как средство обучения, т. е. как часть занятия. Большое значение в воспитании и обучении детей имеют и те дидактические игры, в которые дети играют самостоятельно — вне занятий, например дома.

Дидактическая игра, как игровой метод обучения рассматривается в двух видах:
- Игры – занятия;
- Дидактические игры.
Дидактическая игра используется при совместной деятельности педагога и детей, в свободной деятельности детей и в непосредственно образовательной деятельности.

Дидактические игры созданы для обучения через игру. Главная их особенность состоит в том, что задание предлагается детям в игровой форме. Дети играют, не подозревая, что получают новые знания, закрепляют навыки действий с различными предметами, учатся общаться со своими сверстниками и со взрослыми.
Виды дидактических игр:
- Игры с предметами;
- Настольно-печатные игры
- Словесные игры

В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. В них решаются задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности в решении задач. По мере овладения детьми новыми знаниями о предметной среде задания в играх усложняются в определении предмета по этому признаку (цвету, форме, качеству, назначению и др., что очень важно для развития логического мышления. К играм с предметами относятся сюжетно-дидактические игры и игры-инсценировки. В сюжетно-дидактической игре дети выполняют определенные роли. Игры-инсценировки помогают уточнить представления о различных бытовых ситуациях, литературных произведениях.

Игры с предметами:

- «Все профессии нужны, все профессии важны»

- «Соберём пирамидку»

- «Кому, что нужно для работы»

- «Составь картинку»

- «Найди свой домик»

- «Собери бусы»

- «Шнуровка»

- «Найди детеныша»

- «Шарик в ложке»

- «Собери цветок»

- «Прищепки в корзине»

- «Веселые матрешки»

- «Подбери по цвету»

- «Подбери блюдца к чашкам»

- «Поможем кукле Кате одеться  на прогулку»

К играм с предметами относятся сюжетно дидактические игры, дети выполняют определенные роли, продавца, покупателя в "Магазине", Врача и пациента в "Больнице".

Настольно - печатные игры – интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино и др. Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании. Целями введения настольно-печатных игр в образовательный процесс являются: закрепление полученных знаний, развитие процессов мышления, памяти, воображения и речи, тренировка усидчивости.

Виды настольно-печатных игр:

- «Сложи картинку»

- «Спрячь мышку»

- «Залатай одеяльце»

- «Времена года»

- «Пазлы»

- «Цвета»

- «Чьи детки?»

- «Когда это бывает?»

- «Грибочки по местам»

- «Собери цветок»

- «Кубики»

Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как в этих играх требуется использование приобретенных ранее знаний в новых связях, в новых обстоятельствах. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя их характерные признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам; находят алогизмы в суждениях и др.

Словесные игры построены на словах и действия играющих. Словесные дидактические игры в раннем возрасте выполняют такие задачи: -развивают связную речь -активизируют уже имеющийся словарный запас ребенка - учат слушать и воспринимать речь, отвечать на поставленные вопросы.
С помощью словесных игр у детей воспитывают желание заниматься умственным трудом. В игре сам процесс мышления протекает активнее, трудности умственной работы ребёнок преодолевает легко, не замечая, что его учат.

В своей педагогической деятельности я использую такие словесные игры как:

- «Лошадки и поезд»

- «Два медведя»
- «Ладушки»

- «Петушок»

- «Сорока»

- «Солнечные зайчики»

- «Птички»

 Может ли ребенок прожить без игры? Нет! Игра – основная форма познания им жизни. Игра, как зеркало: переживания, наблюдения, впечатления отражаются в его игре. Игра развивает моральные и волевые качества ребенка, формирует личность в целом. В детском возрасте у ребёнка есть потребность в игре. И её нужно удовлетворить не потому, что делу – время, потехе – час, а потому, что играя, ребёнок учится и познаёт жизнь. Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре. И вся история отдельного человека как деятеля и работника может быть представлена в развитии игры и в постепенном переходе её в работу. Этот переход совершается очень медленно. В самом младшем возрасте ребёнок преимущественно играет, его рабочие функции очень незначительны и не выходят за пределы самого простого самообслуживания: он начинает самостоятельно есть, укрываться одеялом, надевать штанишки. Но даже и в эту работу он ещё вносит много игры. В хорошо организованной семье эти рабочие функции постепенно усложняются, ребёнку поручаются всё более сложные работы, сначала исключительно в целях самообслуживания, потом и такие работы, которые имеют значение для всей семьи. Но игра в это время составляет главное занятие ребёнка, наиболее его увлекает, интересует.

Дидактические игры и занятия дадут хороший результат лишь в том случае, если ясно представляешь, какие задачи могут быть решены в процессе их проведения и в чем особенности организации этих занятий на ступени раннего детства. При отборе дидактических игр обязательно надо соблюдать принцип системности, включающий в себя:

постепенное усложнение задач (от простого к сложному): каждая следующая

постепенное усложнение задач (от простого к сложному): каждая следующая игра основана на знаниях и умениях, полученных детьми в предшествующих играх, расширяя и углубляя эти знания и умения;

деятельностный подход: в каждой следующей игре происходят изменение соотношений деятельности воспитателя и ребенка, то есть осуществляется переход от совместной деятельности детей по подражанию к самостоятельной деятельности.

     В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлёкшись, дети не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием, прилагая все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре.

В зависимости от возраста и уровня развития детей меняются и игровые действия в дидактической игре. Но есть одно педагогическое правило, которому педагог должен всегда следовать при организации дидактической игры: ее развивающий эффект прямым образом зависит от того, насколько разнообразны и содержательны действия, выполняемые ребенком. Если педагог, проводя дидактическую игру, действует сам, а дети только наблюдают, ее воспитательно-образовательная ценность пропадает.

Дидактические игры используются в целях обучения и воспитания. Значение правил игры также имеет большое значение в формировании характера ребенка. Родители, чтобы не огорчать своего ребенка, стараются не заметить допущенной им ошибки, «подыгрывая» ему, здесь как раз и пропадают воспитание воли, умения преодолевать горечь поражения, желание играть до победы.

Игра пронизывает всю жизнь ребенка, она способствует физическому и духовному здоровью, является источником обширной информации, методом обучения и воспитания ребят. С ее помощь создаются условия для развития творческих способностей, всестороннего развития ребенка.

Таким образом, дидактические игры занимают большое место в работе дошкольных учреждений. Они используются на занятиях и в самостоятельной деятельности детей. 
Выполняя функцию средства обучения, дидактическая игра может служить составной частью занятия. Она помогает усвоению, закреплению знаний, овладению способами познавательной деятельности. Дети осваивают признаки предметов, учатся классифицировать, обобщать, сравнивать. Использование дидактической игры как метода обучения повышает интерес детей к занятиям, развивает сосредоточенность, обеспечивает лучшее усвоение программного материала.
В дидактической игре учебные, познавательные задачи взаимосвязаны с игровыми, поэтому при организации игры следует особое внимание обращать на присутствие в занятиях элементов занимательности: поиска, сюрпризности, отгадывания.
Поэтому дидактическая игра занимает важнейшее место в системе педагогических средств всестороннего воспитания детей.

Игра является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир; возможность обучать маленьких детей посредством активной интересной для них деятельности – отличительная особенность дидактических игриграх закрепляются знания об окружающей природной среде, формируются мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация).



Приложение:

Игры с предметами:

t1678617944aa.jpg

t1678617944ab.jpg

t1678617944ac.jpg



t1678617944ad.jpg

Настольно- печатные игры:

t1678617944ae.jpg

t1678617944af.jpg







«Найди пару»

t1678617944ag.jpg



«Соотнеси по цвету»

t1678617944ah.jpg




t1678617944ai.jpg«Найди предметы личной гигиены»

t1678617944aj.jpg

Словесные игры:

«Солнечные зайчики»

Цель игры: упражнять детей в произношении стихотворения в сочетании с движениями.

Ход игры: воспитатель с помощью маленького зеркала пускает солнечного зайчика и произносит стихотворение:

Солнечные зайчики

Играют на стене,

Поманю их пальчиком,

Пусть бегут ко мне.

Ну, лови, лови скорей.

Вот он, светленький кружок,

Вот, вот, вот - левей, левей!

Убежал на потолок.

Дети ловят зайчика на стене. Пусть воспитатель направит его пониже: дети любят подпрыгивать, стараясь поймать зайчика.

Эта игра вызывает у детей большую радость, особенно если удастся поймать рукой солнечного зайчика.


«Игра в поезд»

Цель игры: закреплять знания детей о таком транспорта, как поезд, вызвать воспоминания о поездках детей на поезде, упражнять в правильном произношении звуков.

Ход игры: воспитатель изображает паровоз. Он становится впереди колонны детей. Дети изображают вагоны.

Слова воспитателя:

Дети, посмотрите, какой у нас длинный поезд.

Сейчас мы поедем на нем.

Покажите, как колеса двигаются

(дети, согнув руки в локтях, двигают ими вперед-назад и приговаривают: «Гу-гу-гу»).

Поехали!

Вот поезд наш едет,

Колеса стучат,

А в поезде этом ребята сидят.

«Гу-гу-гу, гу-гу-гу»,—

Пыхтит паровоз,

Далеко, далеко

Ребят он повез.

Стоп! Остановка!

Кто хочет гулять?

 Скорей выходите!»

Дети выходят из поезда, гуляют, собирая грибы, ягоды.

На гудок паровоза («у-у-у-у!») они снова становятся в колонну и едут дальше.

 Воспитатель предлагает произносить стишок о поезде всем вместе.



«Петушок»

Цель игры: Развивать речевую активность детей, упражнять их в правильном звукопроизношении, закрепить знания о петушке.

Ход игры: Дети и воспитатель садятся на стулья в кружок. Посередине стоит стул для петушка. Воспитатель обращается к детям: «Дети, посмотрите, чья это шапочка? (Показывает яркую шапочку петушка.)

Да, это петушок, давайте поиграем с ним. Сейчас мы выберем петушка считалочкой, на кого она укажет, тот и будет петушком».

(Выбирают при помощи считалки петушка,

Ему надевают шапочку, и воспитатель говорит тихо (на ухо), что, когда он сядет на стул, должен громко пропеть «ку-ка-ре-ку», как петушок.)

Петушок садится на стул и громко кукарекает. Затем воспитатель и дети произносят слова: Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Масляна головушка,

Шелкова бородушка,

Что ты рано встаешь?

Что ты громко поешь?

Детям спать не даешь!

После слов "детям спать не даешь" воспитатель предлагает петушку несколько раз прокукарекать. Затем выбирают нового петушка. Воспитатель работает над выразительностью речи детей, учит выделять интонацией слова золотой, масляна, шелкова, учит интонацией выделять вопрос, громко и певуче произносить «ку-ка-ре-ку». Игра повторяется 3-4 раза.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.