Статья «Игра как средство воспитания и обучения детей младшего школьного возраста»
ИГРА КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Аннотация: В статье подробно рассматривается такое средство воспитания и обучения, как игра. Большое внимание уделено различным функциям и задачам играм, даётся их классификация.
Ключевые слова: личность, деятельность, игра, общение, труд, учение.
Огромную роль в развитие и воспитание ребенка принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством формированияличности школьника, его морально – волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир. В.А. Сухомлинский подчеркивал, что «игра – это огромноесветлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонекпытливости и любознательности. Изучению детской игры посвятили свои исследования многие ученые. Авторы единодушны в том, что игра – это потребность детей вактивной деятельности, средство познание мира. В детском возрасте, как говорил А.С. Макаренко, игра – это норма жизни, ребенок играет даже тогда, когда делаетсерьезное дело. Вот почему игра является основным видом деятельности. В воспитании и обучении младших школьников используется огромное количество игр, икаждая из них выполняет определенные функции, решает различные задачи, как общие, так и специфические. На некоторые из них важно обратить внимание педагогов:
- игра содержит большие воспитательные возможности, так как всегда желанна; в этой деятельности без принуждения создается своеобразный климат, способствующий формированию положительных эмоций;
- в игре ребенок не только познает окружающую действительность. Но и стремится изменить ее, одновременно изменяясь и сам;
- игра оказывает, по мнению Л.С. Выгодского, огромное влияние на психическое развитие ребенка: мотивационно – потребностную сферу, преодоление «познавательного эгоцентризма», развитие умственных действий, произвольного поведения и др.;
- игра создает большие возможности для развития организаторских умений и навыков детей;
- в игре ребенок приобщается к нравственным нормам взаимоотношений, постигает их, выполняя различные роли, подчиняясь определенным правилам;
- цель игровой коллективной деятельности осознается детьми как единая, требующая объединения усилий всего коллектива; организация деятельности предполагает и ее разделение;
- игра – форма деятельности, синтезирующая все виды деятельности (познание, труд и др.), универсальный способ организации жизнедеятельности ребенка, приобретение им нравственного опыта, особенно в совместных играх со старшими (педагогами, родителями, старшеклассниками и др.)
Игры, применяемые в учебном и воспитательном процессе, многогранны и разнообразны. Это требует их классификации. Можно выделить пять основных групп:
1) настольные игры;
2) дидактические игры;
3) подвижные игры;
4) деловые игры;
5) интеллектуальные игры.
Настольные игры: ребусы, кроссворды, чайнворды и т. д. Особенность настольной игры – наличие игрового правила, в котором внутренне заключена игровая задача. Решение игровой задачи делает игру стремящейся к определенному результату. Настольная игра развивает воображение, сообразительность и наблюдательность. В нем присутствует элемент соревнования (кто быстрее, кто быстрее назовет, кто правильнее и т. д.) В результате дети учатся быстро и логично рассуждать.
Настольная игра – одно из средств развития способностей учащихся, расширения их кругозора. Настольные игры проводят как индивидуально, так и в ходе групповой, коллективной работы. Они дают возможность дифференцированно подойти к оценке знаний и способностей учащихся.
Дидактические игры, имеющие, как отмечает Н.С. Старжинская, устойчивую структуру (дидактическую задачу, содержание, правила и игровые действия); в них ребенка особенно привлекает игровое действие (действовать с предметами, складывать, заштриховывать, решать проблему и т. п.)
Дидактические игры различны и многообразны. Эти игры проводятся во время прогулок, экскурсий и на уроке для обобщения знаний, формирования конкретных элементарных понятий.
Подвижные игры – не только форма активного отдыха детей, но и одна из любимых игр, средство приобщения ребенка к здоровому образу жизни.
В процессе подвижных игр дети выполняют определенные обязанности, преодолевают трудности, радуются успеху или огорчаются, что закаляет их волю, воспитывает выдержку, настойчивость и т. п., а главное, ребенок отдыхает, хотя и напряжены все его мышцы.
Подвижные игры – направлены на переключение ребенка от одного вида деятельности к другому.
Деловые игры – развивают у детей фантазию, но фантазию реальную, основанную на приобретенных знаниях, учит рассуждать, сравнивать, доказывать, рассказывать. Например, при изучении и знакомстве с крупными реками России учащимся можно предложить такую ситуацию: один из вас капитан, другой – штурман. Надо выбрать маршрут плавания по Волге, поставить цель экспедиции, рассказать о природе тех мест, где побывали и т. д.
Интеллектуальные игры – требуют от учащихся активной познавательной деятельности. Классические примеры таких игр широко известны: шашки, шахматы и т. д. К этой категории относятся так называемые задачи «на сообразительность» – шарады, головоломки, вызывающие большой интерес. Интерес игры обычно заключает в себе проблему, этим и объясняется их привлекательность для учащихся. К ним можно отнести широко известные задачи – загадки. Отгадывание загадок младшими школьниками можно рассматривать как процесс творческий, а саму загадку – как творческую задачу.
Чем интереснее игровые действия, которые учитель использует на уроках и во внеклассных мероприятиях, тем незаметнее и эффективнее учащиеся закрепляют, обобщают, систематизируют полученные знания.
Таким образом, игра в младшем школьном возрасте продолжает занимать значительное место. Она способствует освоению учебной деятельности, которая складывается постепенно и в наиболее полном виде формируется лишь к концу обучения в начальной школе. Применение игр и игровых ситуаций в процессе обучения основано психофизиологическими особенностями ребенка 6–10 лет и доказано в психологических и дидактических исследованиях.
Использование игр в учебном процессе помогает активизировать деятельность ребенка, развивает познавательную активность, наблюдательность, внимание, память,мышление, поддерживает интерес к изучаемому, развивает творческое воображение, образное мышление, снимает утомление у детей, т. к. игра делает процессобучения занимательным для ребенка.
Список литературы
1. Бесова М.А. К познанию мира через игру [Текст]. – Минск, 2002. – 317 с.
2. Миронова В.П. Игра в развитии активности детей [Текст]. – Минск, 2000. – 256 с.
3. Осипова М.П. Воспитание. Второй класс: Пособие для учителей. – Минск, 2003. – 189 с.
Сафонова Елена Валерьевна