12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Николаева Светлана Львовна41
Воспитатель
Россия, Чувашская респ., Чебоксары

«Дидактическая игра как форма обучения детей раннего возраста».


Воспитатель Николаева Светлана Львовна

МБДОУ «Детский сад №146»

г. Чебоксары ЧР


Ранний возраст является самым благоприятным для развития ребёнка. Уникальность раннего возраста определяется в формировании доверительных и продуктивных контактов ребёнка с миром взрослых во время игры. Без игры не может быть полноценного умственного развития.

Именно игра является основным видом деятельности, который вызывает качественные изменения в психике ребенка и используется взрослыми в целях воспитания детей, обучения их различным действиям с предметами, способом и средством общения.

Для детей игра – сфера их социального творчества, общественного и творческого самовыражения, путь поиска ребенком себя в коллективе сверстников, выход на социальный опыт доступный пониманию.

Из всего вышесказанного вытекает, выбранная мной тема: «Дидактическая игра как, форма обучения детей раннего возраста».

Обязательным элементом дидактических игр является познавательное содержание и умственные задачи. При обучении детей раннего возраста предпочтение отдаю дидактическим пособиям и игрушкам: кубикам, пирамидкам, матрешкам и т.д. Дидактическую игру, как игровой метод обучения, рассматриваю в двух видах: игры-занятия и дидактические игры.

Действия малышей с дидактическими игрушками: составление целой матрешки из нескольких частей, подбор деталей по цвету, размеру, обыгрывание полученных образов называют игровыми занятиями. Использование разнообразных компонентов игровой деятельности сочетаю вопросами, указаниями, объяснениями, показом.

Дидактическая игра является игровым методом обучения, формой обучения и самостоятельной игровой деятельностью.

Все дидактические игры можно разделить на три основных вида:

игры с предметами,

настольно - печатные,

словесные игры.

Действуя с предметами, дети познают их свойства. У детей развиваю умение самостоятельно занять себя и производить с предметами целесообразные действия: например, собирать и разбирать игрушки, открывать и закрывать складные матрешки, коробки, катать шары, нанизывать кольца на стержень, строить из кубиков и др.

Слово способствует более четкому восприятию и развитию более высокого уровня предметных действий – подбору предметов по одному признаку (величина, цвет), более четкой дифференцировке формы и т. п. Если сопровождать действия ребенка словом – обозначать эти действия, качества предметов, то на этой основе обогащается словарь, развивается речь детей, дети учатся сначала понимать слова, а потом и овладевать ими.

Знакомя малышей со свойствами предметов, их наименованиями развиваю мышление детей. Дети приходят к первым общим представлениям –предметы (шарики, кубики, матрешки) могут быть «большими», разные по внешнему виду. Одного и того же цвета могут быть разные вещи.

Также в процессе деятельности с предметами развиваю сообразительность у детей: например, чтобы собрать матрешку, надо всегда меньшую вкладывать в большую, сообразить, где у нее нижняя и верхняя части. Приучаю малышей к первичному подбору предметов (шарики, втулочки, кубики) по какому – то одному признаку, например, определенного цвета. Ребенок старается добиться результата – собрать башенку, сложить матрешку и т. п. Действуя с дидактическими игрушками, решаю умственные задачи, формирую целеустремленность.

В играх «Цветные домики», «Подбери по цвету», «Найди такой же», «Разноцветный мир» и др. учу детей находить предметы определённого цвета, запоминать названия цветов.

Используя настольно-печатные игры: парные картинки, лото, домино, складные кубики, закрепляю знания о предметах, их назначение, классификацию. Малыши учатся обобщать предметы по существенным признакам, устанавливать взаимосвязи между предметами, составлять целое из частей.

Чтобы поддержать интерес детей к играм – занятиям и сформировать обобщенные представления о признаках предметов, предлагаю им решение одной и той же задачи на разном дидактическом материале: раскладывать по цвету шарики, кубики, палочки, собирать различные разборные игрушки.

Тематическое лото с изображениями игрушек, животных, овощей, фруктов, видов транспорта, предметов одежды, мебели использую как средство для уточнения представлений детей о предметах и их назначений, а также для развития речи малышей.

Приведу примеры нескольких игр. В игре «Чудесный мешочек» уточняю и активизирую словарь по одной из тем, например, «Транспорт».

Оборудование: Игрушечные автобус, грузовик, легковая машина, самолет, кораблик в мешочке.

Ход игры: Достаю машины из мешка. Вместе с ребенком рассматриваем и обговариваем внешний вид машин (грузовика, автобуса и т.д.), цвет, материал, назначение. Уточняем название частей машины, их окраска и форма. Затем дети самостоятельно угадывают машины.

Игра «К кукле пришли гости» проводится с целью знакомства детей с названиями посуды, их цветом, формой, назначением.

Оборудование: Кукольная посудка, стол, кукла, Машка и зайка.

Ход игры: Обыгрываю ситуацию, что к кукле пришли гости (мишка и зайка), поэтому нужно накрыть стол к чаю, даю детям поручения: «Поставь хлебницу на середину стола. Рядом поставь чашки с блюдцами и положи чайные ложки». Во время выполнения задания активизирую речь детей, задавая вопросы: «что ты делаешь? Какого цвета чашка? Что можно пить из чашки?» и т.п.

В игре «Нарядим куклу» активизировать словарь по теме «Одежда».

Оборудование: Картонная кукла, набор бумажной одежды.

Ход игры: Предлагает детям одеть куклу для разных ситуаций (на прогулку, на праздник, в детский сад и т.д.). Ребенок одевает куклу, например, на прогулку. Даю образец описания одежды куклы: «Наденем кукле синее пальто. У пальто есть воротник, рукава, карманы. Застегивается оно на пуговицы». Активизируя речь детей, спрашиваю: «Где у пальто рукава? Покажи. Что ты показал?» и т.п.

Игры «Уложим куклу спать» и «Кукла проснулась» проводится с целью уточнения названия кукольной одежды, ее деталей, цвета.

Оборудование: Кукла, кукольная кроватка, комплект ее одежды.

Ход игры: Демонстрирую ребенку куклу, которая спит на кроватке или предлагаю ребенку уложить куклу спать. Затем объясняет, что кукла проснулась и ее нужно одеть. Ребенок одевает (раздевает) куклу, сопровождаю его действия речью: «Оденем кукле маечку. Маечка чистая, она белого цвета» («Сначала надо снять платье и повесить его на спинку стула. Чтобы снять платье, надо расстегнуть пуговицы» и т.д.). По ходу игры активизирую речь ребенка, задавая наводящие вопросы: «Что надо расстегнуть на платье?» («Что ты надеваешь кукле? Какого цвета маечка?» и т.п.)

В игре «Лото» развиваю умение узнавать и называть изображенные на картинках предметы, не зависимо от их цвета или величины; обобщать их по назначению и использованию.

Оборудование: Наборы предметных картинок: «Одежда», «Посуда», «Мебель», «Транспорт», «Игрушки» и т.д. (число картинок из каждой серии должно соответствовать количеству детей).

Ход игры: Показываю детям картинку, на которой изображена, например, тарелка и говорю: «Что это? (дети отвечают). Правильно. Тарелка – это предмет посуды. Где еще нарисована посуда?». Дети ищут и показывают нужные картинки и называют, что на них нарисовано. Потом показываю детям картинку, на которой изображен, например, автомобиль и игра повторяется.

Игра «Парные картинки» развивает умение детей находить две идентичные картинки среди нескольких предложенных, помогает активизировать словарь.

Оборудование: Наборы предметных картинок: «Одежда», «Посуда», «Мебель», «Транспорт», «Игрушки» и т.д. (по две штуки), две куклы.

Ход игры: Показываю детям куклы, говорю, что они сестренки и предлагает обеим подарить по игрушке. Дети выбирают две картинки с изображением игрушек из всех предложенных. Затем, разыгрываю ситуацию, что куклы хотят погулять, и предлагаю помочь куклам найти свою одежду. Дети выбирают две картинки с изображением предметов одежды и т.д. При побуждаю детей отвечать на вопросы, активизирую их речь: «Что это? Для чего это нужно? Какого цвета? И т.п.

Действия малышей с дидактическими игрушками (матрешками, башенками, шарами, грибками) приобретают игровой характер: они собирают из двух частей целую матрешку, подбирают детали по цвету, размеру, обыгрывают полученный образ. Наличие игрового содержания в занятиях с дидактическими игрушками дает право объединять их с дидактическими играми и назвать этот вид деятельности играми – занятиями.

Игры и упражнения с предметами «Сложи матрешку».

Оборудование: Матрешка, которая вмещает несколько вложенных друг в друга кукол меньшего размера.

Ход игры: Вместе с детьми открываю матрешку, произнося: «Матрешка, матрешка, откройся немножко!». Достаю матрешку поменьше и ставлю ее рядом с большой, предложив малышу сравнить их по размеру и цвету. Когда все матрешки окажутся открытыми, предлагаю ребенка сложить их обратно, начиная с самой маленькой.

Игра «Собери пирамидку».

Оборудование: Пирамидка, состоящая из 4-5 колец, убывающих по величине.

Ход: Показываю ребенку пирамидку, и помогаю разобрать ее. Вместе с малышами рассматриваем колечки, отмечая их форму и цвет и делая акцент на их величине. Затем предлагаю ребенку собрать пирамидку. Объясняю, что сначала нужно выбрать самое большое колечко и надеть его на стержень (дети выполняет задание). Далее предлагаю сделать то же самое с оставшимися колечками до тех пор, пока пирамидка не будет собрана. В дальнейшем ребенку предоставляется возможность самостоятельно манипулировать с пирамидкой, стараясь собрать ее правильно.

Можно собирать различные пирамидки в зависимости от того, какие цели преследуются. Например: пирамида, состоящая из колец одного размера или цвета; из кубиков, шариков, призм одного или разного размера.

«Построй башенку».

Оборудование: Кубики различного цвета и размера.

Ход игры: Предлагаю детям построить башенку, накладывая кубики один на другой и возводя постройку вверх.

Эту игру можно проводить различными способами в зависимости от того, какие цели преследуются. Например: построить башенку из кубиков одного цвета и разного размера; из больших или маленьких кубиков разного цвета; из больших или маленьких кубиков одного цвета и т.д.

В играх-занятиях я целенаправленно воздействую на детей, продумываю содержание игр, методические приемы их проведения. Систематически усложняя материал и учитывая требования программы, через игры-занятия сообщаю доступные возрасту малышей знания, формирую необходимые умения, совершенствую психические процессы (восприятие, мышление, речь и т.д.).

Знакомство малышей с цветом начинаю с четырёх основных цветов: красного, жёлтого, зелёного и синего. Дети учатся узнавать, различать и называть эти цвета.

В игре «Разноцветные шары» развиваю умение детей соотносить предметы по цвету.

Оборудование: Карточка с вертикально наклеенными на ней разноцветными полосками – «ниточками» параллельно и на некотором расстоянии друг от друга, Вырезанные из картона шары тех же цветов.

Ход игры: Показываю детям шары и предлагаю привязать к ним ниточки, чтобы шары не улетели. Затем даю образец, шар, например, желтого цвета прикладываю его к желтой полоске – «ниточке» желтого цвета. Далее задание выполняют дети.

С такой же целью проводится игра «Подбери чашки к блюдцам».

Оборудование: Вырезанные из картона чашки и блюдца разных цветов.

Ход игры: Показываю детям блюдца и предлагаю поставить на них чашки, уточняя, что у каждого блюдца есть своя чашка такого же цвета. Затем показываю, как это нужно делать. Далее задание выполняют дети.

В игре «Магазин игрушек» учим детей группировать предметы по цвету.

Оборудование: Карточка с нарисованными на ней одна над другой горизонтальными полосами, на небольшом расстоянии друг от друга; вырезанные из картона силуэты разноцветных игрушек (мяч, самолет, машина, кегля и т.п.)

Ход игры: Предлагаю поиграть в магазин, расставив игрушки на полки. Для этого нужно взять одну игрушку и поставить ее на полку (карточку), уточняю ее цвет. Далее предлагаю ребенку поставить на эту полку игрушки такого же цвета. Когда задание выполнено, то игра продолжается с игрушкой другого цвета.

Так же можно использовать разноцветные полки, а ребенку предложить расставить на них игрушки соответственно с цветом.

Игра «Угостим медведя ягодой» проводится с целью формирования умения детей выбирать предметы данного цвета из нескольких предложенных, развития координации рук и мелкой моторики пальцев.

Оборудование: Коробка с мозаикой, где помещены десять элементов красного цвета и по пять элементов желтого и зеленого цвета.

Ход игры: Показываю детям медведя, рассматриваем его вместе с детьми. Затем предлагаю детей угостить его ягодой, делая акцент на то, что мишка любит только спелую ягоду красного цвета. Далее выбираю из коробки элемент мозаики красного цвета (ягодку), вставляю ее в панель и предлагаю детям тоже собирать ягоды, следя за тем, чтобы дети брали только спелые ягоды красного цвета. Когда все красные ягоды собраны в «корзину», медведь благодарит детей.

Игра «Помоги матрешке найти свои игрушки» проводится с целью закрепления у детей умения группировать однородные и соотносить разнородные предметы по цвету.

Оборудование: Рисунок с матрешками, бусины и палочки разных цветов.

Ход игры: Поочередно показываю детям матрешки, одетые в платья четырех основных цветов, отмечаю, что у каждой матрешке есть свои игрушки: мячики и палочки, но они все перепутались. Затем предлагаю помочь матрешкам найти свои игрушки. Показываю одну из матрешек и предлагаю выбрать бусины такого же цвета, как у нее платье. После того как ребенок выберет все бусины и положит их рядом с матрешкой, ему предлагаю так же выбрать палочки.

Знакомство с формой начинаю с простых фигур: круг, квадрат. Когда малыши усвоят эти формы, знакомлю с треугольником, прямоугольником и овалом. Параллельно даю представление об объемных геометрических телах – шаре, кубе, кирпичике.

Игра «Заштопай штанишки» формирует у детей умение вставлять предметы данной формы в соответствующие отверстия.

Оборудование: Картонное изображение волка (матрешки, куклы и т.п.) с отверстиями круглой, квадратной и треугольной формы на штанишках и соответственно им круги, квадраты и треугольники, такого же цвета, как и штанишки.

Ход игры: Показываю детям зайца и обращаю их внимание на то, что у зайчика дырявые штанишки. Затем показываю детям геометрические фигуры – заплатки и предлагаю помочь зайцу заштопать штанишки. Дети выполняют задание, зайчик благодарит их.

В игре «Волшебная коробочка» развиваю умение детей проталкивать геометрические формы в соответствующие отверстия.

Оборудование: Коробки с отверстиями круглой и квадратной формы и соответствующие им по размеру кубики и шарики.

Ход игры: Показываю детям коробочки с «окошками» и предлагаю протолкнуть в них шарики и кубики. Затем обвожу пальцем круглое отверстие, отмечая, что оно круглое, что у него нет уголков, и проталкиваю в него шарик. То же самое проделываю и с квадратным отверстием, отмечая, что оно квадратное и у него есть уголки и проталкиваю в него кубик. Далее, задание выполняют дети.

Также эту игру можно использовать и для закрепления величины предметов, делая в коробках большие и маленькие отверстия различных однородных геометрических форм.

Знакомство с величиной начинаю сначала на сравнении двух предметов, например, большой и маленький кубики, высокая и низкая башня. Затем добавляю третий объект – средней величины. Сначала величину обозначаю словами: такой – не такой, затем: большой – маленький, а в последующем использую понятия: высокий – низкий; узкий – широкий; длинный – короткий.

Игра «Собери бусы».

Оборудование: Любые предметы с отверстиями для нанизывания различной величина, формы и цвета, шнур или мягкая проволока.

Ход игры: Предлагаю ребенку собрать бусы, нанизывая их на шнур. Показываю, как это нужно делать и предлагаю малышу продолжить. Если ребенок затрудняется, помогаю ему.

Можно собирать различные бусы в зависимости от того, какие цели преследуются. Например: бусы, состоящие из шариков и кубиков различного размера и цвета; из катушек от ниток, макаронов, колечек, пробочек с отверстиями различных цветов и размеров и т.д.

Значительную роль в речевом развитии детей играют словесные дидактические игры, игры - инсценировки. Они формируют слуховое внимание, умение повторять звукосочетание и слова. Дети учатся воспринимать произведения устного народного творчества: потешки, прибаутки, сказки, в которых даже самые маленькие чувствуют рифму и ритм. В работе с детьми раннего возраста использую произведения А.Барто «Игрушки».

Игровые действия в словесных играх (имитация движений, действия по словесному сигналу, звукоподражание) побуждают к многократному повторению одного и того же звукосочетания, что упражняет малышей в правильном произнесении звуков и слов.

Примерами таких игр могут служить: «На птичьем дворе», «Кто что есть», «Кто что делает», игра с пальчиками (пальчиковая гимнастика).

В игре «Лошадка» обучаю отчетливому произношению звука «и».

Оборудование: Игрушечная лошадка.

Ход игры: Показываю ребенку лошадку, говорю, что она кричит «и-и-и» и прошу малыша повторить (2-3) раза. Затем играем в заводных лошадок, дети двигаются по группе и произносят «и-и-и».

В следующей игре «Автомобили» формирую правильное и отчетливое произношение звука «б» (бь), развиваю умение произносить отдельные звукоподражания громко и тихо; ориентироваться в пространстве.

Оборудование: Картонные рули (по количеству детей), большая и маленькая машинки.

Ход игры: Показываю машинки и спрашиваю, как она гудят («би-и, би-и»). Затем показываю большую машину и говорит: «Большая машина гудит громко, послушай, как (произносит звукоподражание чуть громче обычного) «би-би», а маленькая гудит тихо (произносит вполголоса) «би-би». Ребенку предлагается повторить звукосочетания то громко, то тихо. Дети, изображая шоферов, бегают по группе с рулем в руках врассыпную, произнося: «би-би».

В игре «Громко - тихо» развиваю силу голоса и темп речи

Оборудование: Большая и маленькая собачки или другие игрушки.

Ход игры: показываю двух собачек и говорю: «Большая собачка лает громко: «Ав-ав». Как лает большая собачка? (ребенок повторяет громко). А маленькая собачка лает тихо: «Ав-ав». Как лает маленькая собачка? (ребенок повторяет тихо)».

В игре «Разбуди куклу» развиваю умение пользоваться тихим голосом.

Оборудование: Кукла с закрывающимися глазами, кроватка с постельными принадлежностями, мелкие игрушки (кубик, мячик, машинка и др.), коробка для игрушек.

Ход игры: Показываю на кроватку со спящей куклой: «Катя много гуляла, устала, пообедала и уснула. А нам надо убрать игрушки, но очень тихо, чтобы не разбудить Катю. Скажи мне тихо, какую игрушку надо убрать в коробку». Ребенок тихо называет игрушку.

Особенность игр-занятий заключается в том, что усвоение материала происходит незаметно для детей, в практической, интересной деятельности и не требует приложения больших усилий, так как задействованными оказываются непроизвольное внимание и запоминание.

Таким образом, дидактические игры являются эффективной формой обучения и воспитания детей раннего возраста. Познавательный опыт детей, раннего возраста, приобретенный в процессе дидактических игр, оказывает существенное влияние на обогащение знаний о свойствах и назначении предметов, на расширение представлений об окружающем.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста / Под редакцией С. Л. Новоселовой. – М.: Просвещение, 1985.

Развивающие игры с малышами до трех лет / Составила Т. В. Галанова. – Ярославль: Академия развития: Академия, К: Академия холдинг, 2000.

Раннее детство: познавательное развитие. Методическое пособие / Л. Н. Павлова, Е. Б. Волосова, Э. Г. Пилюгина. – М.: Мозаика-Синтез, 2002.

Раннее детство: развитие речи и мышления: Методическое пособие / Л. Н. Павлова. – М.: Мозаика-Синтез, 2000.

Игры-занятия с малышами / А. Н. Фролова. – Киев: Рядянська школа, 1987.

Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет: Книга для воспитателя детского сада / Под редакцией Л. А. Венгера. – М.: Просвещение, 1988.

Поиграй со мной, мама! Игры, развлечения, забавы для самых маленьких / И. А. Ермакова. – Санкт-Питербург: Издательский Дом «Литера», 2006.

Речь и речевое общение детей: Формирование грамматического строя речи: Методическое пособие для воспитателей / А. Г. Арушанова. – М.: Мозаика-Синтез, 2004.

Развитие речи дошкольника: Методическое пособие с иллюстрациями / Т. Б. Филичева, А. В. Соболева. – Екатеринбург: Издательство «Литур», 2000.

Логопедия / Е. Н. Краузе. – Санкт-Питербург: Крона принт, М.: Бином Пресс, 2006.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.