Коррекционно-дидактическое пособие «Кошкин дом»

6
0
Материал опубликован 10 November 2021

Коррекционно-дидактическое пособие

«Кошкин дом»

Автор: учитель-логопед

Дюкова Ольга Вячеславовна

Данное пособие может быть полезно учителям-логопедам, воспитателям, родителям для работы с детьми, имеющими нарушения речи. С помощью этого пособия можно решать разные задачи: закреплять корригируемые звуки, формировать фонематические процессы, совершенствовать слоговую структуру, актуализировать словарь, работать над грамматическим строем речи, развивать психологическую базу речи. Это пособие универсально и позволяет автоматизировать любой звук. Я предлагаю рассмотреть работу на материале звука [Ш].

Цель: Совершенствование речевых навыков у детей с нарушением речи.

Задачи:

1. Коррекционно – образовательные:

- актуализировать словарь;

-закрепить представление о правильной артикуляции звука (в данном случае - [Ш]) в словах, словосочетаниях, предложениях;

- совершенствовать грамматический строй речи;

- формировать фонематические процессы;

- совершенствовать слоговую структуру слова;

- формировать навыки связной речи.

2. Коррекционно – развивающие:

- развивать пространственное мышление;

- развивать логическое мышление;

- развивать психические процессы: внимание, память, восприятие.

3. Коррекционно - воспитательные:

- формировать положительную мотивацию к занятиям;

- воспитывать самоконтроль за речью;

- формировать умение работать в группе

Материалы и оборудование: Игровое поле («Кошкин дом») – 2 шт., 2 набора предметных картинок со звуком [Ш] в начале, середине и конце слова., картинки с изображением кошек – 6 шт., любой счетный материал (фишки, камешки, пуговицы, бусины и т.д.), фигурки кошки -2 шт. (игрушки из киндеров).

Аудитория: дети с речевыми нарушениями

Возраст: старший дошкольный

Форма работы: парная, индивидуальная

Ход игры (работа в паре):

I этап. Каждый игрок получает набор карточек (9 шт): 3 карточки со словами в которых звук [Ш] стоит в начале слова, 3 карточки со словами в которых звук [Ш] стоит в середине слова, 3 карточки со словами в которых звук [Ш] стоит в конце слова. Поочередно доставая карточку из своей стопки, игроки называют слова и определяют, где стоит звук [Ш] в этом слове. Картинки - жильцы «расселяются» в доме в соответствии с позицией звука в слове.

II этап. После этого логопед предлагает игрокам выбрать по 3 кошки и спрятать их под любые картинки (пока один игрок прячет кошек, второй закрывает глаза). Далее игроки пытаются отгадать, где же спрятались кошки. Они поочередно задают друг другу вопрос, например: «Кошка под шапкой?» Второй игрок открывает картинку. Если под этой картинкой окажется кошка, то он ее отдают сопернику. Победителем станет тот, кто первый найдет кошек в доме соперника.

Другие варианты заданий (индивидуальная работа, работа в паре):

«Соседи». Логопед просит отгадать соседей у жильцов дома и задает вопросы: «Что находится над карандашом?», "Что находится слева от машины?", "Что находится между шарфом и шубой?", «Что находится в правом верхнем углу?» и т.д. Ребенок дает полный ответ: «Над карандашом – брошь», "Между шарфом и шубой - шина".

«Живое-неживое». Логопед просит назвать живые и неживые предметы в доме и положить на них фишки (камешки, пуговицы, бусины и т.д.) нужного цвета.

«Кошкины жильцы». Логопед: «Кошка очень любит своих жильцов и каждого считает своим.» Предложить ребенку назвать каждого жильца со словами мой, моя, моё, мои.

«Ласковая кошечка». Логопед: «Временами кошечка бывает очень ласковая, и называет своих жильцов ласково. Подскажи, как она называет своих жильцов?».

«Семейки». Логопед: «Представь, что в каждой квартире поселился не один жилец, а целая семейка. Как тогда мы будем называть жильцов? Ответ ребенка: шарфы, пушки, гармошки, ландыши и т.д.

«Отгадай жильца». Логопед загадывает жильца, прохлопывает по слогам и просит отгадать ребенка. Другой вариант: логопед называет только первый (последний) слог слова, а ребенок произносит слово целиком.

«Найди жильца по приметам». Логопед загадывает жильца, называет характерные для него слова-признаки (слова-действия). Ребенок отгадывает. Затем ребенок загадывает своего жильца.

«Прятки». Логопед просит закрыть ребенка глаза, переворачивает одну картинку и спрашивает: «Чего не стало?». Для звука [Ш] можно спросить: « Кого не стало в окошке?» Ответ ребенка: « (В окошке) Не стало машины».

«У кошки в доме». Логопед переворачивает картинки белой стороной вверх со словами: «Когда наступает утро, все жильцы разъезжаются по своим делам. Давай вспомним, кто живет в доме у кошки. Назови жильцов и покажи квартиру». Ребенок вспоминает жильцов: «У кошки в доме ландыш» и показывает квартиру ландыша. При правильном ответе логопед возвращает жильца на место.

«В гости к соседу». Предложить ребенку поставить фигурку кошки на любую картинку. Логопед: «Теперь наша кошечка отправилась в гости. Назови, у кого в гостях кошка? Ответ ребенка: «Кошка у бабушки». Далее логопед задает задание: «Шаг влево, шаг вправо, шаг вниз, шаг вверх…». Ребенок передвигает фигурку кошки в соответствии с инструкцией и комментирует действия: «Кошка у …»

«Дружные соседи». Предложить ребенку выбрать двух (трех) соседей, взять картинки и положить на стол перед собой. Попросить ребенка «подружить соседей» и придумать такое предложение, в котором есть оба «соседа».

Универсальность данного пособия заключается в том, что на его базе можно автоматизировать любой звук. Подбираем предметные картинки на нужный нам звук. А слово «коШка» заменяем на «киСку» (если автоматизируем звук С), на «МуРку» (если автоматизируем звук Р), на «Лулу, Лапку, Лану» (если автоматизируем звук Л), на Чапу (если автоматизируем звук Ч) и т.д.

Материалы для создании пособия: плотный картон, ткань, фетр, тесьма, пуговицы – кошки, фото кошек, картотека предметных картинок (Лебедева И.Л. «Трудный звук, ты наш друг!» Практическое пособие для логопедов, воспитателей, родителей).

/data/files/v1636530721.jpg (0x0)

/data/files/e1636530698.jpg (0x0)

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.