Коррекционно-дидактическое пособие «Птичкин домик»
Коррекционное- дидактическое пособие
«Птичкин Дом»
Разработала и выполнила: учитель-логопед Ибрагимова Н.И.
Тема: «Птичкин домик»
Пояснительная записка.
1апреля во многих странах мира отмечается международный день птиц.
Данное коррекционно-дидактическое пособие может быть использовано на логопедических занятиях с детьми 5-6лет, имеющих общее недоразвитие речи. Предлагаемый мастер-класс по изготовлению пособия вместе с логопедом поможет развить творческие способности, вызвать интерес к изучаемой теме, и обобщить знания о перелетных птицах, развивать умение составлять и закреплять навык пересказа небольшого рассказа. Данный мастер-класс будет способствовать развитию умений определять форму частей предмета, развивать мелкую моторику, развивать внимание, воспитывать заботливое отношение к птицам.
Тип занятия: рекомендуется проводить как индивидуальные, так и групповые. Требуемые навыки для ребенка для проведения этого занятия- это умение конструировать.
Ожидаемые результаты- это усвоение темы, отработка навыков пересказа.
Мастер-класс:
Материал: деревянные заготовки, цветная бумага коричневого цвета, ножницы, кисть, клеенка, декоративные элементы, аппликация.
Объяснить способ выполнения работы: «Вырезаем из коричневой бумаги 4 прямоугольника, сравниваем их размер с размером сторон коробки, обклеиваем домик. Украшаем аппликацией и декоративными элементами.
Рисунок 1
Рисунок 2
Рисунок 3
Рисунок 4
Новизна состоит в том, что пособие для урока учащиеся выполняют вместе с логопедом, а в дальнейшем и занимаются по нему на занятиях.
Инструкция по использованию пособия «Птичкин дом»
Внутри скворечника лежат карточки с изображениями птиц домашних, зимующих и перелетных.Оформление домика выполнено и с боковых сторон.На левой стороне обемные наклейки ,на правой стороне фигурки из фетра.
Заданий можно разработать много .Вот примерные варианты.
Задание1: Ученик вынимает карточку, называет птицу. Указывает к каким птицам относится.
Задание 2: Составить небольшой рассказ о птицах. (по рис.4)
Задание 3: Третий-лишний». Учитель предлагает поиграть в игру, чтобы отделить перелетных птиц от зимующих. (по карточкам)
Задание 4. Игра «Один-много». Логопед показывает карточку, а учащиеся называют птицу во множественном числе. Например,» Скворец-скворцы»
Задание 5: Прочитать стихотворение А. Барто «Скворцы прилетели».
Ждет гостей высокий клен —
Дом на ветке укреплен.
Краской выкрашена крыша,
Есть крылечко для певцов...
В синем небе щебет слышен —
К нам летит семья скворцов.
Мы сегодня встали рано,
Ждали птиц еще вчера.
Ходит по двору охрана,
Гонит кошек со двора.
Мы скворцам руками машем,
Барабаним и поем:
— Поживите в доме нашем!
Хорошо вам будет в нем!
Стали птицы приближаться,
Долетели до двора,
Не смогли мы удержаться,
Хором крикнули: — Ура!
Удивительное дело,
Все семейство улетело!
О чем это стихотворение? Перескажите кратко.
Задание 6: Игра «Чем мы угостим?». Вытаскиваем из птичкиного домика карточку, и учащиеся говорят, чем питается птица.
Задание 7(рис.1): Отгадайте загадку:
Надевает эта крошка
Платье красное в горошек
И летать умеет ловко
Это… (божья коровка)
Найдите на домике божью коровку. Для птиц она является недотрогой!
Сколько божьих коровок вы нашли на домике? Какого они цвета?
Дыхательная гимнастика: «Давайте согреем своим дыханием божью коровку! Сдунем ее с ладошки, пусть летит…
«Божья коровка
Улети на небо,
Принеси нам хлеба,
Черного и белого,
Только не горелого.
Данное коррекционно-дидактическое пособие многофункционально. Его можно использовать при изучении других тем, отработки звуков «Р-Р».
Задание 8:
Например,» Ра-Ра-Ра-начинается игра
Ро –Ро –Ро - я держу в руке перо.
В названии каких птиц из предложенных карточек есть звуки «Р-Р»?
Задание 9: Игра «Назови птенца». Дети вынимают из птичкиного дома карточку.
Например: Грач-грачонок-грачата
Задание 10:
Можно сочинить артикуляционную сказку «Птичкин домик». Опорные фразы: Кукушка, сидя на дереве куковала «Куку-Ку» (звукоподражание). Отыскивая жучков по коре дерева стучал дятел:» Д-Д-Д» (звукоподражание).
Также можно предложить детям выполнить мимические упражнения: передать эмоции и показать их.
1.Как вы прощаетесь с улетающими птицами?
2.Как мерзнут птицы на улице?
3.Как вы их жалеете?
4.Как вы их кормите?
5.Как радуются птицы теплу?
Задание 11(рис.4): Вы видите музыкальные нотки? Давайте вспомним, как поют птицы?
Удод:» УП-уп-уп-уп»
Щегол:» Пить-пить-пить»
Снегирь:» Фью-фью-фью»
Коростель:» Крэк-крэк-крэк»
Чайка:» Кри-кри-кри»
А теперь вспомним голоса домашних птиц.
Задание 12(рис.4): Рассмотрите сторону птичкиного домика. Какие птицы домашние? Какие нет?
Задание 13: Рассмотрите сторону птичкиного домика(Рис.3)
Какие птицы летят вправо, а какие влево? Давайте сделаем артикуляционную гимнастику (упражнение «часики»), давайте посчитаем, сколько птичек на ветке?Какого они цвета?
Задание: переставь птичек на ветках.(развитие моторики)
Представленное мной коррекционно-дидактическое пособие надеюсь будет иметь практическое применение. Буду рада. если коллеги воспользуются данным пособием и апробируют в своей работе. Декоративные элементы из фетра и объёмные наклейки можно снять и поменять тему. Также можно поменять или дополнить карточки.