Дидактическое пособие «Кошки-матрешки»
Дидактическое пособие
«Кошки-матрешки»
Автор: Воронина Анна Алексеевна, учитель-логопед МАДОУ детский сад №25 «Ягодка» г.о.г.Бор Нижегородской области
Пояснительная записка
С каждым годом увеличивается количество детей с ОВЗ. Дети с тяжелыми нарушениями речи наряду с речевыми особенностями имеют также недоразвитие других высших психических функций: внимания, памяти, мышления. Также у этих детей наблюдаются трудности с развитием мелкой моторики. Ребята с трудом держат карандаш, плохо справляются с раскрашиванием, моделированием из бумаги и другими видами деятельности, требующими ловкости рук.
Из-за недоразвития внимания и памяти у наших воспитанников замедленны процессы автоматизации поставленных звуков. Эти особенности требуют от коррекционного педагога изучения и включения в работу новых педагогических приемов. Чтобы с успехом не только автоматизировать и дифференцировать поставленные звуки, но и работать над развитием других высших психических функций детей и их мелкой моторикой педагогу следует сделать детей соучастниками занятия, его соавторами.
Предлагаемое пособие «Кошки-матрешки» изготавливается совместно с детьми перед или во время занятия, максимально включая детей в деятельность. При подготовке к занятию дети уже многократно повторяют предлагаемый речевой материал, а во время занятия закрепляют этот же материал в игровой деятельности. Это позволяет максимально включить детей в процесс, стать осознанным участником проводимых игр, использовать моторную активность наряду с речевой.
Надеюсь, что данная игра будет востребованной и полезной среди педагогов.
Цель игры: Автоматизация и/или дифференциация звуков.
Задачи: развитие связной речи; развитие фонетического восприятия, Развитие грамматического строя речи; развитие внимания; развитие мелкой моторики.
Ход игры:
Изготовить кошек-матрешек по схеме. На этом этапе дети сами (под руководством педагога) складывают кошек из предложенного шаблона. Также педагог вместе с детьми придумывает кошкам имена (можно выбрать имена с автоматизируемыми или дифференцируемыми звуками). Эта деятельность способствует развитию словотворчества у детей, активизирует мышление.
Цель: развитие фонематического восприятия; развитие связной речи; автоматизация звуков; развитие мелкой моторики.
В моем варианте игры основная задача была дифференциация звуков С и Ш, поэтому у нас были Кошки и Кисы. Соответственно имена придумывались со звуками С и Ш: кисам со звуком С, кошкам со звуком Ш. При этом ребенок, придумывая имена, называет каждую кошку: Эта кашка Тиша, Эта кошка Пуша, …
Если педагогу требуется проработать с ребенком другие звуки, то по предлагаемой схеме можно приготовить других персонажей: кроликов и лис, жаб и лягушек, львов и тигров и т.д.
Посчитать кошек.
Цель: развитие фонематического восприятия; автоматизация звуков; развитие грамматического строя речи.
Кошки-матрешки собираются и разбираются как стаканчики. Раскладываем стаканчики и считаем:
Одна кошка, две кошки, три кошки и т.д.
Одна киса, две кисы, три кисы,…
Одна лиса, две лисы, три лисы,…
Один тигр, два тигра….
Раздай кошкам и кисам подарки: кошкам со звуком Ш, а кисам со звуком С.
Цель: развитие фонематического восприятия; развитие связной речи; автоматизация звуков.
Раскладывая подарки кошкам и кисам ребенок проговаривает: Кошке Пуше я дам шампунь. Кисе Соне я дам санки.
Подарки от кошек. На спинке кошек-матрешек нарисовать картинки (картинки можно сразу напечатать на шаблоне, или самим нарисовать, или наклеить готовые картинки. К этому процессу также можно привлечь детей.) Если перед нами стоит цель дифференцировать звуки, то подбираем картинки с оппозиционными звуками.
Цель: развитие фонематического восприятия; развитие связной речи; автоматизация звуков; дифференциация звуков.
Ребенок берет кошку-матрешку и называет, что она принесла: У коШки ПуШи буСы. У киСы Сони Шуба.
Непосредственная игра с кошками-матрешками.
Конечно же детям интересно просто поиграть с фигурками кошек-матрешек. Стоит дать им эту возможность. В непосредственной детской игре решаются не только Речевые задачи, материал для которых мы отработали на занятии, но и развитие воображения детей.
Спасибо за внимание!