Коррекционно-развивающее пособие «Русский дом»
Коррекционно-дидактическое пособие
Интерактивная папка «Русский дом»
Автор пособия: Воронина Анна Алексеевна, учитель-логопед МАДОУ детский сад №25 «Ягодка» г.о.г.Бор Нижегородской области
Пояснительная записка
Данное пособие может использоваться как на индивидуально-групповых занятиях, так и в самостоятельной игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста.
Ребенок имеет возможность познакомиться с устройством дома и предметами быта, семьей наших предков, видами деятельности домочадцев.
В результате работы с пособием, дети старшего дошкольного возраста расширят свой словарный запас, получат прекрасную возможность потренироваться в составлении фраз и даже сказок и историй, закрепят грамматический строй родного языка.
Состав пособия:
Интерактивная папка «Русский дом»
Элементы резьбы русского дома.
Элементы предметов быта русского дома.
Фигуры членов семьи
Фигуры домашних животных
Сказочное начало: На одной из створок интерактивной папки изображена Берегиня – волшебное существо из Нижегородских мифов. Именно она будет знакомить детей с бытом наших предков, устройством дома и семейными традициями.
«На просторах земли русской раскинулись поля широкие, леса дремучие, реки текучие… Это земля Нижегородская! Живут на той земле люди добрые, трудолюбивые, мастеровитые. Знают нижегородцы как из простых материалов создавать красивые предметы, в быту полезные да глаз радующие.
За все вокруг происходящим наблюдает Берегиня. Следит она, чтобы люди зря природу не обижали, традиции свои сохраняли да друг другу эти традиции передавали.»
Задание 1. Наши предки строили дома из доступного им материала, то есть из дерева. Свои дома люди украшали резьбой. Да не просто украшали, а с большим смыслом! Для защиты своего дома использовали резьбу. Резьба могла быть сквозной или глухой.
Цель: Расширение словарного запаса, развитие грамматического строя речи.
Украсить дом резьбой. Надо расположить конёк, наличники, хляби. Найти на наличниках Древо жизни, Берегиню, Валюту, защиту от огня и знак плодородия.
Вариант игры: Ребенок украшает избу резьбой, проговаривает какую часть дома он украшает и чем. Например, Я окна украшу наличниками.
Задание 2. В давние времена не было пластика, да и стекло было большой редкостью. А чтобы жить людям нужны были предметы, в быту помогающие. Что за предметы, из чего делались, как помогали человеку? Сейчас разберемся!
Цель: Расширение словарного запаса, развитие грамматического строя речи и связной речи.
Рассмотреть внутреннее устройство избы, расположить в избе предметы быта.
Вариант для игры: можно использовать игральный кубик. Один игрок бросает кубик и располагает в избе такое количество предметов, какое число выпало на кубике. Второй игрок «ищет» предметы – называет сам предмет и указывает, где он находится. Например, Лапти лежат на печке.
Задание 3. Семья у наших предков была очень большая. Жили все вместе, дружно работу выполняли да помогали друг другу.
Цель: Расширение словарного запаса, развитие грамматического строя речи и связной речи.
Расположить фигуры членов семьи в доме, рассказать кто и что делает. Например, Дедушка на сундуке лапти плетет, или Бабушка в хлеву корову доит.
Дети могут разыгрывать сказки или собственные истории, используя фигурки людей и животных как кукол для театра.
PS: Одной из задач данного пособия является развитие воображения и стимулирование продуктивной деятельности детей. Воображение раскрывает практически безграничные возможности для использования данной интерактивной папки. А Вовлеченность в деятельность – это самый лучший способ для развития речи ребенка и не только.
Интересных вам игр и занятий!
Потамошнева Наталья Алексеевна
Воронина Анна