Методическая разработка дидактической игры «Математическая шкатулка»

4
0
Материал опубликован 27 March 2020


Презентация к дидактической игре "Математическая шкатулка"
PPTX / 7.44 Мб


Методическая разработка дидактической игры

««Математическая шкатулка»


Дидактическая игра «Математическая шкатулка» направлена на решение следующих задач:

развивать представление о множестве;

формировать представления о математических понятиях;

закреплять знания о значении цифр и чисел, различать их;

знакомить и закреплять цифры, цвет, величину;

тренировать в счёте, решении примеров;

закрепить состав числа из двух меньших;

развивать логическое мышление, сенсорные способности;

тренировать наглядно-образное мышление;

развивать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели.

Описание пособия:

Игровое пособие состоит из двух кругов, свободно вращающихся на деревянных стержнях, установленных внутри шкатулки (корпус шкатулки и стержни изготовлены из фанеры). Круги разделены на четыре, шесть, восемь частей, в зависимости от решаемых задач. В комплект пособия входит несколько парных кругов с картинками. В верхней части корпуса есть окошечко, в котором будет видно по одному сектору первого и второго круга. Игра «Математическая шкатулка» универсальна, потому что используя лишь несколько кругов, мы получили разные по задачам варианты игры. Игровое пособие является авторским.

Описание вариантов игр

Дидактическая игра "Цветные картинки"

Для детей второй младшей группы (3 – 4 года)

Дидактические задачи: закреплять знание основных цветов, оттенков; умение соотносить предмет и цвет; развивать мелкую моторику пальцев рук, внимание.

Содержание игры: воспитатель предлагает ребёнку рассмотреть предмет в окошке справа, назвать его. Затем, путём вращения, подобрать цветной прямоугольник слева, соответствующий цвету предмета, назвать цвет и обозначить словами признак предмета.
Например, красная машина или синий мяч

Дидактическая игра "Подбери цифре количество предметов"

Для детей средней группы (4 – 5 лет)

Дидактические задачи: упражнять соотносить цифру и количество предметов в пределах 5-ти; развивать мелкую моторику пальцев рук, внимание.
Содержание игры: воспитатель предлагает детям рассмотреть предложенную цифру слева, правильно назвать её, затем подобрать картинку справа, количество предметов на которой соответствует этой цифре.

Дидактическая игра "На что похоже"

Дидактические задачи: закреплять знание геометрических фигур; упражнять в употреблении слов «круглый», «квадратный», «треугольный»;развивать мелкую моторику пальцев рук, внимание.
Содержание игры: воспитатель предлагает ребёнку рассмотреть предмет в окошке справа, назвать его. Затем, путём вращения, подобрать геометрическую фигуру слева, соответствующую форме предмета, назвать геометрическую фигуру и обозначить словами признак предмета.
Например, круглый колобок, треугольная пирамидка

Дидактическая игра « Подбери соседей числа?»

Может использоваться в средней, старшей и подготовительной к школе группах.

Дидактические задачи: совершенствовать умения называть соседей числа.

Содержание игры: воспитатель предлагает ребенку рассмотреть вагончик в окошке, назвать числа в данном вагончике. Затем, путем вращения, подобрать число, соседями которого являются числа в вагончике, назвать число.

Дидактическая игра «Найди недостающую фигуру и поставь в пустую клетку».

Для детей старшей группы (5-6 лет)

Дидактические задачи: умение анализировать, сопоставлять и сравнивать две группы фигур, находить отличительные признаки, тренировать наглядно-образное мышление.

Содержание игры: воспитатель предлагает ребенку внимательно рассмотреть расположение фигур в таблице, обращая внимание не только на их форму, но и на цвет, найти закономерность в их расположении. Затем, путем вращения, подобрать геометрическую фигуру, соответствующую данной закономерности, назвать геометрическую фигуру.

Дидактическая игра «Состав числа».

Для детей подготовительной к школе группы (6 - 7 лет)

Дидактические задачи: закреплять умение детей составлять определенное число из двух меньших, упражнять в понимании арифметических действий, развивать логическое мышление, внимание.

Содержание игры: ребенок ставит одну пластинку с цифрами, к ней подбирает картинки с изображением состава числа на другой пластинке. Можно играть в эту игру и наоборот, соотнося количество предметов с цифрой.

Методический комментарий к конкурсной дидактической игре «Математическая шкатулка»

«Единственный путь, ведущий к знанию, - это деятельность».

Б. Шоу


Наиболее активной формой обучающего воздействия являются специально организуемые воспитателем дидактически направленные игры. В процессе дидактической игры ребёнок не только получает новые знания, но также обобщает и закрепляет их. С целью развития элементарных математических представлений у дошкольников было изготовлено дидактическое пособие «Математическая шкатулка».

Проанализировав перечень имеющихся в детском саду дидактических игр математического содержания, мы установили, что большинство игр сделаны в виде карточек. Перед нами стояла задача, заинтересовать детей и сделать игру привлекательной, прежде всего внешне, а затем уже и содержательно.

Дидактическая игра «Математическая шкатулка» привлекает детей своей необычностью, тем, что они сами могут крутить, вертеть, снимать и надевать круги, комбинировать задания, играть как по правилам, так и придумывать свои правила. Используя лишь несколько кругов, мы получили разные варианты игры и возможность постоянно придумывать и добавлять другие.

Целесообразность использования дидактических игр в работе с дошкольниками доказать несложно. Очень трудно воспитателю реализовать программные задачи только в организованной образовательной деятельности. Практика показывает, что одни дети в буквальном смысле всё «ловят» на лету, а другим необходимо объяснять материал по нескольку раз. Потеря интереса к учению, овладению математикой ведет к серьезным последствиям в дальнейшем, дети не успевают в школе, а затем и вовсе материал становится недоступным. Использование дидактических игр позволяет воспитателю, оказывать помощь ребенку, в усвоении трудного материала, и предлагать способным детям игры на опережающее развитие. Предложенные дидактические игры соответствуют возрастным и психологическим особенностям детей.

Актуальность

Использование в образовательной деятельности дидактических игр математического содержания в полной мере позволяет осуществить «деятельностный» подход в работе с детьми дошкольного возраста, обеспечить соответствие образова­тельной деятельности возрасту воспитан­ников, их индивидуальным особенностям, предусматривает разнообразие индивиду­альных образовательных траекторий и ин­дивидуальное развитие каждого ребенка, обеспечивает рост творческого потенци­ала, познавательных мотивов, обогащение форм образовательного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.

Дидактическая игра «Математическая шкатулка» насыщена математическим и ло­гическим содержанием. В процессе игры решаются такие задачи, которые способствуют ускорению формирования и развития у дошкольников простейших логических структур мышления и математических представлений. Эти игры помогут детям в дальнейшем обучении успешно овладеть основами математики. Обучение детей через игру, на наш взгляд является самым адекватным, потому что ребенку предоставляется выбор, развивается его са­мостоятельность, он не боится ошибиться, так как всегда есть возможность все исправить. Каждый ребенок может выбрать себе партнера по игре, интересу.

Воспитатель, используя дидактические игры, ориентируется только на индивидуальный результат ребенка. Значимым является то, что в обстанов­ке, ориентированной на развитие индивидуальных способностей, у дошкольника формируется чувство значимости и инициативы. Кроме того, дети получа­ют много положительных эмоций, испытывают удов­летворение от собственных достижений.

Играя в дидактическую игру, дети не думают, что их чему-то обу­чают, они просто и с увлечением играют. Незаметно для себя, в процессе игры, дошкольники считают, складывают, вычитают, более того - ре­шают разного рода логические задачи, формирующие определенные логи­ческие операции. Это детям интересно потому, что они любят играть. Роль воспитателя в этом процессе - поддерживать интерес детей.

Игровое пособие безопасно, не потеряет своей привлекательности даже после длительного использования. В процессе работы над изготовлением игры, круги были изготовлены из плотного картона, но затем мы нашли грампластинки и решили, что игра с использованием пластинок будет не только эстетичной, бюджетной, но и доставит удовольствие детям.

Кроме того, мы отметили, что использование в качестве основы старых грампластинок позволило детям более удобно и свободно их вращать (в отличие от картонных), и играть с удовольствием.

Вывод: именно знания и умения, которые ребенок получает не в готовом виде, а в ходе активного взаимодействия с окружающим миром, стано­вятся для него бесценным опытом, определяющем его успешность на последую­щих этапах обучения. Обучая маленьких детей в процессе игры, мы стремимся к тому, чтобы радость от игровой деятельности постепенно перешла в радость учения. Учение должно быть радостным!






































в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.