Методическая разработка «Лэпбук — дидактические игра»
Государственное бюджетное учреждение «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» Конаковского района
Тверская область, г. Конаково
Материал для педагогов : Лэпбук
Данный материал рекомендуем к ознакомлению для педагогов дополнительного образования и воспитателей детских учреждений работающих с детьми ОВЗ, родителей имеющих детей с ОВЗ.
подготовила:
Шагалкина Надежда Александровна
педагог дополнительного образования
Г. Конаково
2023
Ч то такое дидактическая игра.
Д идактическая игра – это обучающая игра. Она создается взрослым в целях воспитания и обучения ребенка. Но для играющих детей воспитательно-образовательное значение дидактической игры не выступает открыто, а реализуется через игровую задачу, игровые действия, правила. Она помогает научить детей выделять существенные признаки предмета, сравнивать его с другими, классифицировать предметы, расширяет словарный запас ребенка, приучает высказывать самостоятельные суждения и применять полученные знания в жизни.
Дидактические игры можно разделить на следующие виды:
н астольно- печатные игры – могут представлять собой парные картинки, разрезные картинки, лото, домино. Они развивают речевые навыки, логику, внимание, умение моделировать жизненные схемы и принимать решения, развивать навыки самоконтроля, математические способности;
игры с предметами (игрушками), включающие сюжетные дидактические игры и игры – инсценировки - основаны на непосредственном восприятии детей, соответствуют стремлению ребенка действовать с предметами и таким образом знакомиться с ними;
словесные игры - построены на словах и действиях играющих, дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи: описывают предметы, выделяя характерные их признаки, отгадывают их по описанию, находят сходства и различия этих предметов и явлений природы.
Р оль игры в жизни ребенка
«Игра – генетическая основа, источник,
корень всякого творчества,
его подготовительная ступень.»
Л. С. Выготский.
«В игре ребенок живет, и следы этой жизни
глубже остаются в нем, чем следы
действительно жизни.»
К.Д. Успенский
«Игрыдетей – вовсе не игры, а правильнее
смотретьна них как на самое значительное
и глубокомысленное занятие этого возраста.»
Я.Коменский
Д ля ребёнка любого возраста игра – это главное действие. Больше всего дети любят играть! Игра для ребенка своеобразная школа жизни. Через игру комфортно и результативно проходят воспитание и обучение ребенка. Игра для ребенка – своеобразная школа жизни. В игре он познает мир и свое место в этом мире. Именно в игре ребенок растет и развивается как личность, приобретает навыки общения, правила поведения в обществе, осваивает простейшие бытовые знания, проигрывает житейские ситуации, пробует себя в новых ролях. Игра - это и самооздоровление, и коррекция детско- родительских отношений. Очень важно, чтобы родители играли со своими детьми. Игра детей не возникает стихийно, она складывается под руководством и при участии взрослого. Мы учим детей, как обращаться с игрушками, составляем сценарии игр, а затем дети самостоятельно переносят их на другие ситуации. Огромное влияние игра оказывает на умственное, речевое, физическое развитие ребенка, способствуя гармонизации его личности.
О рганизация развивающей среды в домашних условиях.
Р азвивающая среда для игр - это пространство, заполненное предметами, игрушками, живя среди них, ребёнок вместе с взрослым осваивает окружающий мир. Поэтому и создавать среду следует с позиции творческой активности. Дети с ОВЗ крайне быстро утомляются, не способны к длительному сосредоточению. У таких детей наблюдаются манипулятивные действия с предметами или беспрерывно повторяющийся один и тот же игровой процесс, или пробование игрушки «на вкус» и т.п. Поэтому требуется особая организация рабочего места ребенка во время занятий. Целесообразно располагать игрушки и пособия в разных частях помещения, чтобы взрослый и ребенок могли в буквальном смысле переходить от одной игрушке к другой, что позволяет увеличить продолжительность продуктивной работы. Организуйте место, где будут храниться все развивающие пособия, которые во время занятий с ребенком будут доставаться и использоваться. Можно создавать дидактические игры и игрушки из подручных средств. Вот несколько советов для родителей как превратить ненужные вещи в развивающие игрушки и пособия:
Б анки с прорезями. Возьмите любую пластиковую банку и сделайте острым ножом или шилом на крышке прорези. Такая игрушка подойдет для проталкивания мелких предметов (бусин, фасолин, гороха) или вытягивания из банки цветных ленточек. Емкости из под киндеров, пластиковые баночки из под йогуртов или любые другие не прозрачные баночки, наполнить их крупами, чтобы учить ребенка слушать и различать разные звуки, или наполнить эти баночки «пахучими» веществами, чтобы учить различать запахи.
«Волшебный мешочек»- эта игра научит ребенка узнавать предмет на ощупь. Этот мешочек можно сшить из любой ткани не обязательно использовать швейную машинку. Можно сделать это вручную. Крупные бусины, бигуди, крупные макароны. Все это можно использовать для нанизывания на леску или на веревочку. Эта игра способствует развитию мелкой моторики. Кусочки различных тканей, предметы с разной поверхностью (шершавой, гладкой) развивают тактильную чувствительность.
« Пальчиковый» бассейн» – пластиковая миска с различными крупами (рис, горох, фасоль, манка и т.д.). Ребенок может перебирать крупу, искать спрятанные в миске предметы. Если насыпать на поднос манку, то можно рисовать на ней различные узоры и т.п.
С амое главное это общение с ребенком. Не забывайте с ним говорить. Разговаривайте во время всех видов деятельности, даже если ребенок Вам не может ответить, все равно, проговаривайте ему каждое свое действие. Что видите, слышите, что делаете, что делают другие.
Д идактические игры и игрушки как средство мотивации.
У детей с ОВЗ побуждение к познанию окружающего мира развивается медленно и с некоторыми сложностями. Фрагментарное восприятие явлений внешнего мира, плохо развитая речь, неумение выражать эмоции, суженный круги интересов, слабая любознательность детей с трудностями в обучении часто являются непреодолимым препятствием на пути развития их познавательной деятельности.
Мотивация (от лат. movere) – это побуждение к действию; динамический процесс психофизиологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности. Под мотивацией мы понимаем – совокупность внутренних и внешних движущих сил.
Для более продуктивного обучения детей с ОВЗ важно не то, что знает и умеет ребенок, а то, на сколько он хочет овладеть этими знаниями и умениями. В связи с этим вопрос об особенностях формирования мотивации звучит как стимулирование любознательности, познавательных интересов и потребностей в современной педагогике наиболее остро и актуально.
Г лавная цель мотивации дошкольника – формирование активности, повышение качества познавательной деятельности и развития речи.
М отивация к обучению у детей с ограниченными возможностями здоровья редко развивается сама, для этого необходима помощь взрослого. Необходимы такие методические приемы, которые могли бы привлечь внимание, заинтересовать каждого ребенка. Проявлять желание активно действовать с играми и игрушками. Необходимо постоянно создавать у детей положительное эмоциональное отношение к предлагаемой деятельности. Необходимы такие методические приемы , которые могли бы привлечь внимание, заинтересовать каждого ребенка. Проявлять желание активно действовать с играми и игрушками. Необходимо постоянно создавать у детей положительное эмоциональное отношение к предлагаемой деятельности. Этой цели служат развивающие игры и игрушки. Они создают положительный эмоциональный настрой, фон - на котором все психические процессы протекают наиболее активно, способствует развитию самодисциплины, улучшает работоспособность, позволяет в игровой форме многократно повторять один и тот же материал.
А нтиигрушка.
Каждый родитель желает, чтобы его любимый ребенок был счастливым и здоровым. Поэтому, к покупке игрушек стоит подходить очень серьёзно. Есть очень популярные игрушки, способные нанести непоправимый вред здоровью, как физическому (это отслеживают производители, но и у них бывают промашки). Яркий пример известный всем магнитный конструктор, проглотив который дети получали травмы, так как он собирался в желудке и не выводился естественным образом. А также и психологическому здоровью, в этом случае производитель не несет никакой ответственности, а думает лишь о своей прибыли. Поэтому думать об этой стороне вопроса нужно в первую очередь родителям. Очень часто ребёнок просит купить популярную игрушку, которая может нанести ему вред. (Huggy Wuggy, Monster High) – яркий пример такой опасной покупки... Такая игрушка несет противоречивый посыл, когда красота должна ассоциироваться с разложением и смертью, или мягкое, тёплое, улыбающееся создание скалится рядом острых зубов. Ребёнок может не бояться этого карманного монстра днем, но ночью, когда сознание отключается, могут появиться ночные кошмары… С куклами же ещё страшнее, желание подражать и стать столь же прекрасным трупом, может привести к суициду в подростковом возрасте…
Список используемой литературы:
Усова, А.П. Роль игры в воспитании детей. / А.П. Усова.; Под ред. А.В. Запорожца. -- М.: «Просвещение», 1976.
Интернет-источники:
https://solncesvet.ru/blog/materialy-k-urokam/didakticheskie-igry/
https://www.maam.ru/detskijsad/-harakteristika-didakticheskih-igr.html
https://psihdocs.ru/opasnie-igrushki-chto-takoe-antiigrushka.html
https://multiurok.ru/files/didaktichieskaia-ighra-v-formirovanii-motivatsii-k.html