12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Анастасия34
Россия, Челябинская обл., город Копейск

Дидактическая игра "Приключения кота Говоруна"
PPTX / 13.17 Мб

/data/files/e1637438202.pptx (Дидактическая игра "Приключения кота Говоруна")

Дидактическая игра «Приключения кота Говоруна»

«Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». [1]

В.А. Сухомлинский


Возникновение дидактических игр отмечалось на протяжении многих десятилетий. Одним из первых создателей данных игр является народ. Каждый народ, в соответствии со своей культурой создавал новые игры и подстраивал старые. Данный вид деятельности был весьма универсальным как для мальчиков, так и для девочек. При помощи дидактики развивались следующие стороны: речь, внимание, координация, сила воли, самостоятельность [4].

Дошкольный возраст – это период игровой деятельности. Ребенок познает мир и все что его окружает через игру.

Игра – это средство воспитания, в котором воспитатель в качестве инструмента формирования личности воспитанника использует его свободную (игровую) деятельность в воображаемой и реальной ситуациях, направляя ее на развитие положительных качеств личности [2].

Дидактические игры — это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей. Они направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности [3].

Говоря о старшем дошкольном возрасте, важно отметить усложнение игрового сюжета. Здесь дошкольники могут «примерить» роли взрослых людей: быть строителем, поваром, продавцом, и так далее. Сюжетно-ролевые игры направлены на структурирование и закрепление знаний дошкольников об окружающей жизни. Для обыгрывания таких игр лучше всего использовать костюмы, декорации, специальные предметы в соответствии с ролями. Также детям будет гораздо интереснее если взрослый человек непосредственно проявит инициативу поучаствовать в игре. Так взрослый не только сплотится в совместной деятельности с детьми, но и покажет пример и особенности ролей.

Дидактические игры не только являются средством взаимодействия с детьми, но и играют большую роль в развитии речи дошкольников, обогащая их знания новыми словами, названиями, понятиями. Но, к сожалению, дошкольникам с ЗПР сложно использовать речь в игре в связи с тем, что в их словарном запасе недостаточно слов и понятий для того, чтобы выразить свои мысли.

Для развития словарного запаса у старших дошкольников с задержкой психического развития была разработана дидактическая игра «Приключения кота Говоруна» настольно-печатного типа.

Цель игры: учить детей описывать предметы в соответствии с алгоритмом задания; узнавать предметы по характерным признакам.

Задачи:

Образовательные задачи в игре:

активизация и актуализация словаря к игре;

закреплять правильное употребление слов с другими словами;

Развивающие задачи:

развитие связной речи, речевого слуха, мышления, зрительного внимания и восприятия, тонкой моторики.

Воспитательные задачи:

формирование взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности, навыков сотрудничества, умение играть по правилам, не нарушая их, а договариваясь друг с другом.

Данная игра состоит из:

Набор карточек с изображением предметов и их свойств (части речи: имена существительные, прилагательные, числительные; глаголы; предлоги; союзы);

изображение кота Говоруна;

игровое поле, состоящее из 9 ячеек;

песочные часы (на 2 минуты);

поощрительные фишки за правильно выполненное задание;

карточки «алгоритмы-подсказки» - готовые собранные алгоритмы.

Данная игра направлена на закрепление знакомых слов и внедрение в словарный запас новых. В игре ребенок использует тактильное (при ощупывании карточек), слуховое (при общении с главным персонажем) и зрительное восприятие (считывание картинки с карточки). Игру можно усложнить внедрением новых малознакомых изображений.

Количество участников: могут принимать участие от 1 до 7 игроков.

Правила игры:

Игрок передвигает изображение кота Говоруна по игровому полю (начиная с центра). На поле 7 заданий, возле каждого лежит несколько карточек с изображением (предмет, цвет предмета, плотность предмета (твердый, мягкий), действие с предметом, предлоги, «один-много» предметов, «съедобный-несъедобный»).

Песочные часы рассчитаны на 2 минуты. За 2 минуты ребенок должен найти правильную картинку, назвать что на ней изображено. Если ребенок подбирает неправильную карточку, то кот может «дать» подсказку.

Особенность данной игры:

Данную игру можно подстроить под любую возрастную группу с учетом особенностей словарного запаса ребенка. Игровое поле остается неизменным, но карточки с изображением предмета, его свойств, особенностей всегда можно заменить на более легкий и более сложный материал.

Задумка дидактической игры заключается в том, что ребенку предлагается взять карточку с изображением предмета, найти подходящие признаки данного предмета и заполнить ячейки в соответствии с алгоритмом, изображенным на игровом поле. После того, как ребенок правильно выполнил задание ему дается фишка в качестве похвалы за проделанную работу.

Дидактический материал игры можно подбирать в соответствии с календарно-тематическим планированием в дошкольных образовательных учреждениях.



Список использованных источников

1. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. - Киев: Радянська школа, 1974 г. - 288 с.

2. Лузина Л.М. Словарь педагогического обихода / Под ред. проф. Л.М. Лузиной. - Псков: ПГПИ, 2003. - 71 с.

3. Гилмуллина Э. Ш. Дидактическая игра – развитие словесно-логического мышления младших школьников [Электронный ресурс]. - https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/2013/01/07/didakticheskaya-igra

4. Абрамян Л.А., Антонова Т.В., Артемова Л.В. Игра дошкольника. / под ред. С. Л. Новоселовой. – М., 1989.










Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.