Дидактическая игра «Рассели животных по домикам» для коррекции диграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза на уровне слова

0
0
Материал опубликован 25 March

Дидактическая игра «Рассели животных по домикам» для коррекции диграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза на уровне слова

Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза – это специфическое расстройство письма, возникающее из-за трудностей в понимании и использовании языковых структур. Это значит, что ребенку сложно анализировать слова на составляющие их звуки (фонемы), а также объединять звуки в слова (синтезировать).

Языковой анализ - это процесс разложения речи на составляющие ее элементы. В контексте письма, это, в основном, анализ слов на фонемы (звуки) и морфемы (части слова, несущие смысл, такие как корень, приставка, суффикс). Например, ребенок должен уметь услышать и выделить отдельные звуки в слове «дом» (д-о-м) или определить, что слово «переход» состоит из приставки «-пере-» и корня «-ход-».

Языковой синтез – это процесс объединения отдельных элементов речи в целые слова и фразы. В письме, это умение соединять звуки в слоги, а слоги в слова. Например, услышав звуки «с-о-л-н-ц-е», ребенок должен уметь синтезировать их в слово «солнце».

Основные причины дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза:

1. Недостаточное развитие фонематического слуха: ребенок плохо различает звуки речи, путает похожие звуки (например, «б» и «п», «з» и «с»).

2. Трудности в определении последовательности звуков в слове: ребенок может пропускать звуки, переставлять их местами или добавлять лишние.

3. Сложности в анализе слоговой структуры слова: ребенку трудно определить количество слогов в слове и их последовательность.

4. Недостаточное развитие лексико-грамматического строя речи: это может затруднять понимание грамматических правил и использование их при письме.

5. Незрелость нейрофизиологических механизмов, отвечающих за языковые функции.

Симптомы могут варьироваться в зависимости от степени тяжести и индивидуальных особенностей ребенка, но чаще всего проявляются следующим образом:

пропуски букв (особенно гласных): «млоко» вместо «молоко»;

перестановки букв: «сокл» вместо «скол»;

добавление лишних букв: «скооро» вместо «скоро»;

недописывание слогов или частей слова: «дом» вместо «домик»;

слитное написание слов или разделение слов на части: «настоле» вместо «на столе», «по езд» вместо «поезд»;

замены букв, близких по звучанию (акустическая замена): «бочка» вместо «почка»;

искажение звуко-слоговой структуры слова: «тру» сместо «труд»;

трудности в определении границ предложений;

ошибки в написании предлогов и союзов;

медленный темп письма;

неразборчивый почерк;

трудности в списывании текста;

ошибки при письме под диктовку, даже когда ребенок знает правила;

трудности в составлении собственных письменных текстов.

Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза – это длительный и систематический процесс, который требует индивидуального подхода и участия учителя-логопеда, нейропсихолога (в некоторых случаях), педагога и родителей.

Основные направления коррекционной работы:

развитие фонематического слуха и восприятия: упражнения на различение звуков, выделение звуков в слове, определение места звука в слове;

формирование навыков звукового анализа и синтеза: упражнения на разложение слов на звуки, составление слов из звуков, определение количества слогов в слове;

обогащение словарного запаса: игры и упражнения на расширение лексики, развитие умения использовать слова в разных контекстах;

развитие грамматического строя речи: упражнения на согласование слов в предложении, составление предложений разных типов;

совершенствование навыков письма: упражнения на списывание, письмо под диктовку, самостоятельное письмо. Особое внимание уделяется формированию правильного написания слов и предложений.

развитие мелкой моторики: упражнения на развитие координации движений руки и пальцев.

Дидактическая игра «Рассели животных по домикам» была изготовлена с целью коррекции диграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза на уровне слова.

Задачи:

закреплять знания о диких и домашних животных;

обогащать и расширять словарный запас;

развивать внимание, мышление;

формировать слоговую структуру слова.

Ход игры: перед ребёнком на столе выложены домики, начиная с одноэтажного, заканчивая трёхэтажным. Для начала следует отработать навык деления на слоги на двух домиках (одноэтажном и двухэтажном), позже добавить третий домик (трёхэтажный).

1 вариант.

Педагог показывает ребёнку картинку животного и предлагает положить её перед соответствующим домиком (одноэтажный – один слог, двухэтажный – два слога, трёхэтажный – три слога).

2 вариант.

Перед ребёнком выложены все картинки животных, и он самостоятельно раскладывает их по домикам.

Если изготовить два комплекта игры, то в неё могут играть два ребёнка: кто быстрее расселит животных по домикам.

t1742851158aa.pngt1742851158ab.png

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.