Конспект логопедического занятия во 2 классе по коррекции дисграфии на почве нарушений языкового анализа и синтеза
Конспект логопедического занятия во 2 классе по коррекции дисграфии на почве нарушений языкового анализа и синтеза Выполнила : Сычева Лариса Юрьевна
Цель : закрепить знания детей о слоге. Коррекционно – образовательные : закрепить умение разделять слова на слоги; закрепить умение дифференцировать двусложные и трехсложные слова; развивать навык слогового анализа и синтеза двусложных и трёхсложных слов; развивать навык звукобуквенного анализа и синтеза слов; уточнять и обогащать словарь детей по теме «Цветы» ; закрепить правила правописания собственных имен существительных. Коррекционно- развивающие задачи: развивать речевой слух, фонематическое восприятие, память, внимание; Коррекционно-воспитательные задачи: формировать навыки сотрудничества , взаимопонимания, доброжелательности, инициативности.
Оборудование цепочки слогов ( запись на карточках); деревянные ложки ; раздаточный материал ( карточки с изображением транспортных средств, картинки с цветами); сканворд; аудиозапись рус. нар. песни « Было у матушки двенадцать дочерей» видео-фрагмент художественного фильма-сказки «Буратино»
Логопед: Здравствуйте, сегодня мы с вами отправимся в волшебную страну. какое длинное у этого деревянного мальчишки имя-Буратино. Давайте посчитаем, сколько в нем слогов?
Основная часть Логопед : Нас ждет страна, где живут слоги и тема сегодняшнего урока: « Слоги. Слоговой анализ двусложных и трехсложных слов» ( тема занятия записывается на доске) Добраться в страну слогов можно, используя различные виды транспорта. Подпиши картинки, поделив слова на слоги. Подумай, что общего между ними?
Работа с цепочками слогов. Развитие слогового анализа и синтеза. Логопед: На пути нас встретили птицы. Найди и подчеркни названия птиц (читая буквы по вертикали и горизонтали). Задание: Посчитай количество слогов в названии птиц Логопед: Нам слоги придумали новое задание Задание: продолжите цепочку так, чтобы последующее слово начиналось с последнего слога. Образец: ка-ша, ша-ры, ры-ба, ба-ра –бан….
Логопед :Мы сделали остановку в красивом лесу. « Соберите букеты» из цветов. Запишите названия цветов в два столбика: Двусложные – в столбик под цифрой 2, трехсложные под цифрой 3. Какие цветы не попали ни в один букет ? Почему?
Логопед: Вот мы по лесу гуляли, собирали цветы и встретили двенадцать девушек. Звучит рус.нар.песня «Было у матушки двенадцать дочерей» Было у матушки двенадцать дочерей, Было у матушки двенадцать дочерей, Ишь ты, поди ж ты, двенадцать дочерей, Ишь ты, поди ж ты, двенадцать дочерей. Марьюшка, Дарьюшка, Аннушка-душа, Олюшка, Полюшка, Зинаидушка. Ишь ты, поди ж ты, Зинаидушка, Ишь ты, поди ж ты, Зинаидушка. Лидушка, Ксюшенька, Иринушка-душа, Зоюшка, Варварушка, Евдокиюшка. Ишь ты, поди ж ты, Евдокиюшка, Ишь ты, поди ж ты, Евдокиюшка. Задание 1: назовите имена дочерей, которые вы запомнили .Запишите названные имена, поделив их на слоги. Укажите количество гласных (запись на доске) Задание2 : отхлопайте свое имя, посчитайте количество слогов, назовите себя ласково как в песне и вновь посчитайте количество слогов. Запишите оба варианта на доску. Укажите количество гласных.
Игра «Телеграф» Физминутка Педагог отстукивает слоговую структуру слова, а дети должны догадаться, какое это могло бы быть слово (например, чье имя из присутствующих отстучал педагог?); Логопед: встаньте те, в чьем имени 2 слога( 3 слога)Делаем приседания по количеству слогов. Логопед остукивает рус.нар.потешки.: «Жили у бабуси», «Петушок», «Андрей-воробей» Дети отгадывают потешку.
игра «Зашифрованное слово» Логопед на доске записывает ряд слов. Например: аромат, капелька, керосин. Детям предлагают из первого слова взять первый слог, из 2-го — второй, из 3-го — третий и образовать из них слово (апельсин). Материал для таких игр приведен в книге Л.Ф. Тихомировой и А.В. Басова (1995);
Закрепление умений звукового анализа и синтеза Логопед: Захотели мы собрать себе в дорогу немного ягод, овощей и фруктов, но они не помещаются в наши маленькие корзинки. Я дам вам подсказку: рассмотрите каждое слово внимательно-может заметите в них другие маленькие слова. Вот они точно поместятся и мы сможем увезти их с собой. Задание: найдите в каждом новые слова и запишите их, если возможно поделите на слоги. ГРУША- шар… ВИНОГРАД – град, вино… ЯБЛОКО – око, кол… СЛИВА –вал, слив, сила… ПОМИДОР – мор, мир…
Итог занятия Логопед: Ребята, давайте вспомним в какой стране мы сегодня побывали ? Что вам больше всего запомнилось? Найдите из записанных вами слов двусложные (трехсложные) слова. Как правильно пишутся имена ? Что нового вы сегодня узнали?
Домашнее задание Морской бой. Прочитай шифр и напиши слова. А1Г3 – Г2А4Д3 – Д1Б2 – Б3Д2 – Г4Д4 - Б4А2 –