Дидактическая игра "Слоговой поезд" для детей 6-7 лет
Дидактическая игра «Слоговой Поезд»
Для детей 6 – 7 лет
Дидактическая игра «Слоговой Поезд» представляет собой эффективное учебно-игровое пособие для детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет), направленное на формирование навыков звуко-буквенного анализа и синтеза слов. Игра разработана с учетом возрастных особенностей детей и способствует развитию фонематического слуха, закреплению навыков слогового чтения в увлекательной форме.
Основу игры составляют паровозы с картинками (корова, машина, ракета, сапоги) и вагончики со слогами, с помощью которых дети учатся делить слова на слоги, составлять слова из слогов и закреплять навыки чтения. Многовариантность игры (6 различных способов использования) позволяет адаптировать её под разные образовательные задачи и формы организации деятельности детей.
Особую ценность представляет комплексный подход к развитию детей: помимо образовательных задач по обучению грамоте, игра способствует развитию внимания, памяти, логического мышления и мелкой моторики. Воспитательный компонент реализуется через формирование интереса к обучению, развитие навыков самоконтроля и умения работать в коллективе.
«Слоговой Поезд» может использоваться как на индивидуальных, так и на групповых занятиях, позволяя педагогу варьировать уровень сложности в зависимости от подготовленности детей, что делает игру универсальным инструментом для подготовки к школьному обучению.
Цель:
Формирование навыков звуко-буквенного анализа и синтеза слов, развитие фонематического слуха и закрепление навыков слогового чтения у детей 6-7 лет.
Задачи:
1. Образовательные:
- Учить детей делить слова на слоги
- Формировать умение составлять слова из слогов
- Закреплять навыки чтения слогов и слов
2. Развивающие:
- Развивать фонематический слух
- Развивать внимание, память и логическое мышление
- Совершенствовать мелкую моторику рук
3. Воспитательные:
- Воспитывать интерес к обучению грамоте
- Формировать навыки самоконтроля и самооценки
- Развивать умение работать в коллективе, соблюдая правила игры
- 4 паровоза с картинками: корова, машина, ракета, сапоги
- Вагончики со слогами (МА, ШИ, КО, РО, ВА, КЕ, ТА, СА, ПО, РА, НА, ГИ)
Ход игры:
1 вариант.
1. Каждый игрок выбирает паровоз с картинкой.
2. Вагончики со слогами раскладываются на столе изображением вниз.
3. По очереди дети берут вагончики и прикрепляют к своему паровозу, если слог есть в слове на картинке.
4. Выигрывает тот, кто первым правильно соберет слово из слогов.
Варианты усложнения:
- Добавление "лишних" слогов
- Игра на время
- Составление предложений с полученными словами
2 вариант.
1. Каждый игрок получает игровое поле с одним или несколькими паровозами
2. Ведущий достает из мешочка слоги и показывает всем игрокам
3. Если слог подходит к слову на картинке паровоза, игрок забирает его
4. Побеждает тот, кто первым заполнит все свои паровозы правильными слогами
3 вариант.
1. Дети делятся на 4 команды
2. Каждая команда получает паровоз с картинкой
3. Слоги разложены на другом конце комнаты
4. По сигналу первый игрок бежит, находит нужный слог для своего слова и возвращается
5. Затем бежит следующий участник команды
6. Выигрывает команда, которая быстрее всех соберет правильное слово
4 вариант.
1. Дети сидят в кругу, в центре лежат паровозы с картинками
2. Первый игрок берет любой паровоз и называет первый слог слова
3. Следующий игрок должен назвать второй слог
4. Третий - последний слог
5. Если слово собрано правильно, команда получает этот паровоз
6. Игра продолжается, пока все паровозы не будут разобраны
5 вариант.
1. Ведущий показывает паровоз с картинкой
2. На столе разложены вагончики со слогами (правильные и неправильные)
3. Дети должны найти только те слоги, которые есть в слове на картинке
4. За каждый правильно найденный слог - очко
5. За неправильный - штрафное очко
6 вариант.
1. Каждый ребенок получает вагончик со слогом и прикрепляет его к себе
2. Ведущий называет слово (корова, машина, ракета или сапоги)
3. Дети, у которых слоги из этого слова, должны быстро выстроиться в правильном порядке
4. Затем они вместе произносят слово по слогам, а потом целиком