Дидактическая игра «Жду гостей»
Всероссийский педагогический конкурс на лучшую методическую разработку
«Настольная игра своими руками»
РАЗВИВАЮЩАЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ НАСТОЛЬНАЯ ИГРА
«ЖДУ ГОСТЕЙ»
Автор игры: учитель-логопед Клокова Светлана Вячеславовна,
г. Арзамас, Нижегородская обл, МБДОУ д\с №39
«Через сказку, фантазию, игру,
через неповторимое детское творчество
- верная дорога к сердцу ребёнка».
Василий Сухомлинский
Пояснительная записка
Актуальность и новизна.
В современном образовании развитие связной речи рассматривается как одно из основных условий успешности обучения в дальнейшем ребёнка в школе. Именно развитая связная речь помогает детям общаться со сверстниками, взрослыми и познавать мир.
К сожалению, моя многолетняя практика показывает, что детей-логопатов с каждым годом становится все больше. Многие дети посещают коррекционную группу с сочетанной патологией. У них наблюдается отставание в развитии всех компонентов речи: словаря. лексико-грамматических категорий, звукопроизношения, слоговой структуры и связной речи. Ребенок с ТНР хочет сказать, но в силу своих особенностей-не может правильно построить своё высказывание. Зачастую речь таких детей не понимают дети и взрослые. Это ведёт иногда к агрессии, иногда к замыканию. Также у детей с ТНР наблюдается нарушение развития всех психических функций. Удержать внимание таких детей на занятиях подчас бывает сложно. Учителя – логопеды ищут различные подходы к детям, стремятся использовать на занятиях различные традиционные и нетрадиционные педагогические технологии. Одна из них - игровая, на мой взгляд, самая распространенная в применении среди педагогов дошкольного возраста. Дети любят играть! Педагог добивается поставленных целей и задач не принудительно и скучно, а увлекательно и интересно. Занятие проходит быстро, ребенок не успевает устать и ему хочется и в дальнейшем приходить на занятия логопеда и играя исправлять проблемы в речевом развитии.
Данная авторская дидактическая игра «Жду гостей» проводится в старшей и подготовительной к школе группе на индивидуальном занятии при изучении темы: «Посуда», «Продукты питания», «Овощи-фрукты». Предназначена для логопедов, воспитателей и родителей.
Эта игра проста как в изготовлении, так и в использовании. Состоит она из цветных картинок овощей, фруктов, ягод, предметов посуды, продуктов питания, изображения животных, птиц ит.д., распечатанных на плотной фотобумаге. Хранится игра в большом пластиковом конверте. Её можно регулярно пополнять новым картинным материалом.
Цель: Развитие познавательной и речевой активности детей с ТНР в процессе ознакомления с лексическими темами.
Задачи:
- Активизировать словарь по темам;
- Совершенствовать грамматический строй речи (согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже; употребление предлогов);
- Совершенствовать развитие связной речи;
- Развивать интонационную выразительность речи;
- Развивать зрительное и слуховое внимание, мышление, память.
Описание игры: Вся игра строится на диалоге логопеда и ребенка. Логопед задает вопросы и раскладывает картинки, ребёнок отвечает на вопросы, выбирает нужные картинки и оречевляет действия хозяйки и гостей. Также можно предложить проговорить диалоги за действующих лиц в игре логопеду и ребёнку по ролям. Данная игра-это импровизация логопеда и ребенка.
Первый вариант игры: Логопед показывает картинку любого животного, птицы (в зависимости от правильно произносимого звука), и объясняет, что белочка, лисица, щенок (или ещё кто-то) ждёт гостей к обеду, и предлагает помочь хозяйке или хозяину приготовить обед и встретить гостей.
Логопед предлагает выбрать стол, за которым будет проходить обед. Перед ребёнком выкладываются картинки круглого и квадратного стола. Ребёнок выбирает любой из них, оречевляя своё действие. Например, ребенок говорит:
-Сегодня лисица будет угощать гостей обедом за круглым столом.
Логопед уточняет из скольких блюд будет обед и из каких продуктов мы его приготовим, какая посуда нам понадобится для этого.
На первое можно приготовить суп, борщ или щи. Для этого ребёнок берет самую большую кастрюлю и выбирает разные овощи, крупы, мясо, рыбу или грибы. При этом он называет какой суп он варит (мясные щи или борщ, рыбный или грибной суп).
Говорит, что ему нужен нож чтобы почистить картошку, доска и нож чтобы нарезать лук и морковку и т.д., соль и перец, чтобы суп был ароматный и вкусный. Уточняется, что суп наливаем половником, едим большой ложкой.
Аналогично мы «готовим» второе блюдо в кастрюле поменьше: варим рисовую или другую кашу, жарим картошку в сковороде, готовим курицу, печём пироги, режем ножом на доске овощной салат в салатник и т.д.
На третье мы готовим чай в чайнике с малиновым или другим вареньем, варим в маленькой кастрюле фруктовый или ягодный компот.
После того как обед готов, ребенок за хозяйку с помощью «вежливых» слов приглашает гостей к столу. Как усложнение можно использовать слова «слева», «справа», «впереди», «сзади» и т.д.
Все обедают, благодарят хозяйку и «расходятся» по домам.
Второй вариант игры:
Хозяйка приглашает гостей на чай. Логопед просит помочь ребёнка накрыть на стол. Посчитать вкусные разноцветные конфеты, испечь пироги с разной начинкой или печенье, заварить в заварном чайнике ароматный чай и т.д.
Фантазируем вместе, играем, речь развиваем!
Список использованной литературы и интернет ресурсов
Озерова О.Е. Развитие творческого мышления и воображения у детей.- Ростов н / Д: Феникс, 2005.-192с.
Самоукина Н.В. «Игры в которые играют…» / Психологический практикум /.- Дубна: Издательский центр «Феникс», 1997.-160с.
Скоролупова О.А., Логинова Л.В. «ИГРАЕМ?.. ИГРАЕМ!!!» Педагогическое руководство играми детей дошкольного возраста , - М. «Издательство Скрипторий 2003», 2005.
4. Тихомирова Е.В. Современные игры по развитию речи детей.-СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2020. – 32с.
5. Эльконин Д.Б. Детская психология: учеб. пособие для студ. Высш. учеб. заведений-3-е изд.- М.: издательский центр «Академия», 2006.-384с.
6. Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1978
7. Интернет-ресурсы