Дидактическая игра «Жду гостей»

4
0
Материал опубликован 5 April 2022 в группе

Всероссийский педагогический конкурс на лучшую методическую разработку

«Настольная игра своими руками»


РАЗВИВАЮЩАЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ НАСТОЛЬНАЯ ИГРА

                                                                    «ЖДУ ГОСТЕЙ»


Автор игры: учитель-логопед Клокова Светлана Вячеславовна,

г. Арзамас, Нижегородская обл, МБДОУ д\с №39

«Через сказку, фантазию, игру,

через неповторимое детское творчество

- верная дорога к сердцу ребёнка».

Василий Сухомлинский 

t1649144231aa.gif

Пояснительная записка

Актуальность и новизна.

В современном образовании развитие связной речи рассматривается как одно из основных условий успешности обучения в дальнейшем ребёнка в школе. Именно развитая связная речь помогает детям общаться со сверстниками, взрослыми и познавать мир.

К сожалению, моя многолетняя практика показывает, что детей-логопатов с каждым годом становится все больше. Многие дети посещают коррекционную группу с сочетанной патологией. У них наблюдается отставание в развитии всех компонентов речи: словаря. лексико-грамматических категорий, звукопроизношения, слоговой структуры и связной речи. Ребенок с ТНР хочет сказать, но в силу своих особенностей-не может правильно построить своё высказывание. Зачастую речь таких детей не понимают дети и взрослые. Это ведёт иногда к агрессии, иногда к замыканию. Также у детей с ТНР наблюдается нарушение развития всех психических функций. Удержать внимание таких детей на занятиях подчас бывает сложно. Учителя – логопеды ищут различные подходы к детям, стремятся использовать на занятиях различные традиционные и нетрадиционные педагогические технологии. Одна из них - игровая, на мой взгляд, самая распространенная в применении среди педагогов дошкольного возраста. Дети любят играть! Педагог добивается поставленных целей и задач не принудительно и скучно, а увлекательно и интересно. Занятие проходит быстро, ребенок не успевает устать и ему хочется и в дальнейшем приходить на занятия логопеда и играя исправлять проблемы в речевом развитии.

Данная авторская дидактическая игра «Жду гостей» проводится в старшей и подготовительной к школе группе на индивидуальном занятии при изучении темы: «Посуда», «Продукты питания», «Овощи-фрукты». Предназначена для логопедов, воспитателей и родителей.

Эта игра проста как в изготовлении, так и в использовании. Состоит она из цветных картинок овощей, фруктов, ягод, предметов посуды, продуктов питания, изображения животных, птиц ит.д., распечатанных на плотной фотобумаге. Хранится игра в большом пластиковом конверте. Её можно регулярно пополнять новым картинным материалом.​​​​​​​​​​​​​​

Цель: Развитие познавательной и речевой активности детей с ТНР в процессе ознакомления с лексическими темами.

Задачи:

- Активизировать словарь по темам;

- Совершенствовать грамматический строй речи (согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже; употребление предлогов);

- Совершенствовать развитие связной речи;

- Развивать интонационную выразительность речи;

- Развивать зрительное и слуховое внимание, мышление, память.

Описание игры: Вся игра строится на диалоге логопеда и ребенка. Логопед задает вопросы и раскладывает картинки, ребёнок отвечает на вопросы, выбирает нужные картинки и оречевляет действия хозяйки и гостей. Также можно предложить проговорить диалоги за действующих лиц в игре логопеду и ребёнку по ролям. Данная игра-это импровизация логопеда и ребенка.

Первый вариант игры: Логопед показывает картинку любого животного, птицы (в зависимости от правильно произносимого звука), и объясняет, что белочка, лисица, щенок (или ещё кто-то) ждёт гостей к обеду, и предлагает помочь хозяйке или хозяину приготовить обед и встретить гостей.

                                    t1649144231ab.gif

Логопед предлагает выбрать стол, за которым будет проходить обед. Перед ребёнком выкладываются картинки круглого и квадратного стола. Ребёнок выбирает любой из них, оречевляя своё действие. Например, ребенок говорит:

-Сегодня лисица будет угощать гостей обедом за круглым столом.

Логопед уточняет из скольких блюд будет обед и из каких продуктов мы его приготовим, какая посуда нам понадобится для этого.

                                    t1649144231ac.gif                       

На первое можно приготовить суп, борщ или щи. Для этого ребёнок берет самую большую кастрюлю и выбирает разные овощи, крупы, мясо, рыбу или грибы. При этом он называет какой суп он варит (мясные щи или борщ, рыбный или грибной суп).​​​​​​​​​​​​​​

                                     t1649144231ae.gif                                

Говорит, что ему нужен нож чтобы почистить картошку, доска и нож чтобы нарезать лук и морковку и т.д., соль и перец, чтобы суп был ароматный и вкусный. Уточняется, что суп наливаем половником, едим большой ложкой.

                                     t1649144231ad.gif

Аналогично мы «готовим» второе блюдо в кастрюле поменьше: варим рисовую или другую кашу, жарим картошку в сковороде, готовим курицу, печём пироги, режем ножом на доске овощной салат в салатник и т.д.                                                                

На третье мы готовим чай в чайнике с малиновым или другим вареньем, варим в маленькой кастрюле фруктовый или ягодный компот.

                                       t1649144231ag.gif

После того как обед готов, ребенок за хозяйку с помощью «вежливых» слов приглашает гостей к столу. Как усложнение можно использовать слова «слева», «справа», «впереди», «сзади» и т.д.

Все обедают, благодарят хозяйку и «расходятся» по домам.

Второй вариант игры:

                                        t1649144231ah.gif

Хозяйка приглашает гостей на чай. Логопед просит помочь ребёнка накрыть на стол. Посчитать вкусные разноцветные конфеты, испечь пироги с разной начинкой или печенье, заварить в заварном чайнике ароматный чай и т.д.

                                       t1649144231ai.gif

Фантазируем вместе, играем, речь развиваем!


Список использованной литературы и интернет ресурсов

Озерова О.Е. Развитие творческого мышления и воображения у детей.- Ростов н / Д: Феникс, 2005.-192с.

Самоукина Н.В. «Игры в которые играют…» / Психологический практикум /.- Дубна: Издательский центр «Феникс», 1997.-160с.

Скоролупова О.А., Логинова Л.В. «ИГРАЕМ?.. ИГРАЕМ!!!» Педагогическое руководство играми детей дошкольного возраста , - М. «Издательство Скрипторий 2003», 2005.

4. Тихомирова Е.В. Современные игры по развитию речи детей.-СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2020. – 32с.

5. Эльконин Д.Б. Детская психология: учеб. пособие для студ. Высш. учеб. заведений-3-е изд.- М.: издательский центр «Академия», 2006.-384с.

6. Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1978

7. Интернет-ресурсы



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.