12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Ольга Пасечник23
Кемеровская обл.

государственное общеобразовательное учреждение

«Кузбасский центр образования»



















Дидактические игры и упражнения на уроках математики.

















Выполнила

учитель начальных классов

Пасечник О.Н.


Дидактические игры и упражнения на уроках математики.

Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она стимулирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. В ней дети охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.

В дидактических играх ребенок наблюдает, сравнивает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным признакам, производит доступные ему анализ и синтез, делает обобщения. Подобные игры позволяют формировать у детей произвольность таких психических процессов, как внимание и память. Игровые задания развивают у детей смекалку, находчивость, сообразительность. Многие из них требуют умения построить высказывание, суждение, умозаключение; требуют не только умственных, но и волевых усилий — организованности, выдержки, умения соблюдать правила игры, подчинять свои интересы интересам коллектива.

Дидактическая игра на уроках математики не только увлекает, заставляет думать, но и развивает самостоятельность, инициативу  и волю ребенка. Увлеченные игрой дети легче усваивают программный материал, приобретают определенные знания, умения и навыки. Поэтому включение в урок математики игр и игровых упражнений делает процесс  обучения интересным, создает у ребят бодрое настроение, способствует преодолению трудностей в усвоении материала, снимает утомляемость и поддерживает внимание. Для успешного обучения математике в процессе игры необхо­димо применять как предметы, окружающие школьника, так и их модели.

Значение дидактических игр:

значительно повышается познавательный интерес младших школьников;

урок становится более ярким, эмоционально насыщенным;

формируется положительная мотивация к обучению;

развивается произвольное внимание, увеличивается работоспособность;

формируется умение работать в команде

     

  По характеру познавательной деятельности дидактические игры можно отнести к следующим группам:

игры, требующие от детей исполнительной деятельности. С помощью этих игр дети выполняют действия по образцу (придумать числовые выражения, выложить узор, начертить фигуру подобную данной).

игры, требующие воспроизведения действия. Они направлены на формирование вычислительных навыков («Математическая рыбалка»,  «Лабиринт», «Как добраться до вершины», «Заполни окошечко»,  «Определи курс корабля»).

игры, включающие элементы поиска и творчества («Собери круговые примеры»«Математическая гусеница»).


По характеру используемого материала дидактические игры условно делятся на игры с  предметами, настольно-печатные игры и словесные игры.

 

По функциям дидактические игры делятся на:

обучающие;

контролирующие;

обобщающие.

Обучающей будет игра, если учащиеся, участвуют в ней, приобретают новые знания, умения и навыки или вынуждены приобрести их в процессе подготовки к игре. Причем результат усвоения знаний будет тем лучше, чем четче будет выражен мотив познавательной деятельности не только в игре, но и в самом содержании математического материала.

Контролирующей будет игра, дидактическая цель которой состоит в повторении, закреплении, проверке ранее полученных знаний. Для участия в ней каждому ученику необходима определенная математическая подготовка.

Обобщающие игры требуют интеграции знаний. Они способствуют установлению межпредметных связей, направлены на приобретение умений действовать в различных учебных ситуациях.

            По числу участников дидактические игры могут быть: коллективные, групповые и индивидуальные.

              Дидактические игры могут использоваться на отдельных этапах урока, выступая в виде игровых моментов.

Проводя игру с детьми, учитель должен заранее доступно изложить сюжет, распределить роли, поставить перед детьми познавательную задачу, подготовить необходимое оборудование, сделать нужные записи на доске. Если дидактическая задача скрыта сюжетом, ролью, игровым действием, то в ходе беседы с детьми учитель обращает на неё внимание.

В игре обязательно должен участвовать каждый ученик класса. Если у доски осуществляют игровую деятельность часть учащихся, то все остальные должны выполнять роль контролеров, судей и т.д. Характер деятельности учащихся в игре зависит от места ее на уроке или в системе уроков. Она может быть проведена на любом этапе урока.

Если игра используется на уроке объяснения нового материала, то в ней должны быть запрограммированы практические действия детей с группами предметов, рисунками. На уроках закрепления материала важно применять игры на воспроизведение свойств, действий, вычислительных приемов и т.д. В этом случае использование наглядности следует ограничить и усилить внимание в игре к проговариванию вслух правила, свойства, вычислительного приема. В системе уроков по теме важно подбирать игры на разные виды деятельности: исполнительскую, воспроизводящую, контролирующую, поисковую. В игре следует придумывать не только характер деятельности детей, но и организационную сторону, характер управления игрой. Для этого необходимо использовать средства обратной связи с учениками: сигнальные карточки и разрезные цифры. Сигнальные карточки служат средством активизации детей в игре.

Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она стимулирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. В ней дети охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.   Ценность дидактической игры определяется не по тому, какую реакцию она вызывает со стороны детей, а учитывается, насколько она эффективно помогает решать учебную задачу применительно к каждому ученику.  








ПРИЛОЖЕНИЕ



Игры, используемые для формирования понятий «больше», «меньше», «равно».

«Детки на ветке»

Дидактическая цель: Закрепление отношений «больше», «меньше», «равно».

Средства обучения: Ветки, плоды и листья деревьев: дуба, ели, сосны и т. д.

Содержание игры: Класс делят на 2 группы: одной раздают ветки, другой плоды (деток). По сигналу «Детки, найдите свои ветки!» каждый ищет пару, то есть становится так, чтобы предметы у него и товарища совпали по принадлежности к одному и тому же растению. Правильность выбора проверяют «волшебные ворота» (учитель и ученик или двое детей). Ворота закрываются (поднятые руки опускаются), если пара выполнила задание неправильно.

Дети делают вывод, что деток столько же, сколько веток (ветки можно заменить листьями).

При повторении игры ученики меняются ветками и плодами. Их число можно увеличивать или уменьшать (дети постоянно считают число образовавшихся пар деток с ветками) и устанавли­вают: либо веток столько же, сколько деток, либо больше, либо меньше; выясняются способы уравнивания числа веток и деток.


«Вершки и корешки»

Дидактическая цель: Составление пар предметов.

Средства обучения: Корнеплоды и отдельно листья свеклы, редиса и моркови.

Содержание игры. Учитель вызывает к доске 6 учеников. Трое из них берут корнеплоды, остальные - ботву свеклы, редиса и моркови. Учитель называет имя ученика, у которого морковь (корнеплод), и, обращаясь к детям, у которых листья, говорит: «Корешок, корешок, где твой вершок?» Ученик, у которого ботва этого растения, показывает листья моркови всем детям и говорит: «Вершок моркови у меня». Дети встают рядом. В итоге игры определяют число пар (корешков с вершками).


«Зоопарк»

Дидактическая цель: Закрепление понятий «больше», меньше», «столько же», сравнение предметов по размеру.

Средства обучения: Рисунки клеток и животных. Содержание игры. На магнитной доске закрепляются рисунки клеток, а под ними — изображения животных. По заданию учителя дети «заводят» каждое животное в его клетку, накладывая соответствующие рисунки один на другой. Сначала надо, чтобы животных оказалось столько же, сколько клеток, и дети могли сказать, что их поровну.

В дальнейшем следует варьировать соотношение числа животных и клеток. Например, можно увеличить число животных. Тогда некоторым из них места не хватит и придется размещать их в клетки по 2. Учащихся подводят к выводу, что клеток стало меньше, чем животных, а животных больше, чем клеток. Дети называют число тех и других. Выявляются приемы их уравнивания.




Дидактические игры и упражнения, используемые при изучении различных разделов

математики во втором классе.

Игры для повторения нумерации чисел в пределах 20.

«Математическая эстафета».

Дидактическая цель: Повторение нумерации чисел в пределах 20. Оборудование: 10 кругов и 10 треугольников. Учитель делит класс на три команды по рядам и проводит игру-соревнование. Первый ученик из первой команды иллюстрирует число с помощью кругов и треугольников, второй из этой же команды называет обозначенное число, третий называет его состав, четвертый показывает число на карточках. Аналогичные задания выполняют уч-ся второй и третьей команд. Побеждает та команда, которая не допустила ни одной ошибки.

«Игра на внимание»

Дидактическая цель: Закреплять счет от 1 до 20 и обратно.

Оборудование: Карточки, на которых с помощью рисунков обозначены числа первого десятка. Учитель поочередно прикрепляет карточки с рисунками к доске и предлагает сосчитать число рисунков. Затем он бросает мяч одному из уч-ся и делает движение рукой слева направо; уч-ся, получивший мяч, называет обозначенное число и ведет счет от него до 20,если учитель показывал рукой справа налево по отношению к детям, уч-ся ведет счет от 20 до указанного числа. По хлопку учителя счет останавливается. Учитель выставляет другую карточку, по которой проводится аналогичная работа.

"Каких чисел недостает"

Дидактическая цель: Знать место каждого числа в натуральном ряду чисел. Учитель произносит два числа, а уч-ся должен назвать числа, которые находятся между ними. Например, учитель говорит:" 14, 17" .Уч-ся показывают поочередно недостающие числа на карточках.

Игры на сложение и вычитание однозначных чисел с переходом через десяток.

«Составим поезд».

Дидактическая цель: Познакомить с приёмом сложения однозначных чисел с переходом через десяток и с соответствующим приёмом вычитания.

Учитель вызывает к доске 8 мальчиков. Они, цепляясь друг за друга, образуют поезд, состоящий из 8 вагонов. Учитель предлагает прицепить ещё 6 вагонов к 8. Уч-ся под руководством учителя сначала дополняют 8 вагонов до 10: цепляются 2 вагона (девочки), а затем ещё 4 вагона (мальчики). Поезд начинает двигаться. Уч-ся имитируют движение поезда. Затем поезд останавливается. Все остальные по вопросам учителя анализируют состав поезда. Учитель на доске записывает пример и задаёт вопросы: - Сколько всего вагонов прицепили к 8 вагонам? (6)

Сколько вагонов прицепили сначала, чтобы дополнить состав
поезда до 10? (2)

Сколько вагонов осталось прицепить? (4)

Учитель записывает:

8+6=14

8+2+4

- Сколько всего вагонов в составе поезда? (14) Аналогично иллюстрируется на вагонах приём вычитания: сначала отцепляются 4 вагона (мальчики), затем 2 вагона (девочки).

«Забей гол в числовые ворота»

Дидактическая цель: Закреплять приёмы сложения и вычитания в пределах 20.

Оборудование: Рисунок числовых ворот на доске.

Учитель до урока на доске рисует мячи и числовые ворота. Правее рисунков мячей записывает примеры. Учитель сообщает уч-ся правила игры. Направление удара мяча зашифровано примером.

Способ решения каждого примера можно отыскать на числовых воротах. Уч-ся должны правильно загнать мяч в числовые ворота, показать путь его движения, соединить линией пример с той парой числовых ворот, на которых записан приём решения примера, а затем гнать мяч к третьим числовым воротам, где записан ответ примера.

Игры на сложение и вычитание в пределах 100.

«На какую пристань ты причалишь?»

Дидактическая цель: Закреплять приём сложения однозначного и двузначного чисел без перехода через десяток.

Оборудование: рисунки кораблей.

Учитель сообщает уч-ся, что они будут играть в командиров и моряков, которые должны правильно определить свой корабль и пристань, куда причалить.

Учитель прикрепляет к доске рисунки 10-12 кораблей, на которых написаны их порядковые номера. Уч-ся 1-й команды выдаются карточки с примерами, с помощью которых зашифрованы номера кораблей, на которых они поплывут. Уч-ся, решая примеры, определяют свой корабль. Далее они выполняют другое задание. Ниже кораблей кружками обозначены пристани, в которых написано название города и номер пристани. Учитель выдаёт другие карточки с примерами, в которых зашифрован маршрут до пристани. Уч-ся поочерёдно решают примеры и ведут свой корабль до заданной пристани. Соревнования по командам проводится аналогично. Учитель записывает на доске примеры, при решении которых уч-ся допустили ошибки. В конце игры он привлекает к анализу ошибок всех уч-ся.


Дидактические игры и занимательные задания, используемые при изучении различных

разделов математики в 3 классе.

Изучение табличного умножения и соответствующих случаев деления - центральная тема курса математики в 3 классе. Для формирования у учащихся прочных навыков табличного умножения и деления можно использовать следующие игры и занимательные задания:

«Лучший счетчик»:

Дидактическая цель: Формировать вычислительные навыки. На доске записаны примеры: справа и слева их количество одинаковое:

9x9, 3x8, 7x8, 9x4, 4x8, 9x3, 6x7, 7x3.

По команде уч-ся начинают записывать или выкладывать из разрезанных цифр соответствующие ответы, один слева, другой - справа. Выигрывает тот, кто первым справится с заданием.

«Живая математика».

Дидактическая цель: Формировать вычислительные навыки. У уч-ся на груди таблички с цифрами от 0 до 9.Учитель читает пример (3×2).Выходит, встает или поднимает руку тот ученик, у кого на груди табличка с цифрой 6.

«Кто скорее, кто вернее?!»

Дидактическая цель: Формировать вычислительные навыки.

Учитель раздает на каждый ряд парт по одному комплекту цифр от 0 до 9,так, что одному уч-ся в ряду достается цифра 0, другому 1 и.т.д. Учитель читает примеры (3×9, 4×4 и пр.) Уч-ся должны быстро сообразить, сколько получится, и те, у кого окажутся цифры 1 и 6, выйти к доске и составить число 16. 3а каждый пример засчитывается 1 очко тому ряду, в котором быстрее и правильнее составили ответ. Ряд, набравший большее число очков выигрывает.


«Цепочка».

Дидактическая цель: Воспроизведение приема умножения и деления двузначного числа на однозначное для случаев вида: 20×3, 3×20, 60:3.

Учитель бросает мяч уч-ся и составляет пример на умножение или деление. Уч-ся получает мяч, называет ответ примера и возвращает мяч учителю и т.д.




«Сказочная шапка»

Дидактическая цель: Закреплять приемы устных вычислений в пределах 1000

В колпаке Звездочета находятся карточки с примерами. Вызванный уч-ся закрывает глаза, достает карточку с примером, затем решает пример. Если ответ неверный, сидящие в классе исправляют ошибку. Потом вызывается следующий уч-ся и т.д.



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.