Дидактические игры, направленные на формирование опыта безопасного поведения у детей 3–4 лет с ОНР
Дидактические игры, направленные на формирование опыта безопасного поведения у детей 3-4 лет с общим недоразвитием речи
Дидактическая игра «Как бы ты поступил»
Цель: закрепление умения принимать правильные решения в различных жизненных ситуациях, контролировать свое поведение в общении с незнакомыми людьми.
Материал: сюжетные картинки по проблеме, призы.
Ход игры: игроки рассматривают иллюстрированные типичные опасные ситуации возможных контактов с чужими людьми на улице:
незнакомый взрослый уговаривает ребенка пойти с ним куда-нибудь, обещая показать что-то интересное, предлагая игрушку;
незнакомый взрослый открывает дверцу машины и приглашает покататься вместе с ним;
незнакомый взрослый угощает конфетой, мороженым и т. д.
незнакомый взрослый просит помочь достать котенка из подвала;
незнакомый взрослый говорит, что мама просила забрать его домой из детского сада.
За каждое правильно принятое решение игрок получает приз.
Дидактическая игра «Знакомый, свой, чужой»
Цель: формирование точного понятие того, кто является «своим», «чужим», « знакомым».
Материал: мяч.
Ход игры: перед началом игры выяснить у детей, кого, по их мнению, можно считать «своим», а кого- «чужим», кого можно назвать «знакомым», чем знакомый отличается от близкого человека, чем от чужого, постороннего. Дети стоят на небольшом расстоянии друг от друга, образуя круг. Ведущий — в центре поочередно бросает мяч каждому, приговаривая: знакомый, свой, чужой, выделяя интонацией и паузой того, кого нужно назвать. Ребенок, поймавший мяч, называет соответствующего человека и возвращает мяч ведущему.
Дидактическая игра «Определи настроение персонажа»
Цель. Учить детей определять три базовых настроения персонажа (грустное, веселое, агрессивное), различая их по внешним признакам, уточнить представления о безопасном поведении в быту и социуме, ориентируясь на эмоциональное состояние партнера.
Материалы. Набор из двух-трех карточек с символическим изображением базовых настроений персонажей(веселое, грустное, агрессивное), набор сюжетных картинок по мотивам известных детских литературных произведений.
Ход игры. До начала игры необходимо познакомит детей с литературными произведениями, иллюстрации к которым будут использоваться в игре, и организовать обсуждение изображенных на них ситуаций. Взрослый предлагает детям рассмотреть маленькие карточки с пиктограммами и показать, ту, где изображено веселое личико, затем, где грустное и т.д. демонстрирует иллюстрацию к русской народной сказке «Волк и семеро козлят» педагог предлагает выбрать и показать карточки, которые передают настроение волка. Показать настроение козлят, мамы-козы, вернувшейся в избушку после пропажи козлят. Выигрывает участник, наиболее точно определивший настроение персонажей.
Дидактическая игра «Законы улиц и дорог»
Цель: прививать правила поведения на дорогах, умение ориентироваться в пространстве.
Материал: игровое поле, большие карты - 8 штук, фигурки людей и знаков.
Ход игры:
Игра делится на несколько вариантов: «Здравствуй, город!», «Как проехать, как пройти?», «Что за знак?», «Тише едешь - дальше будешь».
Игра помогает проверить знание правил дорожного движения.
Дидактическая игра «Выбери съедобные грибы и ягоды»
Цель: закрепление знания о съедобных и ядовитых растениях, умения отличать их друг от друга.
Материал: корзины, муляжи или карточки с изображением съедобных и ядовитых грибов и ягод, фишки.
Ход игры: предложить собрать съедобные грибы и ягоды в корзины, а «несъедобные» оставить в лесу. За каждое правильно выбранное растение-фишка. Выигрывает игрок, набравший наибольшее количество фишек.
Дидактическая игра «Угадай растение по описанию»
Цель: продолжать знакомить детей с внешним видом и названиями растений и грибов; учить определять опасные и безопасные растения и грибы по словесному описанию.
Материалы. Предметные картинки с изображениями дикорастущих растений и грибов.
Ход игры: Перед детьми выкладывают изображения с картинками- отгадками. Участники отгадывают растение и гриб по словесному описанию либо загадке, представленным взрослым. Ребенок, справившийся с заданием, получает картинку- отгадку. По окончании игры подсчитывается общее количество полученных детьми картинок и определяется игрок- победитель. Например: «Стоит на ножке под яркой красной шляпкой. Шляпку украсил белыми горошками, о ножку – юбочкой. Что это? Или «Эта жгучая трава зелена, стройна на диво. Как зовут её?»
Дидактическая игра «Можно-нельзя»
Цель: формирование представлений о том, что контакты с животными могут быть опасны
Материал: картинки с изображением животных в период покоя и в период агрессии, фишки красного и зеленого цветов.
Ход игры: рассмотреть внимательно картинки, положить зеленую фишку на ту карточку, где изображено животное, к которому можно сейчас подойти ( период покоя). А красную фишку — на карточку с изображением животного в период агрессии ( подходить нельзя).
Дидактическая игра «Мы – спасатели»
Цель: закрепление представления об опасных ситуациях в быту, о правильных действиях в конкретных ситуациях, воспитание сочувственного отношения к пострадавшему.
Материал: игровая карта с тремя пустыми окошками (одно -сверху, два — снизу); картинки, на которых изображены дети в конкретных опасных ситуациях; набор карточек с изображением тех действий, которые необходимо выполнить в той или иной ситуации.
Ход игры: на игровую карту ведущий кладет картинку с изображением опасной ситуации, игроки выбирают из всех карточек с изображением действий две правильные, последовательно раскладывает их.
Дидактическая игра «1,2,3, что может быть опасно — найди»
Цель: закрепление представления об источниках опасности в доме, развитие сообразительности, внимания.
Материал: макет или игровой уголок с предметами домашнего обихода, призы
Ход игры: ведущий отворачивается и считает до 3-5, а дети за это время должны взять на макете или в игровом уголке те предметы, которые, по их мнению, могут быть опасны, затем каждый объясняет свой выбор. Ответы поощряются призами.
Дидактическая игра «Что мы знаем о вещах»
Цель: расширять представления детей о правилах безопасного поведения в быту; развивать внимание, память; воспитывать чувство сотрудничества.
Материал: четыре игровые карты с изображением пореза, ожога, ушиба руки и пожара; картинки с изображением различных бытовых предметов.
Ход игры: в игре принимают участие 4 ребенка, каждый из них берет себе по игровой карте с изображением « травмы». Воспитатель ( ребенок) — ведущий. Он поочередно поднимает картинку с изображением предмета. Участники должны догадаться, к какой травме может привести неправильное обращение с этим предметом, соотнести со своей картой и взять картинку.