Цикл дидактических игр, направленных на формирование глаголов, обозначающих трудовые процессы, у дошкольников с ТНР
муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Теремок»
п. Коноша, Архангельской области
Цикл дидактических игр, направленных на формирование глаголов, обозначающих трудовые процессы,
у дошкольников с ТНР
Учитель – логопед:
Чагина Светлана Викторовна
1 этап.
1. Игра «Что я делаю, скажи и движенья повтори».
Цели:
1. Уточнять и расширять предикативный словарь глаголами, обозначающими трудовые процессы.
2. Закрепить в речи согласование существительных с глаголом.
Оборудование: костюмы разных профессий; предметы, инструменты, которыми люди профессий (повар, продавец, швея, строитель, учитель, библиотекарь, парикмахер, врач) выполняют различные действия. Например, ведущий в костюме повара; на столе - кастрюля, сковорода, соль, перец, поварешка, ложка, т.д.
Методические рекомендации: играет 2 - 3 ребенка.
Не забывайте хвалить ребенка, если он самостоятельно, быстро, правильно назвал действие.
Если ребенок затрудняется назвать глагол, взрослый помогает с помощью контекстной подсказки.
Описание игры: Ведущий «Повар» знакомиться с детьми и говорит:
«У плиты стоим с утра.-
Мы, ребята, повара!
Жарим, парим и печем,
И жара нам нипочем.
Суп, компот, блины, омлет –
Приглашаем на обед!»
У меня много разных помощников на кухне. Вы знаете, их? Назовите, что лежит на моем столе. (Нож, сковорода, кастрюля, кувшин, ложка, дуршлаг, поварешка, соль, перец)
Сейчас я расскажу и покажу, как они мне помогают. Вы запоминайте и повторяйте за мной все действия и слова. Ведущий называет слово и сопровождает его действием. Дети повторяют слово и движение. Запомнили?
А сейчас все предметы сложим в чудесный мешок. Затем по одному предмету достаем, показываем и называем действие. Например, повар – солит, перчит, жарит, наливает воду, режет, пробует, размешивает, промывает макароны, раскатывает тесто скалкой и т.д.
За каждый правильный ответ дети получают фишку. Выигрывает, тот, у кого насчитывается большее количество фишек, в конце игры.
Стихи к профессиям.
Учитель. Кто не выучил урок? – Наш учитель в меру строг, Наш учитель учит нас И ведет из класса в класс. Швея. Шью, крою, снимаю мерки. Приглашаю на примерки! Мне в работе помогла – Не поверите – игла! Без нее не будет толку, Берегу свою иголку! Парикмахер. Шпильки, ножницы, расчески, Стрижки, модные прически, Лаки, краски для волос… Извините, что стряслось? Вам не нравится работа? Переделаю в два счета! | Врач. Если кто-то не здоров, Вызывают докторов. - Погоди, малыш, не плач, Прописал лекарство врач! - Пить лекарство не хочу, Лучше дай его врачу! Строитель. Дом, в котором мы живем… Кто построил этот дом? Знает в доме каждый житель,- Этот дом возвел строитель! Плиты, кран, бетон, песок… Дом удобен и высок! Продавец. За прилавком я стою, Я продукты продаю: Молоко, творог, кефир. Масло, хлеб, печенье, сыр. Упакую, взвешу вам. Улыбнусь и сдачу дам. |
2 этап.
Игра «Запомни-повтори!»
Цели:
1. Обогащать активный словарь детей глаголами, обозначающими трудовые процессы.
2. Учить детей называть действия людей конкретной профессии, с использованием предметных картинок с изображением соответствующих предметов.
3. Воспитывать любовь к труду.
Оборудование: предлагают предметные картинки с изображением соответствующих предметов - кастрюля, сковородка, нож, ложка, соль, газ, духовка, кран с водой, перец, узор. К каждой профессии свои предметные картинки.
Описание игры: Играет от 2 до 4 детей. Ведущий называет, например, действия повара и кладет перед ребенком картинку с изображением предмета
Повар…варит (картинка с изображением кастрюли), жарит (картинка с изображением сковороды), режет (картинка с изображением ножа), пробует (картинка с изображением ложки), солит (картинка с изображением солонки), перчит (картинка с изображением перца), печет (картинка с изображением духовки), украшает блюдо (картинка с изображением узора), наливает (картинка изображением крана с водой), кипятит воду (чайник), разогревает (газовая плита или микроволновая печь, размешивает (картинка с изображением поварешки).
Ребенок слушает и запоминает. Затем ребенок повторяет действия,
взрослый контролирует правильное произношение слов и исправленных звуков. Потом ребенок отворачивается и называет слова по памяти. Второй игрок переворачивает названную картинку, соответствующую действию. Ребенок – контролер подсчитывает количество перевернутых карточек и выкладывает соответствующую цифру. Потом дети меняются местами. Педагог контролирует выполнение правил. Количество картинок постепенно увеличивается от 6 до 12.
Выигрывает тот, кто больше назовет действий. Каждый ребенок получает медаль с цифрой, которая обозначает количество названных действий.
3 этап.
Игра «Есть у каждого работа».
Цели:
1. Активизировать в речи глаголы, обозначающие трудовые процессы.
2. Закрепить навык построения простого распространенного предложения.
Оборудование: Большие карты, на которых изображен человек определенной профессии и 10 пустых квадратов. 10 маленьких карточек с изображением предметов, инструментов необходимых человеку этой профессии.
Описание игры: Игра начинается с чтения стихотворения:
Кто-то строит,
Кто-то варит,
Кто-то нам одежду дарит.
Не кончается забота –
Есть у каждого работа!
Большие карты ведущий раздает играющим поровну. Маленькие карточки перемешивает и оставляет у себя. Затем он показывает детям по одной карточке и спрашивает, например, «Что это? Кому нужно и для чего?» Тот, у кого на большой карте есть такая же картинка, отвечает: «Это весы. Продавец взвешивает товар на весах», и закрывает этой карточкой картинку на своей большой карте. Так игра продолжается до тех пор, пока все участники игры не подберут все карточки к своим картам. Выигрывает тот, кто сделает это первым.
Игра «Я учитель…».
Цели: Закрепить знание действий, которые выполняет человек определенной профессии.
Активизировать в речи глаголы, обозначающие трудовые процессы.
Оборудование: Большие карты, на которых изображен человек определенной профессии и 10 пустых квадратов. 10 маленьких карточек с изображением предметов, инструментов необходимых человеку этой профессии.
Описание игры: Большие карты ведущий оставляет у себя, а маленькие перемешивает и раздает играющим поровну. Затем кладет по одной карте на середину стола и называет профессию, например, «Я учитель». Играющие должны быстро выложить на стол карточки, относящиеся к этой профессии и назвать действия, которые можно выполнять с этими предметами. Кто раньше других освободится от своих карточек, тот и выиграл.
4 этап.
Игра «Паутинка».
Цель: Закрепить умение по памяти называть глаголы, обозначающие трудовые процессы.
Оборудование: Игровое поле – паутина, сделана с помощью изонити. В центре паутины паук, вокруг него круги-цветы красного и синего цвета. Пластмассовая муха. Песочные часы на 1 минуту.
Описание игры: За одну минуту умная муха, перелетая с цветка на цветок, должна сказать, что делает, например, повар. Если муха дважды повторила одно и тоже слово или не успела долететь до дома за 1 минуту, паук съедает ее. Муха проиграла.
Игра «Умный щенок».
Цель: Учить детей группировать глаголы и находить лишнее действие, несоответствующее человеку данной профессии. (Повар, врач, учитель, строитель, библиотекарь, швея, продавец, парикмахер).
Оборудование: Поле с изображением предметов, которыми выполняют конкретные действия. В центре поля изображение человека какой-нибудь из 8-ми профессий, например, повара. Собачка с магнитом.
Описание игры: Незнайка не может найти лишнее действие, помоги ему. Если действие выполняет повар, положи на эту картинку белую фишку, а если это действие лишнее, то – красную. Объясни почему.
Затем ребенок проверяет себя с помощью умного щенка. Щенок на магните. Под картинками, которые не соответствуют действиям данной профессии, приклеен магнит. Когда ребенок кладет собачку на эту картинку собачка встает на задние лапки. Под другими картинками магнита нет, поэтому собачка лежит.
Игра «Волшебная мастерская»
Цель: Расширять предикативный словарь за счет приставочных глаголов.
Уточнить значение новых слов.
Оборудование: предметные картинки с изображением действий.
Описание игры: Взрослый объясняет, что существуют специальные коротенькие слова, которые могут изменять слово. Мы сегодня с вами будем проводить опыты со словами. А помогут нам коротенькие слова по-, до-, пере-. Берем слово жарить, добавляем по, получиться …; если добавить до- получиться …; если добавить пере получиться … Значение нового слова взрослый сразу объясняет детям.
Жарил, пожарил, дожарил, пережарил.
Я жарил рыбу. (прошедшее время) Я пожарил рыбу. Я пережарил рыбу. (подгорела, сжег)
Сварил, поварил, доварил, переварил.
Солил, посолил, досолил, пересолил.
Список литературы
1. Алябьева Е.А. Развитие логического мышления и речи детей 5-6 лет. – М., 2005. – 112с.
2. Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. М.: Просвещение, 1992. – 96с.
3. Бодраченко И.Н.. Речевые игры // Начальная школа. 2006. – № 1. – С. 33-36.
4. Крулехт М.В. Взаимосвязь средств трудового воспитания в педагогическом процессе детского сада. СПб., 1995. – С. 34-55.