Комплекс игр, направленных на формирование толерантного поведения у детей младшего школьного возраста
Комплекс игр, направленных на формирование толерантного поведения у детей младшего школьного возраста
Цель: формирование уровня толерантного поведения у учащихся младшего школьного возраста средствами игровых упражнений.
Задачи:
1. Формировать толерантные установки по отношению к себе и окружающим.
2. Развить умение учитывать позицию людей в совместной деятельности.
3. Стимулировать заинтересованность в поиске выхода из конфликтных и иных ситуаций.
4. Развить умение сочувствовать других людям и сопереживать им.
Комплекс игр содержит такие задания, как:
Упражнение «Пять добрых слов», направленные на получение обратной связи от группы, повышение самооценки, самопознания, возможность сделать приятное другому человеку.
Упражнение «Как быть толерантным в общении», направленное на обучение конструктивным способам выхода из конфликтных ситуаций.
Упражнение «Паутина предрассудков», позволяющее показать, как себя чувствует человек, являющийся объектом стереотипов и предрассудков; дать возможность научиться оказывать поддержку человеку, чувствующему себя униженным.
Игра-разминка «Полюса», способствующая повышению уровня сплочённости, взаимопонимания и согласованности действий в группе.
Игра «Звёздочки и созвездия», целью которой является научить видеть сходства и различия с другими людьми; формирование навыков точного межличностного восприятия.
Ожидаемый результат
Личностный результат: развитие способности самопознания, самопринятия, умение адекватно доносить свои мысли.
Метапредметный результат: умение понимать чувства других людей, стремление учитывать и координировать различные мнения и позиции, умение не создавать конфликтов и выходить из спорных ситуаций.
Предметный результат: знания о том, что значит толерантность и толерантная личность.
Комплекс упражнений.
Упражнение «Пять добрых слов»
Цель: получение обратной связи от группы, повышение самооценки, самопознания, возможность сделать приятное другому человеку.
Время: 15 минут.
Материалы: листы бумаги, ручки или фломастеры.
Дети делятся на группы по 5-6 человек. Затем они садятся в круг. Каждый должен положить руку на лист бумаги и написать свое имя на ладони. Затем ребенок передает свой лист соседу справа, а вы получаете рисунок от соседа слева. На одном из пальцев, в получившемся рисунке, дети должны будут написать какое-то положительное слово-качество, которое устраивает владельца листа (например, "Ты очень добрый", "ты всегда заступаешься за слабых" и т. д.) и так далее, пока лист не вернется к владельцу.
Хозяин собирает листы и уже все вместе догадываются, о ком написаны комплименты, которые хозяин читает с каждого листа. Лист вручается владельцу и остается у него.
Упражнение «Как быть толерантным в общении»
Цель: обучение конструктивным способам выхода из конфликтных ситуаций.
Время: 20 мин.
- Каждый из нас время от времени попадает в конфликтные ситуации: ссорится с кем-то, получает незаслуженные обвинения. Каждый выходит из таких ситуаций по - своему-кто-то обижается, кто-то «сдает сдачу», кто-то пытается найти достойное решение. Можно ли выйти из конфликтной ситуации, не унижая другого человека и сохраняя свое достоинство?
Задание: запомните и расскажите ситуацию, когда вас или ваших друзей обидели. Этот участник будет выступать как тот, кого обидели, а другой - как обидчик. Тот, кто находится в роли обиженного человека, старается выйти из ситуации достойно.
Практическая часть.
Составление схемы достойного выхода из конфликтной ситуации.
-Начни разговор с точного описания ситуации, которая тебя не устраивает («Когда ты накричал на меня …»).
-Вырази чувства, возникшие у тебя в связи с этой ситуацией и поведением человека по отношению к себе («Я почувствовал …»).
-Скажи человеку, как бы хотелось, чтобы он поступил. Предложи ему другой вариант поведения, устраивающий тебя («Поэтому в следующий раз я попрошу тебя не высказывать свои замечания не в таком тоне …»).
-Скажи, как ты себя поведёшь в случае, если человек изменит, или не изменит своё поведение («Тогда я буду прислушиваться к твоим замечаниям», «Мы вместе всё обсудим и решим нашу проблему»).
Обсуждение: что удачнее кто предложил и почему.
Упражнение «Паутина предрассудков»
Цель: показать, как себя чувствует человек, являющийся объектом стереотипов и предрассудков; дать возможность научиться оказывать поддержку человеку, чувствующему себя униженным.
Время: 10-12 минут.
Рассказ ведущего о роли негативных предрассудков в отношениях между людьми. Человек, запутавшийся в паутине предрассудков, чувствует себя бесправным, беззащитным и оскорбленным.
Ведущий предлагает кому-то войти в круг и сыграть роль человека, которого в чем-то обвиняют, исключают. Он садится в центре круга на стул, а остальные начинают говорить о названной «теме», то есть обвиняют его и т. д. (но подбирая слова). После каждого отрицательного утверждения ведущий заворачивает участника в клубок ниток. Затем он поворачивается к остальным: «какие чувства вы испытываете к нему?». Есть желание его распутать. Для этого каждому предлагается вспомнить что-то хорошее об этом человеке, похвалить его, посочувствовать ему. Так, пока они не разгадают участника.
Игра-разминка «Полюса»
Цель: повышение уровня сплочённости, взаимопонимания и согласованности действий в группе
Два стула ставим в противоположных сторонах класса. Дети должны выстроиться в ряд между стульями, как можно быстрее, но, не обижая друг друга, по следующим признакам:
-у кого светлые волосы вначале, затем темнее и заканчивая теми, у кого тёмный цвет волос;
по цвету глаз;
по цвету одежды;
по росту (в прямом и обратном порядке).
А теперь все объединитесь в одно созвездие и покажите:
-как оно двигается;
как живёт;
на что похоже;
как называется.
Молодец. Как сегодня мы объединены в созвездие, так и все люди живут и существуют в разных группах. У каждого есть семья со своими традициями, образом жизни, праздниками и ценностями. Как вы думаете, к каким общинам вы принадлежите? Класс, школа, друзья во дворе, кружки. Каждая ассоциация ценна и значима для вас по-своему, и в каждой из них выражаются различные аспекты вашей личности, что делает нас уникальными и отличными друг от друга.
Игра «Звёздочки и созвездия»
Цель: научить видеть сходства и различия с другими людьми; формирование навыков точного межличностного восприятия.
Время: 3-5 минут.
Теперь вы будете объединены в созвездия, но не одно общее, а несколько. Каждый из вас-отдельная звезда, которую можно объединить с другой в каком-то созвездии. Количество звезд в созвездии может быть разным, спрошу я вас сам. По хлопку, как только я назову число (например, три), вы объединитесь в созвездия трех человек. Объединяться можно по-разному, кто как придумает, главное - уметь находить общий знак.
Игра «Добрый ангел»
Открытки с фотографиями детей необходимо подготовить заранее. Затем карты складываются в один непрозрачный пакет. Игроки вытаскивают одну карту из сумки. Имена детей на фотографии не произносятся. Задача каждого участника состоит в том, чтобы в течение дня (недели) он стал «добрым ангелом» для ребенка, чью фотографию он нарисовал. Нужно сделать какое-то доброе дело, но так, чтобы не выдать себя. Затем подводятся итоги: кто был вашим «добрым ангелом»? Приятно ли было принимать подарки? Трудно ли было самому делать подарки? «Узнай, о ком я тебе расскажу», - описывает Учитель внешний вид одного из детей, и дети, глядя на себя в большое зеркало, догадываются, о ком они говорят.