Курсовая работа «Педагогические условия формирования опыта безопасного поведения у детей 3–4 лет»
Пояснительная записка к презентации
Введение
Актуальность данной темы обусловлена тем, что современный этап социально-экономического развития России характеризуется коренным преобразованием всех структур общества, сменой образовательной парадигмы, в которой доминантным становится развитие социально-активной, творческой личности, умеющей ориентироваться в огромном потоке информации и адаптироваться к качественно новым, в том числе и экстремальным, условиям жизнедеятельности.
На современном этапе развития общества уделяется большое внимание дошкольному возрасту и социализации ребенка, подготовке его к безопасной жизнедеятельности, культурному, физическому, нравственно-этическому, художественно-эстетическому и эмоциональному благополучию (И. А. Аршавский, Н. Н. Авдеева, К. Ю. Белая, Е. А. Козырева, В. А. Петровский, Р. Б. Стеркина и др.).
Проблема потребности развития навыков безопасного поведения находит отражение в исследованиях классиков науки: в трудах с М.В. Ломоносова, В.А. Левицкого, И.М. Сеченова, А.А. Скочинского, Вернадского и др.
Дошкольный возраст является важным этапом в становлении личностного опыта ребенка. Именно в этот период начинает складываться опыт безопасного поведения, следовательно, должна осуществляться подготовка детей к безопасному существованию в окружающей среде. Вместе с тем возраст дошкольников 3-4 лет характеризуется нарастанием двигательной активности и увеличением физических возможностей ребенка, которые, сочетаясь с повышенной любознательностью, стремлением к самостоятельности, нередко приводят к возникновению травмоопасных ситуаций. Поэтому, чрезвычайно важно развивать навыки безопасного поведения у детей среднего дошкольного возраста.
В условиях реализации ФГОС ДОв области «Социально-коммуникативное развитие» формируются основы безопасного поведения в быту, социуме, природе; готовность к совместной деятельности со сверстниками.
Безопасное поведение рассматривается как предупреждение потенциальной опасности. Главная цель воспитания безопасного поведения у детей – развитие навыков и умений безопасного поведения каждого ребенка правильно вести себя в опасных для жизни ситуациях.
Условия жизни современного общества изменяются и исходя из этого, возникает противоречие - формирования основ безопасного поведения дошкольников в социуме, предполагает использование сюжетно-ролевых игр, однако малая оснащенность предметно-развивающей среды не позволяет проводить данную работу в полном объёме.
Объект исследования – развитие основ безопасного поведения детей 3-4 лет.
Предмет исследования – педагогические условия формирования опыта безопасного поведения у детей 3-4 лет
Цельисследования – выявить особенности формирования опыта безопасного поведения дошкольников 3-4 лет.
Задачиисследования:
- изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования;
- определить содержание и средства воспитания основ безопасного поведения детей 3-4 лет;
- провести диагностику уровня развития основ безопасного поведения детей 3-4 лет и дать соответствующие методические рекомендации.
Для решения поставленных задач в работе использовались следующие методы исследования: теоретические (анализ психолого-педагогической литературы, интерпретация, обобщение опыта и массовой практики, системный анализ); эмпирические (диагностика уровня развития основ безопасного поведения детей 3-4 лет); методы обработки результатов (качественный и количественный анализы результатов исследования).
Экспериментальной базой исследования являлось СПДС «Колосок» ГБОУ СОШ с. Ташёлка
Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы при построении диагностической, развивающей работы по формированию условий развития основ безопасного поведения детей 3-4 лет.
Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы.
Глава 1 Теоретические основы формирования безопасного поведения детей 3-4 лет
1.1. Аспекты проблемы формирования опыта безопасного поведения детей 3-4 лет
В педагогической науке изучаются и в практике воспитания осуществляются различные составляющие педагогического процесса: умственное, физическое, эстетическое и т.д. воспитание. К таким элементам педагогического процесса относится и формирование безопасного поведения.
Любая общепринятая норма должна быть осознана и принята маленьким человеком – только тогда она станет действенным регулятором его поведения. Прямолинейное, декларативное требование соблюдать принятые в обществе правила поведения чаще всего оказывается малоэффективным. Тем не менее необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависит их здоровье и безопасность. Для этого очень важно найти адекватный способ объяснения детям этих правил, а затем следить за их выполнением.[13,С.12]
Безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно себя вести в различных ситуациях. Кроме того, дети могут оказаться в непредсказуемой ситуации на улице и дома, поэтому главной задачей взрослых является стимулирования развития у них самостоятельности и ответственности. В связи с этим традиционные формы обучения, принятые в ОУ, могут использоваться лишь частично и больше внимания надо уделять организации различных видов деятельности, направленных на приобретение детьми определенного навыка поведения, опыта. Ведь все, чему учат детей, они должны применить в реальной жизни, на практике.[2,С.104]
Анализ литературы позволил составить характеристику ребенка 3-4 лет, обладающегоопытом безопасного поведения:
- это ребенок, у которого сформированы представления о безопасности
жизнедеятельности, который мотивирован к охране своих жизни и здоровья, а также окружающих его людей, общества в целом. Ребенок, знающий свои возможности и верящий в собственные силы, выполняющий правила безопасного поведения в быту, имеющий опыт безопасного поведения в быту; [4,С.178]
- это ребенок, который знает: свое имя, фамилию, домашний адрес; предметы бытовой техники, инструменты, используемые дома и в ДОУ (утюг, чайник, лампа, пылесос, мясорубка, терка (овощерезка), стиральная машина, молоток, гвозди, ножницы, нож, иголки) ; их назначение и правила обращения с ними. Такой ребенок знает, что порядок в доме и ДОУ не только для красоты, но и для безопасности, поэтому предметы и игрушки надо класть на свое место. Знает возможные травмирующие ситуации, опасные для здоровья и жизни (при неосторожном обращении с острыми, колющими и режущими предметами можно пораниться: порезаться или уколоться; нельзя играть и пользоваться без разрешения электроприборами; дома и в ДОУ можно упасть на ровном месте, из окна, с балкона, с мебели, поэтому следует соблюдать осторожность и безопасность). Знает, как обращаться с ножницами, ножом, гвоздями и молотком, теркой, мясорубкой, иголкой. Знает приемы оказания первой помощи при порезах, ссадинах и ушибах;
- умеет пользоваться с осторожностью: самостоятельно - столовыми приборами; с разрешения взрослых - иголкой, теркой, молотком, гвоздями; совместно со взрослыми - мясорубкой, утюгом и другими инструментами и бытовыми приборами (по усмотрению родителей); обращаться к взрослым в использовании пожароопасных предметов; в случае любой беды рассказать и показать рану взрослым; пользоваться телефоном (если родителей нет дома) для вызова пожарных (01); оказать себе при необходимости первую помощь при порезах, ссадинах, ожогах, ушибах, а также обратиться за помощью; выполнять инструкции взрослого в определенных обстоятельствах; различать съедобные и несъедобные ягоды и грибы; проявлять осторожность при общении с незнакомыми животными; соблюдать правила дорожного движения; держаться на воде, плавать, правильно вести себя на воде; правильно вести себя на солнце; элементарно обезопасить себя от контакта с незнакомым человеком на улице; как себя вести при встрече с незнакомым животным в случае его атаки;[4,С.179]
- оказать элементарную помощь самому себе и другому (промыть глаза, ранку, обработать ее, обратиться к взрослому за помощью).
В реальном учебном процессе совместные действия педагога и дошкольников приводят к различным изменениям деятельности, способностей и личностных качеств ребенка, в том числе и к следующим результатам: формирование опыта неуспешного поведения в опасных ситуациях; формирование опыта успешных действий по профилактике, минимизации последствий, преодолению опасных ситуаций; сохранение личности дошкольников от внутренних и внешних влияний (прежде всего от влияния информационных, игровых и реальных опасных ситуаций) с использованием различных видов психологической защиты.
Названные варианты результатов образовательного процесса заметны в случае, если суть формирования безопасного поведения сводят к информированию дошкольников об опасности и различным видам деятельности в опасных (игровых и реальных) ситуациях. Однако подготовка к безопасной жизнедеятельности осуществляется не только в опасных (информационных, игровых, дозированных, реальных) ситуациях. В действительности подготовка к безопасной жизнедеятельности осуществляется в процессе деятельности, в которую вовлечены различные элементы культуры безопасности и контркультуры деструктивности.[13,С.10]
Дошкольники взаимодействуют с элементами культуры безопасности, суть которых в том, что они содержат правила, нормы, правила, традиции безопасной жизнедеятельности, но не содержат информации об опасности и тем более реальных опасных ситуаций.
Формирование безопасного поведения включает в качестве составных частей следующие аспекты: общую теоретическую подготовку к безопасной жизнедеятельности (осмысление общих проблем риска, безопасности, опасности и т.д.), формирование предметных умений и навыков (видов деятельности, которые осуществляются не только в безопасных условиях, но и в условиях риска), психологическую подготовку к безопасной жизнедеятельности (формирование смелости, решительности, готовности к разумному риску и т.д.), развитие качеств личности, необходимых для безопасной жизнедеятельности (проницательности, дальновидности, гуманности, оптимистичности и т.д. как основы безопасности человека и общества).[18,С.34]
Таким образом, в составе формирования безопасного поведения присутствуют составляющие: формирование предметных действий предстоящей деятельности (как условие подготовки к этой деятельности в условиях риска) и специальная подготовка к безопасности жизнедеятельности. Соответственно формированию безопасного поведения как составная часть воспитания рассматривается в широком и узком аспектах.
В широком аспекте формирование безопасного поведения – процесс формирования готовности к различным видам деятельности (познавательной, физической, коммуникативной и т.д.), к выполнению различных социальных функций (гражданина, производственника, потребителя и т.д.), присвоения дошкольниками разнообразных видов и фрагментов культуры (мировоззренческой, нравственной, эстетической и т.д.). Поскольку все виды деятельности и сферы жизнедеятельности потенциально опасны (или могут осуществляться в опасных условиях), постольку формирование любой предметной деятельности является составляющей подготовки к безопасности жизнедеятельности.[6,С.104]
В узком аспекте формирование безопасного поведения – присвоение дошкольниками фрагментов культуры, основная функция которых – обеспечение безопасности человека и общества. Кроме того, в узком аспекте формирование безопасного поведения – это специальная теоретическая, психологическая и личностная подготовка к безопасной жизнедеятельности, которая осуществляется обычно на материале подготовки к конкретным видам опасных и экстремальных ситуаций, условиям (вредным, опасным) деятельности, результаты которой имеют обобщенный характер и способствуют безопасности в разнообразных конкретных видах и условиях деятельности.[3,С.27]
Формирование безопасного поведения является сложной системой, выступает в качестве компонента, элемента, этапа, функции, цели, содержания, формы, средства, закономерности, принципа, педагогического условия воспитания. Кроме того, формирование безопасного поведения может входить в состав как воспитания, так и педагогического процесса, учебно-воспитательного процесса и т.д. Из педагогических категорий, фиксирующих максимально широкий спектр педагогических явлений, обозначающих конкретное воплощение практики воспитания и обучения, наиболее приемлемым для продолжения анализа является понятие «педагогический процесс». [3,С.53]
Рассмотрим соотношение педагогического процесса и формирования безопасного поведения.
Формирование безопасного поведения – компонент педагогического процесса, способствующий формированию личности, готовой действовать в непредсказуемых (в том числе опасных и экстремальных) условиях, стремящейся к постоянному самосовершенствованию и реализации новых возможностей. В качестве такого компонента в образовательном процессе обычно выступает та или иная образовательная область, например: познание, социально-коммуникативная, валеология или экология. Такого рода образовательный процесс, основным содержанием которого является культура безопасности, интегрирует, объединяет усилия всех участников образовательного процесса по подготовке дошкольников к профилактике и преодолению вредных и опасных факторов жизнедеятельности.
Формирование безопасного поведения – этап педагогического процесса, на котором осуществляется воплощение культуры безопасного поведения в личности детей. Это достаточно четко ограниченный во времени специально организованный период жизнедеятельности дошкольников, в ходе которого освоение культуры безопасного поведения выступает в качестве ведущей цели. [15,С.23]
Формирование безопасного поведения – функция педагогического процесса, проявляющаяся в постоянном влиянии данного процесса на уровень готовности дошкольников к профилактике и преодолению вредных и опасных факторов жизнедеятельности. Названная функция реализуется на всех видах образовательной деятельности и в режимных моментах. Ее осуществление прежде всего связано с содержанием обучения и воспитания. Однако культура безопасного поведения воплощена не только в знаниях, но и в мировоззренческих идеях, нравственных и эстетических ценностях, в опыте общения с другими людьми и т.д. Именно эти элементы культуры осваиваются дошкольниками независимо от конкретного содержания изучаемых тем на различных видах образовательной деятельности. Реализация названной функции в данном случае обусловлена возможностями методов обучения и воспитания, морально-психологическим климатом в группе, характером общения участников педагогического процесса, личностным воплощением формирования безопасного поведения, т.е. уровнем сформированности культуры безопасности у педагога, воспитанников и их родителей.[4,С.76]
Формирование безопасного поведения является закономерностью педагогического процесса, которая заключается в том, что если в педагогическом процессе осуществляется систематическая превентивная работа по подготовке дошкольников к предупреждению и преодолению вредных и опасных факторов жизнедеятельности, то это способствует повышению уровня их безопасности, понижает вероятность неблагоприятных, вредных последствий от воздействия внешних факторов и от их собственной жизнедеятельности. Данная закономерность является объективной, повторяющейся, существенной, необходимой связью компонентов процесса воспитания. Прежде всего, это связи между целями, содержанием, средствами воспитания и результатами педагогического процесса.[7,С.49]
Принцип формирования безопасного поведения ориентирует субъектов воспитания на систематическое присвоение и использование безопасного поведения в процессе вхождения в жизнь. Вытекая из закономерности, сформулированной выше, данный принцип пока не называется в учебниках педагогики, однако в практике педагогического процесса он на вооружении у многих педагогов, усматривающих в своей работе важную миссию – сохранение жизни воспитанников и создание предпосылок к устранению угрозы гибели человечества. Данный принцип следует отличать от педагогического принципа безопасности, который ориентирует учителя на создание безопасных условий в педагогическом процессе. При формальном анализе данные принципы могут выглядеть как противоречащие друг другу. Принцип безопасности предполагает безопасные условия воспитания, а принцип формирования безопасного поведения предполагает использование опасных ситуаций для формирования у воспитанников опыта деятельности в таких ситуациях.
Формирование безопасного поведения является педагогическим условием включения детей в жизнь, формирования личности, готовой действовать в непредсказуемых (в том числе опасных и экстремальных) условиях, стремящейся к постоянному самосовершенствованию и реализации новых возможностей. [18,С.65]
Выделенные признаки формирования безопасного поведения отражают разные стороны безопасного поведения: вхождение в состав педагогического процесса, наличие у педагогического процесса функции, закономерный характер формирования безопасного поведения в педагогическом процессе, осознание учителями закономерности в виде педагогического принципа.
Список используемой литературы
1.Артемова, Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников: книга для воспитателя детского сада и родителей [Текст] / Л. В. Артемова. – М.: Просвещение, 1992. – 96 с.
2. Белова, С. Уроки воспитания для воспитателей [Текст] / С. Белова // Народное образование. – 2004. – № 3. – С. 102-109.
3. Белая К.Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников, пособие для педагогов дошкольных учреждений и родителей. [Текст] / К.Ю. Белая – М.: Мозаика – Синтез Москва, 2013. – 64с.
4. Волкова Е.А. Где живут опасности? Сценарии праздников, развлечений, досугов на тему охраны безопасности жизни и здоровья детей[Текст] / Е.А. Волкова. - Ростов н/Д: Феникс, 2011. - 249с.
5. Давыдов В. В. Основные проблемы возрастной и педагогической психологии на современном этапе развития образования [Текст] /В.В. Давыдов// Вопросы психологии – 2010 - № 4 - С. 3—15.
6. Деркунская В.А. Образовательная область «Безопасность». Методический комплект программы «Детство». ФГТ [Текст]/ В.А. Деркунская - изд-во: Детство – Пресс,Сфера, 2012.- 144с.
7. Манакова М.В. Правила безопасности для малышей[Текст]/ М.В. Манакова - Ростов-на-Дону: Издательский дом «Проф-Пресс», 2011. - 64 с.
8. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре[Текст]: Пособие для воспитателя дет. Сада/ Под ред. Т.А. Марковой. – М.: Просвещение - 2010 С. 23-27
9. Поддьяков Н. Н. Мышление дошкольника [Текст]: учебн. пособие/ Поддьяков Н.Н. - М.: Педагогика - 2005.-196с.
10. Программа воспитания и обучения в детском саду [Текст] / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – 3-е изд., и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2005. – 208с.
11. Программа "Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования" [Текст] / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, 3. А. Михайлова и др. – СПб.: ООО "Издательство "ДЕТСТВО-ПРЕСС"", 2011.- 528 с.
12. Программа "От рождения до школы". Основная общеобразовательная программа дошкольного образования [Текст] / под редакцией Н.Е. Вераксы, М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ,2010.- 304 с.
13. Сантаева, Т.С. Безопасность детей и взрослых. [Текст] / Т.С. Сантаева // Управление ДОУ, № 3, 2004. – С. 9-17.