12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Якимова Ольга Васильевна65



Муниципальный смотр – конкурс

методических и дидактических средств обучения

в 2021 – 2022 учебном году








Номинация «Начальное образование»






Дидактические игры при обучении детей финансовой грамотности














Якимова Ольга Васильевна,

учитель начальных классов,

МБОУ

«Верещагинская санаторная школа-интернат для детей,

нуждающихся в длительном лечении»





2021 - 2022 учебный год
































Пояснительная записка Введение

В 2017 году в целях формирования финансово грамотного поведения граждан, повышения уровня их финансовых знаний Распоряжением Правительства Российской Федерации утверждена Стратегия повышения финансовой грамотности населения в Российской Федерации на 2017-2023 годы. 

В ней отмечено, что для формирования компетенций в сфере финансовой грамотности у всех возрастных и целевых групп необходимо продолжить разработку и внедрение образовательных программ повышения финансовой грамотности для всех уровней образования.

Актуальность

Современная жизнь диктует свои стандарты: в условиях рыночной экономики человеку в любом возрасте, чтобы быть успешным, необходимо быть финансово грамотным. По запросу Управления образования муниципального Верещагинского района с 2017 по 2020 год я разрабатывала задания и проводила игру «Финансовая грамотейка» для обучающихся 3 классов Верещагинского муниципального района. Проанализировав результаты игр, выявила две проблемы: во-первых, дети не оперируют финансовыми терминами, во-вторых не могут решать задачи с экономическим содержанием. А ведь сегодняшние дети – это будущие участники финансового рынка, очень важно, чтобы они уже сейчас учились правильно принимать финансовые решения, знать основы финансовой безопасности, иметь представление о таких экономических качествах, как трудолюбие, бережливость, хозяйственность, экономность.

Желание изменить ситуацию побудило меня вплотную заняться вопросами обучения младших школьников основам финансовой грамотности. Я составила программу по курсу внеурочной деятельности по основам финансовой грамотности.

Передо мной стояла задача развития основ экономического образа мышления обучающихся и воспитания ответственного и грамотного финансового поведения. Чтобы повысить мотивацию к изучению курса, я решила использовать цифровой ресурс LearningApps для создания дидактических игр.

Цель предлагаемых материалов заключается в текущем оценивании при изучении курса «Финансовая грамотность», которое подразумевает организацию контроля формирования планируемых результатов на каждом занятии. Текущая оценка носит формирующий характер, то есть помогает обучающимся выявлять и осознавать собственные затруднения в освоении содержания программы и на этой основе стимулирует обучающегося к развитию собственной финансовой грамотности.

Решение цели предполагало реализацию следующих задач:

изучить виды дидактических игр на LearningApps

проанализировать перечень планируемых результатов по курсу «Финансовая грамотность»

разработать дидактические игры

апробировать игры в течение года на занятиях кружка

проанализировать результаты обученности при помощи диагностики по критериям:

Критерии

Показатели

Правильное использование финансовых понятий

Справляемость - 100%

Качество – 50%


Умение решать финансовые задачи

Справляемость - 100%

Качество – 50 %


Новизна для меня в создании данного пособия состояла в использовании цифрового ресурса LearningApps при обучении детей финансовой грамотности.

Методика использования

Дидактические игры рассчитаны на весь учебный год в 3 классе при изучении каждой темы на закрепление знаний. Игра может быть командной (играют на школьных планшетах), так и индивидуальной (при наличии телефона с выходом в интернет). В начале следующего занятия проводится коллективная игра, чтобы повторить предыдущую тему.

Вначале учитель напоминает правила игры, взаимодействия с учителем.

Апробация дидактических игр началась с изучения первой темы 3 класса. Игра была командной, чтобы каждый член команды почувствовал ответственность за свою внимательность на занятии перед другими членами команды. Игра дала представление об уровне знаний, которые были получены во время занятия, выявила проблемы, над которыми предстояло поработать. Так как состав команд был постоянный, ребята стали стремиться восполнить свои пробелы в знаниях, чтобы победить.

Использование дидактических игр является мощным стимулом обучения. В учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую. Игры дают возможность для сбора данных к оценке универсальных способов действий: рефлексии, способность к саморегуляции, самоконтролю и самокоррекции.










Заключение

При проведении занятий по финансовой грамотности третьеклассников я систематически использовала разработанные мной игры. При этом заметно увеличился познавательный интерес и мотивация обучающихся.

По результатам диагностики видна положительная динамика по всем критериям, что подтверждается таблицей результатов. Данные результаты отражают эффективность дидактического пособия.

Перспективы совершенствования дидактических игр вижу в нескольких направлениях. Во-первых, разработать игры не только по финансовой грамотности, но и по учебным предметам, во-вторых, разработать игры на других цифровых ресурсах (например, Kahoot).





t1652169339aa.gif



Содержание дидактического материала

Тема: Что такое деньги.

Цель: закрепление понятий, связанных с деньгами.

t1652169339ab.png

https://learningapps.org/watch?v=pjoh6b6sa22

Тема: Монеты и бумажные деньги.

Цель: закрепление знаний о монетах и бумажных деньгах.

t1652169339ac.png

https://learningapps.org/watch? v=p198u97gt22











Тема: Рассмотрим деньги поближе.

Цель: закрепление умений правильно использовать изученные понятия.

t1652169339ad.png

https://learningapps.org/watch?v=p1ojofwf321

Тема: Защита денег от подделок.

Цель: Закрепление знаний о том, как отличить фальшивые купюры от настоящих.

t1652169339ae.png

https://learningapps.org/watch?v=pzqytoh1k22













Тема: Какие деньги были раньше в России.

Цель: закрепление знаний о первых деньгах на Руси, появлении металлических и бумажных денег.

t1652169339af.png

https://learningapps.org/watch?v=pqm1m171j22t1652169339ag.pnghttps://learningapps.org/watch?v=pat2nmd0321
t1652169339ah.png

https://learningapps.org/watch?v=pk1krpzmk22



Тема: Современные деньги России и других стран.

Цель: закрепление знаний о том, что такое валюта и как называются деньги других стран.

t1652169339ai.png

https://learningapps.org/watch?v=pe4r6qqb222

Тема: Откуда в семье берутся деньги.

Цель: закрепление знаний о доходах семьи.

t1652169339aj.png

https://learningapps.org/watch?v=ph7m0z6xc22









Тема: На что тратятся деньги.

Цель: закрепление умений различать обязательные и необязательные расходы.

t1652169339ak.png

https://learningapps.org/watch?v=p0qrtcw8j22



Тема: Доходы и расходы семьи.

Цель: закрепление умений различать доходы от расходов в семье.

t1652169339al.png

https://learningapps.org/watch?v=p5icx7via21







Тема: Как делать сбережения.

Цель: закрепление знаний о видах сбережений, какими способами делать сбережения.

t1652169339am.png

https://learningapps.org/watch?v=pdkseuvwj22

Тема: Что мы узнали о доходах и расходах семьи?

Цель: Итоговый опрос знаний.

t1652169339an.png

https://learningapps.org/watch?v=phd014epc22






Библиографический список


Онлайн – приложение интерактивных упражнений LearningApps

Финансовая грамотность: учебная программа. 2-3 классы. Корлюгова Ю.Н., Гоппе Е.Е. – М.: Вако,2020.

Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 2-3 классы. Корлюгова Ю.Н., Гоппе Е.Е. – М.: Вако,2020.





Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.