12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Скоробогатова Елена Николаевна19
2

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

УДК 372.8

Использование игровых технологий при обучении финансовой грамотности школьников на уроках математики.

Скоробогатова Е.Н., учитель математики МБОУ Ставровская СОШ.

В современных условиях расширения использования финансовых услуг, усложнения и появления новых, трудных для понимания финансовых инструментов, вопросы финансовой грамотности населения стали чрезвычайно актуальными для большинства стран мира. Обеспечение личной финансовой безопасности становится важным фактором экономического благополучия людей.

Лучшим этапом жизненного цикла человека, на котором ему может быть предоставлена возможность получить навыки финансовой грамотности, является этап получения образования в школе, поскольку в современном мире дети значительно раньше сталкиваются с деньгами, понимают их значение и учатся зарабатывать, школа должна помогать учащимся начинать адаптацию к активной жизни в условиях рынка.

Почему очень важно закладывать основы финансовой грамотности в школе? Каковы цели усиления финансовой грамотности школьников?

Отсутствие экономического воспитания часто проявляется в небрежном отношении детей к своим вещам, они не понимают, что замена этих вещей стоит их родителям немалых денежных затрат.

Именно экономическим невежеством населения объясняются многие финансовые проблемы, с которыми сталкиваются заемщики, взявшие так называемые микрокредиты, участие в финансовых пирамидах.

Массовое неумение соизмерять расходы с доходами, планировать бюджет семьи, желание получить все и сразу приводит к многочисленным кредитам, которые невозможно выплатить.

Все это делает актуальным введение задач формирования экономической грамотности в программы различных школьных предметов, как важного элемента воспитания подрастающего поколения.

Особую роль в решении этой задачи призвана решать математика, в курсе которой поэтапно формируется финансовая грамотность или, проще говоря, умение рационально распоряжаться финансами.

Для формирования компетенций в сфере финансовой грамотности у школьников необходимо внедрять задания финансового характера, там, где это актуально, согласно программе изучения школьного курса и развивать способность их решения.

Одним из способов решения данной проблемы служит вовлечение учащихся на уроке математики в реальную ситуацию, которую можно создать, используя игровые технологии.

Аннотация: Решение задач по теме «Нахождение процентов от числа и числа по его процентам»

Цель занятия: организовать деятельность школьников по обобщению и систематизации их знаний в рамках темы «Проценты», по самостоятельному применению знаний в различных условиях.

Предметные образовательные результаты: обобщить и систематизировать знания учащихся о процентах, научиться применять их при решении практических задач.

Метапредметные образовательные результаты:

Регулятивные: формулировать проблему урока, формировать умение самостоятельно определять цели урока, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебно-познавательной и проектной деятельности, планировать работу.

Познавательные: применять проценты в нестандартных ситуациях; уметь обрабатывать информацию;

Коммуникативные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и членами группы

Личностные результаты: развивать готовность к самообразованию в области финансовой грамотности и решению творческих задач с использованием изученных знаний. Осознавать значимость изучения статистики и дальнейшего ее применения в повседневной жизни.

Ключевые слова: понятие процент, процент от числа, десятичная дробь

Annotation: Problem solving on the topic “Finding percent of the number and number by its percent”

The purpose of the lesson: to organize the activities of schoolchildren in the generalization and systematization of their knowledge in the framework of the topic "Interest", on the independent use of knowledge in various conditions.

Subject educational results: to generalize and systematize students' knowledge about percentages, to learn how to apply them in solving practical problems.

Meta-subject educational outcomes:

Regulatory: to formulate the problem of the lesson, to form the ability to independently determine the objectives of the lesson, to set and formulate new tasks for yourself in educational, cognitive and project activities, to plan work.

Cognitive: apply interest in unusual situations; be able to process information;

Communicative: the ability to organize educational cooperation and joint activities with the teacher and group members

Personal results: to develop readiness for self-education in the field of financial literacy and the solution of creative tasks using the knowledge learned. Recognize the importance of studying statistics and its further application in everyday life.

Keywords: concept of percentage, percentage of number, decimal

На этапе актуализации знаний даётся игра «Лучший счетчик». На этапе создания проблемной ситуации, формулирование темы урока, постановка учебных задач организуется чтение по ролям, мозговой штурм и формируется проблема урока, ставятся учебные задачи, разбиение учащихся по группам. Закрепление изученного материала: учащимся предлагаются текстовые задачи на нахождение процента от числа и числа по его процентам по финансовой грамотности. Затем проводится контроль и коррекция знаний, где учащиеся оценивают свою деятельность на уроке. На этапе рефлексии учащиеся дополняют фразу опираясь на свои чувства.

Ход урока: 1 Этап. Организует подводящий к теме урока диалог:

- Давайте вспомним, что мы изучали на прошлых уроках?

- О чем пойдет речь на уроке?

2 Этап. Актуализация знаний. Игра «Лучший счетчик»:

Задание №1 Перевести десятичные дроби в проценты

0,63 1,25 0,8 0,41

Проценты перевести в десятичную дробь

53% 15% 40% 112%

Задание №2 Найдите: 5% от 400; 20% числа равны 80; 10% от 600; 50% числа равны 250; 20% от 300; 40% числа равны 160

3 Этап. Создание проблемной ситуации. Формулирование темы урока. Постановка учебных задач.

- А нужны ли нам проценты в повседневной жизни?

Прочтение по ролям модуль 3, глава 7. «Налоги от которых не спрячешься» https://fmc.hse.ru/

«Однажды вечером, когда вся семья села ужинать, Елена Сергеевна вдруг строго сказала: – Проблема есть, надо обсудить. – А в чём дело? – спросил Антон, встревожившись. – Я сегодня встретила Наталью Петровну с третьего этажа, и она рассказала, что участковый и сотрудник налоговой инспекции ходят по дому и выясняют, не сдаёт ли кто квартиру приезжим. Участковый, понятно, регистрацию проверяет, а налоговик ищет тех, кто квартиры сдаёт и налоги за это не платит. Так ведь и нас поймать могут – квартиру-то я свою сдаю, а налог не плачу, сами знаете…»

- Какой мы можем сделать вывод? (для вычисление налогов нам необходимо уметь находить процент от числа)

- Давайте подтвердим это математически (вычисляют)

- Сейчас мы будем работать в группах. Перед началом работы, предлагаю разработать правила работы в группе.

Организация творческих групп, выделение лидера, распределение обязанностей. Правила работы в группе и определение критерий оценивания.

4 Этап. Закрепление изученного материала.

Работа в группах.

Задание 1 №824 Прочитайте задачу и скажите, какая величина принята за 100%. Известна ли эта величина? Как найти 1%? Как ответить на вопрос задачи?

1 команда: в банке по некоторому вкладу начисляют 11%годовых.на сколько увеличиться вклад, составляющий2500р., через год?

2 команда: в банк по некоторому вкладу начисляют 11% годовых. Через год сумма увеличилась на 561 р. Какая сумма была внесена в банк?

3 команда: в банк положили 3200р, а через год оказалось на 256 р. больше. Сколько процентов годовых начислил банк по этому вкладу?

Задание 2 (для каждой команды)

Решить задачу из ВПР:В июне за водоснабжение заплатили 1500 руб., а в июле – на 40% меньше. На сколько рублей меньше заплатили в июле, чем в июне?

Задание 3(для каждой команды) Ежемесячный доход семьи увеличился в первом квартале на 7%, а во втором – на 10%. На сколько процентов увеличился ежемесячный доход семьи за два квартала?

Задание 4:(для каждой команды).Стоимость ветровки составляет 1000 руб. На распродаже покупатель приобрёл её за 40% от стоимости. Сколько рублей сэкономил покупатель?

5 Этап. Контроль и коррекция знаний. Каждая команда представляет результат своей работы. Другие команды вникают в решения и корректируют при необходимости.

- Какую проблему мы сегодня решали?

(Нужны ли мне знания о процентах и где эти знания могут пригодиться мне в жизни?)

6 Этап. Рефлексия. Подведение итогов урока (дополни фразу):

"Я понял, что…";

"Теперь я могу…";

"Я почувствовал, что…";

«Меня удивило…"

7 Этап. Домашнее задание: Домашнее задание. § 37 стр.257-258 № 1079, 1082. 2. Провести исследование: где применяются проценты в жизни человека

Список литературы:

1. Учебники: Математика : 5 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных организаций / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. - 3-е изд., стереотип. - М.: Вентана - Граф, 2015. - 304 с.

2. Методические материалы по финансовой грамотности для общеобразовательных организаций.- Режим доступа: https://fmc.hse.ru/

3. Официальный сайт МИНФИН.- Режим доступа: https://m.minfin.ru/

4. Киргизова С.А. «Формирование финансовой грамотности младших школьников на уроках математики»2018г.- Режим доступа: https://urokimatematiki.ru/





Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.