12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Кетова Валентина Александровна155
Россия, Пермский край, Горнозаводск
0

Статья «Дидактические принципы обучения изображению народных росписей в начальной школе на основе национально-культурного компонента»

МУНИЦИПАЛЬНОе автономное образовательное учреждение

средняя образовательная школа №1 г.ГОРНОЗАВОдСК

cтатья на тему:

Дидактические принципы обучения изображению народных росписей

в начальной школе на основе

национально-культурного компонента

Учитель начальных классов

Кетова Валентина Александровна

Горнозаводск

2017

Проблема обучения на основе национально-культурного компонента обусловлена ценностью национальных отношений, традиций и устоев предков в нестабильности социального развития страны и мира в целом. Данная социальная тенденция получила отражение и в ряде нормативных документов разного уровня: в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования указывается, что духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся предусматривает принятие ими национальных и культурных ценностей; в Законе Свердловской области от 15 июля 2013 года №77-ОЗ «О народных художественных промыслах в Свердловской области» трактуется данная деятельность как создание художественных изделий утилитарного и (или) декоративного назначения с целью преемственного развития традиций народного искусства в определенной местности в процессе творческого ручного и (или) механизированного труда» и др. Таким образом, содержание образования начальной школе заложен национально-культурный компонента.

Анализ нормативно-правовых актов, регламентирующих систему обучения в целом, позволил нам определить само понятие национально-культурный компонент обучения – это часть содержания обучения, при котором в учебно-познавательной деятельности обучающихся должны найти отражение этнические, культурные, региональные и национальные компоненты его страны, в которой он постоянно проживает. При этом в ходе учебного процесса должны быть сформированы те социально значимые знания и умения, которые позволят обучающемуся успешно адаптироваться к реалиям всеобщей глобализации, являясь при этом достойным представителем своего народа. Исходя из этого, возникает необходимость обозначить задачи введения национально-культурного компонента в процесс обучения изобразительному искусству в начальной школе, которые мы определили следующим образом:

‑ освоение обучающимися национальной художественной культуры в её единстве с общемировой культурой, и культурой своего народа;

‑ формирование при изучении народных промыслов страны, проживания или обучения, которой является Россия, культуры межнационального общения через художественное искусство;

развитие чувств патриотизма, интернационализма, веротерпимости, толерантности и невербальной коммуникативной компетенции через художественное искусство, предметом которого является понятная по содержанию всем народная роспись;

‑ необходимость обучения изображения народных росписей с учетом национально-культурного должно быть основано на понимание иной культуры только на основе знания культуры страны проживания.

Проанализировав литературу, можно выделить дидактических принципы обучения изображению народных росписей в начальной школе:

‑ обучение изображению без предварительного рисунка в свободной манере изображения;

‑ последовательное обучение изображению народных росписей должно выполняться по следующим этапам: на неограниченном формате, на ограниченном формате какой-либо геометрической фигуры;

‑ обучения изображению народных росписей на свойственных и несвойственных поверхностях из различных материалов;

‑ обучение изображению элементов народных росписей на основе анализа образов природы местности, где распространенна данная роспись: растительные, зооморфные и геометрические мотивы;

обучение композиционному размещению народной росписи должно строиться с учетом традиционных схем размещения орнамента в изделиях народных промыслов.

Общая совокупность всех выявленных нами принципов обучения изображению народных росписей в начальной школе определяет дидактические условия обучения младших школьников.

Библиографический список

Асмолов А.Г. Психология, искусство, образование / А.Г. Асмолов // Искусство в школе. № 6. 2013. С. 3-9.

Белавина И.Г. Восприятие изобразительного искусства детьми / И.Г. Белавина // Вопрос психологии. № 4. 2014. С 145- 148.

Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. М.: Просвещение, 2001. 70 с.

Выготский Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. М.: Наука, 1996. 135 с.

Горбунова Г.А., Савельева О.П. Методика изучения народных художественных промыслов в общеобразовательной школе с применением рабочих тетрадей // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 5. URL: www.science-education.ru (дата обращения: 11.12.2016).

Гурьянова И.В. Дидактические и методические основы преподавания изобразительного искусству в начальной школе / И.В. Гурьянова Кострома: Изд. КГПУ, 2010. 190 с.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.