12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Климушкина Галина Александровна22
3

Статья на тему «Технология развития критического мышления как неотъемлемый компонент проблемного обучения в начальной школе»

Климушкина Галина Александровна

учитель начальных классов

 

Технология развития критического мышления как неотъемлемый компонент проблемного обучения в начальной школе

Аннотация. Статья посвящена вопросам развития критического мышления детей младшего школьного возраста в рамках проблемного обучения. В статье приводится подробная характеристика технологии развития критического мышления, описаны её цели, задачи, этапы. В заключение, предлагается сводная таблица приёмов, используемых при реализации технологии критического мышления в начальной школе.

Ключевые слова: критическое мышление, проблемное обучение, обучение детей младшего школьного возраста, приёмы технологии развития критического мышления.

Современный, постоянно меняющийся мир выдвигает определённые требования к личности человека. Так, в нынешних условиях люди должны быть мобильными, активными, способными быстро адаптироваться к новым реалиям. Кроме того, в настоящее время человек окружен достаточно большим потоком информации, который поступает из различных средств массовой информации: телевидение, радио, печатные издания, и, преимущественно, сеть Интернет. Для того, чтобы работать с таким объёмом информации, а именно, анализировать, интерпретировать, отбирать необходимый информационный материал, важно обладать развитым критическим мышлением.

Как известно, большую роль в формировании личности играет школа, которая также развивается и модернизируется.

На сегодняшний день на смену давно устоявшимся методикам, технологиям обучения и воспитания школьников приходят новые методы, также меняется роль учителя, который перестает быть «транслятором» знаний и становится для детей наставником, направляющим их в процессе поиска нового знания. Данная смена ролей лежит в основе проблемного обучения, представляющего собой одно из направлений современных технологий обучения.

Проблемное обучение – это вид организации образовательной деятельности, предполагающий создание под руководством преподавателя проблемных ситуаций, которые необходимо разрешить учащимся в процессе активной самостоятельной работы; в результате происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей. При этом педагог только направляет детей в нужное русло, не вмешивается напрямую в процесс поиска нового знания [12].

Выделяют следующие этапы проблемного обучения:

- постановка проблемы;

- поиск решения;

- выражение решения;

- реализация продукта и его оценивание [12].

Каждый из данных этапов связан непосредственно с формированием и развитием так называемого критического мышления, представляющего собой особый вид интеллектуальной деятельности человека, характерными особенностями которого являются: высокий уровень восприятия, понимания, объективная оценка окружающей информации.

Выделяют несколько уровней критического мышления:

1) эмпирический – критическая проверка фактов;

2) теоретический – критическая проверка знаний;

3) метатеоретический уровень ценностей.

Исследователи полагают, что основным механизмом, задействованным в критическом мышлении, является процесс рассуждения, в ходе которого человек выявляет проблему, ищет способы её решения, обосновывает их, даёт определённые прогнозы по развитию ситуации [8]. Так, исследователь Дж. Дьюи утверждает, что критическое мышление начинает активно развиваться, если ученики всё внимание концентрируют на решении конкретной учебной проблемы, что пробуждает природный интерес школьника. При этом учителю необходимо заранее выделить круг актуальных проблем, дать формулировку которым учащиеся должны впоследствии самостоятельно [6].

Развитие критического мышления учащихся – одна из важных задач, стоящих перед учителем начальной школы, так как данный тип мышления формируются именно в младшем школьном возрасте. Данный факт связан с тем, что в этот период для детей характерен высокий уровень пластичности психических процессов и ведущей деятельностью является учебная деятельность [11].

На сегодняшний день широко используется технология развития критического мышления, главная цель которой – развитие мыслительных умений и навыков детей, которые необходимы как в учебной деятельности, так и в повседневной жизни: умение принимать решение, обрабатывать информацию, анализировать различные ситуации, делать обдуманные выводы. При этом развивается слуховая, зрительная, моторная память, внимание, восприятие, творческие способности [9]. Данная технология представлена методами и приёмами, направленными на стимулирование познавательной активности, побуждение школьников к исследовательской, творческой деятельности, создание условий для усвоения нового материала.

Использование данной технологии начинается с первого класса и осуществляется по алгоритму, включающему ряд целевых установок со стороны педагога:

- формирование способности корректно выражать своё мнение по определённой проблеме, как в устной, так и в письменной форме;

- развитие умения подбирать подходящую аргументацию;

- воспитание уважительного отношения к мнению других людей;

- воспитание чувства ответственности за свои слова и поступки;

- развитие умений совместной работы по принятию решений, выстраиванию конструктивных взаимоотношений [5].

Более того, применение технологии критического мышления подразумевает деление урока на три этапа: «Вызов», «Осмысление», «Рефлексия». Поговорим более подробно об этих этапах.

На этапе вызова предполагается актуализация знаний по теме и пробуждение к ней интереса учащихся. Соответственно ребёнок задаётся вопросом «Что я знаю?» и «Что я хочу знать?».

Этап осмысления включает поиск ответов на вопросы, которые были поставлены учащимися на первом этапе, под руководством учителя, в процессе групповой работы. Кроме того, происходит осмысление новой информации, её соотнесение с ранее полученными знаниями.

На этапе рефлексии учащиеся самостоятельно оценивают свое состояние, свои эмоции, результаты своей деятельности, отвечают на вопрос «Что я узнал?» [9].

Технология развития критического мышления включает совокупность приёмов, которые могут быть использованы на любом этапе урока. Некоторые приёмы и их краткое описание даны в таблице 1 (Таблица1).

 

Таблица 1

Приёмы технологии развития критического мышления

 

Название приёма

Описание приёма

«Корзина идей»

 

 

Используется на начальном этапе урока. На доске закрепляется изображение корзины, в которую «собирается» вся имеющаяся информация по данной теме, которая может быть оформлена при помощи стикеров [9].

«Тонкие и толстые вопросы»

Приём может быть использован на любой стадии урока. «Тонкий» вопрос предполагает однозначный ответ («да» или «нет»), а «толстый» (проблемный) требует глубокого осмысления задания, рациональных рассуждений, поиска дополнительных знаний и анализ информации [4].

«Кластер»

 

Кластер используется на любых этапах урока. Это форма представления информации в виде изображения, которая предполагает отбор главных смысловых единиц, обозначающихся в виде схемы с обязательным изображением всех взаимосвязей между ними. В результате получается картинка, которая помогает систематизировать и обобщить новые и известные ранее факты по тому или иному вопросу [1].

«Ромашка Блума»

 

Данный приём используется преимущественно на этапе осмысления. Ромашка Блума состоит из 6 лепестков, каждый из которых содержит свой тип вопросов:

- простые вопросы («Кто?», «Что?», «Когда?», «Где?», «Как?», «Сколько?»);

- уточняющие вопросы («Вы имели в виду, что…?»; «То есть ты говоришь, что…?»; «Можно ли считать, что…?»);

- интерпретационные (объясняющие) вопросы (большинство из них строятся со словом «Почему…?»);

- творческие вопросы («Что могло бы измениться…?»; «Придумай, что случится, если…?»; «Какие события произойдут в рассказе после…?»);

- практические вопросы («Предложи, что можно сделать из …?»; «Где еще можно использовать …?»; «Где в жизни можно наблюдать такое явление?»);

- оценочные вопросы (Поделись, как ты относишься к…?»; «Почему это хорошо, а не плохо?»; «Как определить, каким образом лучше поступить?») [2].

«Мозговый штурм»

 

Данный приём представляет собой один из способов поиска новых идей, в ходе которого учащиеся предлагают большое количество вариантов решения, а затем из них выбирают наиболее логичные, удачные, практичные [7].

«Синквейн»

 

Приём используется для синтеза информации. Представляет собой стихотворение из пяти строк, написанное по определённым правилам:

- 1-я строка – существительное (тема синквейна);

- 2-я строка – два прилагательных, раскрывающих тему синквейна;

- 3-я строка ­– три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна;

- 4-я строка – фраза, предложение, с помощью которого учащиеся характеризуют тему в целом, высказывают свое отношение к теме,

5-я строка – это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, выражает личное отношение к теме [10].

«Чтение с паузами»

 

Этот прием предполагает чтение текста по частям. Например, педагог читает вслух часть рассказа, делает паузу и задаёт проблемный вопрос классу. Вопросы могут быть на ассоциации, чувства, дальнейшее развитие сюжетной линии, прогнозирование финала рассказа, но каждый из них должен побуждать учебную группу к поиску ответа и обсуждению [3].

 

Представленные выше приёмы способствуют развитию способностей учащихся работать с информацией, а именно, отбирать, анализировать, синтезировать информационный материал, определять суть проблемы и пути её решения, выдвигать и опровергать гипотезы. Кроме того, школьники учатся применять приобретённые знания на практике.

Таким образом, можно сделать о том, что технология развития критического мышления является неотъемлемой частью современного учебного процесса, построенного на принципах проблемного обучения. С её помощью формируются и развиваются необходимые в реалиях сегодняшнего дня качества личности, интеллектуальные способности, позволяющие адаптироваться к любой ситуации, работать с постоянно возрастающим информационным потоком в разных сферах жизнедеятельности.

 

 

 

Ссылки на источники

Аникиева А. Прием кластер — технология критического мышления [Электронный ресурс], 2020. – URL: https://lifemotivation.ru/child-psy/priem-klaster (дата обращения: 25.08.2020).

Аникиева А. Ромашка Блума: примеры вопросов в начальной школе [Электронный ресурс], 2020. – URL: https://lifemotivation.ru/child-psy/romashka-bluma (дата обращения: 25.08.2020).

Бреева Я. В. Методы и приемы развития критического мышления в начальной школе [Электронный ресурс], 2019. – URL: https://www.1urok.ru/categories/10/articles/16722 (дата обращения: 18.08.2020).

Василишин Н. Использование приёма «Толстые и тонкие вопросы» на уроках [Электронный ресурс], 2016. – URL: https://paidagogos.com/ispolzovanie-priyoma-tolstyie-i-tonkie-voprosyi-na-urokah.html (дата обращения: 20.08.2020).

Гузева Н.И. Развитие критического мышления младших школьников [Электронный ресурс], 2017. ­– URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-kriticheskogo-myshleniya-mladshih-shkolnikov (дата обращения: 15.08.2020).

Дьюи Дж. Психология и педагогика мышления. / Дьюи Дж. [пер. с англ. Н. М. Никольской] – М. : Совершенство, 1997. – 208 с.

Калайтанова И. Мозговой штурм на уроке: описание метода, примеры [Электронный ресурс], 2015. – URL: https://pedsovet.su/publ/205-1-0-5763 (дата обращения: 15.08.2020).

Коньков С.В. Взаимосвязь критического мышления и медиакомпетентности [Электронный ресурс], 2019. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vzaimosvyaz-kriticheskogo-myshleniya-i-mediakompetentnosti (дата обращения: 24.08.2020).

Кузнецова Е.Г. Технология развития критического (творческого) мышления через чтение и письмо [Электронный ресурс], 2015. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tehnologiya-razvitiya-kriticheskogo-tvorcheskogo-myshleniya-cherez-chtenie-i-pismo (дата обращения: 25.08.2020).

Макарова О.Ф. Правила написания синквейна [Электронный ресурс], 2018. – URL: https://multiurok.ru/blog/pravila-napisaniia-sinkvieina.html (дата обращения: 30.08.2020).

Меженская Е.В. Формирование критического мышления младших школьников на уроках литературного чтения [Электронный ресурс], 2016. – URL: https://dspace.tltsu.ru/bitstream/123456789/918/1 /Меженская%20Е.В._ППобз_1132.pdf (дата обращения: 27.08.2020).

Технология проблемного обучения в начальной школе [Электронный ресурс], 2020. – URL: https://nsportal.ru/sites/default/files/2019/03/25/tehnologiya_problemnogo.pdf (дата обращения: 15.08.2020).

 

 

 

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.