Дидактические разработки по дополнительному образованию «Волшебные пальчики», дошкольники среднего возраста 4–5 лет

0
0
Материал опубликован 9 November 2018

РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДАЮ

на педагогическом совете МБДОУ № 10 Заведующий МБДОУ

Протокол № __ от ___.___.2017 «Детский сад № 10

г.Красноармейска»

__________ Салахова Л.Ф.

Приказ №__ от от ___.___

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

дополнительного образования

«»

для дошкольников младшего возраста (3-4 лет)

Программа разработана

воспитателем

I квалификационной категории

Захаровой Анной Петровной

г. Красноармейск, Саратовская область

2016-2017 учебный год

Содержание

I . Целевой раздел……………………………………………………………………………………….

  1. Пояснительная записка…………………………………………………………………………

    Планируемые результаты освоения Программы

II. Содержательный раздел ……………………………………………………………………………..

 

III. Организационный раздел………………………………………………………………………..

Программное обеспечение

I. Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка

Рабочая программа разработана для развития мелкой моторики для детей второй младшей группы кружка «Талантливые ручки» на 2017-2018 учебный год для организации дополнительного образования дошкольников младшего возраста. В последнее время мы часто слышим о мелкой моторике и необходимости ее развивать. Что же такое мелкая моторика и почему она так важна?

Ученые доказали, что с анатомической точки зрения около трети площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположена очень близко от речевой зоны. В связи с этим можно говорить о влиянии движений пальцев на формирование и развитие речевой функции ребенка. Мелкая моторика рук взаимодействует с такими свойствами сознания как внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память.

В процессе занятий художественным трудом формируются все психические процессы, развиваются художественно- творческие способности и положительно-эмоциональное восприятие окружающего мира. Занятия в кружке позволяют развивать творческие задатки дошкольников, мелкую моторику пальцев рук; самоутверждаться проявляя индивидуальность и получая результат своего художественного творчества. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребёнок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в речевых центрах мозга), но и подготавливает ребёнка к рисованию, а в дальнейшем и к письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений

Цель программы.

Развитие мелкой моторики. Формирование у детей эстетического отношения к изобразительной деятельности.

Развитие художественно-творческих способностей в продуктивных видах детской деятельности.

Основная цель занятий- развитие у детей творческих способностей, фантазии, воображения средствами нетрадиционного рисования.

Задачи Программы:

Образовательные:

Обучать приемам нетрадиционной техники рисования и способам изображения с использованием различных материалов.

Учить детей видеть и понимать красоту природы, произведений искусства, окружающих предметов.

Формировать умение оценивать созданные изображения.

Воспитательные:

Воспитывать художественный вкус и чувство гармонии;

Воспитывать усидчивость, терпение;

Воспитывать самостоятельность при выполнении заданий;

Воспитывать нравственные качества (терпимость, доброжелательное отношение к окружающим)

Воспитывать умение организовать свое рабочее место и убрать его.

Развивающие:

Развивать мелкую моторику, тактильную чувствительность, умение работать с мелкими деталями.

Развивать связную речь

Развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии картинок, иллюстраций. Обратить внимание детей на выразительные средства, учить замечать сочетание цветов.

Развивать творческие способности детей.

В ходе образовательной деятельности реализуются принципы учета возрастных и индивидуальных особенностей, желаний и интересов детей. Так ка дети 3 лет имеют недостаточно развитую мускулатуру рук и только начинают знакомиться с изобразительной деятельностью, то на занятиях лучше начинать знакомить их с простейшими способами рисования и уделять большое внимание дидактическим играм.


 

1.2.Планируемые результаты освоения Программы

Значительное повышение уровня развития мелкой моторики и расширение возможностей выполнения детьми различных действий руками.

Знание детьми основных цветов.

Знание детьми названий инструментов и материалов, используемых в работе.

Формы подведения итогов:

выставки детских работ в детском саду;

дни презентации детских работ родителям;

участие в конкурсах художественно-эстетической направленности.

Создание памятки по развитию мелкой моторики– для родителей воспитанников.

II. Содержательный раздел

Календарно-тематический план


 

Тема

Программное содержание

ОКТЯБРЬ

1

 

Сентябрь 4-я неделя и 1-я неделя октября обследование.

2

.« Весѐлые мухоморы»

Учить наносить ритмично и равномерно точки на всю поверхность бумаги.

3

«Мой веселый звонкий мяч»

Рисование круглых двуцветных предметов: создание контурных ри- сунков, замыкание линии в кольцо и раскрашивание, повторяющее очертания нарисованной фигуры.

НОЯБРЬ

1

«Разноцветные шарики»

Рисование овальных предметов: создание контурных рисунков, за- мыкание линии в кольцо и раскрашивание, повторяющее очертания нарисованной фигуры. Дополнение изображения карандашными ри- сунками (ниточки на шариках)

2

«Красивые листочки»

Освоение художественной техники печатания. Знакомство с краска- ми. Нанесение краски на листья (способом окунания в ванночку) и создание изображений – отпечатков. Развитие чувства цвета.

3

«Ягодка за Ягодкой»

Создание ритмичной композиции. Сочетание изобразительных тех- ник: рисование веточек цветными карандашами и ягодок – ватными

 

(на кустиках)

палочками.

4

«Листочки танцуют»

Освоение техники рисования кисточкой (промывание, набирание краски, примакивание). Рисование осенних листьев – отпечатки на голубом фоне (небе). Развитие чувства цвета и ритма

ДЕКАБРЬ

1

«Вот ѐжик - ни головы, ни ножек»

Создание образа ѐжика в сотворчестве с воспитателем: дорисовыва- ние «иголок» - коротких прямых линий. Дополнение образа по сво- ему желанию

2

«Моя любимая чашка»

Закрепить умение украшать простые по форме предметы, нанося ри- сунок по возможности равномерно на всю поверхность бумаги. Вос- питывать аккуратность.

3

«Рябинка»

Учить рисовать на ветке ягодки( пальчиками) и листики (примаки- ванием).Закрепить данные приѐмы рисования.

4

«Вот какие ножки у сороконожки»

Освоение техники рисования вертикальных линий. Дорисовывание ножек длинной сороконожке, изображенной воспитателем. Развитие чувства формы и ритма.

ЯНВАРЬ

1

«Снежок порха- ет, кружится»

Создание образа снегопада. Закрепление приема рисование пальчи- ками или ватными палочками. Развитие чувства цвета и ритма.

2

«Весѐлые рыбки»

Продолжать учить рисовать с помощью ладошки. Развивать вообра- жение.

3

«Мои любимые домашние жи- вотные»

Познакомить с техникой рисования тычком полусухой жѐсткой ки- стью - учить имитировать шерсть животного.

ФЕВРАЛЬ

1

«Полосатые по- лотенца для лес- ных зверушек»

Рисование узоров из прямых и волнистых линий на длинном прямо- угольнике. Развитие чувства ритма (чередование в узоре 2-3 цветов или разных линий)

2

«Маленькой ѐлочке холодно зимой»

Рисование пальчиками. Учить наносить отпечатки по всей поверх- ности листа (снежинки, снежные комочки)

3

«Весѐлый Снеговичок»

Упражнять в технике тычка полусухой жѐсткой кистью. Продолжать учить использовать такое средство выразительности, как фактура

4

«Мои рукавички»

Упражнять в технике печатания. Закрепить умение украшать пред- мет несложной формы, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность.

МАРТ

1

«Автомобиль для папы»

Упражнять в рисовании пальчиками, вызвать интерес к подарку для папы

2

«Мимоза для мамочки»

Продолжать упражнять в рисовании пальчиками, скатывании шари- ков из салфеток. Развивать чувство композиции.

3

«Солнышко лучистое»

Рисование ладошками. Учить быстро наносить краску на ладошку и делать отпечатки-лучики у солнышка. Развивать цветовосприятие.

4

«Нарядные матрешки»

Закрепить умение украшать простые по форме предметы, нанося ри- сунок по возможности равномерно на всю поверхность бумаги. Уп- ражнять в технике печатания. Развивать чувство ритма, композиции.

АПРЕЛЬ

1

«Цыплятки»

Создание выразительных образов желтых цыплят, гуляющих по зе- леной травке. Самостоятельный выбор художественных материалов

2

« Божьи коровки на лужайке»

Продолжать упражнять в технике рисования пальчиками. Закрепить умения равномерно наносить точки на всю поверхность предмета.

3

«Птички – невелички»

Создание у детей яркого эмоционального отклика на необычный способ создания изображений. Знакомство с возможностью получе-

 

ния образов с помощью отпечатков ладошек. Понимание связи меж- ду формой ладошки и очертаниями изображаемого объекта (птички летят).

«Цветочек радуется солнышку»

Упражнять в технике печатания печатками. Учить рисовать цветок, дополнять стебельком, листиками ,травкой вокруг .Развивать чувст- во композиции.

МАЙ

«Вот какой у нас салют!»

Создание красивой коллективной композиции в сотворчестве с вос- питателем. Рисование огней салюта нетрадиционными приемами (примакивание тампоном, тряпочкой, пробкой). Воспитание интере- са к наблюдению красивых явлений в окружающей жизни и их от- ражению в изобразительной деятельности

«Разноцветные флажки»

Самостоятельное рисование красивых узоров на флажках разной формы. Воспитание самостоятельности, уверенности. Развитие чув- ства формы и цвета.

«Радуга-дуга»

Создание образа сказочной радуги и цветных королевств (по выбо- ру, развитие творческого воображения

«Воздушные шары»

Научить прикреплять готовую форму на плоскость путѐм равномер- ного расплющивания по поверхности основы.

Методы и формы реализации Программы

Методы

Название метода

Определение метода

Рекомендация по их применению

Методы по источнику знаний

Словесные

Словесные методы подразделяются на следующие виды: рассказ, объяснение, беседа.

Словесные методы позволяют в кратчайший срок передать информацию детям

Наглядные

Под наглядными методами образования понимаются такие методы, при которых ребенок получает информацию, с помощью наглядных пособий и технических средств. Наглядные методы используются во взаимосвязи со словесными и практическими методами обучения. Наглядные методы образования условно можно подразделить на две большие группы: метод иллюстраций и метод демонстраций.

Метод иллюстраций предполагает показ детям иллюстративных пособий: плакатов, картин, зарисовок на доске и пр. Метод демонстраций связан с показом мульфильмов, видеофильмов и др. Такое подразделение средств наглядности на иллюстративные и демонстрационные является условным. Оно не исключает возможности отнесения отдельных средств наглядности как к группе иллюстративных, так и демонстрационных. В современных условиях особое внимание уделяется применению такого средства наглядности, как компьютер индивидуального пользования. Компьютеры дают возможность воспитателю моделировать определенные процессы и ситуации, выбирать из ряда возможных решений оптимальные по определенным критериям, т.е. значительно расширяют возможности наглядных методов в образовательном процессе.

Практические

Практические методы обучения основаны на практической деятельности детей и формируют практические умения и навыки.

Выполнение практических заданий проводится после знакомства детей с тем или иным содержанием и носят обобщающий характер. Упражнения могут проводиться не только в организованной образовательной деятельности, но и в самостоятельной деятельности.

Игровые

(различные дидактические игры)

Формы работы по образовательным областям

Образовательные области

Формы работы

Познавательное развитие

Рассматривание

Наблюдение

Развивающая игра

Бесед

III. Организационный раздел

Программа предполагает проведение 1 занятия в неделю во вторую половину дня.

Продолжительность занятия - 15минут

Продолжительность реализации программы 1 год.

Общее количество учебных занятий в год: 36.

 

Программное обеспечение


 

1.« Рисование с детьми дошкольного возраста» под редакцией Р.Г.Казаковой  Москва 2005

2.«Ознакомление с окружающим миром» Г.В.Морозова Москва 2010

3.«Рисуем без кисточки» А. А. Фатеева  Академия развития 2006

4.«Яркие ладошки» Н.В.Дубровская  «детство-пресс» 2004

5.« Рисунки, спрятанные в пальчиках» Н.В. Дубровская «детство-пресс» 2003


 

Диагностика по кружковой изобразительной деятельности.

«Талантливые Ручки» 2017-2018г.

Цель: выявление уровня освоения сенсорных эталонов детьми 3-4 лет.

1 Задание «Умение   правильно  держать  карандаш,   фломастер,  кисть,  не  напрягая  мышцы и не сжимая сильно пальцы»

Условные обозначения: 3-хорошо, 2-удовлетворительно, 1-плохо.

2 Задание. Умение набирать  краску  на  кисть:   аккуратно   обмакивать   её   всем   ворсом   в баночку  с  краской,   с нимать   лишнюю   краску   о   край   баночки     лёгким прикосновением   ворса,   хорошо  промывать кисть, осушать её о мягкую салфетку.

Условные обозначения: 3-хорошо, 2-удовлетворительно, 1-плохо.

3 Задание. Умение ритмично наносить линии, штрихи, пятна, мазки.

Условные обозначения: 3-хорошо, 2-удовлетворительно, 1-плохо.

4 Задание. Умение рисовать прямые линии (короткие и длинные), перекрашивать их.

Условные обозначения: 3-хорошо, 2-удовлетворительно, 1-плохо.

5 Задание. Умение детей рисовать крупой.

Условные обозначения: 3-хорошо, 2-удовлетворительно, 1-плохо.

6 Задание. Умение детей пользоваться техникой тампонирование

Условные обозначения: 3-хорошо, 2-удовлетворительно, 1-плохо.

7 Задание. Выявить умения рисовать предмет, состоящий из квадратной и круглой формы, прямой крыши

Условные обозначения: 3-хорошо, 2-удовлетворительно, 1-плохо.

8 Задание. Выявить умения ребенка различать цвета, называть их цвет (красный, желтый, зеленый, синий).

Условные обозначения: 3-хорошо, 2-удовлетворительно, 1-плохо.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации