Программа кружка «Волшебные пальчики» (Художественная направленность, 4-6 лет)
КРУЖОК
«ВОЛШЕБНЫЕ ПАЛЬЧИКИ»
Программа разработана
воспитателем
ГБОУ Школа № 63 СП №2 Стукаловой О.И.
Направленность: художественная
Программа рассчитана на 2 года.
Возраст детей 4 - 6 лет.
МОСКВА
2018 год
Содержание дополнительной программы «Волшебные пальчики»
I. Пояснительная записка.
1.1.Актуальность и педагогическая целесообразность и новизна программы.
1.2. Цели и задачи программы.
1.3. Содержание программы, её особенности и этапы.
1.4. Режим и форма организации педагогического процесса.
1.5. Требования к уровню подготовки воспитанников.
1.6. Ожидаемые результаты и способы определения их результативности.
1.7. Средства, необходимые для реализации программы. Документация и отчетность.
II. Учебно-тематический план и содержание программы.
Методическое обеспечение программы.
III. Список используемой литературы.
I. Пояснительная записка
1.1 Актуальность, педагогическая целесообразность и новизна программы.
Дошкольный возраст – период приобщения к миру и общечеловеческих ценностей, время установления первых отношений с людьми. Для нормального развития детям необходимо творческое самовыражение. Они любят сочинять, выдумывать, фантазировать, изображать, перевоплощать. Детское творчество само по себе не проявляется. Ребенок познает мир всеми органами чувств. Чем богаче, разнообразнее жизненные впечатления ребенка, тем ярче и необычнее его ассоциации.
Дошкольный возраст характеризуется возрастающей познавательной активностью, интересом к окружающему миру, стремлением к наблюдению, сравнению, способностью детей осознавать поставленные перед ними цели.
Изобразительная деятельность с использованием нетрадиционной, художественной техники изобразительного искусства дает возможность для развития творческих способностей дошкольников.
Дети рисуют, лепят, складывают фигурки и здания из конструктора – играют, скажем мы. На самом деле тренировка пальчиков – это «мелкая моторика ладоней и рук», которая напрямую связана с формированием интеллекта, развитием речи, памяти, внимания и мышления.
Ученые доказали, что около трети площади коры головного мозга проектируется на кисти, также участки мелкой моторики находятся очень близко от языковых. Именно величина этой проекции и ее близость к моторной зоне дают возможность рассматривать кисть как «орган речи», точно такой же, как и артикулярный аппарат.
В связи с этим ученые выдвинули допущение о значительном взаимодействии тонких движений кистей и пальцев на формирование и развитие языковой функции у ребенка.
Моторика взаимодействует со всеми высшими свойствами сознания: вниманием, мышлением, оптико – пространственным восприятием (координацией движений, наблюдательностью, зрительной памятью и т. д.) Развитие навыков мелкой моторики нужно еще и потому, что всю дальнейшую жизнь человеку будет требоваться использование тонких, координированных движений кистей и пальцев, которые нужны, чтобы писать и рисовать, одеваться, а также выполнять множество различных бытовых, производственных и учебных действий.
Художественно – эстетическое развитие – важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает и познавательную активность. Эстетическое развитие является результатом эстетического воспитания. Составляющей этого процесса становится художественное образование – процесс усвоения искусствоведческих знаний, умений, навыков, развития способностей к художественному творчеству. Искусство является незаменимым средством формирования духовного мира детей: литература, музыка, театр, скульптура, народное творчество, живопись. Оно пробуждает у детей дошкольного возраста эмоционально – творческое начало. Оно также тесно связано с нравственным воспитанием, так как красота выступает своеобразным регулятором человеческих взаимоотношений.
Актуальность
Дошкольное детство – очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Большой потенциал для раскрытия детского творчества заключен в изобразительной деятельности дошкольников.
Педагогическая работа показывает, что отсутствие необходимых изобразительных умений у детей часто приводит к обыденности и невыразительности детских работ, так как, не владея определенными способами изображения, дети исключают из своего рисунка те образы, нарисовать которые затрудняются. Несформированность графических навыков и умений мешает ребенку выражать в рисунках задуманное, адекватно изображать предметы объективного мира и затрудняет развитие познания и эстетического восприятия. Наблюдения за эффективностью применения различных техник рисования на занятиях, привели меня к выводу о необходимости использования техник, которые создадут ситуацию успеха у воспитанников, сформируют устойчивую мотивацию к рисованию. Приобщая детей к искусству, выбраны направления в работе – использование в рисовании, аппликации, лепке нетрадиционных техник. Так возникла необходимость создать кружок «Волшебные пальчики», где вместе с детьми используем разные виды нетрадиционных техник рисования, аппликации, лепки, которые стимулируют творческий потенциал детей, развивают их художественно – творческие способности. Каждая из этих техник – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения. Новизна педагогического исследования заключается в том, что проблема развития художественно – творческих способностей детей решается в процессе дополнения традиционных приемов обучения рисованию, аппликации и лепке нетрадиционными техниками.
1.2. Цели и задачи программы.
Цель: Создание условий для развития мелкой моторики и движений пальцев рук; развитие двигательных и познавательных способностей детей; развитие мелкой моторики, ручной умелости через выполнение предметно - практических действий.
Задачи:
Обучающие:
Учить детей владеть графическими навыками: а) штриховка в разных направлениях по образцу: сверху вниз, слева направо. б) обводить контуры предмета по точкам, в) дорисовывать предметы, г) раскрашивать картинки, соблюдая правила: раскрашивать в одном направлении, не заходя за контур, не оставлять не закрашенных мест.
Обучать приемам работы с пластилиновой техникой.
Обогащать тактильный опыт детей: учить узнавать на ощупь предметы и материалы.
Развивающие:
Развивать умение производить точные движения кистью и пальцами рук.
Развивать способности координированной работы рук со зрительным восприятием.
Развивать творческую активность, пространственное мышление, фантазию.
Развивать мелкую моторику рук, кинестетические ощущения в процессе предметно-практических действий;
5.Формировать практические навыки работы в различных видах художественной деятельности: рисовании, лепке, аппликации;
Воспитывающие:
Воспитывать в детях аккуратность, усидчивость, добросовестное отношение к работе.
Воспитывать внимательность к выполнению заданий.
Воспитывать уважительное отношение к своему и чужому труду.
,
1.3 Содержание программы, её особенности и этапы.
Дополнительная образовательная программа «Волшебные - пальчики» реализуется за рамками основной образовательной деятельности в течение двух лет:
1-ый год обучения – дети 4 – 5 лет;
2-ой год обучения – дети 5 – 6 лет.
Программа «Волшебные пальчики» художественно – эстетической направленности создана на основе методических пособий Аверьянова А. П. «Изобразительная деятельность в детском саду», Казаковой Р. Г. «Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники», Рябко Н. Б. «Занятия по изобразительной деятельности дошкольников. Бумажная пластика», Швайко Г. С. «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду», Аверьянова А. П. «Изобразительная деятельность в детском саду», Агапова И., Давыдова М. «200 лучших игрушек из бумаги и картона», Антипова М. «Соленое тесто», Комарова Т. С. «Детское художественное творчество», Комарова Т. С. «Обучение детей технике рисования», Колдина Д. Н. «Лепка с детьми 5-6 лет», Малышева Н., Ермолаева Н. В. «Аппликация в детском саду»
Программа рассчитана для детей дошкольного возраста, включает занятия по декоративно – прикладному творчеству с использованием нетрадиционных техник рисования, аппликации и лепке.
Теоретическая часть дается в форме бесед, мини – лекций, эвристических бесед с просмотром иллюстративного материала и подкрепляется практическим освоением темы.
Постоянный поиск новых форм и методов организации учебного и воспитательного процесса позволяет делать работу с детьми более разнообразной, эмоциональной и информационно – насыщенной. Для создания определенного настроения на занятиях используются отрывки музыкальных произведений, музыкальной сказки.
Основной формой работы по программе являются учебные занятия. Это и занятия – вариации, занятия – практикумы, занятия – творческие портреты, импровизации, занятия – образы по сценарию со специальной подготовкой детей, занятия – праздники, занятия – эксперименты, занятия – мастерская. В силу того, что для детей дошкольного возраста основным видом деятельности является игра в ходе реализации программы используется художественно – дидактическая игра, как средство активизации познавательной деятельности обучающихся в процессе изобразительной деятельности (дидактическая игра, художественное лото, художественное домино, задания типа «найди лишнее», «найди отличия», «найди предмет в хаосе», игра – путешествие, игра – викторина и т. д.).
В начале занятий рекомендуется проводить пальчиковую гимнастику; в ходе занятия, для расслабления мышц, снятия напряжения - физминутки. Комплексы пальчиковой гимнастики, физминуток воспитатель подбирает самостоятельно, так как методическая литература по данному вопросу очень разнообразна и содержательна.
Формы проведения занятий различны. Предусмотрены как теоретические - рассказ воспитателя, беседа с детьми, рассказы детей, показ воспитателем способа действия,- так и практические занятия: подготовка и проведение выставок детских работ, непосредственное изготовление изделий, вручение готовых работ родителям, малышам в качестве подарков.
После проведения каждого этапа работы кружка предполагается выявление и осознание ребенком своих творческих способностей, овладение детьми определенными знаниями, умением, навыками, формирование общетрудовых и специальных умений, способов самоконтроля.
В конце каждого занятия подводятся итоги с оценкой деятельности детей. Положительная оценка работы ребенка является для него важным стимулом. Можно и необходимо отметить и недостатки, но похвала должна и предварять и завершать оценку.
Программные материалы подобраны так, чтобы поддерживался постоянный интерес к занятиям у всех детей.
Взаимодействие с семьями:
индивидуальные консультации, анкетирование, ознакомление родителей с задачами кружка, с планом работы: приглашение родителей на открытые занятия, на выставки детских работ.
1.4 Режим и форма организации педагогического процесса.
Режим работы: занятия проводятся 2 раза в неделю, во второй половине дня, продолжительность занятия – 35 минут (с октября по май включительно (2 занятия в неделю, 64 в год). В деятельность включены физкультминутки и свободная деятельность в творческом познавательном уголке кружка, которые позволяют детям отдохнуть, снять статическое и умственное напряжение, а педагогу разграничить занятие на структурно-смысловые части.
Наполняемость групп – 12 - 15 человек.
Условия приема детей: достижение ребёнком указанного возраста;
желание родителей.
Форма организации деятельности детей на занятии групповая. В ходе реализации программы предусмотрены различные виды деятельности: игровая, продуктивная, поисково-исследовательская, учебная. Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия.
Для реализации программы по интеллектуальному развитию и воспитанию дошкольников используются следующие методы:
- словесный – предварительная беседа, словесный инструктаж с использованием терминов;
- наглядный – показ образца изделия, анализ образца. Составление плана работы по изготовлению изделия;
- практической последовательности – изготовления изделия под руководством воспитателя, самостоятельно, индивидуальные и коллективные творческие работы;
- иллюстративный – метод наглядности, метод словесной наглядности – объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала;
- проблемный – метод сравнения, исследовательские методы – педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути ее решения;
модельный метод – проблема формулируется детьми, ими и предлагаются решения.
1.5. Требования к уровню подготовки воспитанников.
Требования к знаниям и умениям, которые должен приобрести обучающийся в процессе занятий по программе (прогнозируемые результаты).
В конце учебного года дети среднего возраста (1 период обучения):
1. Дети освоят правила безопасности во время работы.
2. Дети смогут создавать сюжеты и образы и объединять их в коллективные композиции.
3. Освоят технику рисования нетрадиционными способами, разные техники аппликации, лепки.
4. У детей выявятся улучшения показателей мелкой моторики пальцев рук, умение ориентироваться на плоскости, и как следствие, улучшение речевой активности.
В конце учебного года дети старшего возраста (2 период обучения) могут:
1.- переводить рисунок на бумагу, картон;
2.участвовать в оформлении поделок на выставку (располагать поделки на демонстрационном стенде, сочетая размеры изделия, цветовую гамму);
3.использовать пооперационные карты;
4. использовать ручные умения в повседневной жизни детского сада и семьи (изготовление подарков, сувениров, проявляя при этом творчество;
5. реализовать творческий замысел, воплощая то, что запланировали.
1.6. Ожидаемые результаты и способы определения их результативности.
Главным результатом реализации рабочей программы является создание каждым обучающимся своего оригинального продукта, а главным критерием оценки обучающегося является не столько его талантливость, сколько его способность трудиться, способность упорно добиваться достижения нужного результата.
Форма подведения итогов: диагностическое обследование детей по усвоению программы.
Предполагаемый результат:
1. Дети освоят правила безопасности во время работы.
2. Дети смогут создавать сюжеты и образы и объединять их в коллективные композиции.
3. Освоят технику рисования нетрадиционными способами, разные техники аппликации.
4. У детей выявятся улучшения показателей мелкой моторики пальцев рук, умение ориентироваться на плоскости, и как следствие, улучшение речевой активности.
Контроль результативности выполнения программы осуществляется в форме:
мониторинга - скрытого тестирования, контрольных срезов знаний по разделам программы. Для отслеживания результатов создаются диагностические таблицы.
наблюдения.
личных бесед с детьми и их родителями.
анализа продуктов деятельности детей.
Содержательный контроль и оценка результатов дошкольников предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми.
В ФГОС дошкольного образования к целевым ориентирам относят такие социальные и психологические характеристики личности ребёнка как инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности, развитое воображение, развитые творческие способности, любознательность, умение наблюдать, экспериментировать, принимать собственные решения. Эти интегративные качества развития ребёнка отслеживаются путем наблюдения.
Специфика контрольных заданий заключается в применении игровых приемов контроля. Выполнению каждого задания предшествует его естественная мотивировка, которая переходит в инструкцию по его выполнению. Уровень степени сформированности умений, навыков и информированности определяется как низкий, средний и высокий, что соответствует обозначенному проценту выполнения предложенных заданий: низкий – <50%, средний – 51 - 69%; высокий – 70 - 100%.
Высокий уровень - 70%-100%.баллов
Ребёнок владеет учебным материалом в соответствии с требованиями программы, применяет знания на практике не только в типовой ситуации. Ребёнок активен, инициативен, способен выполнять практическую работу преимущественно самостоятельно, для него характерна и творческая деятельность.
Средний уровень - 51-69% баллов
Ребёнок владеет основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы, но для его практической деятельности характерен в основном репродуктивный уровень. Усвоенные знания он применяет в типовых ситуациях.
Низкий уровень -50% и ниже баллов
Ребёнок не усвоил материал учебной программы в полном объеме. Он владеет основными знаниями и умениями, но применение их на практике вызывает у него затруднения.
Оценка результатов работы детей для родителей проводится в виде:
творческих выставок и анализа продуктов деятельности детей;
фотовыставок;
диагностики (мониторинга);
консультирование родителей на конец учебного года по вопросам динамики развития познавательной деятельности ребёнка, выдача заключительных методических рекомендаций родителям.
1.7. Средства, необходимые для реализации программы
Комната – светлая, просторная, проветриваемая, отвечающая требованиям САНПиН, с необходимым количеством столов и стульев, а также свободное пространство.
Шкафы для хранения дидактических и методических пособий.
Демонстрационная магнитная доска.
Музыкальный центр, аудиоматериалы, компакт диски с записями сказок, физминуток, гимнастик.
Дидактические игры, мозаики, конструкторы.
Простые и цветные карандаши, краски, цветная бумага, пластилин, цветные веревочки, крупа, альбомы для рисования,цветная бумага, картон белый и цветной на каждого ребёнка , пуговицы, различные материалы (ткань, металл, пластмасса, стекло, деревья, бумага) и прочее.
Документация и отчетность
Папка руководителя кружка (программа, список обучающихся).
Журнал посещаемости, замен.
Дневник наблюдения и диагностики.
Комплексно-тематическое планирование
Дата |
Тема |
Количество занятий |
||||||
I лепка 1 группа (дети 4 – 5 лет) |
IIгруппа (дети 5 – 6 лет) |
Всего |
Теория |
Практика |
||||
02.10.2018 04.10.2018 |
Лепка Деревья и кустарники. «Падают. Падают листья» |
Печатание листьев Деревья и кустарники. Осенние листья. |
2 |
0,5 |
1,5 |
|||
09.10.2018 11.10.2018 |
Лепка Осень .Грибы мухомор |
Лепка Осень Грибы Грибная поляна |
2 |
0,5 |
1,5 |
|||
16.10.2018 18.10.2018 |
Пластиография Сад. Фрукты и ягоды. Яблоко |
Лепка Аппликация Сад. Фрукты и ягоды «Яблоки в осеннем саду».. |
2 |
0,5 |
1,5 |
|||
23.10.2018 25.10.2018 |
Рисование Деревья. «Ветка рябины». |
Аппликация Деревья. «Ветка рябины» |
2 |
0,5 |
1,5 |
|||
30.11.2018 02.11.2018 |
Аппликация Осень Поздняя осень |
Аппликация из природного материала Осень «Осенние листья» |
2 |
0,5 |
1,5 |
|||
06.11.2018 08.11.2018 |
Рисование пальчиками Домашние птицы. Уточка |
Конструирование из бумаги. Аппликация Домашние птицы. Цыпленок». |
2 |
0,5 |
1,5 |
|||
13.11.2018 15.11.2018 |
лепка Домашние животные. Любопытный котенок. |
Конструирование из бумаги. Домашние животные. Собака |
2 |
0,5 |
1,5 |
|||
20.11.2018 22.11.2018 |
Конструирование из бумаги Дикие животные. Зайчик побегайчик. |
Лепка с использованием природного материала Дикие животные. Львенок. |
2 |
0,5 |
1,5 |
|||
27.11.2018 29.11.2018 |
Лепка с использованием природного материала Насекомые «Божья коровка» |
Насекомые Гусеница |
2 |
0,5 |
1,5 |
|||
04.12.2018 06.12.2018 |
Зима. Лепка Лепим Снеговика» |
Зима. Снеговик. |
2 |
0,5 |
1,5 |
|||
11.12.2018 13.12.2018 |
Лепка Деревья зимой. «Пушистая ёлочка» |
Деревья зимой. Зимний лес. |
2 |
0,5 |
1,5 |
|||
18.12.2018 20.12.2018 |
Пластинография Зима. «Новогодняя елка» |
Аппликация из салфеток Зима Изготовление снежинок из бумаги и салфеток |
2 |
0,5 |
1,5 |
|||
25.12.2018 27.12.2018 |
Аппликация Зимние забавы. Новый год. «Украсим ёлочку. |
Зимние забавы. Новый год. Изготовление новогодних игрушек из бумаги. |
2 |
0,5 |
1,5 |
|||
08.01.2018 10.01.2018 |
Лепка Звери из сказок. Ежик. |
Звери из сказок. Мышка. |
2 |
0,5 |
1,5 |
|||
15.01.2018 17.01.2018 |
Лепка Звери из сказок. Мышка-норушка. |
Лепка Звери из сказок. Мишка косолапой. |
2 |
0,5 |
1,5 |
|||
22.01.2018 24.01.2018 |
Декоративное Рисование Герои сказок «Сказочная птица» |
Декоративное рисование Герои сказок Дюймовочка . |
2 |
0,5 |
1,5 |
|||
29.01.2018 31.01.2018 |
Лепка Мебель. Стул,стол. |
Лепка Мебель. Кукольная мебель Кресло.кровать |
2 |
0,5 |
1,5 |
|||
05.02.2018 07.02.2018 |
Аппликация Дом Домик для зверей |
Оригами Дом .Домик в деревне |
2 |
0,5 |
1,5 |
|||
12.02.2018 14.02.2018 |
Лепка Посуда Кукольная посуда:Чашка.блюдце. |
Лепка Посуда Кукольная посуда:Чайник.Ваза. |
2 |
0,5 |
1,5 |
|||
19.02.2018 21.02.2018 |
Рисование ватными палочками День защитника Отечества. Подарок к 23 февраля».. |
День защитника Отечества. Подарок к 23 февраля».. |
2 |
0,5 |
1,5 |
|||
26.02.2018 28.03.2018 |
Лепка Животные жарких и холодных стран. Морж |
Лепка Животные жарких и холодных стран. Антарктический пингвин |
2 |
0,5 |
1,5 |
|||
0.5.03.2018 07.03.2018 |
Аппликация Международный женский день . |
Аппликация Международный женский день . Корзина с цветами в подарок маме. |
1 |
0.5 |
0.5 |
|||
12.03.2018 14.03.2018 |
Аппликация с дорисовкой деталей. Транспорт .Веселый паровозик. |
Аппликация Транспорт.Машина |
2 |
0,5 |
1,5 |
|||
19.03.2018 21.03.2018 |
Аппликация Цветы. Цветы на лужайке. |
Пластинография Растения: деревья, кустарники, цветы. Цветочная клумба |
2 |
0,5 |
1,5 |
|||
26.03.2018 28.03.2018 |
Лепка Транспорт. Машина. |
Транспорт. Паровозик |
2 |
0,5 |
1,5 |
|||
02.04.2018 04.04.2018 |
Лепка Насекомые Бабочка |
Насекомые. Гусеница. |
2 |
0,5 |
1,5 |
|||
09..04.2018 11.04.2018 |
Рисование карандашами Лепка День Космонавтики. Самолет. |
День Команавтики Самолет. |
2 |
0,5 |
1,5 |
|||
16.04.2018 18.04.2018 |
Аппликация из геометрическмх фигур «Украсим чашку» |
Оригами Посуда Стаканчик. |
2 |
0,5 |
1,5 |
|||
23.04.2018 25.04.2018 30.04.2018 |
Аппликация из салфеток Весна. День Победы. «Букет цветов. |
Конструирование из бумаги Весна. День Победы. Крокусы |
3 |
1 |
2 |
|||
07.05.2018 14..05.2018 |
Рисование по «сырому» и « набрызгом» Весна .«Дождик, лей, лей, лей…» |
Рисование ватными палочками Весна Весенняя веточка |
2 |
0,5 |
1,5 |
|||
17.05.2018 21.05.2018 |
Морские обитатели. «Подводное царство». |
Рисование на цветной бумаге Морские обитатели. Рыбы. |
2 |
0,5 |
1,5 |
|||
24.05.2017 28.05.2017 |
Рисование Путешествие в страну «Рисовандию» Итоговое занятие |
Рисование Путешествие в страну «Рисовандию» Итоговое занятие ) |
2 |
0,5 |
1,5 |
|||
Итого занятий на каждый год обучения: |
64 |
теория |
практика |
|||||
16,5 |
47,5 |
Темы занятий на неделе |
Программное содержание |
Методические приемы, материалы |
Осень. Падают. Падают листья. |
лепка Знакомить дошкольников с характерными признаками осени, с изменениями в жизни птиц и диких животных. Учить детей устанавливать простейшие причинно-следственные связи. Познакомить дошкольников с лексической темой «Деревья. Кустарники». Научить детей лепить разные виды деревьев, передавая их особенности. Развивать творчество. |
Сюжетные картинки по теме «Осень», «Деревья», «Кустарники», «Строение дерева/куста».« «Пальчиковая гимнастика. Физминутка под музыку. Подвижная игра «Осенние листики». Картинка-заготовка: лист картона голубого цвета с наклеенной травой из зеленой цветной бумаги. Пластилин, доска для лепки, семена арбуза, Картинка-заготовка: лист картона голубого цвета с наклеенной травой из зеленой цветной бумаги. Пластилин, доска для лепки, семена арбуза, фасоль, горох. |
Осень. Грибы Мухомор |
лепка Закреплять знания детей о времени года и характерных признаках осени, ежах и грибах. Развивать креативное мышление детей, творческое воображение, фантазию, мелкую моторику кистей рук. Воспитывать любознательность, интерес к познанию живой природы. Воспитывать чувство сопереживания и взаимопомощи. Закреплять умение детей пользоваться знакомыми способами передачи образа: аккуратно наносить пластилин тонким слоем внутри контура и украшать его способом налепа. Развивать творчество при оформлении своей поделки. Карточки с изображением грибов. Картон с нарисованным силуэтом мухомора, пластилин, дощечка. |
«Игры с пальчиками» Картинки и лото по теме «грибы, загадки с ответами. Разрезные картинки. Домино «Овощи». Муляжи грибов Физминутка под музыку. Картон с нарисованным силуэтом мухомора, пластилин, дощечка. |
Яблоки поспели. |
. Пластилино-графия Продолжать знакомить детей с фруктами и ягодами. Закрепить знания о том, что фрукты растут на деревьях, ягоды на грядах, кустах и деревьях, в садах. Учить выделять характерные признаки (размер - форма - цвет - вкус) Вызвать у детей желание делать лепные картины. Продолжать работу над техникой рельефной лепки. Развивать чувство формы и композиции |
Картинки и лото по теме «фрукты и ягоды», загадки с картинками-ответами Муляжи фруктов и ягод Физминутка под музыку игры «Во саду ли, в огороде», Пальчиковая гимнастика под музыку. Пластилин, доска для лепки, картон с нарисованным силуэтом яблока |
Деревья Ветка рябины |
Рисование Продолжать расширять у дошкольников словарный запас по теме «деревья « Учить классифицировать растения по месту произрастания, виду. Развивать мелкую моторику рук, координацию движений. |
Сюжетные картинки». Массажные шарики. Игры «Назови ласково», «Один - много», «что изменилось?», «Узнай тень», «Что перепутано?» Пальчиковая гимнастика под музык Физкультминутка «Ветер дует нам в лицо. Лист альбомный,гуашь,кисточки №3.6 баночка для воды. |
Осеннее дерево |
Аппликация. Чтение стихотворений о осени Расширять знания детей о приметах осени; продолжать учить отрывать от листа бумаги маленькие кусочки, наносить на них клей, приклеивать их в нужном месте картинки; учить понимать и анализировать содержание стихотворения. |
Сюжетные картинки по «Осень», «Деревья», «Кустарники», «Строение дерева/куста».« «Пальчиковая гимнастика. Физминутка под музыку. |
Уточка |
Рисование пальчиками Обогащать представления детей птицах. Закрепить обобщающее понятие «домашние птицы». Активизировать знания о внешнем виде, их повадках и питании, семействе. Продолжать учить детей отвечать на вопросы, отгадывать загадки, развивать диалогическую речь, определять на слух Уточка. Рисуем пальчиками. |
Картинки «Домашние птицы Запись «Голоса домашних птиц». Физминутка под музыку. Пальчиковые игры» Скворцы» Игры «Один- много», «Чей детеныш?», «Какой?», Альбомный лист, краски пальчиковые красная ,желтая, лист альбомный с нарисованным силуэтом уточки. |
Любопытный котенок |
Лепка Обогащать представления детей о домашних животных. Активизировать знания о внешнем виде, их повадках и питании. . Упражнять в умении раскатывать комочки пластилина круговыми и прямыми движениями ладоней. Продолжать формировать умение прикреплять готовую форму на поверхность путём равномерного расплющивания на поверхности основы. Развивать умение задумывать содержание своей работы и доводить задуманное до конца. Закреплять умение использовать ранее освоенные способы лепки, добиваясь выразительности образа задуманного животного. Воспитывать самостоятельность, творчество |
Сюжетные картинки Домашние животные», карточки Домашних животных, разрезные картинки, загадки с ответами,. Записи «Голоса животных». Лото «В лесу», «В деревне», «Мамы и детёныши», «Физминутка под музыку. Пальчиковые игры «Котик и козлик». Пластилин,спички.дочка для лепки Вермишель |
Зайчик побегайчик |
Конструирование из бумаги Обогащать представления детей о диких животных. Формировать обобщающее понятие «дикие лесные животные». Активизировать знания о внешнем виде, их повадках и питании. Продолжать учить детей отвечать на вопросы, отгадывать загадки, развивать диалогическую речь, определять на слух животное (по голосу) Закрепить умение перегибать квадрат «книжкой» и дважды «косынкой», опускать противоположные углы к центру квадрата, получая «конфетку». Продолжать учить детей внимательно слушать инструкции воспитателя. Воспитывать самостоятельность и внимание |
Сюжетные картинки Дикие животные», карточки диких животных, разрезные картинки, загадки с ответами,. Записи «Голоса животных». Лото «В лесу», «В деревне», «Мамы и детёныши», «Физминутка под музыку. Пальчиковые игры «топ-топ». Квадратный лист бумаги, карандаши. |
Насекомые Божья коровка. |
Лепка с использованием природного материала Познакомить с лексической темой «насекомые». Развивать понятие о многообразии животного мира. Ввести в активный словарь понятие «насекомые Воспитывать любознательность, интерес к познанию живой природы. Воспитывать чувство сопереживания и взаимопомощи» Продолжать учить детей сочетать в поделке природный материал с пластилином. Учить наносить пластилин на полукруглый предмет; самостоятельно доводить изделие до задуманного образа; придавать образу выразительность. |
Картинки «Насекомые», разрезные картинки, загадки с ответами. Магнитный плакат. Сюжетная картина «В гостях у жучков». Временные картинки. Лото «Насекомые в банке». «Что сначала? Что потом?», Физминутка под музыку Половинки скорлупок грецкого ореха, пластилин, стека, картонка-подставка, доска для лепки. |
Лепим Снеговика. |
Лепка Развивать познавательный интерес к сказочным героям: снеговик, Снегурочка, Дед Мороз. Вызвать положительные эмоции от предстоящего новогоднего праздника. Побуждать детей к разучиванию стихов для Новогоднего утренника. Формировать умение детей составлять изображение целого объекта из частей, одинаковых по форме, но разных по величине |
Сюжетные картинки по «Зима Физкульминутка под музыку Подвижные игры «Вышли пальчики гулять» Стихи про Снеговика Подвижная игра «Два Мороза» |
Пушистая елочка |
Лепка. Учить детей через приём размазывания в разные стороны пластилиновых шариков создавать изображения “ хвоинок”. Продолжать обучать детей самостоятельно отщипывать маленькие кусочки пластилина от куска . Развивать согласованности в работе обеих рук. |
Пальчиковая гимнастика «Замок» Физкульминутка Развивать мелкую моторику рук. создавать красивую композицию. Воспитывать фантазию, чувство прекрасного. |
Зима. «Пушистая елка» |
Пластинография . Учить детей через приём размазывания в разные стороны пластилиновых шариков создавать изображения “ хвоинок”. Продолжать обучать детей самостоятельно отщипывать маленькие кусочки пластилина от куска . Развивать согласованности в работе обеих рук. |
Сюжетные картинки по теме «Времена года» Физминутка, пальчиковая гимнастика. Беседа о зиме. Пластилин зеленого цвета, доска для лепки, силуэт елки из картона. |
Зимние забавы. Новый год. «Украсим елочку. . |
Аппликация. Систематизировать у дошкольников знания о признаках времени года – зиме. Дать представления о детских забавах в зимнее время года Учить аккуратно наклеивать детали на шаблон, создавая узор. Развивать эстетический вкус, желание создать красивый шарик. Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к занятию. |
Сюжетные картинки «Зимние забавы» Физкульминутка, пальчиковые игры. Трафарет шара, клей, кисть, стразы , бусинки, блестки . |
Ежик. |
Лепка Продолжать формировать умение преобразовывать шарообразную форму в овальную прямыми движениями рук. Закрепить умение передавать характер формы, используя знакомые способы лепки: раскатывание, оттягивание деталей предмета, сплющивание. |
Физминутка под музыку. Дыхательная гимнастика. Черный и белый пластилин ,вермишель, Доска для лепки. |
Мышка |
Лепка Упражнять в умении раскатывать комочки пластилинакруговыми и прямыми движениями ладоней Продолжать формировать умение прикреплять готовую форму на поверхность путём равномерного расплющивания на поверхности основы. Развивать аккуратность в работе с пластилином
|
Физминутка под музыку. Дыхательная гимнастика. Черный и белый пластилин ,вермишель, доска для лепки |
. |
Декоративное рисование. Рисование ладошками Познакомить детей со способом рисования ладошками, расширять знания детей об основных цветах, развивать мелкую моторику рук, цветовосприятие, воспитывать аккуратность. Расширять знания детей о тёплых цветах радуги, продолжать учить смешивать краски развивать мелкую моторику рук, цветовосприятие, воспитывать аккуратность при работе с красками. |
Физкультминутка под музыку. Пальчиковые игры Гуашь, кисти, салфетки, баночки с водой, паралоновые губки, листы бумаги. |
. Стул,стол. |
Лепка Познакомить дошкольников с лексической темой: «Мебель». Уточнить у детей знания по теме, умение различать предметы мебели, знать их назначение. Продолжать формировать умение ь детей составлять узор на круге. Закреплять умение раскатывать комок пластилина круговыми и прямыми движениями между ладонями, Развивать согласованность в работе обеих рук. |
Картинки «Мебель», загадки с ответами-картинками, разрезные картинки. «Мамины помощники». Физминутка под музыку. Пальчиковая и зрительная гимнастики. Разноцветный пластилин, стека ,доска для лепки. |
Теремок. |
Аппликация Продолжать формировать навык разрезания прямоугольника на длинные полосы; закреплять умение составлять из полос задуманный предмет; учить располагать предмет в центре листа; аккуратно и ровно наклеивать, изображать с помощью движений слова стихотворения; развивать точность и координацию движений |
Физминутка под музыку. Дыхательные упражнения. Квадраты и прямоугольники из цветной бумаги, цветной картон, плоскостные изображения сказочных персонажей;клей-карандаш,игрушки по сказке. |
Чашка,блюдце |
Лепка Познакомить детей с лексической темой «Посуда»; выяснить знания по данной теме, умение различать предметы посуды, знать их назначение. Ввести в активный словарь понятие «посуда». Рассказать детям о видах посуды: столовой, чайной, кухонной Закреплять умение использовать в работе знакомые приёмы лепки: скатывание, раскатывание, сплющивание, оттягивание; умение пользоваться стекой. |
Картинки «Посуда», «Кухня». Разрезные картинки, карточки -загадки с ответами. Набор чайной, кухонной посуды Физминутка под музыку. Разноцветный пластилин, картон, бумага. |
Военные корабли. |
Рисование ватными палочками Формировать у дошкольников элементарные представления о Российской Армии, о родах войск, военной технике. Воспитывать чувство любви к своей стране и уважение к воинам Российской армии. Укрась варежки Рисование ватными палочками. Развивать композиционные умения (размещать «кораблики «в море» по всему листу бумаги). Воспитывать гордость за свою страну, патриотизм . |
Сюжетная картина «Армия России», «Защитники Отечества», виды войск, карточки с военной Лист бумаги, гуашь, ватные палочки, салфетки. Пальчиковые игры. Физкультминутка |
. Морж. |
Лепка Обогащать представления детей о животных. Познакомить детей с животными жарких и холодных стран, научить их дифференцировать. Активизировать знания о внешнем виде, их повадках и питании. Развивать умение задумывать содержание своей работы и доводить задуманное до конца. Закреплять умение использовать ранее освоенные способы лепки, добиваясь выразительности образа задуманного животного. Воспитывать самостоятельность, творчество. . . |
Картинки «животные Севера». Пластилин, для лепки, стека, коробочка от йогурта., доска для лепки. Пальчиковые игры. Физкультминутка |
Весна. Международный женский день. Букет для мамы 1 занятие |
Аппликация Вспомнить признаки весны, рассказать детям о празднике 8 марта. Продолжать учить вырезать трапецию из квадрата, срезая углы, отрывать от салфетки небольшие кусочки, сминать их в комочек и наклеивать; продолжать учить понимать и анализировать содержание стихотворения. . |
Сюжетная картина «Весна», «8марта», Физминутка под музыку. Пальчиковые игры «Мы капусту рубим Бумага, поролон, кисть тонкая, палитра, цветы в вазе, салфетки. Рассматривание открыток с изображением цветов. |
Транспорт . Веселый паровозик. |
«Аппликация с дорисовкой деталей. Учить детей передавать поезд в движении (вагончики едут по рельсам, дорисовывать недостающие детали фломастерами, украшать вагончики кусочками цветной бумаги. Упражнять детей в вырезывании ровных прямоугольных форм, учить передавать поезд в движении, придумывать детали, дорисовывать их фломастерами, развивать творчество, фантазию. |
Физкульминутка Пальчиковые игры Листы бумаги зелёного цвета, , цветная бумага, клей карандаш, клеёнки, фломастеры |
Цветы. Цветы на лужайке. |
Рисование ватными палочками и пальчиками. Уточнять и расширять представления детей об цветах, продолжать закреплять умения детей работать с ватными палочками, учить детей наносить один слой краски на другой методом тычка пальчика, развивать творчество и фантазию. Лист, гуашь, ватные палочки, салфетки. |
Картинки «Цветы и плоды», Разрезные картинки, загадки с ответами-рифмами, зашумленные картинки. Лото «Цветы Массажные ёжики. Волчки. Физминутка под музыку. Лист, гуашь, ватные палочки, салфетки. |
Транспорт. Гоночная машина. Лепка. 2 занятия |
Лепка Познакомить детей с лексической темой «Транспорт»; видами транспорта (воздушный, наземный, водный). Учить детей делить пластилин на части при помощи стеки, скатывать из куска пластилина шар, превращать шар в овальную форму. |
Сюжетная картина «Виды транспорта», предметные картины «Транспорт». Физминутка под музыку. Пластилин, доска для лепки. |
Насекомые. Гусеница. 2 занятия |
Пластилинография Познакомить с лексической темой «насекомые». Развивать понятие о многообразии животного мира. Ввести в активный словарь понятие «насекомые» Учить прикреплять готовые формы к поверхности основы в определенном порядке (друг за другом); закреплять умение расплющивать пластилиновый диск на основу; развивать согласованность в работе обеих рук; закреплять навыки аккуратной работы с пластилином; активизировать речь. |
Картинки «Насекомые», разрезные картинки, загадки с ответами Подвижная игра «Жучок» Физминутка под музыку Пластилин, стека, доска для лепки, силуэт гусеницы на картоне. |
День Космонавтики. Самолет. 2 занятия |
Рисование карандашами. Формировать у дошкольников элементарные представления о космосе и празднике – Дне Космонавтики, его значении для нашей страны.. Воспитывать чувство любви к своей стране и уважение к героям, космонавтам. Продолжать учить детей создавать изображение самолета на основе основных форм – овала. Закреплять приемы рисования карандашами и закрашивания. Развивать умение детей правильно располагать изображение на листе бумаги (в центре листа). Обогатить словарь детей словами обозначающими, части самолета – корпус, крылья, хвост, кабина. Развивать образное восприятие. |
Картинки и фотографии по теме «космос». Беседа про космос. Физминутка под музыку. Пальчиковые игры Альбомный лист, цветные карандаши |
Посуда. Украсим чашку. 2 занятия |
«Аппликация из геометрических фигур» Упражнять детей в наклеивании готовых форм, самостоятельно или по образцу создавать композицию из треугольников, квадратов, кругов. Упражнять детей в вырезывании геометрических форм, учить составлять композицию на квадрате, воспитывать аккуратность при работе с ножницами.. |
Подвижные игры «варим компот», «варим суп», «готовим варенье Физминутка под музыку. Заготовки разного цвета чашек на каждого ребёнка, клей карандаш, клеёнки, салфетки, ножницы. |
Весна. День Победы. Букет Цветов. |
Аппликация из бумажных салфеток Формировать элементарные представления о празднике 9 мая. Воспитывать чувство любви к своей стране и уважение к ветеранам и служащим воинам Аппликация из бумажных салфеток Познакомить детей с новым видом аппликации – из бумажных салфеток, учить создавать открытку для мамы из салфеток, скатывать шарики и объединять их в композицию –цветы, развивать мелкую моторику рук, учить различать цвета. Познакомить детей с новым видом аппликации – из бумажных салфеток, учить создавать открытку для мамы из салфеток, скатывать шарики и объединять их в композицию –цветы, развивать мелкую моторику рук. Цветные бумажные салфетки, листы разного цвета для открыток, клеёнки, клей карандаш, образцы открыток . |
Сюжетная картина «Весна», «Армия России», «День Победы», Физкульминутка Пальчиковые игры. Цветные бумажные салфетки, листы разного цвета для открыток, клеёнки, клей карандаш, образцы открыток |
Весна Лей дождик,лей. |
Рисование «по сырому» и «набрызгом». Развивать внимание, память, умение правильно располагать изображение на листе, познакомить детей с техникой рисования мятой бумагой, развивать мелкую и общую моторику рук. Учить детей передавать образ дождливой погоды в холодной гамме; познакомить детей с новым способом рисования «по сырому» и «набрызгом»; закреплять знания детей о цветообразовании. |
Физкульминутка Акварель, мягкие кисти, карандаши, зубные щётки или жёсткие широкие кисти. Репродукции картин с пасмурным весенним днём Баночки с водой. Пальчиковые игры «Дождик ,лей» Сюжетные картинки Весна, Дождь. |
Итоговое занятие Путешествие в Страну Рисовандию» |
Цель Рисование развитие у детей творческих способностей; закрепление умения рисовать разными нетрадиционными способами. -воспитывать интерес и любовь к нетрадиционной технике рисования, аккуратность в работе с гуашью с нетрадиционными материалами; - развивать умения поддерживать беседу; - формировать умения детей рисовать нетрадиционными способами; реализация самостоятельной творческой деятельности. |
Применение полученных знаний в выполнении задания Творческая работа. Бумага белого цвета,гуашь,непроливайка, Подведение итогов работы за год. Поощрение детей – вручение дипломов и медалей за проделанную работу. |