12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Чумакова Марина Васильевна369
Учитель-логопед г.о.Химки, занимаюсь разработкой игр и упражнений для детей с речевыми нарушениями, составила и реализовала рабочую программу по преодолению системного нарушения речи.
Россия, Московская обл., Химки
Материал размещён в группе «Моя профессия – учитель-логопед »
6

Программа дополнительного образования познавательно-речевой цикл для детей 4-5 лет «Логопедическая мастерская»

МАДОУ Детский сад комбинированного вида №56 «Ромашка»


Программа дополнительного образования познавательно-речевой цикл для детей 4-5 лет

«Логопедическая мастерская »


 

Программа составлена и реализуется :

Чумаковой Мариной Васильевной

учитель-логопед 1 категории

Скрипкиной Натальей Васильевной

учитель-логопед 1 категории

Пояснительная записка

Дошкольный возраст – важный и неповторимый период в развитии ребенка, особенно в плане развития его речи. Без формирования чистой и правильной речи невозможно приобретать навыки общения и учиться строить отношения с окружающим миром. При нормальном развитии овладение правильным звукопроизношением у дошкольников заканчивается к 4-5 годам. Но иногда в силу ряда причин этот процесс затягивается.

В наш век «высоких технологий» и глобальной компьютеризации общества, уровень развития речи и коммуникативных навыков дошкольников оставляет желать лучшего.

В средней группе мы часто наблюдаем детей, речь которых мало понятна для окружающих: отдельные звуки не произносятся, пропускаются или заменяются другими, ребенок не умеет правильно построить фразу и, тем более, составить рассказ по картинке.

Очень часто речевое нарушение, являясь первичным дефектом, влечет за собой заметное отставание в психическом развитии. Нарушение произносительной стороны речи требует специальной логопедической помощи. И, как известно, чем раньше начата коррекционная работа, тем она эффективнее.

В настоящее время наблюдается неумолимый рост числа детей с различными речевыми расстройствами. Поэтому проблема ранней профилактики и ранней коррекции речевых нарушений представляется на сегодняшний день  очень актуальной.

Новизна программы заключается в том, что состоит из двух блоков – речевого и познавательного, которая осуществляется двумя специалистами: первый блок – логопедия для малышей, которые, в силу их возраста, не могут быть зачислены на индивидуальные логопедические занятия и второй блок – познавательный, носит развивающий, профилактический характер, способствует пробуждению у детей интереса к интеллектуальной, познавательной деятельности и повышает возможности детей, а также раскрывает потенциал творческого решения задач. Каждое занятие имеет определенный алгоритм, что положительно сказывается на эмоциональном состоянии детей.

При составлении программы были использованы методические разработки В. А. Кныш, М. Ю. Картушиной, О. И. Крупенчук, Т. А. Ткаченко, а также собственные методические разработки и пособия авторов программы. Данная программа составлена с учётом и использованием современных инновационных технологий и методик в области профилактики и коррекции речевых нарушений у детей. В основу планирования занятий положен комплексно-тематический принцип. Таким образом, осуществляется взаимосвязь с занятиями воспитателей и узких специалистов и закрепление пройденного лексического материала каждой темы посредством разнообразных речевых игр и упражнений.

Цель работы: создание благоприятных условий для совершенствования звукопроизношения у детей 4-5 лет в условиях дошкольного учреждения.

Задачи:

1. Развитие слухового внимания и слухового восприятия, фонематического слуха.

2. Развитие моторики артикуляционного аппарата.

3. Развитие дыхания.

4. Развитие мелкой моторики.

5. Формирование умения регулировать силу голоса.

6. Формирование правильного звукопроизношения.

7. Работа над интонационной выразительностью речи (использование логических пауз, ударений, мелодики, темпа, ритма, тембра).

8. Расширение словарного запаса.

9. Формирование связной речи.

10. Воспитание культуры речевого общения.

Периодичность занятий: 2 раза в неделю, во второй половине дня (с середины сентября по май включительно).

Продолжительность занятия: 25 минут.

Форма организации детей: фронтальная.

Занятие строится в форме единой сюжетной линии. Главный герой занятий кружка и любимец детей – игрушка попугай Говоруша, у которого много друзей среди животных. По мере изучения тем, дети знакомятся с разными персонажами, которых приглашает  с собой Говоруша: бегемотиком Жужей, змейкой Шушей, лошадкой Динь-Динь, лягушкой Квакушей и др. Эти персонажи – логопедические игрушки -  надеваются на руку взрослого и оживляют эмоциональное общение педагога с детьми.

Вовлечение детей в сюжет становится для них эмоционально значимым, позволяет раскрыть их личностные качества, преодолеть речевой негативизм, воспитывает чувство взаимопомощи. Частая смена и, соответственно, новизна заданий увеличивают концентрацию вни­мания, снижают утомляемость малышей; дозированность заданий способствует прочности усвоения материала.

В содержание  занятий включены следующие виды работы:

Артикуляционная гимнастика, самомассаж органов артикуляции.

Упражнения на развитие слухового восприятия, фонематических процессов.

Дыхательные и фонопедические упражнения.

Упражнения на развитие темпа, ритма и координации речи и движений с музыкальным сопровождением (логоритмика) и без музыкального сопровождения. Игры и упражнения для развития мелкой моторики рук, самомассаж кистей рук.

Лексико-грамматические упражнения и упражнения для формирования связной речи.

Упражнения на расслабление (релаксация).

Для оздоровления детей, снятия мышечного и нервного напряжения  используются нетрадиционные методы, такие как элементы Су – джок терапии, самомассаж ладоней и стоп ипликатором Кузнецова, массажными мячиками, игры с бельевыми прищепками, кинезиологические упражнения. Для активизации внимания детей на занятии применяются средства ИКТ.

Данная программа может быть рекомендована для использования как на коррекционно-развивающих занятиях учителя-логопеда, так и для работы воспитателей групп общеразвивающей направленности с целью профилактики речевых недостатков у детей 4-5 лет.


 

Перспективный план занятий познавательно-речевого блока

 

Задачи

Содержание занятий, источник.

Сентябрь

3 – я неделя. Тема. Огород. Овощи.

1.Развитие артикуляционного аппарата.

 

 

 

Знакомство с домиком Язычка. Упр. «Домик открывается», «Улыбка», «Трубочка», «Любопытный язычок» (картотека)

2. Развитие фонематического слуха, слухового восприятия

Игра «Громко-тихо» 

3. Развитие дыхания

Упражнение «Запахи» (картотека)

4. Развитие темпа и координации речи и движений.

Упражнение «Таня сеяла горох» 

5. Развитие мелкой моторики рук.

Упражнение «Готовим сок» (картотека)

6. Развитие связной  речи, обогащение словаря

Подвижная игра «Овощи» 

7. Релаксация

Упражнение «Устали овощи» 

4 – я неделя. Тема. Огород. Овощи.

1. Развитие артикуляционного аппарата.

 

Упр. «Домик открывается»,  «Толстячки» - «Худышки» («Помидор» - «Огурец»), «Улыбка» - «Трубочка», «Любопытный язычок» (картотека)

2.  Развитие слухового внимания и восприятия.

Мультимедийная презентация «Звуки вокруг нас»

3. Развитие дыхания.

Игра «Прожорливые овощи» (пособие)

4. Развитие темпа и координации речи и движений

Динамическое упражнение «Помидоры» 

5. Развитие мелкой моторики рук.

 

Самомассаж фаланг пальцев «Вырос у нас чесночок…» - О. И. Крупенчук, с. 6

6. Развитие связной  речи, обогащение словаря

Дидактическое упражнение «Узнай по описанию» (картотека)

Октябрь

1 – я неделя. Тема. Сад. Фрукты.

1.Развитие артикуляционного аппарата.

 

 

 

 Упр. «Кислый лимон», «Защипало язычок» (дуть на высунутый язык со звуком «ф-ф-ф...»), «Вкусный банан» (имитация жевательных движений), «Оближем губы» (облизывать по кругу верхнюю и нижнюю губу, рот открыт) (картотека)

2. Развитие слухового и двигательного внимания.

Игра «Корни, ствол, ветки»

3. Развитие дыхания

Игра «Прожорливые овощи» (пособие)

4. Развитие темпа и координации речи и движений.

Динамическое упражнение «Яблоки» 

5. Развитие мелкой моторики рук.

Упражнение «Компот» (картотека)

6. Развитие лексико-грамматических категорий.

Мультимедийная презентация «Большой – маленький»

7. Релаксация

Упражнение «Устали овощи»

2 – я неделя. Тема. Сад. Фрукты.

1. Развитие артикуляционного аппарата.

Упр. «Яблоко» - «Банан», «Улыбка», «Почистим зубки», «Качели» (картотека)

2.  Развитие слухового и внимания и восприятия.

Мультимедийная презентация «Звуки, которые издает человек»

3. Развитие дыхания.

Игра «Прожорливые фрукты» (пособие)

4. Развитие темпа и координации речи и движений

Динамическое упражнение «По дороге золоченой…»  

5. Развитие мелкой моторики рук.

 

Соединение одноименных пальцев «На базар ходили мы…» 

6. Развитие лексико-грамматических категорий

Игра «Какой? Какая? Какое?» (картотека игр на описание)

3 – я неделя. Тема. Дары осени.

1.Развитие артикуляционного аппарата.

Упр. «Вкусное варенье», «Блинчик», «Пирожок» (картотека)

2. Развитие фонематического слуха, слухового восприятия

Упражнение «Звуки осеннего леса»  (фонограмма)

3. Развитие дыхания

Упр. «Подуй на варенье через трубочку» (для вы­работки плавной, длительной, непрерывной воздушной струи, идущей посередине языка). Рот открыт. Губы в улыбке. Язык свернуть в трубочку и подуть на ладонь, подставленную ко рту.

4. Развитие темпа и координации речи и движений.

Упражнение «Ежик»

5. Развитие мелкой моторики рук.

Пальчиковая игра «Осенний букет» 

6. Развитие связной  речи, обогащение словаря

Дидактическое упражнение «Подбери словечко: какой, какая, какие?» (картотека игр на описание)

7. Релаксация

Упражнение «Листики устали» (фонограмма)

4 – я неделя. Тема. Осень.

1. Развитие артикуляционного аппарата.

Упр. «Улыбка», «Дождик», «Грибок», «Ветерок» (картотека)

2.  Развитие слухового восприятия и внимания.

Различение звучания музыкальных инструментов (3 – 5) (картотека)

3. Развитие дыхания.

Дыхательное упражнение «Ветер и листья» 

4. Развитие темпа и координации речи и движений

Упражнение «Дождик» 

5. Развитие мелкой моторики рук.

Пальчиковая гимнастика «Осенний букет» (картотека)

6. Развитие связной  речи, обогащение словаря

Повторение стихотворения «Осень» (М. Худякова)

Ноябрь

1 – я неделя. Тема. Как звери к зиме готовятся.

1.Развитие артикуляционного аппарата.

Упр. «Подуй на чай», «Вкусное варенье»,  «Блинчик», «Пирожок» (картотека)

2. Развитие фонематического слуха, слухового восприятия

Игра «Отгадай, кто говорит?» (по сказке «Три медведя»)

3. Развитие дыхания

Упр. «Дует холодный ветерок» - «сссс» (картотека)

4. Развитие темпа и координации речи и движений.

Динамическое упражнение «Заинька» - 

5. Развитие мелкой моторики рук.

 

Самомассаж подушечек пальцев «Шел медведь к своей берлоге» 

6. Развитие связной  речи, обогащение словаря

Мультимедийная презентация «Чьи детки?» (закрепить названия детенышей)

7. Релаксация

Упражнение на релаксацию «Звери и птицы спят» 

2 – я неделя. Тема. Почему медведь зимой спит.

1. Развитие артикуляционного аппарата.

Упр. «Домик открывается», «Улыбка», «Бублик», «Вкусное варенье» (картотека)

2.  Развитие слухового и внимания и восприятия, силы и высоты голоса.

Игра «Угадай и изобрази» (изменение одного звукокомплекса по высоте и силе)

3. Развитие дыхания.

Игра на поддувание «Сдуй осу с носа у мишки» (пособие)

4. Развитие темпа и координации речи и движений

Динамическое упражнение «Грибы» - М. Ю. Картушина, 

5. Развитие мелкой моторики рук.

 

Самомассаж подушечек пальцев «Шел медведь к своей берлоге» 

 

 

Литература:

Воробьева Т. А., Крупенчук О. И. Логопедические игры с мячом. – СПб.: «Литера», 2010. – 64 с.: ил. – (Серия «Уроки логопеда»).

Дурова, Н.В. Фонематика.  – М.: «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», 2002.

Картушина М. Ю. Логоритмические занятия в детском саду. М.: Сфера», 2004 – 126 с.

Кныш В. А.., Комар И. И. и др. Логоритмические минутки: тематические занятия для дошкольников – Минск: Аверсэв, 2009. – 188 с.: ил. – (В помощь логопеду).

Крупенчук О. И., Воробьева Т. А.  Исправляем произношение: комплексная методика коррекции артикуляционных расстройств. - СПб.: «Литера», 2010. – 96 с.: ил. – (Серия «Уроки логопеда»).

Ткаченко Т.А. Звуки и знаки. Гласные. - Юнвес, 2001 г. - 24 с. (Серия «Подготовка дошкольников к чтению и письму»)

Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. СПб.:  ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000.

 

 

 

 

 

 

 

 

 



 

Опубликовано в группе «Моя профессия – учитель-логопед »


Комментарии (2)

Тихомирова Екатерина Витальевна, 01.10.17 в 19:04 0Ответить Пожаловаться
Отличный материал!!! СПАСИБО!
Сидорова Зоя Григорьевна, 08.01.18 в 14:14 0Ответить Пожаловаться
Спасибо большое за такой чудесный материал!
Я с удовольствием познакомилась с проблемой.
Всего доброго!
Зоя.

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.