Рабочая программа кружка «Весёлые пальчики» (Возраст 4-5 лет)
Рабочая программа кружка «Весёлые пальчики» (4-5 лет)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дошкольный возраст – яркая и неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы и предметным миром. Происходит приобщение к общечеловеческим ценностям, культуре. У ребёнка развивается любознательность, формируется интерес к творчеству.
Рисовать дети начинают рано, они умеют и хотят фантазировать. Ведь, фантазируя, ребёнок попадает из реального мира в мир придуманный. И увидеть его может лишь он.
Известно, что изобразительная деятельность – это деятельность специфическая для детей, позволяющая им передавать свои впечатления об окружающем мире и выражать своё отношение к изображаемому. Ребёнок в процессе рисования испытывает разные чувства: радуется созданному им красивому изображению, огорчается, если что-то не получается, стремится преодолеть трудности.
Программа «Весёлые пальчики» носит инновационный характер, так как приобщает детей к искусству посредством различных техник нетрадиционного рисования (рисование ладошкой, рисование пальчиками, оттиск пробкой, оттиск печатками из листика, набрызг, кляксография, монотипия, пластилинография и т. д.) и даёт толчок детскому воображению и фантазии.
Занятия кружка «Весёлые пальчики» полезны и увлекательны, так как проходят в необычной обстановке, где эстетическая среда настраивает на творческую деятельность. Работа кружка позволяет систематически последовательно решать задачи развития художественно-творческих способностей. На занятиях применяется музыкальное сопровождение, которое способствует созданию выразительного художественного образа.
Цель программы: развитие художественно-творческих способностей детей 4 – 5 лет средствами нетрадиционного рисования.
Задачи программы:
Познакомить с нетрадиционными изобразительными техниками рисования (пальчиками – ладошками, оттиск пробкой, рисование свечой и т.д.)
Обучать основам создания художественных образов.
Формировать практические навыки работы в различных видах художественной деятельности: рисовании, лепке, аппликации.
Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами для работы в различных нетрадиционных техниках.
Развивать сенсорные способности восприятия, чувства цвета, ритма, формы, объема в процессе работы с различными материалами: красками, пластилином, песком и т.д.
Воспитывать аккуратность в работе и бережное отношение к материалам, используемым в работе.
Сроки реализации: 1 год (2016-2017 учебный год)
Форма проведения занятий: групповая.
Организация занятий кружка: одно занятие в неделю – 20 минут
Время кружка: пятница 15.30
Интеграция образовательных областей посредством нетрадиционного рисования.
-социально-коммуникативное развитие;
-познавательное развитие;
-речевое развитие;
-художественно-эстетическое развитие;
-физическое развитие
Социально-коммуникативное развитие направлено на развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми в непосредственной деятельности рисовании; развитие эмоциональной отзывчивости, формирование позитивных установок к нетрадиционному рисованию.
Познавательное развитие: развитие интересов детей, познавательной мотивации; формирование познавательных действий, развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, об их свойствах (форме, цвете, размере, материале).
Речевое развитие: помогать детям овладевать речью как средством общения; обогащать активный словарь.
Художественно-эстетическое развитие: развивать предпосылки восприятия и понимания мира природы; способствовать становлению эстетического отношения к окружающему миру; реализовывать творческую деятельность детей (изобразительную)
Физическое развитие: Использование физминуток, пальчиковой гимнастики, работа по охране зрения и предупреждению нарушения осанки.
Ожидаемые результаты:
дети научатся различать, называть и применять на практике нетрадиционные способы рисования;
дети научатся приёмам работы кистью, мелками, пластилином, нетрадиционным художественным материалом (мятая бумага, пробка, тычок, трубочка для коктейля, ластик, нитки);
дети научатся различать цвета спектра и их оттенки, основные геометрические фигуры;
у детей разовьётся мелкая моторика рук;
сформируется способность смотреть на мир и видеть его глазами художников, замечать и творить Красоту;
разовьётся творчество и фантазия, наблюдательность, воображение, ассоциативное мышление и любознательность;
появится любовь и уважение к изобразительному искусству;
сформируется художественный вкус и чувство гармонии;
сформируются навыки самостоятельности.
Формой подведения итогов реализации данной программы:
участие в художественных конкурсах, тематических выставках.
Педагогические условия для реализации программы:
- создание художественно-развивающей среды в группе
- разработка занятий по развитию детских художественных способностей средствами нетрадиционных художественных техник рисования и их апробация.
Организация работы с родителями
Цель: познакомить родителей с интересным и полезным видом творчества. Проводимая работа, не только даёт родителям знания о детской художественной деятельности, о методах и приёмах работы в нетрадиционных техниках, но и укрепляет взаимоотношения между родителями и детьми.
Для сотрудничества с семьёй выбраны следующие формы работы:
Оформление наглядной агитации для родителей
Проведение бесед
Консультаций
Родительских собраний, с целью усвоения родителями определённых знаний, умений, помощи им в разрешении проблемных вопросов
Совместное проведение мероприятий
Совместное творчество родителей и детей
Анкетирование
Методы и приемы обучения:
- словесные (рассказ, беседа, чтение художественной литературы, объяснение, пояснение);
- наглядные (показ педагогом, демонстрация, рассматривание);
-практические (самостоятельная продуктивная деятельность детей, экспериментирование).
Методическое обеспечение:
Нетрадиционные техники: Рисование пальчиками. Рисование ладошкой. Тычок жесткой полусухой кистью. Оттиск поролоном.. Оттиск смятой бумагой. Восковые мелки и акварель. Монотипия предметная. Черно-белый граттаж. Кляксография с трубочкой. Набрызг. Отпечатки листьев. рисование нитками
Нетрадиционные техники рисования
Тычок жесткой полусухой кистью Средства выразительности: фактурность окраски, цвет. Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.
Рисование пальчиками Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.
Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
Рисование ладошкой Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.
Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с 5ти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
Скатывание бумаги Средства выразительности: фактура, объем.
Материалы: салфетки либо цветная двухсторонняя бумага, клей ПВА, налитый в блюдце, плотная бумага или цветной картон для основы.
Способ получения изображения: ребенок мнет в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывает из нее шарик. Размеры его могут быть различными: от маленького (ягодка) до большого (облачко, ком для снеговика). После этого бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу.
Рисование губкой Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки поролона.
Способ получения изображения: ребенок прижимает поролон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и поролон.
Оттиск смятой бумагой Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага.
Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце, и смятая бумага.
Восковые мелки + акварель Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.
Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти.
Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается незакрашенным.
Свеча + акварель Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.
Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти.
Способ получения изображения: ребенок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым.
Отпечатки листьев Средства выразительности: фактура, цвет.
Материалы: бумага, гуашь, листья разных деревьев (желательно опавшие), кисти.
Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.
Рисование ватными палочками Средства выразительности: пятно, фактурность окраски, цвет.
Материалы: половина альбомного листа, простой карандаш, ватные палочки, гуашь (или акриловые краски)
Способ получения изображения: Простым карандашом намечаем контуры крупного предмета, например змеи. Затем на кончик ватной палочки набираем гуашь определенного цвета и рисуем по контуру силуэта змейки, чтобы получались точки. Для каждого нового цвета используйте новую палочку. Из точек составляем различные узоры: цветы, разноцветные полоски, геометрические формы.
Рисование на манке или песке Средства выразительности: фактурность окраски, цвет.
Материалы: подносы с различным цветом дна, манка.
Способ получения изображения: Нужно равномерно рассыпать на подносе манку и продемонстрировать ребенку, как можно рисовать на ней пальцем, изображая волнистые линии, прямые, либо геометрические фигуры. Возьмите палец ребенка и проведите им по крупе. В результате получится контрастная линия. Предоставьте возможность малышу самостоятельно ознакомиться с техникой рисования манкой на подносе. Пусть он нарисует несколько хаотических линий. Затем можно попробовать вместе изобразить определенный предмет. К примеру, волны, забор, дождик, солнце
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ КРУЖКА
«ВЕСЁЛЫЕ ПАЛЬЧИКИ»
№ |
Тема |
Цель |
Материал |
Техника |
||
Сентябрь |
||||||
1 |
Диагностика |
Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. |
Различные |
|
||
2 |
«Солнышко» |
Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования (ладонью). Учить самостоятельно придумывать композицию рисунка. Развивать творческое воображение, внимание, мелкую моторику и координацию движений рук. |
Гуашь |
Рисование ладошкой |
||
3 |
«Укрась платочек» |
Учить украшать платочек простым узором, используя печатание, рисование пальчиками и прием примакивания. Развивать чувство композиции, ритма. Воспитывать у детей умение работать индивидуально.
|
Гуашь |
Рисование пальчиками |
||
4 |
«Осенние листья» |
Познакомить с техникой рисования – оттиск печатками из листика. Учить детей делать отпечатки листьями. Учить смешивать красную и желтую гуашь для получения оранжевого цвета. Учить различать и называть деревья, узнавать листья. |
Гуашь |
Оттиск печатками из листика |
||
Октябрь |
||||||
1 |
«Украсим шляпу» |
Систематизировать элементарные знания дошкольников о головных уборах. Формировать умение самостоятельно выбирать цветовую гамму, соответствующую радостному настроению. Развивать цветовое восприятие, совершенствовать мелкую моторику пальцев рук и кистей. |
Цветной картон, клей, пуговицы |
Аппликация |
||
2 |
«Дождик лей, лей, лей, никого не жалей!» |
Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования – акварель и цветные мелки. |
Акварель и восковые мелки |
Рисование акварелью и восковыми мелками |
||
3 |
«Золотая осень» |
Учить детей изображать осень. Упражнять в умении рисовать дерево, ствол, тонкие ветки, осеннюю листву. Подводить детей к образной передаче явлений. Воспитывать самостоятельность, творчество. Вызывать чувство радости от ярких красивых рисунков. |
Пластилин |
Пластилинография |
||
4 |
«Озорные горошки на чайной чашке» |
Развивать интерес к нетрадиционной технике рисования пальчиками. Закрепить умение работать кистью и аккуратно разукрашивать белый лист. |
Гуашь |
Рисование пальчиками |
||
Ноябрь |
||||||
1 |
«Петушок» |
Учить детей рисовать руками путѐм прикладывания их к листу бумаги; учить рисовать голову печатанием крышки |
Иллюстрации петуха, лист бумаги, гуашь. |
Рисование ладошкой |
||
2 |
«Цыпленок» |
Учить детей наклеивать ватные диски, учить аккуратно, раскрашивать ватные диски, «оживлять» картинку с помощь ватных палочек. Воспитывать у детей умение работать индивидуально. |
|
Рисование ватными палочками |
||
3 |
«Рябинка» |
Учить рисовать на ветке ягодки (пальчиками) и листики (примакиванием). Закрепить данные навыки рисования. Развивать чувство композиции. Воспитать у ребенка художественный вкус. |
Гуашь |
Рисование пальчиками |
||
4 |
«Рыбки» |
Развивать мелкую моторику. Продолжать обучать детей нетрадиционным техникам работы с пластилином. Воспитывать усидчивость, терпение, внимательность. Закреплять ранее изученные приемы лепки: сплющивание, отщипывание от целого куска пластилина. Закрепить знания детей о рыбах, частях ее тела. |
Пластилин |
Пластилинография |
||
Декабрь |
||||||
1 |
«Загадочные снежинки» |
Учить располагать снежинки по всему листу бумаги. Учить отображать облик снежинок наиболее выразительно, используя необычные материалы. Учить тонировать лист разными цветами акварели. Закреплять умение правильно рисовать кистью. |
Акварель, восковые мелки |
Рисование акварелью и восковыми мелками |
||
2 |
«Снежок» |
Познакомить с техникой рисования свечой, тонировать фон. Воспитать у ребенка художественный вкус. |
Свеча, акварель |
Рисование свечой, акварель |
||
3 |
«Ёлочка пушистая, нарядная» |
Упражнять в технике рисования тычком, полусухой жёсткой кистью. Продолжать учить использовать такое средство выразительности, как фактура. Закрепить умение украшать рисунок, используя рисование пальчиками. Воспитывать у детей умение работать индивидуально. |
Тычок жёсткой полусухой кистью, рисование пальчиками |
Рисование тычком, пальчиками |
||
4 |
«Снеговик» |
Закреплять навыки рисования гуашью, умение сочетать в работе скатывание, комкание бумаги и рисование. Учить дорисовывать картинку со снеговиком (метла, елочка, заборчик и т.д.). Развивать чувство композиции. Воспитать у ребенка художественный вкус. |
Гуашь, комканная бумага |
Комкание бумаги (скатывание) |
||
Январь |
||||||
1 |
|
Помочь детям освоить новый способ изображения - рисования поролоновой губкой, позволяющий наиболее ярко передать изображаемый объект, характерную фактурность его внешнего вида, продолжать рисовать крупно, располагать изображение в соответствии с размером листа. Воспитать у ребенка художественный вкус. |
Поролон (2шт.), тонкая кисть, гуашь |
рисования поролоновой губкой |
||
2 |
«Цыплятки – жёлтые ребятки» |
Познакомить с техникой рисования – оттиск пробкой. закреплять умение правильно держать кисточку. Расширять знания о домашних птицах. |
Гуашь |
Оттиск пробкой |
||
Февраль |
||||||
1 |
«Котёнок» |
закреплять умение держать кисть. Углублять представления о цвете и геометрических формах (круг, овал, треугольник). Воспитывать сострадание и любовь ко всему живому. |
Альбомный лист, гуашь, кисть |
Рисование тычком |
||
2 |
«Лиса» |
Формировать умения рисовать гуашью используя тычок. Наносить рисунок по всей поверхности. Передавать в рисунке особенности внешнего вида лисы. |
лист А4, гуашь, кисть |
Рисование тычком |
||
3 |
|
Упражнять детей в выкладывании и наклеивании изображения из геометрических фигур; закрепить названия фигур; совершенствовать умение рисовать шарики ватными палочками; воспитывать аккуратность при работе с клеем и красками, желание помочь другу. |
Ватные палочки, готовое изображение кошки из геометрических фигур, краски, клей ПВА. |
Аппликация, рисование ватными палочками |
||
4 |
«Волшебные цветочки» |
Знакомство с техникой рисования – скатывание бумаги. Продолжать учить детей создавать не сложную композицию. По-разному располагать изображение цветка на листе. Закреплять приёмы создания композиции и приёмы её наклеивания, умение подбирать цвета для цветового решения композиции. Развивать эстетическое восприятие, чувство прекрасного. |
Бумага, кисточка, гуашь (акварель) |
Скатывание бумаги |
||
Март |
||||||
1 |
«Солнышко» |
Познакомить с техникой рисования по крупе. Развивать творчество детей. Воспитывать аккуратность и способность довести начатое дело до конца. Развитие мелкой моторики рук. |
Изображение солнца, тучек, поднос с манной крупой |
Рисование по крупе |
||
2 |
«Волшебный Дождик» |
Закреплять технику рисования свечой (волшебный дождик). Аккуратно закрашивать лист жидкой краской. Учить рисовать тучу с помощью воскового мелка. Воспитать у ребенка художественный вкус. |
Свеча |
Рисование свечой |
||
3 |
«Солнышко» |
Знакомить с техникой рисования крупой. Развивать творчество детей. Воспитывать аккуратность и способность доводить начатое дело до конца. Развивать мелкую моторику рук |
Листы бумаги голубого цвета, Гуашь
|
Рисование крупой |
||
4 |
«Цыплёнок» |
Учить технике рисования губкой. Закреплять знания и представления о цвете (жёлтый), форме (круглый), количестве (много-один), качестве (пушистый) предмета. Воспитывать интерес к творческой изобразительной деятельности |
Листы бумаги белого цвета с силуэтом цыплёнка Губка Стаканы с водой Салфетки гуашь |
Рисование губкой |
||
Апрель |
||||||
1 |
«Что снится ёжику» |
Знакомство с техникой рисования – оттиск мятой бумагой. Вызвать интерес к использованию нетрадиционных техник в рисовании. Развивать воображение и фантазию. Воспитывать аккуратность при выполнении работы. |
Гуашь, кисточки |
Оттиск мятой бумагой |
||
2 |
«Украсим матрёшек» |
Развивать эстетическое восприятие, умение рисовать их, формировать чувство композиции и ритма. |
Трафареты матрёшек, гуашь |
Рисование пальчиками |
||
3 |
«Аквариум» |
Продолжать учить детей создавать несложную композицию. По-разному располагать изображение на листе. Закреплять приёмы создания композиции и приёмы её наклеивания. |
Картон, цветная бумага, клей |
Коллективная аппликация |
||
4 |
«Мышка» |
Познакомить детей с техникой выполнения аппликации из ниток. Учить равномерно, намазывать небольшие участки изображения и посыпать их мелко нарезанными педагогом нитками, соответствующим участку изображения цветом. |
Изображение мыши на картоне, ткать, клей ПВА. |
Аппликация из резаных ниток. |
||
Май |
||||||
1 |
«Салют» |
Закрепление навыка рисования акварелью или гуашь, учить рисовать салют с помощью воскового мелка. Воспитать у ребенка художественный вкус. |
Акварель или гуашь, восковые мелки |
Рисование восковыми мелками |
||
2 |
«Жираф» |
Продолжать учить детей кистью аккуратно закрашивать предмет внутри контура. Упражнять в рисовании пальчиком пятен, учить рисовать пальчиком пятна на заданном силуэте. Познакомить с экзотическим животным жарких стран – жирафом. |
Трафареты жирафа, гуашь |
Рисование пальчиками |
||
3 |
Диагностика |
Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. |
Различные |
|
||
4 |
Итоговое (Выставка рисунков) |
Создание образов детьми, используя различные изобразительные материалы и техники |
Бумага Гуашь Мелки Салфетки Тампон кисть |
Рисование разной техникой |
Диагностика.
Методы и приёмы диагностики
Для достижения основной цели было проведено обследование детей, оно проходило в форме диагностики и строилось на основе коммуникативного подхода к развитию художественной деятельности через нетрадиционные техники.
Использовала разнообразные, в том числе, игровые приемы.
При общении с детьми использовала демократичный стиль общения, который позволял мне создать оптимальные условия для формирования положительного эмоционального микроклимата в группе.
Применяла мягкие формы руководства: совет, предложение, просьба, опосредованное требование.
Во время выполнения работы детьми, наблюдала за их настроением, активностью, умением пользовать материалами и инструментами, умением применять полученные ранее знания и навыки работы в нетрадиционных техниках рисования.
Цель проведения диагностики:
Выявить уровень художественного развития детей
Выявить возможности свободного выбора ребёнком вида и характера деятельности, материалов, замысла, способов изображения
Характер диагностики: естественный педагогический.
Обследование проводилось по следующим направлениям:
Цветовое восприятие: ребёнок видит яркость и нарядность цвета и его оттенков
Рисование предметное: ребёнок изображает предметы путём создания отчётливых форм, подбора цвета, аккуратного закрашивания, использования знакомых материалов и инструментов
Рисование сюжетное: ребёнок передаёт несложный сюжет, объединяя в рисунке несколько предметов, используя знакомые нетрадиционные техники
Рисование декоративное: ребёнок украшает силуэт игрушек с помощью знакомых нетрадиционных техник
Методика проведения:
Оборудуется место для подгруппового занятия с детьми
На столе размещаются различные материалы и инструменты для свободного выбора их детьми
Предложить детям назвать всё, что они видят, рассказать, как можно пользоваться, и выбрать, что они будут использовать в работе для реализации своего замысла.
По ходу фиксировать: выбор ребёнка, внешние проявления его реакции на ситуацию, последовательность развития замысла, сочетание видов техник, комментарии по ходу действий, игровое и речевое развитие художественного образа.
Для анализа была разработана система показателей, сведённая в таблицу для удобства фиксации наблюдений.
Уровни овладения навыками и умениями в рисовании с использованием нетрадиционных техник
Низкий (1 балл)
интерес к восприятию особенностей предметов неустойчив, слабо выражен
эмоциональный отклик возникает только при активном побуждении взрослого
ребёнок видит общие признаки предметов, их некоторые характерные особенности
узнаёт и радуется знакомым образам в рисунке
основным свойством при узнавании является форма, а уже затем – цвет
ребёнок рисует только при активной помощи взрослого
знает изобразительные материалы и инструменты, но не хватает умения пользоваться ими
не достаточно освоены технические навыки и умения
Средний (2 балла)
у ребёнка есть интерес к восприятию эстетического в окружающем
он выделяет основные признаки объектов, сезонные изменения, внешние признаки эмоциональных состояний
знает способы изображения некоторых предметов и явлений
правильно пользуется материалами и инструментами
владеет простыми нетрадиционными техниками с частичной помощью взрослого
проявляет интерес к освоению новых техник
проявляет самостоятельность
Высокий (3 балла)
ребёнок видит средства выразительности: яркость и нарядность цвета, некоторые его оттенки
быстро усваивает приёмы работы в новых нетрадиционных техниках
владеет основными изобразительными и техническими навыками рисования
передаёт в рисунках некоторое сходство с реальным объектом
обогащает образ выразительными деталями, цветом, используя знания о нетрадиционных техниках
умеет создать яркий нарядный узор
может самостоятельно выбрать тему рисования и получить результат, пользуясь нетрадиционными техниками
может объективно оценивать свою и чужую работу(для детей старшего дошкольного возраста)
Заключение
Использование нетрадиционной техники рисования стимулирует художественно-творческое развитие детей, положительно влияет на развитие способностей детей. Художественно-творческая деятельность выполняет терапевтическую функцию, отвлекает детей от печальных событий, обид, вызывает радостное, приподнятое настроение, обеспечивает положительное эмоциональное состояние каждого ребенка. Легко и непринужденно дошкольники пользуются всеми нетрадиционными техниками, развивая фантазию, восприятие цвета, навыки нежного и легкого прикосновения. Так же решаются задачи развития психических познавательных процессов: восприятия, воображения, мышления, внимания, памяти и речи.
Различные технологии способствуют развитию мелкой мускулатуры пальцев руки, глазомера, координации движений. У детей формируется умение ориентироваться на листе бумаги. Дети получают знания о свойствах материалов и способе работы с ними, с помощью чего у ребят развивается познавательный интерес.
Нетрадиционные техники изобразительной деятельности – это своеобразные игры с различными материалами. Поэтому приемы нетрадиционной технике необходимо использовать для полноценного развития детей. Нетрадиционные техники рисования помогают почувствовать себя свободным, увидеть и передать на бумаге то, что обычными средствами сделать труднее. А главное, они дают детям возможность удивиться и порадоваться миру. Ведь всякое открытие чего-то нового, необычного несет радость, дает новый толчок к творчеству.
ЛИТЕРАТУРА:
Дубровская Н. В. Цвет творчества. Интегрированная программа художественно-эстетического развития дошкольника от 2 до 7 лет. – СПб., ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2011. – 144 с.
Колдина Д. Н. Рисование с детьми 3 – 4 лет. Конспекты занятий. М.: Мозаика-Синтез, 2013. – 48 с.
Комарова Т. С. «Обучение детей технике рисования». - Изд. 2-е, перераб. и доп. - М., «Просвещение», 1970. - 158 с.
Казакова Р. Г., Сайганова Т. И., Седова Е. М., Слепцова В. Ю., Смагина Т. В. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / Под ред. Р. Г. Казаковой – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 128 с.
Кузнецова О. Г. Обучаем дошкольников приёмам рисования (совместная работа воспитателя с детьми и их родителями). Учебно – практическое пособие – М., Педагогическое общество России, 2008. – 32 с.
Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа. – М.: «Карапуз – Дидактика», 20009. – 208 с., переиздание.
Цквитария Т.А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ. М.: ТЦ Сфера, 2011.
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
"ЛЮБИТ ЛИ ВАШ РЕБЕНОК РИСОВАТЬ?"
Уважаемый родитель! Просим Вас принять участие в опросе на тему "Любит ли Ваш ребенок рисовать?". Подчеркните ответ, который Вы считаете правильным!
1. Как Вы считаете, есть ли у Вашего ребенка способности к изобразительному творчеству?
1.да
2. очень умеренные способности
3. у ребенка есть интерес к рисованию, но творчеством это назвать нельзя
2. Какие материалы есть у ребенка для домашних занятий художественной изобразительной деятельностью?
1.бумага (белая, цветная)
2.краски
3.глина
4.пластилин
5.сангина
6.уголь
7цветные мелки
8.наборы цветных карандашей
9.фломастеры
10.кисти
Дополните свой ответ: _______________________________________.
3. Используете ли вы для домашних занятий художественной изобразительной деятельностью ИКТ технологии?
1.компьютерные программы
2.электронные пособия по изобразительной деятельности
3.слайды или картины с изображениями животных, природных объектов, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства
Дополните свой ответ: _______________________________________.
4. Доступны ли для ребенка имеющиеся материалы?
1.берет, когда сам пожелает
2.по разрешению взрослых
Дополните свой ответ: _____________________________________.
5. Часто ли ребенок просит кого-либо из членов семьи порисовать вместе с ним?
1.часто
2.иногда
3.никогда
Кого в основном просит ребенок?
__________________________________________________________.
6. Как Вы чаще всего реагируете на просьбы ребенка порисовать с ним?
1.предлагаете самому порисовать
2.обещаете порисовать в другой раз
3.включаетесь в творческий процесс по его просьбе
Дополните свой ответ_______________________________________.
7. Используете ли Вы мультимедийные презентации, найденные в интернете, для знакомства с произведениями изобразительного искусства?
1.картины (пейзаж, натюрморт и др.)
2.декоративно-прикладное искусство (городец, хохлома, гжель и др.)
3.не использую
Дополните свой ответ: ________________________________________.
8. Какие музеи изобразительного искусства Вы посещали вместе с ребенком?
_____________________________________________________________.
9. Имеются ли в Вашем доме альбомы с репродукциями музейных коллекций:
1.да
2.нет
Благодарим за сотрудничество!
Любовь Витальевна