12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
anna43
1

Рабочая программа по дополнительному образованию «Волшебные пальчики»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

дополнительного образования

«Волшебные пальчики»

для дошкольников среднего возраста (4-5 лет)

Программа разработана

воспитателем

I квалификационной категории

Захаровой Анной Петровной

г. Красноармейск, Саратовская область

2018-2019 учебный год

Содержание

I . Целевой раздел……………………………………………………………………………………….3

  1. Пояснительная записка……………………………………………………………………………..3

    Планируемые результаты освоения Программы …………………………………………………..5

II. Содержательный раздел ……………………………………………………………………………..5

2.1 Календарно-тематический план…………………………………………………………………… 5

2.2 Методы и формы реализации программы……………………………………………………… 10

III. Организационный раздел……………………………………………………………………….. …..11

Программное обеспечение…………………………………………………………….. 11

ПРИЛОЖЕНИЕ 12

1Целевой раздел

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа дополнительного образования «Волшебные пальчики» разработана на 2018-2019 учебный год для организации дополнительного образования дошкольников среднего возраста.

Данная программа направлена на всестороннее развитие ребенка, на развитие осязания и мелкой моторики, необходимых для выполнения предметно-практических действий Методика программы позволяет детям интенсивно заниматься и не утомляться за счет постоянной смены видов деятельности и переключения внимания. Занятия направлены на развитие познавательных процессов, коммуникативных навыков, эмоционально-волевой сферы и мелкой моторики. Методика программы позволяет детям интенсивно заниматься и не утомляться за счет постоянной смены видов деятельности и переключения внимания. Программа позволяет посещать занятия не только здоровым детям, но и детям с отклонениями в развитии. Занятия по данной программе проводятся в игровой форме. Во время игры, максимально реализуется ситуация успеха, следовательно работа происходит

естественно, не возникает психического напряжения. Все игры и задания безопасны для жизни и здоровья детей. Педагогическая целесообразность заключается в том, что дети работают с пластилином, бумагой, шаблонами, трафаретами, учатся владеть ножницами, развивают графические навыки: обводка, штриховка, рисование по точкам. Программа описывает курс по развитию мелкой моторики для детей дошкольного возраста 4-5 лет. В ДОУ ведется кружковая работа по данной теме. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 20 минут. Всего 32 занятий. Диагностика проводится 2 раза в год ( в сентябре и мае).

Цель: Создание условий для развития мелкой моторики и движений пальцев рук; развитие двигательных и познавательных способностей детей; развитие мелкой моторики, ручной умелости через выполнение предметно-практических действий.

Задачи:

Обучающие:

1.Учить детей владеть графическими навыками: а) штриховка в разных направлениях по образцу : сверху вниз, слева направо. б) обводить контуры предмета по точкам, в) дорисовывать предметы, г) раскрашивать картинки, соблюдая правила: раскрашивать в одном направлении, не заходя за контур, не оставлять не закрашенных мест.

2. Учить работать с бумагой, осваивать различные виды сгибания (оригами).

3.Обучать приемам работы с пластилиновой техникой.

4. Обогащать тактильный опыт детей: учить узнавать на ощупь предметы и материалы .

Развивиющие:

1.Развивать умение производить точные движения кистью и пальцами рук.

2. Развивать способности координированной работы рук со зрительным восприятием.

3.Развивать творческую активность, пространственное мышление, фантазию.

4. Развивать мелкую моторику рук, кинестетические ощущения в процессе предметно-практических действий

Воспитывающие:

1.Воспитывать в детях аккуратность, усидчивость, добросовестное отношение к работе.

2.Воспитывать внимательность к выполнению заданий.

3.Воспитывать уважительное отношение к своему и чужому труду.

1.2.Планируемые результаты освоения Программы

1.Развитие мелкой моторики и координации пальцев рук до уровня, соответствующего данному возрасту.

2.Овладение разными видами ручной умелости.

3.Овладение приемами работы с разными инструментами.

4.Творческое применение изученных техник, приемов и материалов в художественной деятельности.

5.Овладение нормами этики поведения.

II. Содержательный раздел

2.1 Календарно-тематический план

Дата

Тема

Цель

Содержание

Сентябрь

Диагностика

Выявление ведущей руки

 

Октябрь

Детский сад и игрушки

Развивать мелкую моторику пальцев, тактильную чувствительность.

Формировать графические умения и навыки.

1.Пальчиковая гимнастика

«Дружат пальчики».

2.Катание ребристого карандаша между ладонями (массаж)

3.Раскрашивание игрушек.

Октябрь

Детский сад и игрушки

Развивать мелкую

моторику пальцев;

Учить примазывать кусочки пластилина, заполняя пространство внутри контура.

1. Пальчиковая гимнастика «Дружат пальчики»,

2. Игра «Что это?». Определить плоские игрушки на ощупь:

кубик, мяч, пирамидка.

3.Пластилинография:»Мой

веселый, звонкий мяч».

Октябрь

Осень

Развивать уровень мелкой моторики и тактильной чувствительности.

Закрепить умение придавливать шарики добиваясь изображения листьев.

1.Пальчиковая гимнастика

«Осенние листья».

2.»Листопад»- лист желтой,

оранжевой бумаги порвать на мелкие кусочки.

3.Пластилинография.

«Осеннее дерево».

Октябрь

Огород, овощи

Развивать координацию движений пальцев рук.

Учить раскрашивать в

одном направлении, не

выходя за контур.

1.«Дид. Игра «Чудесный

мешочек». Выбрать только

овощи.

2..Пальчиковая гимнастика «Капуста».

3.Работа с трафаретом

«Обведи и раскрась овощи»

Ноябрь

Сад, фрукты

Развивать мелкую

моторику пальцев.

Учить наносить пластилин на основу.

1.Пальчиковая гимнастика

«Мы делили апельсин».

2. «Сушка фруктов».

Нанизывание на проволоку

кружков из толстого картона с дырочкой посередине.

3Работа с трафаретами

«Обведи и раскрась фрукты»

Ноябрь

Ягоды

Развивать мелкую

моторику пальцев, учить выкладывать фигуру по контуру.

Продолжать учить

примазывать кусочки

пластилина, заполняя

пространство внутри.

1Пальчиковая игра «По

ягоды».

2. Выложить горохом по

нарисованному контуру

(ягоды)

3.Пластилинография.

«Клубника».

Ноябрь

Дом. Семья.

Развивать мелкую

моторику пальцев;

ориентировку на

плоскости.

Продолжать формировать графические навыки.

.

1. Пальчиковая гимнастика «Как у нас семья большая»

2. «Мой дом» Выкладывание из геометрических фигур

домов различной высоты.

3. «Семья». Обвести фигуру человека и раскрасить

Ноябрь

Мебель, квартира

Развитие мелких движений

пальцев рук, их двигательной активности.

Развитие ориентировки на

плоскости.

Совершенствовать

зрительную память.

1.»Мебель для гостиной».

Выкладывание из палочек

шкафа, дивана.

2 Массаж ребристым

карандашом между ладонями.

3.»Продолжи узор». Раскрась геометрические фигуры.

Декабрь

Зима

Развивать мелкую

моторику пальцев;

учить преобразовывать

квадрат в части дома:

основание и крышу.

Развивать внимание,

логическое мышление.

1.«Построим горку для

зверушек из снежных

комков»- изготовление

снежных комков из бумаги

путем ее сжатия и скатывания между ладонями.

2.Игра «Что лишнее и почему?»

3.«Сказочный домик»

(оригами)

Декабрь

Зимние забавы

Упражнять в координации

движений с речью.

Продолжать работать над развитием мелкой

моторики.

Научить скатывать шарики из салфеток.

1.Хороводная игра «Снежная баба»

2.Игра с пробками «Лыжи»

3. «Веселый снеговик».

Аппликация из комочков,

сделанных из салфеток.

Декабрь

Новый год

Развивать мелкую

моторику пальцев.

Учить складывать круг пополам, находить

середину круга.

Учить соблюдать ритм при выкладывании фигур.

1.Игра «Наведем порядок».

( группировка предметов по признаку).

2. «Бусы на елку» Выкладывание

геометрических фигур в

определенной

последовательности.

3.«Елочная игрушка».

(оригами)

Декабрь

Новый год

Развивать мелкую

моторику пальцев; зрительно-двигательную координацию.

Закрепить умение

складывать базовую форму треугольник.

2.Рисование по точкам

«Елочка»

3.Нарядная елочка (оригами)

1.Пальчиковая игра «Елочка»

«В лесу родилась елочка»-

2.Рисование по точкам

«Елочка»

3.Нарядная елочка (оригами)

Январь

Зимующие птицы

Развивать мелкую

моторику пальцев.

Упражнять в проведении

линий без отрыва от

бумаги, закреплять навыки штриховки разными способами.

1.Угощение для птиц.

Сортировка семян: фасоль,

горох.

2.Пальчиковая игра «Снегири»

3.«Птица» - обводка

трафарета, штриховка по

показу в разных направлениях

Январь

Домашние животные

Продолжать работать над развитием мелкой

моторики.

Совершенствовать

графические умения и

навыки, закреплять умение обводить рисунок по

точкам и штриховать

мелкими штрихами.

1.»Маленький конструктор»-выкладывание из

геометрических фигур

животных.

2.Пальчиковая игра «На

ладошку села кошка».

3 Обвести котенка по точкам и штриховать мелкими штрихами.

Январь

Домашние птицы

Развивать мелкую

моторику пальцев рук.

Продолжать учить

штриховать мелкими

штрихами.

1. «Накормим птичек»-скомкать бумагу в маленькие комочки.

2.»Птицы хотят пить»- работа с водой и пипеткой.

3. «Цыпленок» (штриховка)

Февраль

Транспорт

Развивать зрительно-двигательную

координацию и моторику пальцев рук.

Закрепить назначение

транспорта.

Продолжать учить

складывать фигуры из

бумаги

1.Рисуем машину пальчиками на крупе.

2.Игра «Назови вид транспорта и его назначение»

3.«Машина» (оригами)

Февраль

День Валентина

Учить действовать по

словесной инструкции.

Продолжать работать над развитием мелкой

моторики.

Учить работать с бумагой.

1.Пальчиковая гимнастика

«Солнышко»

2. Массаж ладошек.

Прокатывание колючего мяча между ладошек.

3.Изготовление Валентинки из бумаги.

Февраль

Наша армия

Продолжать развивать

зрительно моторные

функции.

Учить штриховать в

разных направлениях.

1.Из риса выложить салют по

нарисованному контуру.

2.Пальчиковая игра

«Солдаты».

3.Штриховка «Танк».

Февраль

Весна

Продолжать работать над развитием мелкой

моторики, координацией движений.

Учить работать с крупой.

1.»Потекли ручейки» -рисование пальцами на крупе.

2.Нанизывание пуговиц -называние (чередование:

маленькая, большая и т.д.)

3.Аппликация из пшена

«Солнышко»

Март

Мамин праздник

Развивать мелкую

моторику.

Учить действовать по

словесной инструкции.

Продолжать учить

складывать цветы из

бумаги.

1.Завязываем бантик на

подарке

2.Смотать клубок для бабушки.

3.Открытка для мамы. (

оригами)

Март

Комнатные растения

Продолжить работать над развитием мелкой

моторики, координацией движений.

Учить штриховать в разных направлениях.

1.П \и «На окошке в горшочке»

2Обрывание цветка по

контуру.

3.Штриховка цветка в горшке.

Март

Дикие животные

Продолжать работать над развитием зрительно-моторных функций.

Продолжать учить

работать с ножницами.

Познакомить с новым

видом штриховки: клубок.

1. Игра «Кто, где живет?»

Обвести трафарет животного, вырезать его и поместить туда, где он живет.

2.Игра «Кто, чем питается?» В сухом бассейне определить на

ощупь предмет, назвать и

сказать, кто это ест.

3.Штриховка диких животных.

Март

Перелетные птицы

Упражнять в

выкладывании фигур из палочек.

Работать над развитием зрительно моторных функций.

Продолжать учить

работать с ножницами.

1.Пальчиковая игра «Встреча птиц.

2. «Домик для скворца»-выкладывание из палочек по принципу «колодца»

3.Обвести птицу по трафарету и вырезать.

Апрель

Весенние цветы

Учить работать с

трафаретами и

шаблонами.

Продолжать учить

работать с бумагой.

1.Упражнение «Мотылек».

2.Работа с трафаретами (в

парах),_изготовление

зашумленных картинок.

3.Коллективная аппликация «Весенний луг».

Апрель

Мой город

Упражнять в работе с

трафаретами.

Учить ориентироваться на

микроплоскости.

1.Что спряталось в комочке»-разглаживание смятых в комочек трафаретов автобусов

из бумаги, обводка,

штриховка.

2.Пальчиковая гимнастика

«Дом».

3.Выложить дом

пластилиновыми жгутиками по контуру.

Апрель

Правила дорожного движения

Продолжать работать над развитием мелкой

моторики

Учить работать с

ножницами.

Продолжать учить

прикладывать

пластилиновые колбаски по контуру.

1.Пальчиковая гимнастика

«Лодочка»

2.Обвести транспорт по

трафарету и вырезать.

3.Пластилинография .

«Светофор»

Апрель

Рыбы

Продолжать работать над развитием мелкой

моторики.

Развивать зрительное

внимание, память.

Продолжать учить

работать с пластилином

1.Пальчиковая игра «Рыбка»

2. Упражнение «Чего не

хватает»

3.Пластилинография .

Коллективная работа «Рыбки в аквариуме»

Май

Насекомые

Продолжать работать над развитием зрительно моторных функций.

Совершенствовать

графические навыки.

Продолжать учить

работать с пластилином.

1.Пальчиковая игра

«Сороконожка»

2. «Нес однажды муравей» -перекладывание гороха из

одной емкости в другую на

ударный слог.

3. Пластилинография

«Гусеница»

Май

Бабочки

Продолжать работать над развитием мелкой

моторики, координации движений.

Закрепить умение

работать в технике

оригами.

1.Пальчиковая игра «Бабочка»

2.Зашумленные картинки.

3.»Бабочка» (оригами)

Май

Лето

Продолжать работать над развитием мелкой

моторики

Совершенствовать память, внимание, логическое мышление.

1. . «Быстрые ножки» -«ходьба» указательным и

средним пальцами в крышках от пластиковой бутылки.

2.Пальчиковая игра «Пчелы»

3.Коллективная аппликация «Лето».

Май

Диагностика

Обследование мелкой

моторики.

 

2.2 Методы и формы реализации Программы

Методы, в основе которых лежит способ организации занятий:

- Словесный (беседа, рассказ и т.д)

- наглядный (показ, выполнение педагогом, работа по образцу)

- практический (выполнение работ по схемам и др.)

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

- репродуктивный -дети воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности (рисование по трафаретам, вырезание ножницами, штриховка и др.)

- исследовательский – самостоятельная творческая работа детей (рисование пластилином, конструирование из бумаги в технике оригами, аппликация)

- активный - предоставляет детям возможность обучаться на собственном опыте, приобретать разнообразный субъективный опыт (узнавать предметы на ощупь, работа с крупой, фасолью, горохом, нанизывание бус, пуговиц на проволоку, выкладывание фигур из геом. фигур, палочек, семян).

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности детей назанятиях:

- фронтальный- одновременная работа со всеми детьми,

- групповой – организация работы в группах

- индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий

III. Организационный раздел

Программа описывает курс по развитию мелкой моторики для детей дошкольного озраста 4-5 лет..

Занятия проводятся 1 раз в неделю во второй половине дня по 20 минут.

Всего 32 занятий.

Диагностика проводится 2 раза в год ( в сентябре и мае).

Программное обеспечение

  • Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук. Игры и упражнения.

    Гаврилова С.Е. Большая книга развития мелкой моторики для детей 3-6 лет.Ярославль: Академия развития, 2009.

    Новиковская О.А. .: АСТ; СПб.; Сова 2007.

    Сахарова О. М. Готовим руку к письму. Москва. РОСМЭН. 2008.

    Н. Рымчук «Пальчиковые игры и развитие мелкой моторики» Ростов н/Д: Владис: РИПОЛ классик, 2008

    Лыкова И.А. «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет. Изд. «Карапуз» 2005.

    Соколова С.В. «Оригами для самых маленьких». Детство-пресс 2010.

Приложение 1

Диагностический инструментарий.

Обследование мелкой моторики рук.

СТАТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ

Цель обследования — проверить стабильность выполнения детьми движений, напряжение мышц.

Во время выполнения упражнений педагог смотрит, как долго каждый ребенок может сохранять напряжение мелкой моторики (пальцев).

Проверку можно провести как экспресс-исследование в форме игры «Замри».

Педагог предлагает детям (ребенку) поиграть в игру; дает соответствующие

каждому упражнению инструкции; затем произносятся слова «Раз, два, три!

Замри!». Дети (ребенок) выполняют упражнение. Педагог следит за выполнением каждого упражнения, считая про себя или смотря на часы. По

истечении 2 мин педагог дает команду «Отомри!».

Проверку можно проводить подгруппами. Количество детей в подгруппах

может быть разным (3—7 человек).

Упражнения проводятся без наглядности (картинок). Воспитатель дает

словесную инструкцию и следит за выполнением упражнения.

Каждое упражнение выполняется три раза. При этом сначала идет

инструкция педагога, сопровождающаяся показом. Затем ребенок выполняет

упражнение под счет в следующем порядке:

1-й раз выполнение упражнения (под счет до 15); расслабление — отдых

(около 5 с);

2-й раз — выполнение упражнения (под счет до 15); расслабление — отдых;

3-й раз — выполнение упражнения (под счет до 15).

1. «Кольцо». Соединить большой и указательный пальцы вместе;

остальные пальцы поднять вверх . Пальцы в данном положении удерживать

под счет до 15.

2. «Коза». Вытянуть вперед указательный палец и мизинец. При этом

средний и безымянный пальцы прижать большим пальцем к ладони.

Упражнение выполняется под счет до 15 ( дети 5-6 лет до 10)

3. «Заяц». Вытянуть вверх средний и указательный пальцы. При этом

мизинец и безымянный пальцы прижать большим пальцем к ладони.

Упражнение выполняется под счет до 15 ( дети 5-6 лет до 10)

ДИНАМИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ

1. Вырезание ножницами. Работа с ножницами показывает, как ребенок

может быстро сменить напряжение мелкой мускулатуры руки на

расслабление.

Педагог предлагает вырезать из бумаги круг.

При выполнении задания обращается внимание на быстроту и ловкость

руки ребенка.

2.Обрывание листа бумаги. Обрывание листа бумаги показывает

содружество обеих рук в работе. Педагог раздает листы бумаги, показывает

квадрат-образец и спрашивает, что он показал. Далее воспитатель просит

детей сделать такой же квадрат (по форме) способом обрывания.

ТАКТИЛЬНЫЕ ОЩУЩЕНИЯ

1.Узнавание предмета и качества. Ребенку предлагается нащупать в

мешочке и показать педагогу разные предметы определенного качества.

Оборудование: ложки (деревянная, металлическая, пластмассовая); линейки

(деревянная, металлическая, пластмассовая).

Инструкция педагога: «Опусти руку в мешочек, потрогай лежащие там

предметы и вытащи деревянную ложку (ложку, сделанную из дерева)».

2.Узнавание формы и качества. Ребенку предлагается нащупать в мешочке

и показать педагогу геометрические фигуры разной формы и определенного

качества.

О б о р у д о в а н и е : треугольники (деревянный, пластмассовый, резиновый картонный); прямоугольники (деревянный, пластмассовый, резиновый картонный).

Инструкция педагога: «Опусти руку в мешочек, потрогай лежащие там

фигуры и вытащи пластмассовый треугольник

КООРДИНАЦИЯ ДВИЖЕНИЙ

1. Вдевание шнурка в дырочки.. Педагог предлагает ребенку шнурок и

фигуру с дырочками.

2. Упражнение «Ладонь — ребро — кулак». Ребенок сидит за столом, его

рука(и) расположена(ы) на краю стола. При выполнении упражнения

необходимо выдерживать четкую последовательность. В отличие от

старшей группы темп выполнения упражнения задает воспитатель

посредством счета (один, два, три). Темп приблизительно следующий: на

каждое упражнение дается 1 с, на три упражнения — 3 с. Все полученные

данные заносятся в таблицу 9 (см. приложение)

ГРАФИЧЕСКИЕ НАВЫКИ.

1.«Езда по дорожке». Ребенку предлагается «проехать по дорожке»,

соединив с помощью карандаша изображения машины и дома (они

нарисованы на листе бумаги, соединены «дорожкой», которая огибает

различные препятствия (деревья, реку, колодец и т.п.). Дом изображается в

верхнем правом углу листа А-4, машина – в нижнем левом. Инструкция:

«Представь, что ты водитель. Тебе надо проехать вот к этому домику

(взрослый указывает на дом). Ты поедешь вот так (на рисунке – образце

психолог показывает, как надо ехать по дорожке с помощью карандаша).

Карандаш должен все время двигаться по нарисованной на бумаге дорожке,

иначе получится, что машина взлетела как самолет или произошла авария.

Езжай аккуратно, чтобы твоя машина не съезжала с дороги.

2. Обведи рисунок по линиям. Ребенку предлагается обвести карандашом

рисунок точно по линии, не отрывая карандаш от бумаги.

Все полученные данные заносятся в таблицу.

Приложение 2

Диагностическая карта развития мелкой моторики.

№ п\п

Фамилия, имя ребенка

Статические

упражнения.

Работа с бумагой

Тактиль

ные

ощущен

ия

Координа

ция

движений

Графическ

ие навыки

Кол

ичес

тво

балл

ов

Группа

   

К

о

л

ь

ц

о

К

о

з

а

З

а

я

ц

Вырезание ножницами

Обрывание листа бумаги

Узнавание качества предмета

Узнавание формы предмета

Ладонь-ребро-кулак

Тест «Едем по дорожке»

Тест «Обведи по линиям»

Вдевание шнура в дырочки.

   

1

Башкатова Лиза

                         

2

Егорова Маша

                         

3

Мулин Миша

                         

4

Тупицын Андей

                         

5

Ялова Арина

                         

6

                           

7

                           

8

                           

9

                           

10

                           

11

                           

12

                           

13

                           

14

                           

15

                           

16

                           

17

                           

18

                           

19

                           

20

                           

Условные обозначения:

если ребенок справился с заданием — 1 балл;

если ребенок справился с заданием частично — 0,5 балла;

если ребенок не справился с заданием — 0 баллов.

В последней графе выставляется группа (А, Б, В), которая показывает

степень развития мелкой моторики руки ребенка на момент обследования.

Характеристика групп

Группа «А». К группе относятся дети, набравшие в процессе обследования

14—12 баллов. У этих детей мелкая моторики развита хорошо.

Группа «Б». К группе относятся дети, набравшие 11 - 8 баллов. Мелкая

моторика у этих детей развита недостаточно. Для достижения

положительного результата в наследующей работе необходим тесный

контакт педагогов с родителями.

Группа «В». К группе относятся дети, набравшие 7 баллов и менее. У этих

детей мелкая моторика развита плохо.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.