Рабочая программа по дополнительному образованию «Волшебные пальчики»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
дополнительного образования
«Волшебные пальчики»
для дошкольников среднего возраста (4-5 лет)
Программа разработана
воспитателем
I квалификационной категории
Захаровой Анной Петровной
г. Красноармейск, Саратовская область
2018-2019 учебный год
Содержание
I . Целевой раздел……………………………………………………………………………………….3
-
Пояснительная записка……………………………………………………………………………..3
Планируемые результаты освоения Программы …………………………………………………..5
II. Содержательный раздел ……………………………………………………………………………..5
2.1 Календарно-тематический план…………………………………………………………………… 5
2.2 Методы и формы реализации программы……………………………………………………… 10
III. Организационный раздел……………………………………………………………………….. …..11
Программное обеспечение…………………………………………………………….. 11
ПРИЛОЖЕНИЕ 12
1Целевой раздел
-
Пояснительная записка
Рабочая программа дополнительного образования «Волшебные пальчики» разработана на 2018-2019 учебный год для организации дополнительного образования дошкольников среднего возраста.
Данная программа направлена на всестороннее развитие ребенка, на развитие осязания и мелкой моторики, необходимых для выполнения предметно-практических действий Методика программы позволяет детям интенсивно заниматься и не утомляться за счет постоянной смены видов деятельности и переключения внимания. Занятия направлены на развитие познавательных процессов, коммуникативных навыков, эмоционально-волевой сферы и мелкой моторики. Методика программы позволяет детям интенсивно заниматься и не утомляться за счет постоянной смены видов деятельности и переключения внимания. Программа позволяет посещать занятия не только здоровым детям, но и детям с отклонениями в развитии. Занятия по данной программе проводятся в игровой форме. Во время игры, максимально реализуется ситуация успеха, следовательно работа происходит
естественно, не возникает психического напряжения. Все игры и задания безопасны для жизни и здоровья детей. Педагогическая целесообразность заключается в том, что дети работают с пластилином, бумагой, шаблонами, трафаретами, учатся владеть ножницами, развивают графические навыки: обводка, штриховка, рисование по точкам. Программа описывает курс по развитию мелкой моторики для детей дошкольного возраста 4-5 лет. В ДОУ ведется кружковая работа по данной теме. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 20 минут. Всего 32 занятий. Диагностика проводится 2 раза в год ( в сентябре и мае).
Цель: Создание условий для развития мелкой моторики и движений пальцев рук; развитие двигательных и познавательных способностей детей; развитие мелкой моторики, ручной умелости через выполнение предметно-практических действий.
Задачи:
Обучающие:
1.Учить детей владеть графическими навыками: а) штриховка в разных направлениях по образцу : сверху вниз, слева направо. б) обводить контуры предмета по точкам, в) дорисовывать предметы, г) раскрашивать картинки, соблюдая правила: раскрашивать в одном направлении, не заходя за контур, не оставлять не закрашенных мест.
2. Учить работать с бумагой, осваивать различные виды сгибания (оригами).
3.Обучать приемам работы с пластилиновой техникой.
4. Обогащать тактильный опыт детей: учить узнавать на ощупь предметы и материалы .
Развивиющие:
1.Развивать умение производить точные движения кистью и пальцами рук.
2. Развивать способности координированной работы рук со зрительным восприятием.
3.Развивать творческую активность, пространственное мышление, фантазию.
4. Развивать мелкую моторику рук, кинестетические ощущения в процессе предметно-практических действий
Воспитывающие:
1.Воспитывать в детях аккуратность, усидчивость, добросовестное отношение к работе.
2.Воспитывать внимательность к выполнению заданий.
3.Воспитывать уважительное отношение к своему и чужому труду.
1.2.Планируемые результаты освоения Программы
1.Развитие мелкой моторики и координации пальцев рук до уровня, соответствующего данному возрасту.
2.Овладение разными видами ручной умелости.
3.Овладение приемами работы с разными инструментами.
4.Творческое применение изученных техник, приемов и материалов в художественной деятельности.
5.Овладение нормами этики поведения.
II. Содержательный раздел
2.1 Календарно-тематический план
Дата |
Тема |
Цель |
Содержание |
Сентябрь |
Диагностика |
Выявление ведущей руки |
|
Октябрь |
Детский сад и игрушки |
Развивать мелкую моторику пальцев, тактильную чувствительность. Формировать графические умения и навыки. |
1.Пальчиковая гимнастика «Дружат пальчики». 2.Катание ребристого карандаша между ладонями (массаж) 3.Раскрашивание игрушек. |
Октябрь |
Детский сад и игрушки |
Развивать мелкую моторику пальцев; Учить примазывать кусочки пластилина, заполняя пространство внутри контура. |
1. Пальчиковая гимнастика «Дружат пальчики», 2. Игра «Что это?». Определить плоские игрушки на ощупь: кубик, мяч, пирамидка. 3.Пластилинография:»Мой веселый, звонкий мяч». |
Октябрь |
Осень |
Развивать уровень мелкой моторики и тактильной чувствительности. Закрепить умение придавливать шарики добиваясь изображения листьев. |
1.Пальчиковая гимнастика «Осенние листья». 2.»Листопад»- лист желтой, оранжевой бумаги порвать на мелкие кусочки. 3.Пластилинография. «Осеннее дерево». |
Октябрь |
Огород, овощи |
Развивать координацию движений пальцев рук. Учить раскрашивать в одном направлении, не выходя за контур. |
1.«Дид. Игра «Чудесный мешочек». Выбрать только овощи. 2..Пальчиковая гимнастика «Капуста». 3.Работа с трафаретом «Обведи и раскрась овощи» |
Ноябрь |
Сад, фрукты |
Развивать мелкую моторику пальцев. Учить наносить пластилин на основу. |
1.Пальчиковая гимнастика «Мы делили апельсин». 2. «Сушка фруктов». Нанизывание на проволоку кружков из толстого картона с дырочкой посередине. 3Работа с трафаретами «Обведи и раскрась фрукты» |
Ноябрь |
Ягоды |
Развивать мелкую моторику пальцев, учить выкладывать фигуру по контуру. Продолжать учить примазывать кусочки пластилина, заполняя пространство внутри. |
1Пальчиковая игра «По ягоды». 2. Выложить горохом по нарисованному контуру (ягоды) 3.Пластилинография. «Клубника». |
Ноябрь |
Дом. Семья. |
Развивать мелкую моторику пальцев; ориентировку на плоскости. Продолжать формировать графические навыки. . |
1. Пальчиковая гимнастика «Как у нас семья большая» 2. «Мой дом» Выкладывание из геометрических фигур домов различной высоты. 3. «Семья». Обвести фигуру человека и раскрасить |
Ноябрь |
Мебель, квартира |
Развитие мелких движений пальцев рук, их двигательной активности. Развитие ориентировки на плоскости. Совершенствовать зрительную память. |
1.»Мебель для гостиной». Выкладывание из палочек шкафа, дивана. 2 Массаж ребристым карандашом между ладонями. 3.»Продолжи узор». Раскрась геометрические фигуры. |
Декабрь |
Зима |
Развивать мелкую моторику пальцев; учить преобразовывать квадрат в части дома: основание и крышу. Развивать внимание, логическое мышление. |
1.«Построим горку для зверушек из снежных комков»- изготовление снежных комков из бумаги путем ее сжатия и скатывания между ладонями. 2.Игра «Что лишнее и почему?» 3.«Сказочный домик» (оригами) |
Декабрь |
Зимние забавы |
Упражнять в координации движений с речью. Продолжать работать над развитием мелкой моторики. Научить скатывать шарики из салфеток. |
1.Хороводная игра «Снежная баба» 2.Игра с пробками «Лыжи» 3. «Веселый снеговик». Аппликация из комочков, сделанных из салфеток. |
Декабрь |
Новый год |
Развивать мелкую моторику пальцев. Учить складывать круг пополам, находить середину круга. Учить соблюдать ритм при выкладывании фигур. |
1.Игра «Наведем порядок». ( группировка предметов по признаку). 2. «Бусы на елку» Выкладывание геометрических фигур в определенной последовательности. 3.«Елочная игрушка». (оригами) |
Декабрь |
Новый год |
Развивать мелкую моторику пальцев; зрительно-двигательную координацию. Закрепить умение складывать базовую форму треугольник. 2.Рисование по точкам «Елочка» 3.Нарядная елочка (оригами) |
1.Пальчиковая игра «Елочка» «В лесу родилась елочка»- 2.Рисование по точкам «Елочка» 3.Нарядная елочка (оригами) |
Январь |
Зимующие птицы |
Развивать мелкую моторику пальцев. Упражнять в проведении линий без отрыва от бумаги, закреплять навыки штриховки разными способами. |
1.Угощение для птиц. Сортировка семян: фасоль, горох. 2.Пальчиковая игра «Снегири» 3.«Птица» - обводка трафарета, штриховка по показу в разных направлениях |
Январь |
Домашние животные |
Продолжать работать над развитием мелкой моторики. Совершенствовать графические умения и навыки, закреплять умение обводить рисунок по точкам и штриховать мелкими штрихами. |
1.»Маленький конструктор»-выкладывание из геометрических фигур животных. 2.Пальчиковая игра «На ладошку села кошка». 3 Обвести котенка по точкам и штриховать мелкими штрихами. |
Январь |
Домашние птицы |
Развивать мелкую моторику пальцев рук. Продолжать учить штриховать мелкими штрихами. |
1. «Накормим птичек»-скомкать бумагу в маленькие комочки. 2.»Птицы хотят пить»- работа с водой и пипеткой. 3. «Цыпленок» (штриховка) |
Февраль |
Транспорт |
Развивать зрительно-двигательную координацию и моторику пальцев рук. Закрепить назначение транспорта. Продолжать учить складывать фигуры из бумаги |
1.Рисуем машину пальчиками на крупе. 2.Игра «Назови вид транспорта и его назначение» 3.«Машина» (оригами) |
Февраль |
День Валентина |
Учить действовать по словесной инструкции. Продолжать работать над развитием мелкой моторики. Учить работать с бумагой. |
1.Пальчиковая гимнастика «Солнышко» 2. Массаж ладошек. Прокатывание колючего мяча между ладошек. 3.Изготовление Валентинки из бумаги. |
Февраль |
Наша армия |
Продолжать развивать зрительно моторные функции. Учить штриховать в разных направлениях. |
1.Из риса выложить салют по нарисованному контуру. 2.Пальчиковая игра «Солдаты». 3.Штриховка «Танк». |
Февраль |
Весна |
Продолжать работать над развитием мелкой моторики, координацией движений. Учить работать с крупой. |
1.»Потекли ручейки» -рисование пальцами на крупе. 2.Нанизывание пуговиц -называние (чередование: маленькая, большая и т.д.) 3.Аппликация из пшена «Солнышко» |
Март |
Мамин праздник |
Развивать мелкую моторику. Учить действовать по словесной инструкции. Продолжать учить складывать цветы из бумаги. |
1.Завязываем бантик на подарке 2.Смотать клубок для бабушки. 3.Открытка для мамы. ( оригами) |
Март |
Комнатные растения |
Продолжить работать над развитием мелкой моторики, координацией движений. Учить штриховать в разных направлениях. |
1.П \и «На окошке в горшочке» 2Обрывание цветка по контуру. 3.Штриховка цветка в горшке. |
Март |
Дикие животные |
Продолжать работать над развитием зрительно-моторных функций. Продолжать учить работать с ножницами. Познакомить с новым видом штриховки: клубок. |
1. Игра «Кто, где живет?» Обвести трафарет животного, вырезать его и поместить туда, где он живет. 2.Игра «Кто, чем питается?» В сухом бассейне определить на ощупь предмет, назвать и сказать, кто это ест. 3.Штриховка диких животных. |
Март |
Перелетные птицы |
Упражнять в выкладывании фигур из палочек. Работать над развитием зрительно моторных функций. Продолжать учить работать с ножницами. |
1.Пальчиковая игра «Встреча птиц. 2. «Домик для скворца»-выкладывание из палочек по принципу «колодца» 3.Обвести птицу по трафарету и вырезать. |
Апрель |
Весенние цветы |
Учить работать с трафаретами и шаблонами. Продолжать учить работать с бумагой. |
1.Упражнение «Мотылек». 2.Работа с трафаретами (в парах),_изготовление зашумленных картинок. 3.Коллективная аппликация «Весенний луг». |
Апрель |
Мой город |
Упражнять в работе с трафаретами. Учить ориентироваться на микроплоскости. |
1.Что спряталось в комочке»-разглаживание смятых в комочек трафаретов автобусов из бумаги, обводка, штриховка. 2.Пальчиковая гимнастика «Дом». 3.Выложить дом пластилиновыми жгутиками по контуру. |
Апрель |
Правила дорожного движения |
Продолжать работать над развитием мелкой моторики Учить работать с ножницами. Продолжать учить прикладывать пластилиновые колбаски по контуру. |
1.Пальчиковая гимнастика «Лодочка» 2.Обвести транспорт по трафарету и вырезать. 3.Пластилинография . «Светофор» |
Апрель |
Рыбы |
Продолжать работать над развитием мелкой моторики. Развивать зрительное внимание, память. Продолжать учить работать с пластилином |
1.Пальчиковая игра «Рыбка» 2. Упражнение «Чего не хватает» 3.Пластилинография . Коллективная работа «Рыбки в аквариуме» |
Май |
Насекомые |
Продолжать работать над развитием зрительно моторных функций. Совершенствовать графические навыки. Продолжать учить работать с пластилином. |
1.Пальчиковая игра «Сороконожка» 2. «Нес однажды муравей» -перекладывание гороха из одной емкости в другую на ударный слог. 3. Пластилинография «Гусеница» |
Май |
Бабочки |
Продолжать работать над развитием мелкой моторики, координации движений. Закрепить умение работать в технике оригами. |
1.Пальчиковая игра «Бабочка» 2.Зашумленные картинки. 3.»Бабочка» (оригами) |
Май |
Лето |
Продолжать работать над развитием мелкой моторики Совершенствовать память, внимание, логическое мышление. |
1. . «Быстрые ножки» -«ходьба» указательным и средним пальцами в крышках от пластиковой бутылки. 2.Пальчиковая игра «Пчелы» 3.Коллективная аппликация «Лето». |
Май |
Диагностика |
Обследование мелкой моторики. |
2.2 Методы и формы реализации Программы
Методы, в основе которых лежит способ организации занятий:
- Словесный (беседа, рассказ и т.д)
- наглядный (показ, выполнение педагогом, работа по образцу)
- практический (выполнение работ по схемам и др.)
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
- репродуктивный -дети воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности (рисование по трафаретам, вырезание ножницами, штриховка и др.)
- исследовательский – самостоятельная творческая работа детей (рисование пластилином, конструирование из бумаги в технике оригами, аппликация)
- активный - предоставляет детям возможность обучаться на собственном опыте, приобретать разнообразный субъективный опыт (узнавать предметы на ощупь, работа с крупой, фасолью, горохом, нанизывание бус, пуговиц на проволоку, выкладывание фигур из геом. фигур, палочек, семян).
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности детей назанятиях:
- фронтальный- одновременная работа со всеми детьми,
- групповой – организация работы в группах
- индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий
III. Организационный раздел
Программа описывает курс по развитию мелкой моторики для детей дошкольного озраста 4-5 лет..
Занятия проводятся 1 раз в неделю во второй половине дня по 20 минут.
Всего 32 занятий.
Диагностика проводится 2 раза в год ( в сентябре и мае).
Программное обеспечение
-
Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук. Игры и упражнения.
Гаврилова С.Е. Большая книга развития мелкой моторики для детей 3-6 лет.Ярославль: Академия развития, 2009.
Новиковская О.А. .: АСТ; СПб.; Сова 2007.
Сахарова О. М. Готовим руку к письму. Москва. РОСМЭН. 2008.
Н. Рымчук «Пальчиковые игры и развитие мелкой моторики» Ростов н/Д: Владис: РИПОЛ классик, 2008
Лыкова И.А. «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет. Изд. «Карапуз» 2005.
Соколова С.В. «Оригами для самых маленьких». Детство-пресс 2010.
Приложение 1
Диагностический инструментарий.
Обследование мелкой моторики рук.
СТАТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ
Цель обследования — проверить стабильность выполнения детьми движений, напряжение мышц.
Во время выполнения упражнений педагог смотрит, как долго каждый ребенок может сохранять напряжение мелкой моторики (пальцев).
Проверку можно провести как экспресс-исследование в форме игры «Замри».
Педагог предлагает детям (ребенку) поиграть в игру; дает соответствующие
каждому упражнению инструкции; затем произносятся слова «Раз, два, три!
Замри!». Дети (ребенок) выполняют упражнение. Педагог следит за выполнением каждого упражнения, считая про себя или смотря на часы. По
истечении 2 мин педагог дает команду «Отомри!».
Проверку можно проводить подгруппами. Количество детей в подгруппах
может быть разным (3—7 человек).
Упражнения проводятся без наглядности (картинок). Воспитатель дает
словесную инструкцию и следит за выполнением упражнения.
Каждое упражнение выполняется три раза. При этом сначала идет
инструкция педагога, сопровождающаяся показом. Затем ребенок выполняет
упражнение под счет в следующем порядке:
1-й раз выполнение упражнения (под счет до 15); расслабление — отдых
(около 5 с);
2-й раз — выполнение упражнения (под счет до 15); расслабление — отдых;
3-й раз — выполнение упражнения (под счет до 15).
1. «Кольцо». Соединить большой и указательный пальцы вместе;
остальные пальцы поднять вверх . Пальцы в данном положении удерживать
под счет до 15.
2. «Коза». Вытянуть вперед указательный палец и мизинец. При этом
средний и безымянный пальцы прижать большим пальцем к ладони.
Упражнение выполняется под счет до 15 ( дети 5-6 лет до 10)
3. «Заяц». Вытянуть вверх средний и указательный пальцы. При этом
мизинец и безымянный пальцы прижать большим пальцем к ладони.
Упражнение выполняется под счет до 15 ( дети 5-6 лет до 10)
ДИНАМИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ
1. Вырезание ножницами. Работа с ножницами показывает, как ребенок
может быстро сменить напряжение мелкой мускулатуры руки на
расслабление.
Педагог предлагает вырезать из бумаги круг.
При выполнении задания обращается внимание на быстроту и ловкость
руки ребенка.
2.Обрывание листа бумаги. Обрывание листа бумаги показывает
содружество обеих рук в работе. Педагог раздает листы бумаги, показывает
квадрат-образец и спрашивает, что он показал. Далее воспитатель просит
детей сделать такой же квадрат (по форме) способом обрывания.
ТАКТИЛЬНЫЕ ОЩУЩЕНИЯ
1.Узнавание предмета и качества. Ребенку предлагается нащупать в
мешочке и показать педагогу разные предметы определенного качества.
Оборудование: ложки (деревянная, металлическая, пластмассовая); линейки
(деревянная, металлическая, пластмассовая).
Инструкция педагога: «Опусти руку в мешочек, потрогай лежащие там
предметы и вытащи деревянную ложку (ложку, сделанную из дерева)».
2.Узнавание формы и качества. Ребенку предлагается нащупать в мешочке
и показать педагогу геометрические фигуры разной формы и определенного
качества.
О б о р у д о в а н и е : треугольники (деревянный, пластмассовый, резиновый картонный); прямоугольники (деревянный, пластмассовый, резиновый картонный).
Инструкция педагога: «Опусти руку в мешочек, потрогай лежащие там
фигуры и вытащи пластмассовый треугольник
КООРДИНАЦИЯ ДВИЖЕНИЙ
1. Вдевание шнурка в дырочки.. Педагог предлагает ребенку шнурок и
фигуру с дырочками.
2. Упражнение «Ладонь — ребро — кулак». Ребенок сидит за столом, его
рука(и) расположена(ы) на краю стола. При выполнении упражнения
необходимо выдерживать четкую последовательность. В отличие от
старшей группы темп выполнения упражнения задает воспитатель
посредством счета (один, два, три). Темп приблизительно следующий: на
каждое упражнение дается 1 с, на три упражнения — 3 с. Все полученные
данные заносятся в таблицу 9 (см. приложение)
ГРАФИЧЕСКИЕ НАВЫКИ.
1.«Езда по дорожке». Ребенку предлагается «проехать по дорожке»,
соединив с помощью карандаша изображения машины и дома (они
нарисованы на листе бумаги, соединены «дорожкой», которая огибает
различные препятствия (деревья, реку, колодец и т.п.). Дом изображается в
верхнем правом углу листа А-4, машина – в нижнем левом. Инструкция:
«Представь, что ты водитель. Тебе надо проехать вот к этому домику
(взрослый указывает на дом). Ты поедешь вот так (на рисунке – образце
психолог показывает, как надо ехать по дорожке с помощью карандаша).
Карандаш должен все время двигаться по нарисованной на бумаге дорожке,
иначе получится, что машина взлетела как самолет или произошла авария.
Езжай аккуратно, чтобы твоя машина не съезжала с дороги.
2. Обведи рисунок по линиям. Ребенку предлагается обвести карандашом
рисунок точно по линии, не отрывая карандаш от бумаги.
Все полученные данные заносятся в таблицу.
Приложение 2
Диагностическая карта развития мелкой моторики.
№ п\п |
Фамилия, имя ребенка |
Статические упражнения. |
Работа с бумагой |
Тактиль ные ощущен ия |
Координа ция движений |
Графическ ие навыки |
Кол ичес тво балл ов |
Группа |
||||||||||||
К о л ь ц о |
К о з а |
З а я ц |
Вырезание ножницами |
Обрывание листа бумаги |
Узнавание качества предмета |
Узнавание формы предмета |
Ладонь-ребро-кулак |
Тест «Едем по дорожке» |
Тест «Обведи по линиям» |
Вдевание шнура в дырочки. |
||||||||||
1 |
Башкатова Лиза |
|||||||||||||||||||
2 |
Егорова Маша |
|||||||||||||||||||
3 |
Мулин Миша |
|||||||||||||||||||
4 |
Тупицын Андей |
|||||||||||||||||||
5 |
Ялова Арина |
|||||||||||||||||||
6 |
||||||||||||||||||||
7 |
||||||||||||||||||||
8 |
||||||||||||||||||||
9 |
||||||||||||||||||||
10 |
||||||||||||||||||||
11 |
||||||||||||||||||||
12 |
||||||||||||||||||||
13 |
||||||||||||||||||||
14 |
||||||||||||||||||||
15 |
||||||||||||||||||||
16 |
||||||||||||||||||||
17 |
||||||||||||||||||||
18 |
||||||||||||||||||||
19 |
||||||||||||||||||||
20 |
Условные обозначения:
если ребенок справился с заданием — 1 балл;
если ребенок справился с заданием частично — 0,5 балла;
если ребенок не справился с заданием — 0 баллов.
В последней графе выставляется группа (А, Б, В), которая показывает
степень развития мелкой моторики руки ребенка на момент обследования.
Характеристика групп
Группа «А». К группе относятся дети, набравшие в процессе обследования
14—12 баллов. У этих детей мелкая моторики развита хорошо.
Группа «Б». К группе относятся дети, набравшие 11 - 8 баллов. Мелкая
моторика у этих детей развита недостаточно. Для достижения
положительного результата в наследующей работе необходим тесный
контакт педагогов с родителями.
Группа «В». К группе относятся дети, набравшие 7 баллов и менее. У этих
детей мелкая моторика развита плохо.