Рабочая программа дополнительного образования детей среднего дошкольного возраста (дети от 4 до 5 лет) «Юные умельцы»
Рабочая программа дополнительного образования
детей среднего дошкольного возраста
(дети от 4 до 5 лет)
«ЮНЫЕ УМЕЛЬЦЫ»
Кузьмина Елена Александровна
Воспитатель МБДОУ
д/c 26
Уфа 2016г
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА:
Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножать, не разрушая. Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве – залог будущих успехов.
Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Мы, взрослые, должны помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать личностью. Творческая личность – это достояние всего общества.
Воспитать творческую личность своих воспитанников помогаю через кружковую работу «Чудесные фантазии», где использую дидактических игры и разные виды материалов: бумага, глина, пластилин, природные материалы, нитки. Занятия в кружке позволяют развивать творческие задатки дошкольников, мелкую моторику пальцев рук. Творчество детей построено по принципу – от простого к сложному, что позволяет развивать у детей дошкольного возраста уверенность в свои силы и успешность.
Цель программы кружка «Юные умельцы» развитие мышления, воображения, мелкой моторики рук ; воспитание самостоятельности , уверенности , инициативности.
Задачи:
Обучающие:
1. Сформировать у детей интерес к видам труда.
2. Познакомить со свойствами материалов.
3. Развивать умение пользоваться простейшими инструментами.
4. Способствовать выработке навыков работы с различными материалами.
5. Учить наклеивать готовые формы, составлять из них изображения готовых предметов, совершенствуя ориентировку на плоскости.
Развивающие:
6. Способствовать развитию конструктивной деятельности.
7. Развивать твёрдость рук, технические навыки
8. Способствовать развитию внимания. Памяти, воображения. Творческой фантазии.
Воспитательные:
- способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.
- формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.
- совершенствовать трудовые навыки , формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал , содержать в порядке рабочее место.
Условия реализации программы:
-наличие материально- технического обеспечения;
-систематичность посещения кружка «Юные умельцы»;
- регулярные отчетные выставки кружка для родителей, детей, сотрудников и гостей детского сада;
- участие детей, посещающих кружок, в конкурсах детского творчества;
Содержательная часть.
Методы и приемы обучения.
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия
1. Наглядные (показ выполнения работы педагогом, работа по образцу, помощь).
2. Словесные (объяснение, описание, поощрение, использование скороговорок, пословиц и поговорок). 3.Практические (самостоятельное и совместное выполнение поделок)
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
Объяснительно- иллюстративный –дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
Репродуктивный – дети воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
3. Частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске решения поставленной задачи совместно с педагогом;
4. Исследовательский - самостоятельная творческая работа детей.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности детей на занятиях:
- фронтальный- одновременная работа со всеми учащимися;
- индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
- групповой –организация работы в группах;
-индивидуальный- индивидуальное выполнение заданий, решение проблем;
Направления работы:
- изготовление поделок из природного материала, цветной бумаги, бисера;
- изготовление сувениров и открыток к праздникам;
- конструирование;
Формы работы:
- индивидуальная (каждый ребенок должен сделать свою поделку);
- групповая (при выполнении коллективных работ каждая группа выполняет определенное задание);
- коллективная (в процессе подготовки и выполнения коллективной композиции дети работают все вместе, не разделяя обязанностей).
Программа кружка рассчитана для детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет)
- Занятия кружка проводятся 1 раз в неделю с сентября по май, продолжительность занятия составляет 20 минут.
-Занятия проводятся во второй половине дня.
-Организация занятий детского творчества позволяет учитывать индивидуальные особенности детей, уровень овладения навыками, что повлияет на выполнение ожидаемого результата.
-Занятия проходят в форме игры, для обыгрывания сюжета используется художественное слово, персонажи (игрушки)
Ожидаемые результаты.
научатся различным приемам работы с бумагой, природным материалом, ножницами и клеем;
разовьют память, мышление, пространственное воображение;
разовьют мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус; творческие способности и фантазию;
овладеют навыками культуры труда; улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы;
Принципы, лежащие в основе программы:
доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);
наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов);
демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и воспитанников в социуме, реализация собственных творческих потребностей);
научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы);
«от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).
Календарно-тематическое планирование
Сентябрь
Тема |
Краткое содержание |
Дата проведения |
1.«Яблочко». (Мозаичная аппликация). |
Учить приклеивать маленькие квадратики цветной бумаги в круговую, соблюдая расстояние между ними. |
|
2. «Листик». (Мозаичная аппликация). |
Продолжаем учить намазывать клеем небольшой участок рисунка и приклеивать квадратики, соблюдая расстояние, и так пока весь рисунок листика не заполнится квадратиками. |
|
3. «Морковка». (Аппликация из ниток). |
Учить детей самостоятельно приклеивать готовую форму на лист картона с добавлением пряжи. |
|
4. «Листопад». (Аппликация из сухих листьев) |
Учить наклеивать сухие листья на лист бумаги, создавая изображение листопада. |
|
Октябрь |
||
1.«Зверушки из овощей». (Поделки из овощей). |
Учить детей самостоятельно выполнять работу, предложить самим придумать и изготовить зверушек, используя для соединения зубочистки. |
|
2.«Деревья». (Обрывная аппликация). |
Учить конструировать изображение кроны лиственного дерева из клочков зелёной бумаги; обрывать края бумаги закруглённой формы, изображая листья. (Коллективнаяработа). |
|
3.«Яблочный сад». (Аппликация из салфеток). |
Продолжать знакомить со свойствами мягкой бумаги; учить скатывать из неё большие и маленькие комочки (яблочки); развивать воображение. (Коллективная работа). |
|
4.«В саду много ягод и цветов». (Аппликация из салфеток). |
Учить конструировать пейзажную композицию, дополнять начатую работу новыми элементами; учить сминать мягкую бумагу в маленькие комочки - ягоды, цветы.(Коллективная работа). |
|
Ноябрь |
||
1.«Зверушки». (Поделка из природного материала). |
Учить детей изготавливать зверушек из природного материала: туловище – шишка, голова – каштан. Для соединения деталей использовать пластилин. |
|
2.«Осенний сад». (Аппликация из листьев). |
Учить составлять композицию из листьев. Аккуратно намазывать клеем, приклеивать на основу. |
|
3.«Узор на тарелке». (Аппликация из семян тыквы). |
Учить детей наклеивать семена тыквы на готовое изображение. Развивать эстетическое восприятие. Видеть красоту. |
|
4.«Ёжик». (Поделка из природного материала). |
Учить детей изготавливать ёжика из каштана, проявлять фантазию, вылеплять мелкие детали из пластилина. |
|
Декабрь |
||
1.«Чашка с блюдцем». (Поделка из папье – маше). |
Познакомить детей с новым видом ручного труда. Учить разрывать бумагу и полоски и приклеивать слоями, чередуя вертикальное и горизонтальное размещение; покрыть грунтовкой. Развивать мелкую моторику. |
|
2.«Чашка с блюдцем».(Роспись готового изделия). |
Продолжение. Учить оформлять готовые изделия росписью или аппликацией. Развивать фантазию, достигать желаемого результата. |
|
3.«Звёздочки и шарики».(Лепка из солёного теста). |
Продолжать знакомить детей с новым материалом – солёным тестом. Учить лепить по трафарету из солёного теста звёздочки и шарики для новогодней ёлочки. |
|
4.«Звёздочки и шарики». (Роспись готового изделия). |
Продолжение. Учить расписывать готовые изделия из теста гуашью, по желанию ребёнка; покрыть лаком и повесить на ёлочку. Развивать творчество и фантазию. |
|
Январь |
||
1.«Зайчик». (Аппликация из ваты). |
Учить на бархатной бумаге изображать по силуэту зайчика из ваты, дополняя пейзаж деталями из цветной бумаги. |
|
2.«Волшебные снежинки».(Лепка из солёного теста). |
Учить детей изготавливать снежинку из четырёх тонких колбасок, пересекающихся в центре. Развивать фантазию в украшение снежинок бисером. |
|
3.«Лисичка и волк». (Конструирование – оригами). |
Познакомить детей с новым видом ручным труда. Учить аккуратно складывать лист бумаги по диагонали, вдоль и поперёк. Внимательно слушать объяснения педагога и повторять его действия. |
|
Февраль |
||
1.«Снегирь». (Аппликация из крупы). |
Учить равномерно, распределять различные виды крупы по форме, намазанной пластилином, развивать аккуратность и точность. |
|
2. «Валентинки».(Аппликация из резаных ниток). |
Продолжить знакомить с техникой выполнения аппликаций из ниток. Учить равномерно намазывать участки изображения и посыпать их мелко нарезанными педагогом нитками. |
|
3. «Наша Армия!».(Поделки из яйца). |
Учить детей аккуратно приклеивать на яйцо из готовых форм; глазки, рот, головной убор и тельняшку для моряка. Развивать воображение и глазомер. |
|
4.«Открытка ко дню защитника отечества». (Аппликация из макарон). |
Учить детей оформлять открытку макаронными изделиями, создавая самолёт, ракету, кораблик по желанию детей. Аккуратно приклеивать на картон. |
|
Март |
||
1.«Рамочка для фотографий». (Бисерография). |
Учить детей оформлять форму рамочки бисером, пайотками и декоративными цветами. Равномерно распределять блёстки на лицевой стороне. |
|
2.«Звери из полоски картона». (Конструирование). |
Учить детей отрезать от листа картона неширокие полоски, склеивать эти полоски в кольца. Самостоятельно моделировать зверушку по своему усмотрению. |
|
3.«Первые цветы».(Аппликация из цветной бумаги). |
Учить детей самостоятельно вырезать лепестки из прямоугольника цветной бумаги, составлять из них цветок. |
|
4.«Экзотические рыбки».(Аппликация из семян тыквы). |
Учить аккуратно приклеивать семена тыквы на элементы аппликации, располагая их в определённом порядке. |
|
Апрель |
||
1.«Цыплёнок». (Аппликация из крупы). |
Продолжать учить детей приклеивать крупу на готовый силуэт. На цыплёнка посыпаем пшено, червечка делаем из гречки, травку из гороха. |
|
2.«Ракеты и кометы».(Аппликация из цветной и гофрированной бумаги). |
Учить детей создавать и вырезать ракеты рациональным способом: делить квадрат на 3 треугольника (большой треугольник- нос ракеты, два маленьких- крылья). |
|
3.«Пасхальные яйца. (Поделка из цельного яйца). |
Продолжать знакомить детей с новым материалом - солёным тестом. Учить катать тесто между ладошками, придавая форму яйца. Украшать форму по желанию ребёнка, используя при украшении бисер, цветную бумаги или гуашь. |
|
4.«Нарядные крылышки».(Поделки из фантиков, гофрированной бумаги). |
Приготовить разные цилиндры размером с пальчик. И будем мастерить разных насекомых, туловище которых напоминает трубочку. У них такие красивые крылышки! Их будем вырезать из фантиков и гофрированной бумаги. |
|
Май |
||
1.«Красивое платье». (Аппликация из ткани). |
Учить выполнять аппликацию из ткани, правильно располагать элементы украшения. Развивать творческую фантазию. |
|
2.«Декоративные узоры на круге».(Поделка из семян тыквы, арбуза и семечек). |
Учить задумывать содержание рисунка на круге и доводить задуманное до конца. Закреплять приёмы лепки. Развивать фантазию, творчество. |
|
: 3.«Весёлые пуговицы». (Лепка из солёного теста). |
Учить лепить оригинальные пуговицы для платья или кофточки. Затем пуговицы раскрашиваем яркими акриловыми красками или гуашью. После сушим на воздухе или в духовке. |
|
4.«Букет роз». (Аппликация из гофрированной бумаги). |
Учить детей скручивать бумагу в жгутики по спирали; закреплять навыки приклеивания, глазомер. |
Материально-техническое оснащение занятий:
Для занятий в кружке необходимо иметь:
Оборудование и инструменты: цветная бумага, пряжа, цветной картон, клей (наилучшим является клей ПВА), бисер ,природный материал, соленое тесто, ножницы, карандаши простые, Кисточка для клея, салфетки, клеенка.
Оборудование: столы, стулья, доска, плакаты, образцы объектов труда, инструкционные карты.
Методическое обеспечение.
1.Казакова Л.В. «Конструирование и ручной труд в детском саду». М., 1990г.
2.Богатеева З.А. «Мотивы народных орнаментов в детских аппликациях». М., 1986г.
3.Довыдова Г.Н. «Поделки из бросового материала» (цветы) – 2008г.
4.Садилова Л.А. «Поделки измятой бумаги» - 2008г.
5. Лыкова И.А. «Старичок – лесовичок.
Лесные поделки». – 2004г.
Диагностика результатов
образовательной деятельности.
Срез творческих и эстетических знаний и умений.
Фамилия, имя обучаемого |
Организация рабочего места |
Умение пользоваться инструментами и приспособлениями |
Знание базовых форм и условных обозначений |
Владение разнообразными приемами, навыками работы с разным материалом |
Умение пользоваться чертежами и схемами |
Моделирование художественно-выразительных форм |
Проявление творчества и фантазии в создании работ |
Стремление к совершенству и законченности в работе |
Система оценок:низкий уровень, средний уровень, высокий уровень |
ПРОЯВЛЕНИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ПО УРОВНЯМ
Оценка результатов по уровням:
низкий уровень -1б., средний уровень -3б. высокий уровень -5б.
показатели |
уровни |
|||
низкий |
средний |
высокий |
высокий |
|
1.Участие в проведении праздников и концертов. |
||||
2.Участие в конкурсах. |
||||
3.Работа по образцу. |
||||
4.Работа с внесением изменений. |
||||
5.Работа над своим вариантом. |
||||
6.Работа с внесением изменений в технологию или конструкцию |
||||
Средний процент |
18