Дидактический материал для 3 класса по теме «Устойчивые выражения (Фразеологизмы)»
Дидактический материал для 3 класса по теме «Устойчивые выражения (Фразеологизмы)».
Карточка 1. Подбери к рисунку устойчивое выражение.
Ответ: купить кота в мешке, крокодильи слёзы, смотреть, как баран на новые ворота, курам на смех.
Карточка 2. Соотнеси фразеологизм с его объяснением.
• Мастер на все руки. (перестать слушаться)
• Рукой подать. (быстро сделать)
• Прибрать к рукам. (близко)
• Отбиться от рук. (бездельничая)
• На скорую руку. (работать, не переставая)
• Сложа руки. (умелец)
• Не покладая рук. (торопливо, наскоро)
Карточка 3. Найдите фразеологизм, объясните его значение.
С виду мы не очень схожи:
Петька толстый, я худой.
Не похожи мы, но всё же
Нас не разольёшь водой!
(Б. Заходер)
Ответ: не разольёшь водой – нельзя разлучить.
Карточка 4. Восстанови фразеологизмы, пришедшие из мифов.
Ахиллесова | нить |
Ариаднина | меч |
Домоклов | Янус |
Двуликий | пята |
Ответ: Ахиллесова пята, Ариаднина нить, Домоклов меч, Двуликий Янус.
Карточка 5. Подбери фразеологизм, где упоминается название животного.
Ответ: • Слон в посудной лавке.
• Топает, как слон.
• Медведь на ухо наступил.
• Медвежья услуга.
• Трусливый, как заяц.
• За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.
• Ползёт, как черепаха.
Карточка 6. Шуточные вопросы на знание фразеологизмов.
- Какой вкус может быть у правды? (горькая правда)
- Блюдо в голове у некоторых людей. (каша)
- В каком состоянии может быть горе: в жидком, твёрдом, газообразном? (в жидком – хлебнуть горя)
- Может ли вопрос заболеть? (больной вопрос)
- Может ли след быть холодным? (след простыл)
- Какого цвета бывает тоска? (зелёная)
- Есть ли глаза у правды? (смотреть правде в глаза)
- Упоминается ли в таблице умножения фразеологизм? (знать, как дважды два)
Карточка 7. Объясни устойчивые выражения. Фразеологизмы на знание частей тела.
- Зарубить себе на носу. (запомнить)
- Прикусить язык. (молчать)
- Положить зубы на полку. (это делает голодный человек)
- Бежать со всех ног. (бежать быстро)
- На лбу всё написано. (человек не может скрывать своих чувств)
- Язык подвешен. (уметь хорошо и много говорить)
Карточка 8. Собери фразеологизмы.
тянуть | вскружить | терять |
кота за хвост | вбить | выкинуть |
намылить | время | лямку |
резину | взяться | голова |
Ответы: Тянуть время. Тянуть резину. Тянуть лямку. Тянуть кота за хвост. Вбить в голову. Терять голову. Выкинуть из головы. Вскружить голову. Намылить голову. Взяться за голову.
Карточка 9. Распредели фразеологизмы в два столбика: в первый – со значением «обманывать», во второй – со значением «бездельничать».
Бить баклуши, водить за нос, вводить в заблуждение, втирать очки, лодыря корчить, сидеть, сложа руки.
Обманывать | Бездельничать |
| |
| |
| |
Ответ:
Обманывать | Бездельничать |
водить за нос | бить баклуши |
вводить в заблуждение | лодыря корчить |
втирать очки | сидеть, сложа руки |
Карточка 10. Закончи фразеологизмы, основанные на сравнении человека с животным.
• Нем, как …
• Изворотлив, как …
• Хитёр, как …
• Голоден, как …
• Надулся, как …
• Труслив, как …
• Белая …
Ответы:
• Нем, как рыба.
• Изворотлив, как уж.
• Хитёр, как лиса.
• Голоден, как волк.
• Надулся, как индюк.
• Труслив, как заяц.
• Белая ворона.