Практическое занятие по теме «Устойчивые выражения в речи»
Устойчивые выражения в речи.
Задания и упражнения.
Пословицы и поговорки. На занятии преподаватель читает первую часть пословицы, а студенты должны ее продолжить. Феномен данных пословиц заключается в том, что многие из них в обыденном употреблении стали утрачивать вторую часть, что сильно изменило их значение. Сравните: В здоровом теле – здоровый дух (кто здоров внешне, у того и душевные качества достойные) и В здоровом теле здоровый дух – вещь редкая (редко бывает чтобы физически здоровый человек был благородным и высокодуховным).
(Задание направлено на развитие речи, формирование этнокультурных установок, интереса к речевой традиции).
1. Голод не тетка, пирожка не поднесет.
2. Гол как сокол, а остер как топор.
3. Губа не дура, язык не лопатка, знает, где кисло, знает, где сладко.
4. Два сапога пара, оба левые.
5. За двумя зайцами погонишься — ни одного кабана не поймаешь.
6. Кто старое помянет — тому глаз вон, а кто забудет — тому оба.
7. Лиха беда начало — есть дыра, будет и прореха.
8. Бабушка гадала, надвое сказала: то ли дождик, то ли снег, то ли будет, то ли нет.
9. Бедность — не порок, а большое несчастье.
10. В здоровом теле здоровый дух — редкая удача.
11. Везет как субботнему утопленнику — баню топить не надо.
12. Ворон ворону глаз не выклюет, а и выклюет, да не вытащит.
13. Гладко было на бумаге, да забыли про овраги, а по ним ходить.
14. Дураку хоть кол теши, он своих два ставит.
15. Девичий стыд — до порога, переступила и забыла.
16. Дорога ложка к обеду, а там хоть под лавку.
17. За битого двух небитых дают, да не больно-то берут.
18. Зайца ноги носят, волка зубы кормят, лису хвост бережет.
19. И делу время, и потехе час.
20. Комар лошадь не повалит, пока медведь не подсобит.
21. Курочка по зернышку клюет, а весь двор в помёте.
22. Молодые бранятся — тешатся, а старики бранятся — бесятся.
23. На чужой каравай рот не разевай, пораньше вставай да свой затевай.
24. На сердитых воду возят, а на добрых сами катаются.
25. Не все коту масленица, будет и пост.
26. Не печалится дятел, что петь не может, его и так весь лес слышит.
27. Ни рыба, ни мясо, ни кафтан, ни ряса.
28. Новая метла по-новому метёт, а как сломается — под лавкой валяется.
29. Один в поле не воин, а путник.
30. От работы кони дохнут, а люди — крепнут.
31. Палка о двух концах, туда и сюда бьет.
32. Повторенье — мать ученья, утешенье дураков.
33. Пьяному море по колено, а лужа — по уши.
34. Пыль столбом, дым коромыслом, а изба не топлена, не метена.
35. Работа — не волк, в лес не убежит, потому ее, окаянную, делать и надо.
36. Расти большой, да не будь лапшой, тянись верстой, да не будь простой.
37. Рука руку моет, да обе свербят.
38. Рыбак рыбака видит издалека, потому стороной и обходит.
39. С пчелой поладишь — медку достанешь, с жуком свяжешься — в навозе окажешься.
40. Собака на сене лежит, сама не ест и скотине не дает.
41. Собаку съели, хвостом подавились.
42. Старый конь борозды не испортит, да и глубоко не вспашет.
43. Тише едешь — дальше будешь от того места, куда едешь.
44. У страха глаза велики, да ничего не видят.
45. Ума палата, да ключ потерян.
46. Хлеб на стол — и стол престол, а хлеба ни куска — и стол доска.
47. Чудеса в решете — дыр много, а выскочить некуда.
48. Шито-крыто, а узелок-то тут.
49. Язык мой — враг мой, прежде ума рыщет, беды ищет.
50. Дуракам закон не писан, если писан — то не читан, если читан — то не понят, если понят — то не так.
51. Старость не радость, сядешь — не встанешь, побежишь — не остановишься.
Упражнение 2.
Русская разменная монета, чеканившаяся из медно-цинкового сплава, оберегает денежную единицу, в которой еще 99 таких же монет.
Первый уровень сложности. Повышенный. Упражнение 3. Работа со словарем.
Подберите соответствующие фразеологизмы к следующим определениям:
Умышленно мешать кому-либо что-то делать
Разоблачить чьи-то темные дела и намерения.
Заставить молчать
Отказаться от своего прежнего решения
Ничтожно мало по сравнению с необходимым
Затеять сложное, неприятное и хлопотное дело
Поступать неискренне, против совести
Напряженно думать
Действовать в разных направлениях
Добиваться взаимопонимания
Успешно справиться с чем-то
Ловко, искусно обманывать
Обострять неприязненные отношения.
Первый уровень сложности. Упражнения для всей группы.
Упражнение 4.
Объяснить значения следующих фразеологизмов:
Без году неделя
Беречь как зеницу ока
Ловить рыбу в мутной воде
Буриданов осел
Как кошка с собакой
Выеденного яйца не стоит
Точить когти
Поцеловать замок
Держать камень за пазухой
Медвежий угол
Танцевать от печки
Чужими руками жар загребать
Биться головой об стену
Наставлять рога
Медвежья услуга
Быть большим католиком чем папа
На большую рыбу найдется рыба побольше
Носить воду решетом
Повесить нос
Задирать нос
Стреляный воробей
Упражнение 5.
К данным фразеологизмам подберите фразеологические синонимы или антонимы:
Куры не клюют
Считать ворон
Рука об руку
Переливать из пустого в порожнее
Водить за нос
Ни два ни полтора
Отдать богу душу
На ночь глядя
Тяжелый на подъем
Гладить против шерсти
Без царя в голове
Заварить кашу
Сбивать с пути
Первый уровень сложности. Упражнение 6. Используя фразеологический словарь, укажите источники фразеологизмов, если возможно их авторов:
Держать порох сухим
Прокрустово ложе
Кануть в Лету
Камень преткновения
Гордиев узел
Дамоклов меч
Сизифов труд
Эзопов язык
Ахиллесова пята
Валаамова ослица
Золотая середина
Делу время, а потехе час
Живой труп
Дворянское гнездо
Человек в футляре
Тайна за семью печатями
Врачу, исцелися сам
Злоба дня
Второй уровень сложности. Работа со словарем. Упражнение 7.
Подберите русские фразеологизмы и поговорки соответствующие иностранным:
Надоесть как псу муха
Откладывать на неделю с семью четвергами
Катать яйца с крыши
Крыть крышу блинами
Искать свой топор
Собирать сметану с земли
Бросать розы перед свиньями
Привязывать коту бубенчик
Родиться с прической
Рим не за один день построен
Ночь приносит совет
Как аббат поет, так и монах молится
Если любишь масло, его надо взбить
Как постелешь, так и выспишься
Исповедоваться в печку
Первый уровень сложности. Упражнение 8.
Найдите фразеологизмы в данных предложениях и определите их значение.
1. Александр Филиппович часто говорил о себе домашним: «Я – калиф на час» (Л. Курбыко). 2. Шубенка на мне, извините, паршивая, на рыбьем меху (А.Чехов). 3. Василий Максимович в душе был очень доволен, однако придирался и ворчал: «Явная потемкинская деревня!» (В. Ажаев). 4. Гусар Пыхтин гостил у нас; уж как он Танею прельщался. Как мелким бесом рассыпался! (А. Пушкин). 5. Анна Акимовна всегда боялась, чтобы не подумали про нее, что она гордая, выскочка или ворона в павлиньих перьях (А. Чехов). 6. Не зная никаких свобод, ежечасно изнемогая на прокрустовом ложе всевозможных укорачиваний, литература не отказывалась от своих идеалов, не предавала их (М. Салтыков-Щедрин). 7. Благосклонный читатель уже знает, что воспитан я был на медные деньги и что не имел я случая приобрести сам собою то, что было раз упущено (А. Пушкин). 8. Чуть попал в столоначальники, уж и норовит икру метать (М. Салтыков-Щедрин).
Третий уровень сложности. Исправление речевых ошибок.
Упражнение 9.
Определите вид ошибки. Исправьте ошибки, связанные с употреблением устойчивых словосочетаний.
1. Эта политика уже приносит положительные плоды. 2. Большое внимание будет оказано благоустройству города. 3. Наши фермеры завоевали мировой рекорд по настригу шерсти от тонкорунной овцы. 4. Не думаю, что найдутся люди, которые стали бы всерьёз исповедовать мнение этого чудака. 5. Василий Иванович от всей души отругал меня за поломку фрезы. 6. Пилот садится в кабину необъезженного самолета. 7. В недалеком прошлом у нас всем зажимали языки. 8. Все мы друг перед другом в непролазном долгу.
II. 1. В этом движении важную скрипку играют христианские демократы. 2. Я не верю политику, который красиво фразы сыплет бисером. 3. В Голливуде начались слухи о том, что будет сниматься биографический фильм о Лиз Тейлор. 4. Для всей школы этот ученик стал басней во языцех. 5. Один за одним друзья вышли из школы. 6. Еще совсем недавно ему пели фимиамы.
III. 1. Нельзя всех мерить под одну гребенку. 2. Получить фиаско может каждый спортсмен. 3. Ночь, наступившая среди бела дня, не могла не навести ужаса на суеверных людей XII века. 4. Прятаться за чужие широкие спины – дело недостойное. 5. Жизнь, как на ладони, проходила на людях. 6. Председатель осыпал меня золотым дождем на сумму восемь рублей. 7. Позаботься впрок о своем летнем отдыхе.
VI. 1. Ваше предложение выеденного гроша не стоит. 2. В этих событиях важную скрипку играют военные. 3. Скрепя сердцем он согласился на это предложение. 4. Эти стихи я очень хорошо выучил назубок. 5. Товарищи оказали мне плохую медвежью услугу. 6. История с коробкой из-под ксерокса во время выборов президента стала, по сути, басней во языцех. 7. Оформление витрины торгового центра желает много лучшего. 8. В школе нельзя всех мерить под одну гребенку. 9. Несмотря на достижения нашего отдела, никто не торопится петь нам фимиамы. 10. Выйдя на трибуну, депутат пообещал говорить по существу и не лить много слов. 11. Его главная ахиллесова пята – неумение организовать свой день. 12. После того как остановилась фонограмма, певец понял, что получил фиаско на глазах публики.
V. 1.. Всю войну она проработала не покладая сил. 2. Как бы ни было трудно, не бойся смотреть правде в лицо. 3. Тихо затаив дыхание, ребята слушали рассказ космонавта. 4. Они словно братья-близнецы: капля в каплю похожи друг на друга. 5. Мы помчались туда очертив голову. 6. У матери отлегло сердце, когда она увидела Павла. 7. Это дешевле, чем пареная репа. 8. Нужен ты мне как банный лист. 9. Говорили о нем как о большом специалисте в своей области, он, дескать, медведя на этом деле съел. 10. Ему было впору биться о стенку.
Упражнение 10. Распределите предложения в разные группы в зависимости от типа ошибки в употреблении фразеологизма. Исправьте речевые ошибки, перефразировав предложения.
Вариант 1. В приведённых ниже примерах укажите случаи использования фразеологизмов без учёта их значения. Отметьте другие стилистические недочёты. Исправьте предложения. За справками обращайтесь к фразеологическим словарям русского языка.
1. Выступая перед выпускниками школы, пятиклассник Алёша Морозов сказал: «Мы сегодня провожаем в последний путь наших старших товарищей». 2. Выпускники, взволнованные и счастливые, на прощание спели свою лебединую песню. 3. Я всегда считал, что насилием победить насилие невозможно, а если со мной кто-то не согласен, то, как говорится, пусть земля ему будет пухом! 4. Услышав шум, он выскочил в коридор в чём мать родила, в одних трусах и майке. 5. Рационализатор – это человек, который не может относиться равнодушно к тому, что плохо лежит. 6. Мы долго ждали, когда наши футболисты пробьют окно в Европу. 7. А в штабе до сих пор не могут понять, как бандформирования могли пройти незамеченными много километров и почти сесть на шею нашим войскам. 8. Изящно и просто решили эту проблему наши учёные и поставили на ней крест. 9. У этих «заботливых родителей» дети спят на каких-то прокрустовых ложах. 10. Смешит зрителя драматург не один, а в компании с прекрасными актёрами, которым палец в рот не клади, а дай только народ посмешить. 11. Фирменное блюдо ехидны – муравьи, термиты. 12. Мы не протянем рук перед Западом. 13. На заводе царил разгром, но новое руководство работало истово, до последнего вздоха, и это помогло ему не только завоевать авторитет среди рабочих, но и погасить часть долгов за электроэнергию. 14. Эти люди крепко стоят на ногах, поэтому вам не удастся подрезать им крылья. 15. Люди работают в буквальном смысле плечом к плечу, каждый у всех на виду. 16. Грампластинка ещё не сказала своего последнего слова. 17. Нужен он мне как банный лист. 18. Я в точных науках ни гу-гу! 19. Он стоит на своём, покуда его держат ноги. 20. Не случайно это совпадение: Павел Власов – духовный отец Павла Корчагина! 21. По мнению Шолохова, крестьяне прямой наводкой шли в колхоз.
Вариант 2. В приведённых ниже примерах укажите ошибки в употреблении фразеологизмов (неоправданная замена компонентов фразеологизма, немотивированное расширение или сокращение его состава, изменение грамматической формы слов во фразеологизме, смешение компонентов разных фразеологизмов и т.д.). Исправьте предложения, если это необходимо, или мотивируйте целесообразность такого употребления.
1. Не мудрствуя долго, приведу в доказательство своей правоты русскую пословицу. 2. В связи с участившимися террактами всем надо держать уши наготове. 3. Все понимали, что эти слова и слёзы являются фиговым прикрытием авантюристки. 4. Золотая лихорадка, вот что помутило мозги завоевателям. 5. Хоть я и не из робкой десятки, но всё же не решился один пойти на кабана. 6. Шоу Пугачёвой всегда организовано на более широкую ногу. 7. Лелею себя надеждой, что моя статья вам понравится. 8. Всеми фибрами души я испытывал счастье борца. 9. Игорь уходил в поход неопытным новичком, а вернулся из экспедиции старым матерчатым волком. 10. Не нужно замыкаться в себе, давайте делиться своими больными местами. 11. Это легче пареной репы. 12. Выступление депутата перед собравшимися было принято прямо на ура. 13. Как говорится, чем дальше в лес, тем больше щепки летят: работа требовала всё большего напряжения. 14. После смены руководства жизнь на заводе забила другим ключом. 15. У них всё было шито-крыто белыми нитками, но тогда этого никто не замечал. 16. Вскоре и эта пирамида рассыпалась как мыльный пузырь. 17. Отец не захотел слушать объяснений сына и послал его туда, куда и Макар не гонял. 18. Мы уже без минуты молодые специалисты, поэтому наладить компьютер для нас не проблема. 19. Педагог должен знать, в чём кроется успех этой работы, подметить в каждом питомце только ему одному присущую изюминку. 20. Я по душе не боец, а обыватель. 21. Пора забить во все колокола, а администрация района смотрит на это безобразие спустя рукава. 22. В этих местах не только нога человека, но и журналиста не побывала.
Вариант 2. В приведённых ниже примерах укажите ошибки в употреблении фразеологизмов (неоправданная замена компонентов фразеологизма, немотивированное расширение или сокращение его состава, изменение грамматической формы слов во фразеологизме, смешение компонентов разных фразеологизмов и т.д.). Исправьте предложения, если это необходимо, или мотивируйте целесообразность такого употребления.
1. Вопрос гроша выеденного не стоит, а решить его не могут уже три года. 2. Большой театр выпустил в свет балет «Пиковая дама». 3. Решение суда гласит чёрным по белому, что отключать электроэнергию в жилых домах нельзя, а чиновникам – хоть что не расти! 4. Со всех своих длинных ног он бросился бежать. 5. Успехи коллектива желают много лучшего. 6. Тренеру пришлось делать хорошую мину за всех своих игроков, хотя было заметно, что он сильно упал духом. 7. Я не раз по душам толковал с сыном – хоть одно хны! 8. После таких внушений сын всё больше входил в себя, и вытащить его на поверхность стало почти невозможно. 9. Куда ты собрался в такую рань, ведь ни зги не брезжит. 10. Меня не так-то просто провести вокруг пальца. 11. Когда Катерина попадает в дом Кабанихи, она не находит себе место. 12. На ней были туфли на босую ногу. 13. Это дешевле, чем пареная репа. 14. Вася не терял духа, он старался развлечь Марусю игрушками. 15. Такого позора он до своего гроба не забудет. 16. Речи Чацкого – глас вопящего в пустыне. 17. Директор не согласился с выводами межведомственной комиссии, а только многозначительно заметил, что он знает, кто в него камешки бросает. По-видимому, пронырливому руководителю опять удастся выйти сухим. 18. На жизненном пути Корчагина завязываются узлы любовных симпатий. 19. Лучше умереть стоя, чем жить лёжа. 20. Лучше умереть, чем жить стоя на коленях. 21. Понравился всем Семён и в разговоре, не дав упасть себе лицом в грязь. 22. Миллионы обездоленных и угнетённых влачат за собой жалкое существование. 23. Павел прошёл взад и вперёд свою родину.
Второй уровень сложности. Клише. Упражнение 1.
Составьте текст на произвольную тему таким образом, чтобы в каждом предложении было использовано не менее 1 клише, предложенного в таблице.
Речевая функция |
Примеры клише |
последовательность развития мысли |
вначале, прежде всего, затем, во-первых, во-вторых, значит, итак |
сопоставление, противопоставление |
однако, между тем, в то время как, тем не менее, напротив, впрочем, как.., так и..; так же, как и..., по сравнению; если.., то..., в отличие, в противоположность, наоборот, аналогично, также, таким же образом, с одной стороны, с другой стороны, в то время как, между тем, вместе с тем |
причинно-следственные отношения |
следовательно, поэтому, благодаря этому, сообразно с этим, вследствие этого, кроме того, к тому же, потому, так как, поскольку, в результате |
переход от одной мысли к другой |
прежде чем перейти к.., обратимся к.., рассмотрим, остановимся на.., рассмотрев, перейдем к.., необходимо остановиться на.., необходимо рассмотреть |
ссылка на предыдущее или последующее высказывание |
тем более, что..., в том числе, в случае, то есть, а именно, как было (сказано, показано, упомянуто, отмечено, установлено) |
дополнение или уточнение |
так же и, причем, при этом, вместе с тем, главным образом, особенно |
введение новой информации |
рассмотрим следующие случаи, остановимся подробнее на..., приведем несколько примеров, некоторые дополнительные замечания..., несколько слов о… |
иллюстрация сказанного |
например, так, в качестве примера, примером может служить, такой как (например), в случае, для случая, о чем можно судить |
условие и следствие |
действительно, в самом деле, что (свидетельствует, указывает, говорит, соответствует, дает возможность, позволяет, способствует, имеет значение и т.д.) |
Временная соотнесенность и порядок изложения |
сначала, прежде всего, в первую очередь, одновременно, в то же время, здесь же, наряду с этим, предварительно, ранее, выше, еще раз, вновь, снова, затем, далее, потом, ниже, в дальнейшем, в последующем, впоследствии, во-первых, и т.д., в настоящее время, до настоящего времени, за последние годы , наконец, в заключение |
итог, вывод |
итак, таким образом, значит, в заключение отметим, все сказанное позволяет сделать вывод, подведя итог, следует сказать, как показал анализ, на основании полученных данных, резюмируя сказанное, отсюда следует, что…, в конечном счете |
Третий уровень сложности. Дополнение текста. Упражнение 11.
Прочитайте внимательно фрагмент исследовательской работы. Какие свои примеры вы можете привести по выделенным группам ошибок. В качестве источника можно использовать СМИ, в том числе и электронные.
1. Формирование серийных, штампованных метафорических рядов, когда одна и та же метафора становится характеристикой самых разных предметов. В результате в текстах СМИ почти нет бросающейся в глаза метафоричности.
2. Замена глаголов причастиями, деепричастиями и существительными, использование глаголов в пассивной форме, а также уже "расщепление сказуемого": "находился в состоянии усталости" вместо "он устал" или "он понимаем нами" вместо "мы понимаем его" - это типичный канцеляризм. Другие примеры: "было принято решение" вместо "решили", "проводился забор проб" вместо "брали пробы", "чувствует свою необходимость людям" вместо "чувствует, что нужен людям" и т.п. Чтобы избежать этой ошибки, нужно использовать глаголы в активной форме: "я выпил сок", а не "сок был выпит мною", "Вася бежал по улице", а не "бежавший по улице Вася" и т.п.
3. Использование "умных" слов - иностранных слов и специальных терминов, профессионализмов и т.п. Нормы языка требуют избегать использования слов, которые могут быть непонятны слушателю или читателю, а в случае, когда есть выбор между иностранным и русским словом, использовать последнее: "самолёт", а не "аэроплан", "промышленность", а не "индустрия". В тексте, рассчитанном на массового читателя, не допустимо использовать слово "дефростированный" там, где можно написать "размороженный", "сублингвально" вместо "под язык", и т.п.
4. Цепочки существительных: "повышение уровня компетенции", "участие в борьбе за повышение производительности труда, "забастовка протеста системы просвещения в знак протеста против неудовлетворительного состояния в сфере обеспечения безопасности учебных заведений" и т.п.
5. Тяжелый, путаный строй фразы: причастные и деепричастные обороты, многочисленные придаточные предложения, смысловые повторы и т.п. Например: "При профессиональном интернет - дистанционном обучении необходимой номенклатуре знаний, умений и навыков по той или иной рабочей профессии на компьютерные педагогические программные средства кроме функции управления техническими устройствами тренажа, обучения и контроля знаний, справочно-информационных данных могут также возлагаться задачи имитационного моделирования производственно-технологической среды при отработке операторских умений и навыков управления теми или иными технологическими установками, системами, пультами и так далее, вследствие чего при профессиональном и, особенно при трудовом компьютерном обучении, кроме компьютерных программ важным элементом являются подключаемые к компьютеру технические средства тренажа, разработанные и изготовленные специально для решения этой задачи".
6. Употребление трафаретных выражений, когда в них фигурируют противоречивые образы, сочетание которых вопреки намерениям автора может производить комический эффект или создавать бессмыслицу.
7. Скудный словарь: автор и герои говорят одним и тем же сухим, казенным языком, предпочитают длинное слово - короткому, официальное или книжное - разговорному, сложное - простому, штамп - живому образу.
Третий уровень сложности. Работа с текстом.
Из рома И. Ильфа и Е. Петрова «12 стульев» выпишите 10 фразеологических сочетаний традиционн
П.Брейгель картина "Нидерландские пословицы"
JPG / 333.72 Кб
Фрагменты фильма "12 стульев". Крылатые выражения.
MP4 / 26.52 Мб
о используемых в речи и 10-15 авторских.
Русские пословицы.
MP4 / 22.46 Мб