Урок русского языка в 3 классе «Что такое устойчивые выражения»

14
2
Материал опубликован 28 June 2019 в группе

Пояснительная записка к презентации


Что такое устойчивые выражения
PPTX / 866.42 Кб

Конспект урока в 3 классе

 

Ф.И.О. Голдина Лилия Вильевна

Г. Миасс Челябинская область

Предмет: русский язык (в технологии ТРКМ)

Класс: 3

Тема: «Что такое устойчивые выражения»

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Цель: сформировать у детей представление, что такое «устойчивое выражение»

Задачи:

Образовательные: ввести термин «устойчивые выражения», учить использовать их в речи; закрепить знания о синонимах и антонимах

Развивающие: способствовать развитию связной речи, языковой интуиции; обогащению словаря учащихся.

Воспитывающие: воспитывать культуру поведения при работе в парах и группах, уверенность в своих возможностях.

Планируемые результаты

Личностные:

Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

Воспринимать одноклассников как членов своей команды (группы)

Вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов;

Быть толерантным к чужим и собственным ошибкам, другому мнению и проявлять готовность к их обсуждению.

Метапредметные:

Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; осуществлять контроль и самоконтроль полученного результата.

Коммуникативные УУД: работать с соседом по парте, в малой группе; находить в учебнике подтверждение своей позиции, используя для этой цели в качестве аргументов словарные статьи, правила.

Познавательные УУД: обучающиеся научатся работать с текстом, работать с несколькими источниками информации

Предметные: обучающиеся научатся находить устойчивые выражения и объяснять их смысл; заменять устойчивые выражения одним словом.

 

Организационный момент

1 мин.

Стадия «Вызов»

5-7 мин.

Стадия «осмысление»

25 мин.

Стадия «рефлексия»

5-7 мин.

 

 

Ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечания. Слайды

Оргмомент

 

Учитель: Давайте улыбнемся друг другу, мне. Хорошо, когда день начинается с улыбки. Попробуйте сохранить такое доброе настроение в течение всего урока.

-Проверьте, всё ли готово к уроку?

 

Дети приветствуют друг друга. Проверяют готовность к уроку.

 

Стадия «Вызов»

Учитель: Посмотрите на доску. Прочтите записи. Определите, что это такое?

1.Соловья баснями не кормят.

2.Что написано пером, того не вырубишь топором.

3.Быть не в своей тарелке

 

- Почему вы не смогли определить, чем является последняя запись?

 

- Предлагаю открыть содержание учебника и определить тему урока.

Дети читают, определяют, что 1 и 2 – пословицы, а 3 – не знают.

 

 

 

 

Потому что мы это ещё не изучали.

Дети определяют тему урока.

 

Зачитывают по содержанию.

 

- «Корзина идей». Запишите на листах, как вы понимаете тему урока?

- Обсудите со своим соседом вашу информацию и составьте общий ответ на мой вопрос.

- Что у вас получилось?

«Сброс идей в корзину». Каждая пара (группа) поочередно называет одно из выписанных выражений. Учитель фиксирует реплики на доске. Основное условие – не повторять то, что уже было сказано другими.

- Попробуем систематизировать полученную информацию.

Дети записывают свои идеи, обсуждают в парах и предлагают свои варианты. Например,

выражение, которое нельзя изменить.

 

- Поставьте для себя цель урока?

Дети определяют цель, называют её. Например, узнать, что такое устойчивые выражения; научиться находить устойчивые выражения.

 

Стадия «Осмысление»

- Я уверена, что каждый из вас хочет узнать, что такое устойчивые выражения? Предлагаю, поработать с текстом. Но читать мы его по частям и заполнять бортовой журнал.

«Чтение с остановками»

- У вас на партах лежат конверты. Достаньте лист желтого цвета.

Недавно Миша пришёл на занятие клуба после игры в футбол – уставший, возбуждённый. Он никак не мог успокоиться, вертелся и всем мешал. Анишит Йокоповна сказала:

- Миша, пожалуйста, возьми себя в руки.

 

1 остановка.

- Что необычного в поведении Миши вы заметили?

- Что ему предложила Анишит Йокоповна?

- Как вы думаете, что предпримет Миша? Как он поступит?

 

Достаньте листы голубого цвета.

Миша обхватил себя руками, постоял так минуточку и разочарованно протянул:

- Не помогает…

Анишит Йокоповна рассмеялась:

- Ты меня неправильно понял.

 

2 остановка

- Оправдались ли ваши предположения?

- Что сделал Миша?

- Почему это ему не помогло?

- А как бы вы поступили в этой ситуации?

Почему рассмеялась Анишит Йокоповна?

- А что же будет дальше?

 

Достаньте листы розового цвета.

Есть такое выражение: «взять себя в руки». Это значит контролировать свои чувства и поступки. В нашем языке есть такие особые выражения, которые нельзя понимать буквально. Они употребляются в переносных значениях, делая нашу речь яркой и точной.

 

3 остановка

- Почему Миша неправильно понял Анишит Йокоповну?

- Как же понять выражение «взять себя в руки»?

- Посмотрите, как это выражение изобразил художник.

 

ф

- Откройте учебники на стр. 112. Обратите внимание на пиктограмму

 

 

 

 

- Как вы думаете, что она означает?

- Какое ещё устойчивое выражение вы прочитали на этой странице?

- Что означает это выражение?

- Куда нужно обратиться?

 

- А кто-то из вас встречал устойчивые выражения?

- Где вы их встречали? Какие вам знакомы?

 

- Найдите упр. 103. Прочтите задание.

- Назовите устойчивое выражение.

- Как же вы понимаете смысл выражения?

- Читаем разговор Миши и Анишит Йокоповны (с. 113)

- Давайте сделаем вывод: можно ли переделывать устойчивое выражение?

- А что об этом говорит плакат летучей мыши?

 

- Давайте вернемся к записям на доске. Как вы думаете, чем является запись под номер 3?

- Почему вы так решили?

- Вспомните, какую цель вы ставили для себя в начале урока? У кого уже цель достигнута?

- Но ведь есть ребята, которые ставили цель, потренироваться находить устойчивые выражения в тексте, научиться определять их значения.

 

 

Мои предположения?

Что я для себя открыл?

 

 

 

 

 

Дети заполняют только левую колонку бортового журнала.

 

 

Дети достают листы желтого цвета, один ученик читает вслух

 

 

 

 

 

 

 

Дети отвечают на вопросы учителя, высказывают свои предположения.

 

 

Дети достают листы голубого цвета, один ученик читает вслух

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети достают листы розового цвета, один ученик читает вслух

 

 

Дети отвечают на вопросы учителя, высказывают свою точку зрения

 

 

 

 

 

Дети узнают, что это работа со словарем устойчивых выражений

Дети читают фразеологизм – Как в рот воды набрать

 

Дети работают со словарем устойчивых выражений (уч., ч.2)

 

Дети называют выражения, с которыми знакомы

 

Кот наплакал

 

Дети читают текст на с. 113

 

 

Зачитывают плакат

 

 

 

 

Дети поднимают руки, кто уже узнал, что такое устойчивые выражения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд с показом фразеологизма «взять себя в руки» (слайд 2)

Работа в группах

- Предлагаю разбиться на группы (по цветам на конверте) и выполнить задания.

Задание № 1: в конверте лежит картинка, на которой изображено устойчивое выражение. Детям необходимо узнать, что это за устойчивое выражение.

 

 

 

 

 

Задание № 2: Игра «Найди пару». На листах даны устойчивые выражения и значения. Нужно соединить пары.

Дети рассматривают рисунок и определяют устойчивое выражение.

 

Выполняют задание и один представитель зачитывает.

 

 

Проверка по слайдам презентации.

Используется приём «Анимированная сорбонка». (Слайды с 3 по 7)

 

 

Для проверки этого задания используется прием «Конверт». Учитель кликает по цветной карточке. На карточке значение устойчивого выражения. Дети называют фразеологизм. Учитель кликает снова по цветной карточке, и она вместе с фразеологизмом исчезает. (Слайд 8)

Самостоятельная работа

- Откройте ТПО (тетради на печатной основе) на с. 72. Найдите упр. 78.

- Прочитайте задание. Поднимите руки, кому не понятно задание?

(Пользуясь словарем, нужно подобрать к значению устойчивое выражение.)

- Обменяйтесь тетрадями и проверьте работу друг друга.

Учитель на слайде показывает образец, дети сверяют.

 

(Если останется время, можно поработать в уч., упр. 105)

Работают самостоятельно в рабочих тетрадях.

 

Рефлексия и запись домашнего задания

- Наш урок подходит к концу, и я прошу вас обратиться к корзине идей и к бортовому журналу. Вы предположили, что устойчивые выражения, это выражения, которые не изменяются. Оправдались ваши предположения? Заполните правую колонку бортового журнала.

Учитель: - На следующем уроке мы узнаем, что такое склонение имен существительных.

- У вас на столах лежат цветные квадратики, выберите тот, который отражает вашу деятельность на уроке. (Дети выбирают соответствующие квадратики и поднимают их)

- Кто для себя сделал открытие? (Синий)

- Кто про себя может сказать, я активно работал на уроке! (Красный)

- Кому на уроке было интересно? (Зелёный)

- Кому урок подарил хорошее настроение? (Жёлтый)

- Дома выполните задание 79 с. 73 в ТПО.

Дети называют предположения и заполняют бортовой журнал.

 

Приложение № 1

Текст на карточках

 

Желтый цвет

Недавно Миша пришёл на занятие клуба после игры в футбол – уставший, возбуждённый. Он никак не мог успокоиться, вертелся и всем мешал. Анишит Йокоповна сказала:

- Миша, пожалуйста, возьми себя в руки.

 

Голубой цвет

Миша обхватил себя руками, постоял так минуточку и разочарованно протянул:

- Не помогает…

Анишит Йокоповна рассмеялась:

- Ты меня неправильно понял

Розовый цвет

Есть такое выражение: «взять себя в руки». Это значит контролировать свои чувства и поступки. В нашем языке есть такие особые выражения, которые нельзя понимать буквально. Они употребляются в переносных значениях, делая нашу речь яркой и точной.

 

Приложение № 2

Работа по группам

 

Приложение № 3

 

Игра «Найди пару»

 

Перекусить, слегка утолить голод

Язык без костей

Вмешиваться не в свое дело

Спустя рукава

Небрежно, плохо делать

Заморить червячка

Очень болтливый

Не в своей тарелке

Не на своем месте, неудобно

Нос совать

Использованные интернет-источники

Картинки:

http://festival.1september.ru/articles/625759/img2.jpg водить за нос

http://rus.1september.ru/2002/31/1.gif мокрая курица

http://www.metod-kopilka.ru/images/doc/44/38674/hello_html_48251a92.gif взять себя в руки

http://900igr.net/datai/russkij-jazyk/Slovar-russkogo-jazyka/0011-006-Uznaj-frazeologizmy-i-vspomni-ikh-znachenija.png зарубить на носу цветная

http://rudocs.exdat.com/data/23/22997/22997_html_m4d03f269.jpg крокодиловы слезы

http://tnu.podelise.ru/pars_docs/refs/276/275011/275011_html_m4af44395.jpg ставить палки цветная

 

Использованная литература:

Русский язык [Текст]: 3 кл: Учебник: В 3 ч. /Н.А. Чуракова. – М.: Академкнига/Учебник, 2014. – Ч. 1, 2.

Байкова Т.А. Русский язык: Тетрадь для самостоятельной работы № 1/Т.А.Байкова; под ред. М.Л.Каленчук. – 2-е изд., стереотип. - М.: Академкнига/Учебник, 2015.

Русский язык: 3 класс: методическое пособие/М.Г.Абрамова, Т.А.Бойкова, О.В.Малаховская – 2-е изд. – М.: Академкнига/учебник, 2013.

Большой толковый уникальный иллюстрированный словарь для детей. Фразеологизмы. Пословицы и поговорки. Афоризмы и крылатые слова / авт.-сост. С.В.Волков, С.Н.Зигуненко, С.В.Истомин; худож. А.И.Артюх, Д.А.Мелких, Т.А. Ляхович и др. – М.: Восток-Запад, 2012. – 254, [2] с.: ил.

Предварительный просмотр презентации

ВОДИТЬ ЗА НОС

Крокодиловы слёзы

МОКРАЯ КУРИЦА

ЗАРУБИТЬ НА НОСУ

СТАВИТЬ ПАЛКИ В КОЛЁСА

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии

Лилия Вильевна, понравилось использование формы работы "Корзина идей", "Чтение с остановками". Удачно используются иллюстрации, ситуации из жизни, при которых нужно употребить в речи фразеологизм. Использование на уроке игры "Найди пару" помогает понять степень понимания усвоения материала, вносит эмоциональный положительный отклик в поведении детей. Спасибо за интересный, нестандартный урок!

4 August 2020

Ирина, очень признательна за положительную оценку работы и подробный отзыв!

4 August 2020