Дидактический материал для организации «медленного» чтения рассказа В. Некрасова «Вася Конаков» в 5 классе
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Гимназия № 5" г. Брянска
Дидактический материал для организации «медленного» чтения рассказа В.Некрасова «Вася Конаков» в 5 классе
подготовила
учитель русского языка и литературы
Легоцкая Вера Сергеевна
Брянск-2018
1. Определите значение следующих слов
Батальон (Войсковое подразделение из нескольких рот, обычно входящее в состав полка).
Блиндаж (Полевое укрытие от снарядов).
Бруствер (Земляная насыпь на наружной стороне окопа).
Кирка (Заострённый с одного или двух концов или оканчивающийся острой лопастью металлический стержень на рукоятке, род молотка, употр. при земляных и горных работах).
Оборона (Совокупность средств, необходимых для отпора врагу).
Окоп (Укрытие для стрельбы в виде рва с насыпью).
Рота (Подразделение в пехоте, в некоторых других родах войск, входящее обычно в состав батальона).
Снайпер (Очень меткий и искусный стрелок).
Телогрейка (Ватная куртка, ватник прост.).
Цигарка (Скрученная из бумаги трубочка с табаком, употр. вместо папиросы).
2. Что вам известно о битве за Сталинград?
(Это сражение, длившееся с середины июля 1942 года по февраль 1943-го, стало переломным в Великой Отечественной войне и позволило Красной Армии перейти в общее наступление).
3. Что такое Мамаев курган?
Мама́ев курган — возвышенность на правом берегу реки Волги в Центральном районе города Волгограда где во время Сталинградской битвы происходили ожесточённые бои, начиная с сентября 1942 года и заканчивая январем 1943 года. Сегодня Мамаев курган известен в первую очередь памятником-ансамблем «Героям Сталинградской битвы» с главным монументом «Родина-мать зовет!» На Мамаевом кургане существует несколько братских и индивидуальных могил, в которых покоится прах более 35 000 защитников Сталинграда.
4. Давая портретную характеристику герою, автор пишет: «С трудом втиснул свою массивную фигуру в мою клетушку и сел у входа на корточки. Смуглый кудрявый парень, с густыми черными бровями и неожиданно голубыми, при общей его черноте, глазами». Каким вы представляете себе Васю Конакова? На какие черты внешности героя вам хотелось бы указать? «Допишите» портрет.
5. Вспоминая Конакова, автор-рассказчик пишет: «Обычно он больше молчал, в лучшем случае вставлял какую-нибудь односложную фразу, и впечатления о нем у меня как-то не складывалось никакого». О каких чертах характера говорит такая характеристика?
6. Конакова автор называет Васей. Не Василием или как-то иначе, а именно Васей. Как вы думаете почему?
7. Еще раз перечитайте строки: «На всем протяжении обороны мы не встретили ни одного солдата. Только старшину. Спокойно и неторопливо, в надвинутой на глаза ушанке, переходил он от винтовки к винтовке, от автомата к автомату и давал очередь или одиночный выстрел по немцам». Что поразило рассказчика? А вас?
8. Выразите свое отношение к словам автора: «Но когда вспоминаю его – большого, неуклюжего, с тихой, стеснительной улыбкой; когда вспоминаю, как он молча потянулся за автоматом в ответ на слова капитана, что за счет количества надо нажимать на качество; когда думаю о том, что этот человек вдвоем со старшиной отбивал по нескольку атак в день и называл это только «трудновато было», − мне становится ясно, что таким людям, как Конаков, и с такими людьми, как Конаков, не страшен никакой враг. А ведь Конаковых у нас миллионы, десятки миллионов».
9. Вы согласны, что Конаковых у нас миллионы? Приведите примеры из истории, современной жизни. Есть ли среди ваших знакомых люди, похожие на Конакова?
Использованная литература
1. Мамаев Курган. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki (дата обращения 06.04.18)
2. Некрасов В. Вася Конаков. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.litmir.me/br/?b=20598&p=1 (дата обращения 06.04.18)