Дидактический материал для организации «медленного» чтения рассказа В. Катаева «Флаг» (5 класс)

8
0
Материал опубликован 4 May 2018 в группе

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

"Гимназия № 5" г. Брянска


 Дидактический материал для организации «медленного»  чтения рассказа В.Катаева «Флаг» в 5 классе

 

 

подготовила

учитель русского языка и литературы

Легоцкая Вера Сергеевна

 

Брянск-2018

1. Определите значение следующих слов

Шифер- материал для кровли

Кирха –церковь (католическая, потом лютеранская)

Миля - путевая мера длины, различная в разных странах (исходная римская 1475 м.).

Каземат - отдельное внутреннее помещение в укреплённом фортификационном сооружении (крепости, форте, ДОТе, батарее и т. п.), защищённое от вражеского артиллерийского огня и бомбардировки.

Форт - отдельное укрепление в составе крепости. В приморских крепостях укрепление, расположенное на берегу и служащее для обстреливания фарватера.

Комиссар - должностное лицо, облеченное правительством особыми или значительными полномочиями.

Эсминец- эска́дренный миноно́сец (сокр. эсми́нец) — класс многоцелевых боевых быстроходных маневренных кораблей, предназначенных для борьбы с подводными лодками, летательными аппаратами (в том числе ракетами).

Капитуляция -договор о прекращении вооружённой борьбы между противостоящими силами в международном праве — прекращение вооружённой борьбы и сдача вооружённых сил одного из воюющих государств.

Кумачовый ярко-красный.

1. Каким вы представляете себе остров. Описываемый в рассказе?

2. Что произошло с советскими солдатами, охранявшими остров? В каком положении они оказались?

(Командир и комиссар молча смотрели друг на друга. Все было понятно без слов: остров со всех сторон обложен: коммуникации порваны; больше месяца горсточка храбрецов защищает осажденный форт от беспрерывных атак с моря и воздуха; бомбы с яростным постоянством бьют в скалы; торпедные катера и десантные шлюпки шныряют вокруг; враг хочет взять остров штурмом).

3. Как вы думаете, что означают слова: «Но гранитные скалы стоят непоколебимо; тогда враг отступает далеко в море; собравшись с силами и перестроившись, он снова бросается на штурм; он ищет слабое место и не находит его»?

4. Договаривались ли командир и комиссар о том, какой именно флаг завтра они поместят на кирхе? Какой смысл приобретает в этом случае выражение «Поняли друг друга без слов»?

(Они его увидят, - сказал командир, надевая шинель. - Большой флаг на кирхе. Как ты думаешь, комиссар, они заметят его? Надо, чтобы они его непременно приметили. Надо, чтобы он был как можно больше. Мы успеем?

- У нас есть время, - сказал комиссар, отыскивая фуражку. - Впереди ночь. Мы не опоздаем. Мы успеем его сшить. Ребята поработают. Он будет громадный. За это я тебе ручаюсь).

5. Какую роль играет в рассказе пейзаж?

(Ветер гнал крупную зыбь. Волны били в скалы. Отражая удары, скалы звенели, как бронза. Тонкий звон дрожал в воздухе, насыщенном водяной пылью. Волны отступали в море, обнажая мокрые валуны. Собравшись с силами и перестроившись, они снова бросались на приступ. Они искали слабое место, они врывались в узкие извилистые промоины. Они просачивались в глубокие трещины. Вода булькала, стеклянно журчала, шипела. И вдруг, со всего маху ударившись в незримую преграду, с пушечным выстрелом вылетала обратно, взрываясь целым гейзером кипящей розовой пыли).

6. Что имел в виду автор, когда сказал: «Фон Эвершарп забыл, с кем он воюет. Это не был оптический обман. Не солнце обмануло фон Эвершарпа. Он обманул сам себя».

7. В чем состоял подвиг тридцати моряков?

Автор указывает, что в основу этого рассказа положен подлинный случай. «Флаг» повествует о героической обороне форта на одном из островов на Балтике. Фашисты предложили условия капитуляции, по которым должен быть вывешен белый флаг. Но несмотря на практически полное отсутствие продовольствия, защитники все же пошли на хитрость ради защиты своей Родины. 

(И посреди этого ада, окопавшись под контрфорсами кирхи, тридцать советских моряков выставили свои автоматы и пулеметы на все четыре стороны света - на юг, на восток, на север и на запад. Никто из них в этот страшный последний час не думал о жизни. Вопрос о жизни был решен. Они знали, что умрут. Но, умирая, они хотели уничтожить как можно больше врагов. В этом состояла боевая задача. И они выполнили ее до конца. Они стреляли точно и аккуратно. Ни один выстрел не пропал даром. Ни одна граната не была брошена зря. Сотни немецких трупов лежали на подступах к кирхе).

8. Каково отношение автора к героям рассказа?

В.П. Катаев рассказывает о мужественных защитниках форта, боровшихся с фашистами больше месяца. Писатель восхищается поступком «горсточки храбрецов» , не принявших условий капитуляции, выдвинутых контр-адмиралом немецкого десанта. Несомненно, Особое место в рассказе занимает описание того самого красного флага, поднятого над фортом советскими моряками. «На головокружительной высоте, среди движущихся туч, он развевался, струился, горел, как будто незримый великан-знаменосец стремительно нес его сквозь дым сражения вперед к победе». Сшит он был из кисетов, косынок, «заветных платочков», и стал и для автора, и для читателя символом героизма и мужества всех солдат Великой Отечественной войны.

9. Автор не дает портретной характеристики ни одному из героев. Какими вы представляете себе наших моряков? На какие черты внешности героя вам хотелось бы указать? «Напишите» портрет одного из моряков.

10. Каково ваше отношение к подвигу моряков?

Читая такие произведения, невозможно остаться равнодушным. После прочтения этого маленького, но в то же время настолько глубокого рассказа, я переосмыслила все то, что знала о войне. И поняла, что мы знаем лишь самую верхушку того страшного и ужасного айсберга войны. Мы никогда не сможем узнать ту войну так, как узнали и ощутили ее на себе наши предки. Действительно история нашей страны необычайно богата примерами подлинного героизма. Люди совершали мужественные поступки, движимые прежде всего любовью к родине, чувством патриотизма. Именно о таких защитниках Родной земли рассказывает В.П. Катаев в своем произведении «Флаг»

 

Использованная литература

 

1. Катаев В.П. Флаг. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://vseskazki.su/valentin-kataev/flag-rasskaz.html (дата обращения 02.05.18)

2. Тема войны в художественной литературе. В.Катаев. Флаг. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://infourok.ru/prezentaciya-tema-voyni-v-hudliterature-vkataev-flag-488038.html (дата обращения 03.05.18)

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.