Дидактический материал для организации «Медленного» чтения стихотворения В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям»
Пояснительная записка к презентации
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Гимназия № 5" г. Брянска
Дидактический материал для организации «медленного» чтения стихотворения В.Маяковского «Хорошее отношение к лошадям»
подготовила
учитель русского языка и литературы
Легоцкая Вера Сергеевна
Брянск-2018
1. Маяковский часто поднимал в своих произведениях простые человеческие темы. Какая поднята в прочитанном вами стихотворении?
(Жалость и участие к судьбе лошади, которая упала посреди площади. Спешащим людям нет дела до трагедии живого существа).
2. Когда было написано стихотворение? Что вам известно о том времени?
3. Прочитайте первые строки. Какая картина создается автором? Какое средство выразительности способствует созданию этой картины?
(Автор рисует хаос, который царил в эпоху Гражданской войны, который царил в обществе, Маяковский употребляет такие мрачные слова.
Поэт использует особую рифмовку строк и слов: точные и неточные, богатые рифмы, с женским и мужским ударением. Поэт использовал свободный и вольный стих, что дало ему возможность точнее выразить нужные мысли и эмоции, а также звукопись, фонетическое речевое средство, которое придало произведению особую выразительность).
4. Что такое Гражданская война в России? Что вам о ней известно?
5.Как вы понимаете выражение «штаны пришедшие Кузнецким клёшить»?
6. «Смеялся Кузнецкий». Как называется данное средство выроазительности? Какова его роль? (Метонимия, наряду с метафорой, относится к числу важнейших и наиболее употребительных средств языка.
Использование метонимии позволяет сделать мысль более яркой, лаконичной, выразительной, придает изображаемому предметную наглядность).
7. Как только лошадь упала, возле нее тут же собралась толпа, хохот которой "зазвякал" на весь Кузнецкий. Для чего автор использует столь резкие оценки? (Маяковский хочет показать духовный облик огромной толпы. Ни о каком сострадании и милосердии не может быть и речи).
8. Как вы понимаете слова поэта: «Все мы немножко лошади, каждый из нас по-своему лошадь». Приведите примеры из читательского или жизненного опыта.
9. «И стоило жить и работать стоило!» - этой жизнеутверждающей фразой Маяковский заканчивает свое стихотворение. Какова роль такого финала? (На душе читателя становится хорошо от такой развязки сюжета).
10. О чем это стихотворение? Чему оно учит? (Стихотворение учит нас добру, участию, неравнодушию к чужой беде, уважению к старости. Вовремя сказанное доброе слово, помощь и поддержка тем, кто в этом особенно нуждается, способно многое перевернуть в душе человека. Даже лошадь поняла искреннее сострадание человека, обращенное к ней).
11. Первоначально стихотворение называлось «Отношение к лошадям». Как вы думаете, почему автор изменил название? Что изменилось?
12. При помощи каких средств Маяковский сравнивает лошадь и человека?
13. Захотелось ли вам познакомиться с другими стихотворениями Маяковского? Почему?
Использованная литература
1. «Литература 7 класс. Учебник-хрестоматия» в 2 ч. для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.Я.Коровина, В.И.Коровин и др. - М.: «Просвещение», 2009г.
2. Универсальные поурочные разработки по литературе: 7 класс. - 3-е изд , перераб. И доп. – М.: ВАКО, 2010.
3. Липина Е.Ю. Литература. Тесты к учебникам-хрестоматиям под ред. Т.Ф. Курдюмовой.5-9 классы