Урок медленного чтения по рассказу Натальи Совы «Когда звёзды не жмурятся»

1
0
Материал опубликован 1 November 2016 в группе

Пояснительная записка к презентации

Наталья Сова «Когда звезды не жмурятся»

(урок медленного чтения в 5-6 классах с применением ИКТ)

Цель урока: медленно прочитать произведение Н.Совы, во время остановок попытаться «разгадать» душу главного героя, вслушаться, вдуматься в текст, выйти на свои собственные размышления.

Работа с рассказом разделена на этапы:

До начала чтения. (7 мин)

Беседа с учащимися: Часто ли вы смотрите на звездное небо? Какие ассоциации у вас возникают, когда вы произносите слово «звезда»? (гиперссылка к облаку тегов, которое собрало в себе слова из словаря ассоциаций) Как вы думаете, о каких звездах сегодня пойдет речь?

Мотивация и релаксация (предлагаю учащимся настроиться на дальнейшую работу, просмотрев видео): https://www.youtube.com/watch?v=x3WrJSbpxcE

Слово об авторе

Чтение. (25 мин)

Чтение отрывками на слайде и обсуждение вопросов.

После чтения. (10 мин)

Беседа на основе вопросов ко всему тексту. И вопросов на слайдах, где представлены отдельные высказывания: О чём следующие высказывания? Помогают ли они по-новому взглянуть на произведение? Сформулируйте высказывание о значимости звёздного неба для человека и всего мира в целом.

Рефлексия (2 мин)

Домашнее задание: написать эссе на тему «Мои размышления о звёздах» (1 мин.)

 


презентация "Когда звёзды не жмурятся"
PPT / 2.68 Мб

Предварительный просмотр презентации

Наталья Сова «Когда звезды не жмурятся» (урок медленного чтения) Выполнила: учитель русского языка и литературы МБОУ «Большесосновская СОШ» Сысоева Н.С.

- - Часто ли вы смотрите в звездное небо? - Какие ассоциации у вас возникают, когда вы произносите слово «звезда»? - Как вы думаете о каких звездах сегодня пойдет речь?

Облако тегов к слову «звезда»

Слово об авторе: Наталья Сова (Белоусова) Родилась 25 декабря 1970 в Перми. До недавнего времени она – писала песни, преподавала вокал, игру на гитаре и клавишных, участвовала в коллективе этнических барабанщиков и коллективе «Тишина» В «большой литературный мир» Наталия попала благодаря «Форуму молодых писателей» в Липках (2002, 2004. Затем последовала учеба на Высших литературных курсах в Москве (2004-2005) и вступление в Союз писателей (2007).

«Когда звёзды не жмурятся» Данька любил зиму. За Новый год, петарды и снегокат. И еще за то, что зимой по вечерам видны звезды. Если с разбегу кувыркнешься в сугроб и вдруг увидишь их – весь мир на короткое время замирает, двор делается маленьким-маленьким, а пространство неба – глубоким и беспредельным. И оттуда, из беспредельности, прямо на тебя смотрят звезды.  Вопросы: Как вы думаете, каков возраст персонажа? Почему?

Данька уже знал созвездия: уверенно мог показать Большую Медведицу, Кассиопею и Орион. Кассиопея была похожа на букву «М», у которой разъехались в стороны ножки. Орион узнавался по трем звездам, выстроенным в ряд. А Большая Медведица напоминала ковш с изогнутой ручкой. Все это показал Даньке дедушка, когда по вечерам забирал его с тренировок по легкой атлетике. Они сворачивали в неосвещенный тихий двор, дедушка останавливался и поднимал голову к небу. Данька тоже поднимал. Они стояли молча, и Данька знал, что у дедушки при виде звезд так же замирает сердце, как у него самого.  Вопросы: Куда дедушка ведёт Даньку, чтобы показать звёзды? Почему именно в это место? Как вы думаете, откуда Данька знает, что дедушка ощущает те же чувства, что и он?

Но, узнав имена созвездий, стоять молча Данька уже не мог. - Пояс Ориона, - важно сказал он дедушке, указывая на три звезды низко над крышами. - Правильно, - ответил дедушка – А где Большая Медведица?  Данька поискал и нашел. - А недалеко от нее – смотри – Малая Медведица, – добавил дедушка. - И Полярная звезда. Где Полярная звезда, там север. - Большую вижу, Малую нет, - признался Данька, глядя в небо. Там тускло светились небольшие разрозненные звездочки и никак не складывались в созвездие. Дедушка стал показывать – серьезно и обстоятельно. Данька тоже умел быть серьезным, но недолго. Поэтому он начал кричать, подпрыгивать и тыкать пальцем в небо: - Там полярная звезда, там север! Север над нами! Север над нами!

Дедушка только усмехнулся снисходительно. - Вообще-то Пермь не место для наблюдений, - сказал он. – В городе звезды жмурятся. - Это как? – быстро спросил Данька. - Если тебе в лицо направить яркий-яркий свет, ты что сделаешь? Правильно, закроешь глаза. А теперь представь себе: огромный город светит множеством ярких огней прямо в космос. Вот звезды и жмурятся. - Все понятно. Малая медведица зажмуренная, поэтому я ее и не вижу. - Точно, – сказал дедушка. Вопросы: На основе прочитанного отрывка как бы вы охарактеризовали главного героя? Почему Пермь не место для наблюдений? Что значит, «звёзды жмурятся»?

Когда он пришли домой, мама уже вернулась с работы. Данька тут же сообщил ей главную новость: звезды жмурятся от городских фонарей, поэтому их так плохо видно. Мама покачала головой и укоризненно сказала дедушке: - Ну зачем сбивать ребенка с толку… есть же более понятные объяснения… - По-моему, он прекрасно все понял, - возразил дедушка и подмигнул Даньке. И Данька ему подмигнул. Вопросы: Почему на «главную новость» мама качает головой и укоризненно говорит? Как вы думаете, что означает подмигивание, которое происходит между дедушкой и Данькой?

Наступила весна. Сугробы осели. Снег во всем городе стремительно таял. Все твердое под ногами стало жидким, все шершавое – скользким, все белое – серым, коричневым и черным. Дни стали длиннее, и по вечерам уже не видно было звезд. А потом пришло лето – яркое, пыльное и жаркое. Лето Данька тоже любил. За открытые окна, тополиный пух и футбол. В конце лета произошло событие: мама и папа взяли Даньку в поход. Поход назывался «семейный». Кроме взрослых там были белобрысая вертлявая девчонка и два малыша-карапуза. Один из малышей все время ревел. Девчонка шла рядом с мамой, глупо хихикала и разговаривать не собиралась. Данька затосковал.  Вопросы: Чем вызвана тоска Даньки?

К вечеру, когда на поляне поставили палатки и развели костер, он окончательно понял, что хочет домой. Взрослые пели под гитару, малыши уже спали, а девчонка пряталась где-то. Данька отошел от костра, чтобы никого не видеть, и заметил за палатками светлый силуэт. Кто-то стоял по пояс в высокой траве и смотрел в небо. Это оказалась та самая девчонка – светлые хвостики, белый спортивный костюм. На Даньку она не обратила внимания. Медленно подняла руки, будто готовилась взлететь. Данька взглянул туда, куда смотрела она, и замер. Вопросы: Почему Данька захотел домой? Чем привлек его светлый силуэт, стоящий в траве? Почему Данька замер?

Небо сияло. Столько звезд Данька не видел нигде и никогда. Огромные, яркие мерцали они над лесом, близко-близко к земле. В глубине неба россыпью сияли светила поменьше, а еще дальше светилась тончайшая звездная пыль.  - О-о… - выдохнул Данька.  Он даже не пытался найти знакомые очертания созвездий. Сейчас ему было все равно, как называются отдельные звезды и как они расположены. А небо смотрело на него с таким же восторгом, как он на небо. Звезды словно коснулись его своими лучами – коснулись лица, и глаз, и плеч. И было так, будто звезды - друзья, с которыми он давно не виделся. Теперь они встретились. И звездное небо обняло его. Вопросы: Почему Данька даже не пытается искать созвездия? Почему только сейчас звезды становятся ему друзьями?

- Даниил! Вера! – донеслось от костра. – Данька, ты где? Вера, иди сюда! Девчонка зашуршала травой и убежала. Данька постоял еще немного и тоже пошел к костру. Взрослые пели про изгиб гитары желтой. Вера сидела и молча смотрела в огонь. Она теперь вовсе не казалась такой глупой и вертлявой, как днем. Данька сел рядом с ней и сказал: - Здорово, когда звезды не жмурятся. Она кивнула и улыбнулась.   2008 г.  Вопросы: Попробуйте теперь охарактеризовать главного героя. Почему происходят изменения? Почему в начале похода девчонка была «белобрысая, вертлявая», а теперь у нее появляется имя?

Вопросы ко всему тексту - Опишите, как происходит эволюция главного героя. - Докажите, что данный рассказ заключает в себе приём антитезы? На какие размышления наталкивает вас прочитанный рассказ? - А что бывает, «когда звёзды не жмурятся»?

О чём следующие высказывания? Помогают ли они по-новому взглянуть на произведение? Сформулируйте высказывание о значимости звёздного неба для человека и всего мира в целом.

Вермишелевые звездочки... убежали из наклоненного пакета прямо на улицу. Настя подняла глаза и увидела, что звездочки из пакетного супа улетели высоко и сияют теперь оттуда. Так появились звезды на небе. Нина Горланова, Вячеслав Букур. Роман воспитания

Он смотрел на звезды, и ему казалось, что они грациозно и величаво танцуют какой-то медленный, бесконечно сложный танец. Он представил себе их бледные улыбающиеся лица. Конечно, ведь звезды так долго наблюдают с небес за миром, видя всю его суету, радости и горести людей... Их, наверное, забавляет, когда очередное человеческое существо решает, что оно — центр мироздания, как это свойственно всем нам. Нил Гейман. Звёздная пыль

Люди современного большого города ослеплены уличным освещением, они лишились звездного неба. Космонавты пытаются вновь обрести его. Тур Хейердал. «Ра»

Я давно поняла, что если по кому-то скучаешь, посмотри в ночное небо. Кто бы это ни был и где бы они ни находились, есть возможность, что они смотрят на звёзды, как и ты. Иногда Вселенная не так уж и велика. Сара Джейн Смит

Путей как звёзд на небе, но лишь один правильный. Себастьян Михаэлис

в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации