Дидактический материал по формированию функциональной грамотности на тему «Пчёлы».
Дидактический материал по формированию функциональной грамотности на тему «Пчёлы».
Введение
Дидактический материал по формированию функциональной грамотности разработан для обучающихся 8 классов. Данный материал направлен на формирование у обучающихся функциональной грамотности, а именно: читательской, естественно – научной, математической, финансовой и креативного мышления. Функциональная грамотность формируется благодаря участию обучающихся в творческой, исследовательской, совместной и индивидуальной работе. Дидактический материал состоит из блока состоящий из пяти заданий разного уровня.
Данный материал может быть использован на уроках биологии при изучении новой темы, а также для закрепления, обобщения и проверки знаний. Во внеурочной деятельности дидактический материал может применяться, как знакомство с профессий пчеловод.
Актуальность. Сегодня требования к уровню образования человека возрастают и меняется способ подготовки обучающихся. Согласно образовательной программе, процесс обучения выпускников школ должен быть ориентирован на развитие компетенций, способствующих реализации концепции "обучения на протяжении всей жизни". Необходимым условием для этого является владение навыками функциональной грамотности на высоком уровне, что способствует конкурентоспособности в образовании и в последствии потребуется в выбранной учеником профессии.
Цель работы: Формирование функциональной грамотности у обучающихся в процессе изучения темы «Пчёлы».
Задачи:
-Научиться анализировать, сравнивать и обобщать полученную информацию;
-Способность выявлять проблемы и находить решения;
-Демонстрировать знания и делать выводы;
Ожидаемый результат: Развитие функциональной грамотности у обучающихся, а также применение полученных знаний в жизненных ситуациях.
Время выполнения диагностической работы составляет 25 минут.
Система оценки выполнения диагностической работы.
В работу входят задания, которые оцениваются одним баллом и двумя баллами.
Заданий, которые оцениваются одним баллом, – 2, двумя баллами – 3.
Максимальный балл составляет 8 баллов.
Выполнение отдельных заданий оценивается автоматически компьютерной программой или экспертом в зависимости от типа заданий.
Задания с выбором одного ответа, кратким ответом и некоторые задания с выбором нескольких верных ответов и развернутым ответом оцениваются в 1 балл или 0 баллов. Ряд заданий с развернутым ответом и с выбором нескольких верных ответов оцениваются в 2, 1, 0 баллов: полный верный ответ – 2 балла, частично верный ответ – 1 балл, неверный ответ – 0 баллов.
По результатам выполнения диагностической работы на основе суммарного балла, полученного учащимся за выполнение всех заданий, условно определяется уровень сформированности функциональной грамотности:
Недостаточный: от 0 до 1 баллов
Низкий: от 2 до 3 баллов
Средний: от 4 до 5 баллов
Повышенный: от 6 до 7 баллов
Высокий: от 8 баллов.
Задание 1/5
Прочитайте текст «Пчёлы» Отметьте в таблице нужные варианты ответа. Ниже представлены суждения о пчёлах. Определите какие из них подтверждают информацию текста. Отметьте подтверждает или не подтверждает для каждого суждения.
Пчёлы
Пчёлы относятся к общественным насекомым, так как они живут целыми семьями, и в пчелиной семье имеется чёткое распределение обязанностей между особями. Все члены семьи зависят друг от друга во все периоды жизни. В одной семье может быть до 80 тыс. насекомых, но это количество в течение года постоянно меняется.
Тело пчелы разделено на голову, грудь и брюшко.
На голове располагаются органы зрения – сложные фасеточные глаза и три простых глаза, одна пара усиков, которая служит органом обоняния и осязания.
Ротовой аппарат лижуще-грызущего типа. Для сбора нектара пчёлы пользуются длинным хоботком, который состоит из двух нижних челюстей, нижней губы и язычка. Нектар пчела набирает в зобик, а в гнезде отрыгивает его в ячейки сот. Если пчела голодна, то открывает клапан в зобике, и часть нектара переходит в её собственный желудок. Пчела может нести груз нектара почти равный её весу.
На груди пчелы расположены две пары перепончатых крыльев и три пары членистых конечностей, состоящих из тазика, вертлуга, бедра, голени и лапки.
На задних конечностях расположены корзиночки для сбора пыльцы, которую пчела счищает со своего тела покрытого волосками.
У рабочих пчел на конце брюшка располагается жало – средство защиты. Ужалив, через некоторое время, пчела погибает. Это связано с тем, что жало у неё не гладкое, а зазубренное, немного похожее на пилу. Жало соединено с внутренними органами. Когда пчела старается достать жало из кожи животного, человека, то вместе с жалом выходят и некоторые внутренние органы, повреждается нервная система, это ведёт к смерти.
Половая система представлена яичниками и яйцеводами. У рабочих пчёл половая система недоразвита. Матка может откладывать ежедневно до 2000 яиц. Оплодотворение внутреннее.
Суждение | Подтверждаю | Не подтверждаю |
1. У рабочих пчёл половая система недоразвита. | | |
2. В одной семье может быть до 80 тыс. насекомых | | |
3. Матка откладывать до 2000 яиц в сутки | | |
4. Рабочая пчела может нести груз нектара равный её весу | | |
5. В одной семье количество пчел не меняется в течение года | | |
Задание 1. Пчёлы (1 из 5) | |||||||||||||||||||
ХАРАКТЕРИСТИКИ ЗАДАНИЯ: Содержательная область оценки: Живая система Компетентностная область оценки: оценивать информацию Контекст: общественный Уровень сложности: средний Формат ответа: задание с комплексным множественным выбором Объект оценки: оценивать c научной точки зрения аргументы и доказательства из различных источников Максимальный балл: 2 Способ проверки: программный | |||||||||||||||||||
Система оценивания: | |||||||||||||||||||
Балл | Содержание критерия | ||||||||||||||||||
2 | Выбраны следующие ответы и никакие другие:
| ||||||||||||||||||
1 | Выбрано верно 4 ответа; допущена одна ошибка, ИЛИ выбрано верно 4 ответа, один ответ не выбран. | ||||||||||||||||||
0 | Выбраны другие варианты ответов, или ответы не выбраны. |
Задание 2/5
Прочитайте текст. Рассмотрите график. Для ответа на вопрос отметьте нужные варианты ответа.
Трутень
Трутни средней величины с большими глазами. У трутней нет жала. Основное назначение трутня - спаривание. Рабочие пчелы четко следят за численностью трутней в улье, и увеличивают её лишь тогда, когда необходимо оплодотворить новую матку или во время роения. При подготовке к зиме, трутней изгоняют из улья за ненадобностью. Отдельные самцы пчел погибнут сразу после того, как оплодотворят матку.
Рис.1. Количество пчёл в одном улье
Какие ниже утверждения соответствуют информации, содержащейся в графике:
1) Больше всего трутней в 2023 году;
2) В 2021 году в улье находится 150 трутней и 17000 медоносных пчёл;
3) В 2023 году в улье находится 250 трутней и 20000 медоносных пчёл;
4) Меньше всего трутней в улье 2021 году.
5. В улье в 2021 и 2022 году было 37850 пчел.
Задание 6. «Пчёлы (2 из 5) | |
ХАРАКТЕРИСТИКИ ЗАДАНИЯ: Содержательная область оценки: физические системы Компетентностная область оценки: научное объяснение явлений Контекст: глобальный Уровень сложности: низкий Формат ответа: задание с выбором нескольких верных ответов Объект оценки: делать и научно обосновывать прогнозы о протекании процесса или явления Максимальный балл: 1 Способ проверки: программный | |
Система оценивания: | |
Балл | Содержание критерия |
2 | Выбраны ответы: 2(В 2021 году в улье находится 150 трутней и 17000 медоносных пчёл;), 5 (В улье в 2021 и 2022 году было 37850 пчел.) и никакие другие. |
1 | Выбран один ответ: 2(В 2021 году в улье находится 150 трутней и 17000 медоносных пчёл;), или 5 (В улье в 2021 и 2022 году было 37850 пчел.) и никакие другие. |
0 | Выбраны другие ответы или ответ отсутствует. |
Задание 3/5
Прочитайте текст. Для ответа на вопрос отметьте нужный вариант ответа.
При описание опыта выберите сформированную гипотезу, объяснённого данного явления.
Поведение пчёл
Удивительно, но это факт - пчелы предпочитают цветы фиолетового и сине-зеленого цвета. Ученые наблюдали, как в конструкции из цветов различной расцветки, пчелы сразу бросились к фиолетовым и желтым цветам. Конечно, только при наличии ожидаемой пыльцы. Если таковой не было, пчелы начинали изучать цветы другой расцветки
Считается, что пчелы в поисках подходящего цветка выбирают тот, в котором больше нектара и пыльцы. Но это не единственный критерий отбора. Профессор Ларс Читка и ее коллеги из лондонского университета Королевы Марии экспериментальным путем обнаружили, что пчелы летят на теплые цветы. Был проведен следующий эксперимент. Пчелам предложили фиолетовые, более теплые цветы и розовые, с прохладным нектаром, 58% пчел выбрали первые. Выбирая же из тех цветов, где температура нектара розовых была выше фиолетовых, 61.6% пчел избрали розовые цветы. Читка сравнивает эту особенность выбора пчел с эффектом горячего чая в холодную погоду.
Отметить один верный вариант
1. Пчелы предпочитают больше всего цветы розового цвета.
2. Пчелы при выборе цветка предпочитают холодные цветки.
3. Насекомым необходимо поддерживать температуру своего тела и дополнительным источником энергии выступает температура нектара.
4. Пчелы в поисках подходящего цветка, ориентируются только на один критерий цвет цветка.
Задание 3. ПЧЁЛЫ. (3 из 5). | |
ХАРАКТЕРИСТИКИ ЗАДАНИЯ: Содержательная область оценки: живые системы Компетентностная область оценки: применение естественно-научных методов исследования Контекст: личный Уровень сложности: средний Формат ответа: задание с выбором одного верного ответа Объект оценки: выдвигать объяснительные гипотезы и предполагать способы их проверки Максимальный балл: 1 Способ проверки: программный | |
Система оценивания: | |
Балл | Содержание критерия |
1 | Выбран ответ 3 (Насекомым необходимо поддерживать температуру своего тела и дополнительным источником энергии выступает температура нектара.). |
0 | Выбран другой вариант ответа, или ответ отсутствует. |
Задание 4/5
Уменьшение численности пчёл
Прочитайте текст. Рассмотрите рисунок. Запишите свой ответ на вопрос.
К какой экологической проблеме приведёт исчезновение пчёл на Земле.
Численность пчелиных колоний неуклонно сокращается уже более полувека. Но только за последнее десятилетие процесс перешел на устрашающие скорости. По разным оценкам ученых, в США и Европе вымерло от 50 до 80 % пчел. Для России называется цифра в 40%.
Если ситуация радикально не изменится, к 2035 году все пчелы на Земле могут исчезнуть навсегда.
Задание 4. Пчёлы (4 из 5). | |
ХАРАКТЕРИСТИКИ ЗАДАНИЯ: Содержательная область оценки: глобальная Компетентностная область оценки: интерпретация данных и использование научные доказательства для получения выводов Контекст: личный Уровень сложности: средний Формат ответа: задание с развёрнутым ответом Объект оценки: анализировать, интерпретировать данные и делать соответствующие выводы Максимальный балл: 2 Способ проверки: экспертный | |
Система оценивания: | |
Балл | Содержание критерия |
2 | Дан ответ, в котором прослеживаются мысли: Главная функция пчелы в природе – опыление. Насекомые способствуют росту и размножению овощных, ягодных, плодовых и лекарственных растений. После опыления на растении формируются плоды с семенами. Без посредника в виде пчелы большая часть растений вымрет. |
1 | Дан ответ, в котором прослеживается мысль: Что пчелы опылители растений. ИЛИ Многие растения исчезнут с нашей планеты. |
0 | Другой ответ, или ответ отсутствует. |
Задание 5/5
Прочитай текст. Рассмотрите рисунок. Для ответа на вопрос отметьте нужные варианты ответа.
Какие экологические проблемы могут быть связаны с уменьшением численности пчёл на Земле?
Вымирание пчел
За последние десятилетия популяция диких пчел резко сократилась.
Чтобы оценить масштабы проблемы, достаточно посетить горный уезд Маосянь в Китае. Здесь вымерли все дикие пчелы. В результате фермерам приходится ежегодно опылять яблони вручную. Это нужно сделать в течение 5 суток, иначе урожая не будет. Во время опыления в сады приезжают тысячи жителей. В качестве инструментов они используют самодельные приспособления, изготовленные из сигаретных фильтров или куриных перьев. За день 1 человек может опылить 5–10 яблонь.
Отметьте два верных варианта ответа
1. Увеличение посевов монокультур
2. Дефицит пресной воды
3. Широкое использование человеком пестицидов
4. Магнитные бури
5. Таяние ледников
6. Увеличение численности конкурентов
Задание 5. Пчёлы (1 из 5) | |
ХАРАКТЕРИСТИКИ ЗАДАНИЯ: Содержательная область оценки: физические системы Компетентностная область оценки: научное объяснение явлений Контекст: глобальный Уровень сложности: средний Формат ответа: задание с выбором нескольких верных ответов Объект оценки: делать и научно обосновывать прогнозы о протекании процесса или явления Максимальный балл: 1 Способ проверки: программный | |
Система оценивания: | |
Балл | Содержание критерия |
1 | Выбраны ответы: 1(Увеличение посевов монокультур), 3 (Использование человеком пестицидов) и никакие другие. |
0 |
Перечень источников
1. Пасечника В. В. Учебник по биологии для 8 класса Базовый уровень под ред. Пасечника В. В. Издательство «Просвещение» 2023г.
2.https://kipmu.ru/pchela/?ysclid=lq0dy6a3qq43928516 Научно популярный журнал.