Выступление на ШМО по теме «Функциональная грамотность. Формирование читательской грамотности»
Каждая страна заинтересована в конкурентноспособности своего образования. В настоящее время меняются запросы на качество образования. Главной целью для всех стран становится формирование функциональной грамотности. Под функциональную грамотность меняются экзамены, меняется образовательная среда, меняются и образовательные стандарты.
СЛАЙД 1.
Существует Международная программа по оценке образовательных достижений PISA. Исследования проводятся по математике, чтению и естествознанию. Если посмотреть на динамику достижений российских школьников за период с 1995 до 2018 года, то по предметным знаниям российские школьники входят в десятку лучших стран, по чтению в начальной школе мы лидируем. Это результаты исследований PIRLS и TIMSS. А если посмотреть на функциональную грамотность, то результат ниже среднего международного. По результатам исследований 2018 года по читательской грамотности мы на 31 мете, по математической грамотности 30 место, по естественно-научной -33 место. Это уже результаты исследований PISA. Т.е по функциональной грамотности наши школьники уступают многим странам. Президент России Владимир Путин поставил задачу вывести Россию в десятку лучших стран по качеству образования к 2024 году.
Чтобы войти в 10 необходимо предпринять много усилий. Главная проблема российских школьников в том, что они не видят связи обучения и той реальности, которая их окружает.
Что же делать? Как формировать функциональную грамотность? Пути решения данной проблемы были затронуты в курсах по функциональной грамотности на платформе Яндекс Учебник.
Как же изменить учебный процесс? Первое, с чего необходимо начинать, с изменения организации урока. Общение должно стать диалогическим. Причем это должен быть не только диалог: учитель-ученик, но и ученик-ученик. Это возможно только благодаря использованию групповых и парных форм работы на уроке. Включать в урок сложные задания, особенно те, что построены с опорой на жизненный опыт учащихся. Педагог должен уметь изменить ход урока, если это необходимо. Больше внимания надо уделять организации самостоятельной работы, спланированной с учетом разноуровневости. Очень важно так же включать в урок задания на все типы читательских умений.
Разберем практики формирования читательской грамотности.
Весь мир озаботился много лет тому назад стратегиями смыслового чтения. Стратегии смыслового чтения это план действий и операций читателя, работающего с текстом, которые способствуют развитию умений чтения и размышлению о читаемом и прочитанном, и включают в себя процедуры анализа информации и степени ее понимания, а также взаимодействие «читатель-текст» (диалог с текстом).
На любом уроке должна быть спланирована текстовая деятельность, но не в традиционной методике. Многие педагоги считают, что каждый ученик вдумчиво и с пониманием читает текст, затем отвечает на вопросы. Но это не так. Если ребенок не понимает, зачем он читает текст, он не будет вдумываться в прочитанное.
Давайте рассмотрим, в чем должна заключаться деятельность учащихся на разных этапах работы с текстом.
1 стадия - предтекстовая.
-формулируется цель чтения.
-определяется характер текста
-читается заголовок и подзаголовок
-препдполагается, в чем замысел автора
-выбор вида чтения и само чтение.
2 стадия – текстовая
-по ходу чтения выдвинуть предположения, которые можно опровергнуть или подтвердить, оценить, оценить аргументы и логику текста, зафиксировать непонятное, спорное, важное.
3 стадия –послетекстовая
-обдумать текст и выполнить задания: репродуктиные, продуктивные, коммуникативные, творческие.
СЛАЙД 2.
Остановимся более подробно на каждой из перечисленных стадий смыслового чтения. На стадии предтекстового чтения главная цель педагога: создать условия для того, чтобы у детей появилось желание прочитать данный текст. Здесь можно использовать следующие приемы:
-батарея вопросов;
-рассечение вопроса.
Например, при чтении текста Р. Киплинга «Откуда взялись броненосцы» могут быть заданы такие вопросы: «Кто такие броненосцы?», «Где они живут?», Откуда же взялись броненосцы?».
При чтении, например, сказки Андерсена Г. Х. «Стойкий оловянный солдатик» можно использовать прием «Рассечение вопроса». Перед чтением надо выяснить, что такое олово, чем оно отличается от другого металла. Что значит стойкий солдатик?
СЛАЙД 3.
Можно предложить учащимся рассмотреть иллюстрации к тексту. Попросите учеников сделать предположения, о чем будет текст. Предположения можно зафиксировать в ходе мозгового штурма на доске или в виде вопросов учеников, которые они запишут в таблицу З-Х-У.
Самые интересные вопросы можно записать на доске или написать их на стикерах, разместив на видном для учеников месте. Обратите внимание учеников на структуру текста, расположение абзацев, наличие разного шрифта, подзаголовков, выделенных слов. Заинтересовав детей новым произведением, можно переходить непосредственно к чтению.
СЛАЙД 4.
На данном этапе необходимо учитывать, что существуют стратегии текстового чтения художественного и не художественного текста (учебного, учебно-научного и научного).
На второй стадии можно использовать следующие подходы:
- Текст читает педагог. Учащиеся могут просто слушать учителя, либо следить за текстом по ходу чтения. По ходу работы делаются логически обоснованные паузы (можно задать вопрос), необходимо обращать внимание на термины, сложные для понимания слова (их можно выписывать на доске, после прочтения текста на третьем этапе можно поработать со словарем или энциклопедией).
2. Учащиеся читают текст самостоятельно. Необходимо приучать ребят читать текст дважды — первый раз для общего понимания текста, второй раз с выполнением заданий для осмысления текста.
СЛАЙД 5.
Можно использовать прием «Кольца Венна». В ходе работы необходимо выявить, что у объектов общего, в чем различие. Колец должно быть столько, сколько сравнивается объектов. Например, так можно сравнить части речи.
При работе с текстом важно организовывать работу с различными таблицами. Самая эффективная таблица - «Знаю – хочу знать – узнал». В ходе чтения ученик в паре или фронтально вспоминает все, что знает по теме. После актуализации знаний, ребенок находит пробелы в своих знаниях и выделяет для себя, что хочет узнать. Затем пишется список вопросов, на которые ученик хочет получить ответ, и по мере чтения текста, фиксирует то, что узнал.
На уроке обобщения знаний может быть составлена сводная таблица по изученной теме. Например: «Части речи», «Материки», «Природные зоны» и т.д.
СЛАЙД 6.
Существует целый спектр педагогических техник: «Кубик Блума», «Ромашка Блума», технология «толстых» и «тонких» вопросов. Очень эффективны при работе с текстами стратегии разметки текстов. Одна из них – стратегия INSERT. При работе с новым текстом ребенок делает пометки: «знал» (галочка), «не ново» (-), «принимаю» (+), «новое», «убедили», «согласен» (+), «не убедительно», «я не согласен» (-).
СЛАЙД 7.
Третий этап тоже может быть вариативным. Можно вернуться к вопросам и предложениям, зафиксированным на этапе «До чтения». Возможно, появились новые вопросы, которые ученики могут задать вам или другим ученикам. Можно продолжить работу с терминами и ключевыми словами, например, составить глоссарий по данной теме или плакат с терминами. Можно использовать ролевые игры, если текст предполагает различных героев, события и разные взгляды на эти события.
Для художественных текстов хорошо использовать творческие задания — рисунки с цитатами, инсценировки (при этом ученики могут продумать некий доступный реквизит, нарисовать какие-то элементы, или вы заранее можете подготовить необходимый реквизит и маски для учеников).
Стратегии смыслового чтения, безусловно, это одна самых важных составляющих в формировании функциональной грамотности школьников.
Используемый источник: Материалы курсов «Функциональная грамотность: развиваем в школе» (курс «Начальная школа»)
https://myslide.ru/documents_7/6f1aa8f14cd64ec4fe0a90acedab7fd1/img10.jpg
https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/0439/000c73d0-a545c7ca/img4.jpg
https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/0439/000c73d0-a545c7ca/img10.jpg
https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/0439/000c73d0-a545c7ca/img11.jpg
https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0c71/00088468-ca4493e7/img18.jpg
https://medianar.ru/files/presentations/medianar_106/34.jpg
Трефилова Раиса Поликарповна
Сорокина Светлана Валерьевна
Трефилова Раиса Поликарповна
Белавина Виталина Николаевна
Сорокина Светлана Валерьевна
Горбачёва Марина Юрьевна
Сорокина Светлана Валерьевна
Савкина Юлия Камильевна
Сорокина Светлана Валерьевна