Дидактический материал по предупреждению и исправлению речевых нарушений у воспитанников ДОУ и младших школьников.

6
4
Материал опубликован 1 February 2019

Муниципальное образование город Муравленко

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ШКОЛА №5»

Дидактический материал по предупреждению и исправлению речевых нарушений у воспитанников ДОУ и младших школьников.

Автор: Аскульская Любовь Владимировна,

учитель-логопед,

высшая квалификационная категория.

Дидактический материал по предупреждению и исправлению речевых нарушений у воспитанников ДОУ и младших школьников.

Основой современных образовательных стандартов является формирование базовых компетентностей человека. Федеральный государственный образовательный стандарт направлен на развитие у учащихся таких компетентностей, которые способствовали бы самореализации его личного потенциала. Одной из ключевых компетенций, которая напрямую решает проблему самореализации личности ребенка, является коммуникативная. Её формированию в полной мере способствует правильная речь. Но в последнее время наблюдается тенденция увеличения количества детей с речевыми нарушениями. Для того, чтобы речь ребенка развивалась полноценно, а социальная адаптация проходила успешно, необходимо своевременно предупредить и скорректировать ошибки в устной и письменной речи. Самыми распространенными являются ошибки, обусловленные несформированностью фонематических процессов. Данные речевые недостатки приводят к снижению успеваемости по русскому языку, вследствие чего учащиеся не могут в полной мере усвоить общеобразовательные программы и как следствие пропадает мотивация к школьному обучению вообще. Чтобы не пропало желание учиться, специалистам нужно вовремя скорректировать ошибки, возникшие вследствие несформированности фонематических процессов. Для достижения оптимальных результатов в коррекционной работе необходимо использовать игровые упражнения с опорой на наглядность, которые позволяют максимально привлечь внимание ребенка к их выполнению. Мотивация к выполнению данных заданий увеличивается, так как ведущая деятельность в детском саду игровая, в школе – учебная, и детям тяжело переключиться с игровой деятельности на учебную, мы предлагаем на занятиях использовать задания, которые в игровой форме помогают нам решать учебные, коррекионно- развивающие задачи.

Проблема: учащихся, имеющих речевые нарушения, обусловленные несформированностью фонематических процессов, становится больше, ошибки многочисленнее и разнообразнее, а средств преодоления, максимально повышающих мотивацию к выполнению заданий с опорой на наглядность и сочетающих в себе и игровую, и учебную деятельность существует недостаточно.

Актуальность: недостаточное количество средств по преодолению речевых нарушений, обусловленных несформированностью фонематических процессов.

Цель данной разработки: предупреждение и исправление речевых нарушений устной и письменной речи, посредством использования дидактических материалов с опорой на наглядность.

Практическая значимость: данные речевые пособия можно использовать на любом занятии для развития и коррекции нарушений фонематических процессов в устной и письменной речи.

Дидактический материал предназначен для работы с детьми, имеющими нарушения в устной и письменной речи, обусловленные фонематическим недоразвитием. Данные материалы могут использоваться на групповых и индивидуальных логопедических занятиях на этапах предупреждения и исправления речевых ошибок, как в школе, так и в детском саду. Дидактический материал разрабатывался таким образом, чтобы его могли использовать не только специалисты, но также родители детей, имеющих речевые нарушения. Также данный материал могут использовать педагоги на уроках по звукобуквенному анализу и родители детей с нормальным речевым развитием на этапе подготовки ребенка к школе.

 

Дидактические материалы.

Рекомендации: карточки разрезаются и вкладываются в файл. Учащиеся работают фломастером, который после работы легко убирается. Одну и ту же карточку можно использовать на занятиях в разных группах.

1 серия карточек используется на этапе коррекции акустической дисграфии.

Фонематическое восприятие.

Дифференциация Д-Т.


 


 

 


 


 


 


 


 


 

Учащиеся записывают буквы Д-Т на квадратиках с картинками (если не умеют писать словами), если навык письма сформирован, то все слова записываются.


 


 


Дифференциация Б-П.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

 

Учащиеся записывают буквы Б-П на квадратиках с картинками (если не умеют писать словами), если навык письма сформирован, то все слова записываются.

 

 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Дифференциация З - С.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

 

Учащиеся записывают буквы З-С на квадратиках с картинками (если не умеют писать словами), если навык письма сформирован, то все слова записываются.

 

 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Дифференциация С – З – Ц.


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Дифференциация С – Ц.


 

 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Дифференциация Ч – Щ.


 

 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Учащиеся записывают буквы З-С на квадратиках с картинками (если не умеют писать словами), если навык письма сформирован, то все слова записываются.

 

 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Дифференциация К – Г.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

 

Учащиеся записывают буквы Г-К на квадратиках с картинками (если не умеют писать словами), если навык письма сформирован, то все слова записываются.

 

 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Дифференциация К – Х. Дифференциация Г - К – Х.


 


 


 


 


 


 


 

Дифференциация В – Ф.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Учащиеся записывают буквы Г-К на квадратиках с картинками (если не умеют писать словами), если навык письма сформирован, то все слова записываются.

 

 

Дифференциация Ц – Т ́.


 


 

Дифференциация Ц – Ч.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Дифференциация Ж – Ш.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

 

Учащиеся записывают буквы Ж-Ш на квадратиках с картинками (если не умеют писать словами), если навык письма сформирован, то все слова записываются.

 

 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Дифференциация Щ – Ш.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Дифференциация С – Ш.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Дифференциация гласных первого и второго ряда(твердые и мягкие согласные).


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

У нас в школе нет логопеда, так что приходится самой выискивать материал для коррекции. Большое спасибо Вам за карточки!!!

6 February 2019

Поздравляю с победой!

2 April 2019

Поздравляю с победой в конкурсе!!!

2 April 2019

Поздравляю с победой в конкурсе!!!

2 April 2019

Похожие публикации