Предупреждение и исправление ошибок чтения у младших школьников
В помощь учителю
Предупреждение и исправление ошибок чтения у младших школьников.
(рекомендации учителю)
1.Развитие восприятия.
Развитие пространственных представлений
Определение схемы тела, правого и левого направлений в пространстве, пространственных взаимоотношений объектов, схемы тела стоящего напротив, последовательности предметного, числового ряда, графическое обозначение направлений.
Поднять свою «главную» руку, поднять другую руку.
Соотнести части тела с правой рукой, назвать их (правая щека, нога), соотнести с левой рукой части тела, назвать их.
Вытянуть в сторону правую руку. Перечислить предметы, находящиеся с правой стороны, повернуть голову влево, вправо, наклонить голову к правому плечу, левому ит.д.
Стоя в колонне, назвать стоящего впереди, стоящего сзади. Стоя в шеренге, назвать стоящего слева, справа.
На демонстрационном полотне расположить по инструкции соответствующие картинки слева и справа от объекта.
Определить место соседа по отношению к себе, соотнеся это с соответствующей своей рукой (Петя справа от меня)
Стоя попарно лицом, друг к другу, по команде один из каждой пары определяет сначала у себя, а затем у товарища правую руку, левое плечо и т.д.
Определить правый и левый рукав блузки
Зрительный диктант(на материале геометрических фигур, различных трафаретов ит.д.)
По числовому ряду назвать первое число слева, справа, показать соседа слева, справа ит.д.
Развитие зрительного восприятия.
Назвать предметы по их контурам.
Назвать недорисованные предметы.
Распределить предметы по величине.
Нахождение фигуры среди других похожих.
Срисовывание изображений, состоящих из фигур и стрелок.
Составление разрезанных на части картинок.
Для увеличения объема восприятия – «Карточки – столбики»
Педагог быстро открывает и закрывает слова, состоящие из четырех букв, а ученик читает до тех пор, пока не будет схватывать слово за мгновение. Затем ученику даются карточки со словами, состоящими из большего количества букв. Повторять упражнения до тех пор, пока ученик не научится читать слова, состоящие из 10 букв.
Примерные наборы слов:
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
паук | экран | скрипка | синоним | лепесток | жадничать | гололедица |
бусы | около | компас | тротуар | канонада | зарисовка | лучезарный |
сыро | разве | шнурки | веселье | Вещество | викторина | спозаранку |
роса | щегол | костюм | пианино | аквариум | богатство | равновесие |
Формирование буквенного гнозиса.
Найти букву среди ряда других букв.
Сравнить одни и те же буквы, но написанные разным шрифтом.
Назвать или написать буквы, перечеркнутые линиями.
Дописать незаконченную букву.
Выделить буквы, наложенные друг на друга.
Конструирование печатных и рукописных букв из элементов.
Расширение поля зрения
Повесить над ребенком на уровне его глаз, на расстоянии 1,5 – 2 метра лист бумаги с нарисованным в центре кругом. Пусть сфокусировав взгляд на нем, ребенок назовет предметы, которые видит справа и слева.
Работа с цифровой или буквенной таблицей.
Положить таблицу перед глазами ребенка. Попросить его зафиксировать его взгляд в центре, на заштрихованном квадрате. Предложите ему, не переводя взгляда, назвать те буквы, которые более или менее отчетливо ему видны. Следующий этап: указать на какой-нибудь из квадратов и попросить назвать, стоящую в нем букву, при этом смотреть только в центр таблицы.
А | Н | К | О | Б |
У | Х | Р | Д | С |
И | Ю | | Ш | Е |
А | З | Ч | З | Т |
Л | П | Я | Ц | В |
Ученик мгновенно схватывает глазами столько слов, сколько сможет за одно восприятие, и произносит их, не глядя в текст.
2.Развитие внимания.
Задания типа: расставь буквы по местам
славный свалный
собака сабока
проголодалась пргодолалась
«Сверхсекретный язык»
Педагог читает слова, ребенок произносит эти слова наоборот:сон – нос.
«Собери бусы для принцессы»
Найти в цепочке слоги в следующем порядке, сложить их и догадаться какое слово получилось.
Б А Р К Л М Н Т С Т А Р Т П Ж Г Р Е Й Б В Г Д Л К А С Б Ф К Ж Ш Щ
1 слово- СГ, СГ, СГС, СГ
2 слово – СГС, СГ
3 слово – ГС, СГ
4 слово – СГ,СГС,СГ
«Собери буквы-грибы»
Ребенку дается текст. Главное – крупный шрифт. Предложить в течении нескольких минут вычеркнуть букву а.
«Склеенное слово», «Склеенное предложение».
Нужно отделить слова или предложения друг от друга вертикальной черточкой.
ШАРКОРЗИНАБОТИНКИБИНОКЛЬЕДАОБЕЗЬЯНКА
БЫЛАЗИМАМОРОЗЩИПАЛЩЕКИПОТОМСТАЛОТЕПЛОВЫПАЛОМНОГОСНЕГАДЕТИЛЕПИЛИСНЕГУРОЧКУ
3.Развитие памяти.
«Чудеса». Дается ряд слов. Например:книга, цветок, сосика, мыло. Соединить эти слова между собой так, чтобы получился рассказ.
Ребенку показываются картинки, он называет возникшие ассоциации, через некоторое время педагог называет эти ассоциации, а ребенок должен вспомнить и назвать картинку.
4.Развитие мышления.
Развитие словесно-логического мышления
Подумать и сказать, чем похожи слова в каждой из строчек.
Яблоко и арбуз
Сахар и снег
Книга, крыша, коробка
Разгруппировать слова по признакам:
Животные, насекомые, птицы.
Фрукты, овощи, цветы.
По начальной букве в слове (напр. Слова на буквы «п»)
По количеству слогов в словах.
Развитие навыка смысловой догадки
Догадаться какие буквы пропущены и вставить их
Пошел темн… ночью серый ежик по ле… лу… . Увиде… красную клюкви…
И наколол на сер… иголоч….
Вставить пропущенные буквы.
По пруду п.ы.ут же.т.е, к.ас.вые кор.б.ики.
5.Развитие речи.
Развитие артикуляции
Четко произносить буквосочетания:
АОУЫИЭ АЫОУЭИ ЗСШ ШЖС БДПТ
Проговаривание чистоговорок, скороговорок.
Для коррекции сбоя в артикуляции –«Произнеси быстро»
Дается предложение или строфа стихотворения, и просят 10 раз подряд произнести ее вслух без пауз и как можно быстрее. Все слова должны произноситься очень четко. Выполнять задание ежедневно. Можно засекать время. сокращение времени произнесения фразы из одного и того же количества букв свидетельствует об улучшении процесса артикулирования.
Чтение слоговых таблиц
Сначала использовать таблицу с 9 слогами, затем –с 16-ю, позднее – с 36 слогами.
ма | ок | им |
ум | ми | го |
ко | ам | му |
ба | со | ап | ел |
ле | ил | са | пу |
бу | ли | бе | зо |
ос | би | па | ас |
ме | аш | ри | ам | ку | ле |
ом | су | ве | си | ок | пи |
ту | ор | им | ля | ус | до |
ши | ук | ру | ве | ил | чу |
ха | ди | ик | ли | ир | со |
се | по | ша | ро | ми | ут |
Дифференцирование звуки речи в слогах, в словах, в предложениях (звонких и глухих, шипящих и свистящих, твердых и мягких, сходных по артикуляции)
Поднять соответствующую букву на заданный звук
Разложить картинки по наличию заданных звуков
Подобрать к заданным буквам картинки, в названии которых есть соответствующий звук
Графический диктант
Педагог диктует слова, ребенок пишет заданные буквы(например только букву Ш или С: шапка – Ш,собака – С)
Различить слова, близкие по слоговому составу, но различные по смыслу: «крыша – крыса», «день – тень», «булка – белка».
Назвать слова, включающие в себя сразу два оппозиционных звука: «С» и «Ш» - «сушка», «Ц» и «Ч» - «чернильница».
Развитие фонематического анализа и синтеза
Выделение звука на фоне слова
Выделение первого и последнего звука из слова
Определение места звука в слове
Определение количества и последовательности звуков в слове.
«Конфликтные картинки»
Ученику предлагаются пары «конфликтных картинок». Одно слово, обозначающее предмет, пишется на отдельной карточке, и ученик, прочитав, указывает на соответствующую картинку.
Слова картинки
Молоток молоко, молоток
Преобразовать слова путем замены, перестановки или добавления звуков и слогов (сок – сук, сом – лом)
Расчленить слышимую речь на отдельные слова и звуки.
Выделить звуки из слова вразбивку(назвать2,3,5-тый звуки в слове, назвать слово, где определенный звук стоял бы на втором, четвертом, седьмом и т.д. месте., определить количество гласных, согласных в слове.
Назвать слова из 3, 4, 5 звуков и выделить в них звуки в той последовательности, в какой они следуют в этих словах.
Развитие звукового и слогового синтеза
Назвать слово, произнесенное по звукам с паузой между ними (с, о, м)
Назвать слитно слово, произнесенное по слогам, при этом интервалы между слогами постепенно увеличиваются ( ма -ши -на)
Добавить недостающие слоги в слогах (о…ванчик)
Составить слово из слогов, данных в беспорядке (точ, лас, кА)
Произнести слитно предложение, произнесенное педагогом по слогам (Де-воч-ки си- дят на ска-мей-ке.)
Развитие грамматических навыков
Дописать приставки в словах и предложениях (Машина …ехала в гараж.)
Из слов, данных в беспорядке составить предложение.
Закончить предложение, подобрав нужное слово( На озере плавали белые …)
Изменить словосочетание, данное в скобках (Мама подарила дочке «красивая кукла»)
Дополнить предложение.
Девочка кормит. (кого?)
Девочка кормит собаку.(какую?)
Девочка кормит красивую собаку. (где?)
Девочка кормит на улице красивую собаку.
«Исправь ошибки»
Когда хотят что-то купить, теряют деньги.
В полу лежит красивый ковер.
Соединить 2 предложения в одно, использую союзы: а,но, хотя, зато, если, то.
В лесу идет дождь. Гремит гром.
Ярко светит солнце. Поют птицы.
Развитие навыка понимания текста.
Прочитать предложение и выполнить соответствующее действие.
Прочитать предложение и ответить на вопрос.
Выбрать из текста предложение и показать соответствующую картинку.
Найти в тексте ответ на данный вопрос.
Расставить предложения по порядку.
На помощь кораблям приходит ледокол.
Не могут корабли плыть дальше.
Лед сковал море.
Наступила зима.
Прочитать текст и постараться ответить на вопросы.
Ребятишки позвали Ваню домой. А Ваня не слышит. Подошел к березке, смотрит, какая она красивая. Могучим дубом любуется.
Поиск смысловых несуразностей
Подготовить текст, в котором наряду с правильными предложениями встречаются такие, которые содержат смысловые ошибки. Задача ученика – найти эти ошибки.
Весна.
Наступило лето. На заснеженных ветках сидят соловьи. Из берлоги выкатились зайчата, очнувшись от зимней спячки. На деревьях распускаются почки и опадают листья.
«Заполни пропуски» (в тексте пропущены слова или буквы)
Долго ли коротко ли шел принц по тропинке, и вот, наконец, он ______ маленькую ______ на курьих ножках.
И тут мальчик неожиданно о_ _ я_ _ _ ся. (остановился, оглянулся, оступился)
Расширение словарного запаса.
Подобрать действия.Что делает предмет?
Метель –метет, а гром –…. Дождь -…, а солнце -… .
Подобрать к словам антонимы, синонимы.
Найти лишнее слово
Грустный, печальный, унылый, глубокий.
Храбрый, звонкий, смелый, отважный.
Добавление прилагательных в предложение.
Бабушка купила _________ груши.
Описание предметов (по форме, по цвету, величине и т.д.)
Различные игры (кто как передвигается? Кто как голос подает? Какие звуки издает? Кто как ест? Кто что делает?)
Ассоциации. Педагог называет слова, а ребенок говорит первое слово, которое ему пришло в голову.
Смысловые ряды. Ученики догадываются, каким будет четвертое слово.
Белка – дупло, собака -…
Игра «Чем отличаются слова?» подобрать картинки, придумать предложения с этими словами.
Шить – вязать, чистить – подметать, нести – везти.
6.Развитие самоконтроля и саморегуляции.
При чтении нельзя повторять слово-название цветка: окно, книга, ромашка, ириска, просо, плечо, шкаф, василек.
«Спрячь букву А»
Переписать текст, заменяя букву А на точку.
При чтении менять звук о на и
ПО ОРХ КРОТ
Читать рассказ про себя, но каждое второе слово произносить громко.
7.Коррекция скорости чтения.
Педагог читает, а ребенок следит глазами. Как только педагог останавливается, ребенок продолжает читать.
Ребенок начинает читать медленно, как только педагог говорит слово «молния», - читает очень быстро.
Для формирования навыка правильного чтения очень важно организовать наблюдение учащихся за чтением своих товарищей. Для организации таких наблюдений можно использовать следующие приемы:
1. Комбинированное чтение, когда в тексте выделяются предложения для чтения их хором. Перед учащимися ставится задача вовремя включиться в хоровое чтение.
2. Сопряженное чтение. Педагог читает текст вместе с учениками, затем педагог на время останавливается, выключаясь из чтения, ученики продолжают читать хором одни. Чтение должно быть слаженным, чтобы потом свободно к нему мог подключиться учитель.
3. Чтение с практическим заданием: подчеркни окончания, расставь паузы.
4. Контроль за чтением товарища с последующим сообщением количества ошибок. Задания даю по вариантам: проследить за правильностью прочтения окончаний, за правильностью постановки ударения, проследить за правильностью постановки пауз.
5. Использование магнитофона. Учащиеся прослушивают 2-3 предложения, которые читаются правильно, без ошибок, стараются повторить аналогично без ошибок.